Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

IV. 1678 г. марта не ранее 2. — Выпись в Посольском приказе.

(л. 171) И против сей челобитной в Посольском приказе выписано:

В прошлом во 183-м году по указу блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа (л. 171 об.) Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, посылан в Хиву и в Бухары в товарыщах с Васильем Даудовым астараханской житель Маметь-Исуп Касимов, и из Бухар велено ему ехать великого государя з грамотою и с поминки к индейскому шаху. А поминков с ним от великого государя послано к шаху собольми и юфтьми и зеркалы, и корольки всего на 800 рублев. Да ему, Маметю, для той посылки дано его великого государя жалованья подмоги и в приказ денег 200 рублев, соболей на 200 ж рублев.

А по совершении в тех государствах великого государя дел проведывать им (л. 172) про руских полоняников, которые в тех землях объявятся. И буде проведают, и им говорить, чтоб ханы тех пленных людей к великому государю к его царскому величеству с ними отпустили без окупу и корм и подводы дать велели. Да как полоняников с ними отпустят, и им взять с собою и привести в Астарахань. А буде под полоняников подвод дать не велят, и им подводы нанять, а за тем их не оставливать.

А по отпуске из Бухар Василью велено ехать к великому государю к Москве, а товарыщу ево Маметю Касимову ехать великого государя з грамотою и с поминки к индейскому шаху. (л. 172 об.) А великого государя проезжей грамоты ему, Маметю, ис Посольского приказу не дано, для того что чрез которые государства в-Ындею путь, того в Посольском приказе было не ведомо. Да Маметю ж Исупу Касимову в наказе написано: буде индейской шах и ближние ево люди пленных людей не отдадут, и ему велено окупу давать по 15-ти и по 20-ти и по 30-ти рублев за человека указною дачею, а выше той дачи отнюдь не уставливать.

(л. 173) И в нынешнем во 186-м году генваря в 10 день к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, приехал к Москве Маметь-Исуп Касимов и в Посольском приказе той своей посылке подал статейной список, а в нем написано. — Был он в Хиве да в Бухарех и в Балху, а в-Ындею ево не пропустили. А сказали ему, Исупу, в пограничных городех, что они о приезде ево к шаху писали, и шах де ево отпускати к себе не велел, для того что никогда с великим государем с его царским величеством у него ссылок не было. [229]

И Маметь великого государя казну в-Ындее продав, взял 1355 рублев (л. 173 об.) и на те деньги окупил полоняников розных чинов 18 человек, окупу за них дал 857 рублев 25 алтын. И в том числе: за пензинского салдата за Митрошку Тимофеева — 50 рублев; за рейтара иноземского списку за казанца за Петра Пантелеева — 75 рублев; за танбовца за Левку Васильева — 65 рублев; за черноярскаго стрельца за Ивашка Иванова — 20 рублев; Казанского уезду Заинского города за казачью жену Окульку Васильеву — 20 рублев; Саранского уезду за рейтара за Чинара-мурзу Иванова — 50 рублев; (л. 174) Василя города посацких людей за Алешку Иванова — 50 рублев, за Антипку Ларионова — 65 рублев; Закамской черты Ерыклинского города за казачью жену Степанидку Анофрееву — 50 рублев; Казанского уезду Закамской черты Булярского города за пушкаря за Офоньку Сергеева — 51 рубль с полтиною; за ливенца сына боярского за Кири[ла] Медынцава — 16 рублен 8 алтын 2 деньги; за танбовца за Терешку Кузьмина — 30 рублев; за казанского пешего стрельца за Мишку Скобельцына — 50 рублев; Атемаря города за рейтара за Емельку Микитина — 65 рублев; (л. 174 об.) Арбугинских сел Тушинской слободы за крестьянина за Офоньку Федорова — 45 рублев; Казанского уезду Митрополичья села за попова сына Ивашка Сидорова — 85 рублев. Да 2 человека отпущены в Балху за подарки: Стенька Дмитреев — за 45 рублев, Ивашка Кошалка — за 25 рублев. Да им ж на корм и на одежду и на подводы выдано 282 рубли 8 алтын 2 деньги.,

Всего на полоняничной росход — 1140 рублев. И ис тех ж государевых денег сокольником и кречетником дано взаймы для их скудости 95 рублев с полтиною. (л. 175) А достальные государевы деньги — 119 рублев с полтиною — издержал на всякие росходы.

