|
АНГЛО-ИНДИЙСКАЯ АРМИЯ(племенной и бытовой очерк) “Часто говорят, что ничто не
сравняется I. Краткий исторические очерк происхождения туземной Англо-индийской армии. — Реформы 1766, 1782 и 1796 годов и следствия их. — Бунт сипаев. — Реформы после 1857 года. — Системы комплектования. — Общая численность войск (европейских и туземных), состоящих в распоряжении Индийского правительства. Начавшись в первые годы XVII столетия с основания английскою Ост-Индской компанией нескольких агентств и факторий на побережье Аравийского и Бенгальского заливов, колониальные владения англичан в Индии, постепенно расширяясь покупкою, мирным захватом и мечом, к настоящему времени достигли естественных границ Индии с населением около 300 миллионов (287.224.000 по данным переписи 1891 г.). С основанием первых торговых учреждений компании в Индии, европейцы-купцы начинают с первых же дней пользоваться туземцами для охраны магазинов, складов, для конвоирования транспортов, отправляемых внутрь страны, и проч. Торговля быстро разрасталась, росли в числе команды туземцев, и в очень скором времени стала ощущаться необходимость в придании им известной организации. Их одели в однообразное платье, назначили начальников (их туземцев же) и установили некоторые незначительные дисциплинарные требования. В 1745 году губернатор Мадраса в виду недостатка в европейских войсках (для борьбы с французами) впервые привлекает эти команды на военную службу. Этим фактом было положено начало туземной англо-индийской армии (до этого случая для военных операций англичане пользовались исключительно европейскими войсками.). [27] По первоначальной организации из туземцев составлялись роты под командою туземца; роты сводились в отряды, начальствование над которыми поручалось генералу из англичан. К религиозным и общественным особенностям быта туземцев англичане в первое время относились с большим уважением, не нарушали самых, по-видимому, малозначащих обычаев и предрассудков. Обучение ограничивалось стрельбою и самою элементарною строевою подготовкой. Но этого было вполне достаточно для того, чтобы иметь превосходство над слабыми, порознь действовавшими племенами полуострова; а вышеуказанные уважение и уступки вознаграждались с лихвою безграничными доверием и преданностью со стороны войск, доходившими до того, что по слову любимого начальника-англичанина они бросались на возмутившихся своих же товарищей (Велорское восстание) (Барту де Паноэн I стр. 289.). Но, несмотря на это, в 1766 г. ради одного только желания возможно приблизить по подготовке туземные части к европейским, роты сведены в батальоны (называвшиеся корпусами), подчиненные постоянно англичанину с двумя помощниками-англичанами же. В 1782 году в каждую роту назначено по 3 английских офицера, а в 1796 г. батальоны получили целиком организацию и порядки европейских английских войск. Потребность в значительно большем числе английских офицеров уменьшила возможность прежнего тщательного выбора и повлекла за собою осязательное ухудшение состава их. Начальники из туземцев совершенно утратили власть и влияние на нижних чинов (Туземный офицер, несмотря на то, что может занимать должность ротного к-ра, влиянием не пользуется, т. к. роль его ограничивается командованием в строю и надзором за исполнением распоряжений командира-англичанина.); воспитание и подготовка частей вверены лицам, часто вовсе не знакомым или не желающим считаться с особенностями быта, взглядов и убеждений туземца. Словом — было сделано все для уничтожения духовной связи начальников и подчиненных, а высокомерие, горделивость, пренебрежительность со стороны английских офицеров к туземцу офицеру и солдату возмущали последних. Прежнее чувство привязанности, уважение и даже любовь заменились теперь тупым повиновением; служба в армии (офицером) утратила заманчивость, и лица высших каст, лучший элемент, перестали поступать в войска, предпочитая гражданскую службу, где они имели (имеют и теперь) возможность занимать высокие и почетные должности. Недостатки