|
№ 33 1647 г. февраля 8.— Сказка в Посольском приказе индийского купца Сутура об условиях торговли индийцев в Астрахани и о мерах по расширению торговли России с Индией. (л. 1) 155-го февраля в 8 день. В Посольском приказе диаком думному Назарью Чистого да Алмазу Иванову сказывал индеец торговой человек Сутур: В прошлом де во 153-м году приезжал для торгового промыслу из-Ындеи в Астарахань, а из Астарахани в Казань и к Москве индеец торговой человек [Сутур]. И в Астарахани де и в Казани ему обид никаких ни от ково не было, и торговать ему дали повольною торговлею. А таможенные головы с товаров ево государеву пошлину имали прямую и отпускали ево везде без задержанья. Также и на Москве таможенные головы и целовальники дали ему с товары своими стоять на гостине дворе, [83, 84] и торг ему дали повольной же, и пошлину имали с товару ево прямую, а обиды ему ни от ково не было ж. И тот де индеец государскому жалованью тому гораздо подивился, что ему нигде обиды нихто ничево не учинил, и пошлины с них имали прямые, и пропущали везде без задержанья, а не как в Кизылбашех. И как де он, исторговався, поехал назад в-Ындею через Кизылбашскую землю, и которые индейцы торговые люди в те поры излу(л. 2)чилися в кизылбашских городех, и он де тем индейцем всем государскую милость и воеводцкое береженье розсказал. Да и в-Ындею де приехав, индейцем торговым людем про то росказывал же, что им на Руси в Московском государстве и в Казани и в Астарахани всем иноземцом, которые из-ыных государств приезжают, бывает честь и береженье, и пошлину государеву емлют на них прямую, а обид и насильства им ни от ково не бывает. И индейцы торговые люди, слыша от него такие речи, что к ним, торговым людем, государская милость и береженье, обрадовалися и по тем де ево речем нынешнего году приехали в Астарахань индейцы торговые люди с товары 25 человек. А товары с ними небольшие, тысечи по 3 и по 4, потому что ещо приехали они впервые проведать, какова на Руси в государевых городех к ним, иноземцом, государская милость и береженье. Да хотя де с ними и немного было товаров, а пошлин де взяли с них, индейцев, в государеву казну в Астарахани больши (л. 3) 4000 рублев, и в Астарахани де им от боярина и воевод и от астараханских служилых людей обид никаких по ся места нет, и пошлины с них емлют прямые. Только де им большая обида и налога от астараханских толмачей, а всех де пуще им насильство и грабеж от юргенчанина, что ныне в Астарахани в переводчиках, от Девлеть-абыза. Такие де им беды и грабежи чинит, чево в ум нельзя взять, бояр де астараханских и воевод так не боятца, как ево, Девлеть-абыза, боятца. И вперед де только быть в Астарахани переводчику Девлеть-абызу да и иным переводчиком и толмачом только уйму не будет, и индейцы де с торги в Астарахань не поедут. А только де государь укажет послать в Астарахань свою государеву грамоту к боярину и воеводам, а велит им, индейцем, зделать в Астарахани двор особной индейской, и нынешним индейцем торговым людем велит государь воеводам и всяким людем дати ласку и береженье, а обидить их никому не дадут, и пошлины таможенные головы возьмут с них (л. 4) прямую вправду, и толмачом велит государь учинити заказ крепкой, а Девлеть-абыза только велит государь из Астарахани вывесть вон, и индейцов де в Астарахань столько будет с торгом, что де им в Астарахани и ставитца будет с товары негде. А многие де из них и в верхние государевы городы с торгом поедут, и от тово де государеве казне в пошлинах будет многая прибыль, лише б де было им с кем торговать, хоти де на 100 000 рублев, и они купят. А товар де они покупают на свою индейскую руку: соболи не самые дорогие, пупки не дорогие ж, шубы бельи, которые деланы на их индейскую руку, а умеют де те шубы делать в Казани, мед и иные товары, которые на их индейскую руку. А лутчи б де всего, только б де государь изволил послать в Астарахань своих купчин со многими товары, и государю бы де была прибыль не малая, и пошлины бы де были большие. Да только бы де изволил государь и золотых с ними, купчинами своими, послать, сколько он, (л. 5) государь, изволит, и индейцы б де и на деньги купили по рублю з гривною золотой, а на товар бы де на мену и дороже взяли. А индеяня привозят свои товары: шолк, дороги, киндяки и миткали и бязи, и иные товары, что у них ведетца, и каменье дорогое. А в Кизылбашех де во всех городех индейцов торговых людей много, [85] и пошлины де с них на шаха збирают многие, только им в шаховых городех береженья нет, и пошлины с них емлют лишние, и всякие люди Шаховы области их, индейцев, обидят и грабят, и товары сильно отнимают. А ханы и всякие приказные люди их зовут к себе обедать часто, мало не по вся дни, для подарков, чтоб к ним подарки носили большие, и от тово им чинятца убытки и насильства большие. Да и на то де они не смотрят: многие индейцы в шаховых городех живут безвыходно, есть де (л. 6) их 10 000 индейцев, живут без выезду. А только де государь велит в Астарахани индейцев, которые ныне приехали с торгом, поберечь, и ласку к ним воеводы покажут, а обидить их никому не дадут, и абыза Алея из Астарахани вышлют, а иным толмачом велит государь заказать с пристрастьем, и индейцев де в Астарахань с торгом столько будет что им и ставитца будет негде. И ис Кизылбаш де все индейцы поедут в Астарахань торговать, и от тово де государю пошлина будет большая. На лл. 1—6 по склейкам и на л. 6 под текстом помета: 155-го апреля в 16 день. Государь и бояря слушали и указали послать в Острохонь государеву грамоту г боярину и воеводе ко князю Федору Семеновичу Куракину с товарищи, велеть Девлет-Алея-абыза из Астрохани выслать в Казань. А последним перевотчиком и толмачем приказать накрепко, штоб ани жили бережно и абид и тесноты иноземцем никому никакой ни в чом не чинили. И велеть иноземцев во всем беречь накрепко и а том им говорить з государевым милостивым словом, штоб ани сами жили в государеве жалованье безо всяково опасенья и свою братью индейцев к государю на вечное житье под ево государеву высокую руку призывали, а государева к ним милость и береженье будет так же, как и к вам. ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Индией, 1647 г., д. 1, лл. 1—6. Подлинник. |
|