Да сверх тех денег издержал своих денег и занял у торговых людей 2712 рублев 12 алтын пол-4 деньги, на которые для подарков купил товаров. И те товары давал в Хиве и в Бухарех и в-ындейских городех от дел великого государя и для повышения великого государя его царского величества имяни в почесть ханом, и ближним людем, и приставом, и на наем под государеву казну и под свою рухлядь подвод, а что, государь, дано, и то писано ниже сего:

Куплено 4 пищали да 10 рогатин да 4 гривенки зелья, 4 гривенки свинцу, дано 9 рублев. (л. 175 об.) На Караганской пристани до Хивы нанято 10 верблюдов да 4 лошади, дано 102 рубли. Трухменцом в почесть сукны и юфтьми на 26 рублев. Калмыцким посланцом, которые были у трухменцов, сукном и юфтьми на 10 рублев. Трухменскому владельцу юфтьми и сукном на 9 рублев с полтиною.

Приедучи в Хиву. — Хивинскому Апекулы-аталыку собольми и юфтьми и костью на 16 рублев с полтиною. Исуп-Иняку в почесть собольми и юфтьми на 10 рублев. Ханову казначею, по их языку первоначею, Тари-Бердею сукны и лисицы на 26 рублев. (л. 176) Земским старостам сукны и собольми на 44 рубли с полтиною. Приставу Худай-Бердею юфтьми и зеркал на 3 рубли на 6 алтын на 4 деньги.

Ис Хивы поедучи в Бухары, нанел верблюдов и на покупку лошадей 54 рубли.

В Бухары приедучи. — Ханова величества духовнику дано в почесть юфтьми и чаем и посудою деревяною на 14 рублев с полтиною. Патриарху, по их языку муфтию, юфтьми ж и собольми и посудою на 14 рублев. Аталыку Недыру сукнами и собольми и юфтьми на 32 рублев. (л. 176 об.) Первому казначею Кази-мехтерю сукны и юфтьми на 13 рублей. Ханову дворецкому Аджи-Паелду сукны ж и юфтьми на 21 рубль. Жильцу ханова величества Мамы-Куллу портище стамеду красного, [230] цена 6 рублев. Бухарскому Абдул-Азиз-хану поднесено сукны и юфтьми, оленины и костью на 10 рублев с полтиною.

Да как Маметь-Исуп ездил бити челом об отпуску себе в-Ындею к аталыку и дворецкому, и аталыку дано в почесть юфтьми и костью на 8 рублев с полтиною, дворецкому в почесть юфтьми и костью на 7 рублев, (л. 177) думному Кази-мехтерю от печати грамот, которые писаны к балхинскому хану и к индейскому шаху, дано в почесть юфтьми и собольми на 13 рублев. На покупку лошадей — 64 рубли с полтиною.

Из Бухар едучи, под казну великого государя и под свои запасы на наем верблюдов — 48 рублев.

В бухарском городе Каршах воеводе дано в почесть сукны и юфтьми и зеркалы на 6 рублев. В Каршах ж нанято проводников до индейского города 20 человек, дано 232 рубли.

(л. 177 об.) В Клитве городе воеводе Шихдаметю дано в почесть сукны и юфтьми и собольми, да лубье саадашное на 26 рублев с полтиною.

Подьячему Шихдару дано в почесть: рукавицы дано ж да плеть на пол-2 рубли.

Приедучи в Балх город, балховскому хану поднесено подарков: сорок соболей во 100 рублев, ему ж сукны и юфтьми и зеркалы и собольми и костью на 261 рубль на 10 алтын. Дворецкому ханову Ша-Маметь-Девель-бегию дано в почесть сукны и юфтьми и оленины и собольми и костью на 31 рубль с полтиною. (л. 178) Думному Тари-Бердею дано в почесть сукны и собольми и костью на 23 рубли с полтиною. Патриарху Накип-хоже поднесено в почесть сукны и юфтьми и собольми и костью на 29 рублев с полтиною. Думному дьяку Семизяк-Датхе дано в почесть сукны и юфтьми и собольми на 11 рублев. Казначею Обраиму дано в почесть ж сукны ж и юфтьми и костью ж на 11 рублев. Приставу Абдрахману дано в почесть ж сукны ж, и лисицы и юфтьми и перьи чаплинами на 8 рублев. Махтерю дано в почесть юфтьми на 5 рублев. (л. 178 об.) Сотнику, которой у хана во дворе приставлен ведати над рускими полоняники, Куземке Фролову сукны и зеркалы на 6 рублев.