такого устройства туземной армии не могли, конечно, не быть известными английскому правительству, но дешевизна содержания влекла за собою все новые и новые формирования и, тогда как в начале 19 века на 25.000 европейских сол-дат было 150.000 туземных, к 1857 году их уже насчитывалось 348.000, число же европейских возросло только до 38.000 (Jahrbucher fur die deutsche Armee und Marine B. 107 стр. 152.). Страшный бунт сипаев 1857 г. (в нем приняла участие вся Бенгальская армия, часть Мадрасской и население Аудского [28] округа), на усмирение которого англичанам пришлось затратить два года неимоверных усилий, ясно показал, на какой зыбкой почве покоится британское владычество в Индии, и правительство тотчас же после усмирения бунта и примерного наказания виновных приступило к реформам. Реформы эти были следующие: 1) Владения Ост-Индской компании присоединены к Британской короне; 2) Вооруженные силы компании получили совершенно новое устройство: а) Все европейские полки переименованы в Королевские; общее число Королевских войск положено содержать в 80.000 (не выполнено до сего времени: в 1899 г. было 70.572.); для связи войск, находящихся в Индии, с войсками метрополии часть полков ежегодно должна быть сменяема. б) Отношение между численностью европейских (Королевских) войск и туземных установлено — в Бенгале 1:2, в Бомбейском и Мадрасском президентствах 1:3. в) Главная реформа — коренным образом изменена система комплектования туземных частей. Приняты все меры к тому, чтобы воспрепятствовать возможности сплочения частей, создать армию наемников, связанных лишь одними деньгами, и совершенно чуждых и даже враждебных друг другу в отношении интересов политических, религиозных, национальных и бытовых. Для этого — 1) установлены районы постоянного квартирования; 2) каждой (из 4-х) армии даны свои области комплектования и указанные племена и касты, которые могут быть принимаемы на службу; 3) в выборе самого материала отдано предпочтение более многочисленным низшим классам населения, не пользующимся симпатиями и уважением прочих классов и менее всех других заинтересованных в восстановлении старых порядков. 4) Чтобы исключить на будущее время всякую возможность нового восстания, решено даже внутри самих частей произвести перемешивание народностей и каст, — мера, при которой, действительно, становилось невозможным никакое сколько-нибудь организованное движение. “Едва две секты, говорит де Поноэн, вступят в один заговор, то всегда, можно наверное сказать, одна изменит другой раньше, чем заговор успеет вспыхнуть”. Это — система общего смешения. Но невозможность применения ее в частях, где индусы встречались с магометанами (непримиримая религиозная вражда), с самого же начала заставила допустить так называемую “ротную систему”, при которой роты, входившие в состав батальонов (8-ми ротного состава), различны по составу, но каждая из представителей одной народности (касты, секты). Позже, по мере того так события 1857 и 58 годов постепенно изглаживались в памяти, а недостаточная боевая годность частей, составленных по обеим вышеприведенным системам, [29] на случай столкновения с европейским противником, всё более и более начинала беспокоить англичан, — допущена была, “полковая классная система”, по которой весь полк (батальон) составляется из представителей одной народности (касты, секты). Система эта сперва примененная только к сейкам и гуркасам, на верность и благонадежность которых англичане могли спокойно положиться, дала очень хорошие результаты и позднее стала допускаться и в отношении других контингентов, правда, с очень большою осторожностью (цифровые данные помещены ниже.). Общий состав вооруженных сил, которыми может располагать Индийское правительство, в настоящее время следующий: 1. Британские Королевские войска — 52 батал., 36 эскадронов, 80 батарей и креп. артил. рот (70.572 н. ч. при 4.207 оф.). 2. Туземные войска: (батальоны 8-ми ротного состава; кавалер, полки 4-х эскадронного; батареи — 6 оруд. (Гайдераб. конт. по 4).)