В Балху же куплено 14 лошадей, даны 435 рублев 10 алтын 2 деньги. В Балху же куплено под казну великого государя и под свои запасы 8 верблюдов, для того что для нужного и тесного пути в Балху верблюдов до Индеи нанять никоими мерами не мочно, путь гораздо нужен, верблюды многия помирают, на 231 рубль. Узд и обротей и арканов и войлоков и треногов и седел на 50 рублев на 10 денег. (л. 179) Да для береженья великого государя казны от снегов и от дождей куплен шатер безинной, дан 24 рубли 5 алтын. Да для подчиванья ближних шахова величества людей и городовых воевод куплено изюму, табаку, бодьяну, пишты, пшена сорочинского на 62 рубли.

В-ындейских городех и городе в Курбенте воеводе Мурыт-хану дано в почесть: лошедь с седлом и с покрышкою и с уздою да тулумбас писан золотом, цена седлу с покрышкою и узде и тулумбасу 14 рублев, с полтиною. Ему ж собольми и юфтьми и костью и табаком и иными подарки на 70 рублев на 25 алтын.

(л. 179 об.) Думному дьяку Смаллияру дано в почесть сукны и собольми и костью и иными подарки на 36 рублев на 3 алтына на 2 деньги.

Воевоцкому Мурат-ханову человеку, которой приходил с столом, дано в почесть юфть кож красных на 5 рублев.

В Чаракаре городе нанято подо вьюки 2 верблюда, найму дано — рубль. [231]

В Кабыле городе Меклеметь-хану дано в почесть сорок соболей в 45 рублев, да ему ж 2 пары соболей в 20 рублев, лошадь с седлом и с покрышкою и с уздою — 10 рублев, да тулумбас писан золотом, цена 5 рублев. И иных подарков сукны и костью и юфтьми на 127 рублев на 10 денег.

(л. 180) В Яналабате городе к воеводе Азем-хану послано подарков сорок соболей в 55 рублев, да иными подарки, всего на 156 рублев 25 алтын 2 деньги.

Проводнику авгану Селикум с товарыщи 5-ти человеком, которые Маметь-Исуфовых людей провожали до Янабата города к воеводе Азем-хану с подарки, дано в почесть сукны и юфти и иными подарки на 50 рублев на 31 алтын на пол-2 деньги.

Воеводе Мекреть-хану, которой приезжал к Меметь-Исупу на Посольской двор со многими людьми, и будущем при нем людем дано в почесть розными подарки на 63 рубли.

(л. 180 об.) Приставу Шурку-баю дано в почесть сукны ж и костью и иными подарки на 20 рублев на 12 алтын.

Балховскому Кулдус-ясаулу, которой Маметь-Исупа провожал из Балха до Кабыля города, дано в почесть сукны и юфтьми на 12 рублев.

Воеводе другово города, что на горе Мир-Магамет, Садыку, сукны ж и собольми и иными подарки на 53 рубли.

Приставу Мирза-Накину, которому велено быть у Маметь-Исупа приставом, дано в почесть розными подарки на 15 рублев на 30 алтын.

(л. 181) Полковому воеводе Агар-хану дано в почесть сукны ж и иными всякими подарки на 73 рубли на 15 алтын. Воеводе Агар-хану ж розными подарки на 62 рубли с полтиною.

В Яналабат город к воеводе Азем-хану послано в другой ряд подарков соболями и иными товары на 73 рубли с полтиною.

Сотнику сукно ж и иными товары на 13 рублев на 10 алтын на 4 деньги.

Едучи из Балха в Хиву, в Чаржове городе воеводе Шабас-Трухменю дано в почесть розными поминки на 25 рублев на 3 алтына на 2 деньги.

(л. 181 об.) Калмыцким посланцом, которые присланы были в Хиву для провожанья их посланников до Астарахани, дано в почесть и изошло на потчиванье на 17 рублев на 10 алтын.

С Яику под балхинского посланника нанята лотка, дано 26 алтын 4 деньги.

В Астарахани куплено стопа бумаги, дано рубль.

Балхннскому послу в Муроме — рубль 16 алтын 4 деньги.

На наем из Мурома подвод — рубль 30 алтын.

Всего Маметь Касимов издержал государевых и своих заемных денег, кроме полоняничного росходу и сокольничей дачи, на дачю ближним и всяких чинов людем и на иные росходы 2831 рубль 29 алтын пол-2 деньги. (л. 182) И ис того числа продано лошадей, которые за упалыми осталися, взято 256 рублев.

И за тем в росходе и з государевыми 2575 рублев 29 алтын пол-2 деньги. А без государевых заемных ево, Маметевых, денег в росходе, о которых ныне великому государю бьет челом, 2456 рублев 12 алтын пол-4 деньги.

А по указной статье доведетца за тех полонеников, по чему дают на Москве греком и всяких чинов людем, за 18 человек окупу и за детей боярских и за рейтар за провоз и за харчи 1060 рублев.

И сверх того на Мамете государевых денег будет 194 рубли с полтиною, кроме того, что сокольником взаймы дал (л. 182 об.) 95 рублев с полтиною. [232]

А у Маметя Касимова в статейном списке написано:

Дешевою де ценою полоняников окупить было не мочно. А полоняники, приходя, били челом со слезами, что им от хозяев их чинятца поругательства и мучение, а женску полу блудное насильство, и чтоб, их, такие слезы и беззаконное блудное поругательство видя, ис плену выкупить.

И Маметь-Исуп, видя их плач и слезы неутолимыя и челобитье безпрестанное, будучи в Хиве, покупал пленных людей, примерясь к статейному списку Бориса Пазухина и к Васильеве покупке Даудова, по 20 (л. 183) и по 30 и по 40 и по 50 и по 60 и по 70 рублев за человека, по 30 рублев давал на окуп против указу великого государя. Да сверх той цены дано полоняником на окуп для многолетного здравия великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и для поминовения отца твоего государева, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. А что сверх великого государя указу кому что дано на окуп, и в тех деньгах имал с поруками кабалы, для того — буде великий государь пожалует их, полоняников, тех денег, что сверх указу великого государя даны, править не велит, и те кабалы отдаст им безденежно.

(л. 183 об.) И Маметь Касимов допрашиван, — куплено в Хиве и в Бухарах и в Балху лошадей и верблюдов и седл и узд на 716 рублев, да для береженья великого государя казны шатер, да 4 пищали да 10 рогатин, и тех лошадей и верблюдов продано только на 256 рублев, а достальные лошади и верблюды, также и шатер и рогатины и пищали где делись и в подарках какие лошади даваны, того в статейном списке не написано.

И Маметь Касимов сказал.— Которые де лошади и верблюды остались у него от упалых, худы и нужны, и те продал, а что взял, и то он написал в статейном списке. А проданы де те верблюды и с седлы и с узды, которые он купил. А шатер, (л. 184) которой куплен под государеву казну, и тот шатер продан же, взял он 11 рублев 23 алтына 2 деньги, и те деньги выложены и недописаны в-ыном росходе, где что дано больши. А пищали де и рогатины взяли воровские казаки, которые их громили на Яике. А которые де лошади даваны в подарки, и тех в покупке не написано, а написаны они только по цене в одном месте в росходе.

А скаска ево за рукою так: Вместо Маметя-Исупа Касимова подьячей Емельян Давыдов руку приложил.

Да для де того те лошади проданы дешевою ценою, что они от дальней дороги стали худы и нужны и проданы не в пору, в осень, а в осень де лошади и верблюды в тех странах для кормки в зиму зело дешевы, (л. 184 об.) а с весны к лету купят гораздо дорого. А скаска ево за рукою ж.

И буде великий государь Маметя Касимова пожалует, велит ему те деньги, которые он издержал в Хиве и в Бухарех и в-ындейских городех, против челобитья ево 2456 рублев 12 алтын пол-4 деньги из своей великого государя казны выдать.

И ему выписано на пример.

В прошлых годех по указу блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, посыланы в окрестные государства:

Во 176-м году в Венецыю московской торговой иноземец Томос Келдерман, (л. 185) и ему выдано за убытки из Сибирского приказу мяхкою рухлядью против челобитья ево сполна 850 рублев. [233]

Во 177-м году к турскому салтану греченин Мануйло Иванов, и ему выдано за убытки из Сибирского приказу мяхкою рухлядью против челобитья ево сполна 1171 рубль с полтиною.

Во 181-м году к аглинскому, ко францужскому и к гишпанскому королем Посольского приказу переводчик Андрей Виниюс, и ему выдано за убытки против челобитья ево сполна 1553 рубли 20 алтын, и в том числе 2 доли собольми, а треть деньгами.

Во 182-м году к цесарю римскому, и к папе, и к курфистром к брандебурскому (л. 185 об.) и к саксонскому, и х князю виницейскому маеор Павел Мезениюс, и ему дано за убытки за 1604 ефимка да за мяхкую рухлядь за 101 рубль за 16 алтын за 4 деньги половина деньгами из Большого приходу 376 рублев, а другая из Сибирского приказу мяхкою рухлядью на 477 рублев на 16 алтын на 4 деньги. А давали они те деньги, будучи в тех землях, свои и займуя в кабалы, всяких чинов людем в подарки.

И великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, астараханского Бухарского двора житель Маметь-Исуп Касимов бьет челом.— В прошлом во 183-м году по указу отца его государева, блаженные памяти великого государя (л. 186) царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, посылан он к индейскому шаху великого государя з грамотою. И будучи он на его, великого государя службе служил и радел, во всем домогаючись всякими мерами накрепко, чтоб его государскому имяни учинить во окрестных государствах повышение, ханов и хановых ближних и надобных людей дарил, дорогою едучи до индейскаго города Кабыля, подводы и верблюды наймывал под себя и под людей, а деньги займывал, а после того те деньги платил своими, и от того оскудал и одолжал великими долги, и чтоб великий государь пожаловал для поминовения отца своего государева, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, (л. 186 об.) и для ево нужды велел ему те деньги из своей великого государя казны выдать, чтоб ему от того вконец не разоритца.

И 186-го марта в 5 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал астараханского жителя Маметь-Исупа Касимова, велел окуп за полоняников, что окупил он в Хиве и в Бухарах на деньги, которые он взял за его великого государя казну за соболи и юфтьми и зеркалы, что послано было с ним к индейскому шаху в поминках, 1140 рублев зачесть, а что дал сокольником и кречетником и иным чином государевым людем ис тех же денег 95 (л. 187) рублев для их скудости взаймы, и те деньги на них взять, а крепости у него, Маметя-Исупа, взять в Посольской приказ. А что он, будучи в той дальней посылке в тех землях, давал ханом и их ближним и всяких чинов людем в роздачю, докупаясь проезду в-Ындею, и роздал своих пожитков 2456 рублев 12 алтын пол-четверты деньги, и ис того числа вычесть государевы деньги 119 рублев, а достальные заплатить из своей великого государя казны мяхкою рухлядью из Сибирского приказу, для того в наказе ему, Маметю, написано, велено ехать из Бухар к индейскому шаху, а великого государя проезжей грамоты ему не дано, потому что чрез которые государства в-Ындею путь, того в Посольском приказе было не ведомо. (л. 187 об.) И он, Маметь, из Бухар ехал в-Ындею чрез балховского хана владенье и домогался о пропуске своем в-Ындею, и от того ханом и ближним их и всяких чином людем давал подарки многие, также и подводы покупал и наимовал дорогою ценою, потому что в тех землях подвод в оба пути нигде не [234] давано, да и для того те деньги ему выдать, что та посылка учинилась внове и никто напередь сего в-Ындею не посылыван и о пути в-Ындейское государство подлинного ведома не было, да и для того, которые люди по указу великого государя и не в такие дальние краи посыланы, и им выдавано по их челобитью из ево государевы казны многое. И о даче ему, Маметю, (л. 188) того великого государя жалованья в Сибирской приказ послать его великого государя указ, а в Посольском приказе записать в книгу имянно.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.