Кроме того в случае военных действий в распоряжение правительства поступают но особым соглашениям “вспомогательные контингенты вассальных князей” общею численностью (по договорам 1891 г.) 13. 689 чел. и корпус волонтеров числом 30.163 ч. Для последних в мирное время содержатся только кадры и установлены короткие ежегодные учебные сборы. Назначение волонтеров — защита английских поселений и железных дорог в случае выступления постоянной армии в военный поход. Но они могут быть в чрезвычайных обстоятельствах привлечены на службу и вне пределов Индийской империи. Подготовка их недостаточна. Английская воинствующая печать при начале южно — африканской войны усердно кричала о постоянных заявлениях туземных владетелей Индии в случае надобности служить своими контингентами. Но контингента эти по своему обучению и вооружению могут быть сравниваемы только с азиатскими народными ополчениями. Туземные князья не имеют права без разрешения английского правительства брать на службу европейских инструкторов и вводить новое вооружение. По подсчетам Statement of moral and Material Progress of India за 1882 — 1892 г.г. все эти “армии”, подчиненные 150 различным князьям, достигают в общей сложности 255.000 человек при 3.780 орудиях. Из них при самых выгодных обстоятельствах на службу может быть призвана едва 1/3, артиллерия же вовсе негодна, по непригодности орудий. [30] Но серьезно говорить об этих контингентах не приходится: если бы англичане могли на них рассчитывать, они постарались бы сделать что-нибудь в пользу их боевой подготовки и не тормозили бы ее, как теперь; а Непальского князя с его отлично устроенной армией они прямо-таки боятся. II. Размещение населения в Британской Индии. — Племя и религия в Индии. — Религиозные группы — Индусы. — Магометане. — Комплектовать европейских войск; состав волонтерных частей. — Комплектование частей туземной армии. — Племенной состав Пенджабской, Бенгальской, Бомбейской, Мадрасской армий и Гайдерабадского контингента. — Состав туземной армии по племенам и способам комплектовать частей. Британская Индия, простираясь от Инда до Меконга и от мыса Коморина до г. Награ Пабара на 400 географических миль по широте и 480 по долготе, при бесконечном разнообразии природы, имеет и население, бесконечно разнообразное по физическим свойствам, религии, нравам, обычаям и культуре. За двадцать веков до P. X. начинается целый ряд иноземных вторжений и завоеваний Индии (за 2000 лет — индусы; около 600 года до P. X. — персы; за 315 лет — Александр Великий; 165 — скифы; 647 по P. X. — мусульмане: в 14 веке — Тамерлан, в 16 — Португальцы, в. 17 — голландцы, англичане и французы, в 18 — вторжения персов и жителей Афганистана). Все приходившие в Индию непременно оставляют в ней свои более или менее заметные следы, все вносили что-нибудь свое в ее культуру. Происходит постепенное наслоение племен, верований, обычаев, и в Индии поэтому нет нации в европейском смысле этого слова, население ее не имеет понятия о политических правах и обязанностях граждан (Е. Ламанский, Индия. 1893 г. I стр. 1 — 5.). Индия представляет собою искусственное соединение длинного ряда племен, религий, сект и каст, живущих каждая своею особою жизнью. Магометанин презирает иноверца — индуса, религия же последнего, своими кастовыми установлениями препятствуя слиянию с другими, поселяет еще дробление на бесконечное число каст и сект самого индусского населения. Дробление это настолько сильно, что недостаточно было всей истории с целым рядом иноземных влияний для искоренения этой особенности. Эта рознь, исключающая самую возможность возникновения сильного политического целого (“организма”), и помогла англичанам с таким небольшим трудом овладеть Индией; она же одна (рознь) и теперь позволяет им с небольшой сравнительно армией (200 тысяч на 300 миллионов населения) держать страну в [31] повиновении и сверх того еще 2/3 этой армии комплектовать из населения самой же “недовольной” страны. По данным переписи 1891 года (The Statesman's year book. 1898), население Британской Индии равнялось 287.223.431 ч. Проследить население Индии в племенном отношении невозможно, так как религия, а у Индусов, сверх того, еще каста и даже секта (сейки) заменили собою понятие о племени, и более определенные данные имеются лишь в отношении религий:
Таким образом свыше 92% населения Индии принадлежит к индусам и магометанам. Индусы. Первые завоеватели Индии — арийцы, водворившись сперва в Пенджабе, распространялись вниз по Гангу и подчинили себе постепенно весь Индостанский полуостров. Не имея еще в то время кастового устройства, они смешались с первобытным населением страны и образовали то, что в настоящее время носит название индусов — население, весьма разнообразное по своему происхождению, физическим свойствам, цвету, языку, нравам, но однородное по религии и своему кастовому устройству. Устройство это, покоящееся на основах религии и закона, весьма строгого и неумолимого, настолько прочно, что целый ряд иноземных нашествий, владычество столь нетерпимого в вопросах религии поработителя, каковы магометане, не могли изменить его. Для индуса в касте все и нет несчастия больше потери касты: он отовсюду изгоняется, его бегут даже родные (Барон Биорнстиерна стр. 79 и 80); презрение высших каст к низшим таково, что “если тень пария упала на брамина, последний уже считается оскверненным и должен исполнить обряд очищения” (ibid.). Для индуса нет интересов вне его касты, для него совершенно безразлично вне ее все, не исключая и того, кому будет принадлежать власть над ним (Б. де Паноэн). Религия своими суровыми и мертвыми установлениями сделала низшие касты (главную массу индусского населения) кротко послушными, инертными и апатичными: к чему, в самом деле, стал бы парий стремиться, если он в этой жизни все равно не может ни на что надеяться; его идеал вне ее — добросовестным и безропотным несением своих обязанностей в касте он [32] заслуживает право мечтать о переселении его души в представителя высшей касты. Поэтому представители низших и средних каст и политически безразличны; более опасны в этом отношении высшие касты, более просвещенные и живущие в очень благоприятных материальных условиях; они были во главе заговора 1857 г., от них же исходит и начавшееся в 70-х годах движение в пользу уравнения в Индии прав туземцев с европейцами. 2-я группа — магометане — представляют собою потомков древних завоевателей Индии монголов, афганов и персов (что подтверждается тем обстоятельством, что большая часть княжеских родов исповедует ислам). Уступив под влиянием силы англичанам власть и первенствующее положение в стране, они не могут не относиться враждебно к британскому владычеству, а, как народ более энергичный и неразрозненный кастовым устройством (и по большей части физически более сильный.), являются и наиболее опасным (политическим) элементом. Но в оценке политической благонадежности магометан взгляды не всегда сходны: так Е. Ламанский (Е. Ламанский. Индия I. 358.) говорит: “Английская система образования, развивая, по-видимому, наихудшие качества в менее энергичных расах Индии, редко приводит к тому же магометан. Она не располагает энергичных и решительных магометан к бесплодным политическим агитациям, почти открытым восстаниям и смешному фанфаронству, которым забавляет себя женственный бенгалец. Напротив, благодаря образованию магометане становятся более твердыми и независимыми, полагающимися только на свои силы, и более верными гражданами Индийской империи”. Эмир Афганский думает обратное (“Ислам один является серьезным и опасным врагом Англии в Индии, так как магометанские подданные Индии не преминут воспользоваться первым благоприятным обстоятельством, чтобы поднять в Индии общее восстание против Англии”. (Автобиография Абдурахман-Хана, Эмира Афг. т. II, 350)). К индусам относятся: ранжпуты — переселенцы скифы, смешавшиеся с арийцами в Ранжпутане, части Пенджаба и Бомбейского президентства; они причисляют себя к касте воинов, отличаются воинственностью, честностью. “Этот народ хранит старые традиции и свободен от того беспокойства и непостоянства, которые присущи некоторым другим индийским племенам” (Мак Грегор. Оборона Индии стр. 118 (русск. перев.).). Джаты — остатки коренного населения Пенджаба, исповедуют частью индусскую, частью магометанскую религию, воздержаны, храбры, деятельны; считаются элементом надежным. К индусам же относят тамилей, телугу и карнатов (считаются не вполне надежными) (“Внушают английскому правительству опасение”. M. Грегор - Оборона Индии.). К магометанам — Индостанские, Пенджабские, Бомбейские магометане, патаны, брагуи, белуджи и разбойничьи племена афридиев и вазирисов. [33] Кроме перечисленных народностей, живущих в пределах британских владений, английское правительство вербует жителей правого берега Инда, Афганистана и соседних независимых княжеств. Самым же лучшим материалом для комплектования туземной англо-индийской армии служат сейки и гуркасы. Первые, жители Ценджаба и Кашмира, представляют религиозную секту из смеси брамаизма (кастового устройства не имеют.) и исламизма, воинственны, высоко честны, не питают недоверия к европейцам и не один раз доказали службою в британских войсках преданность англичанам (вот между прочим характерный подвиг джимадара Дживан-Синга при обороне английской миссии в Кабуле:.. Все “английские офицеры были перебиты и переранены, и руководство обороною перешло к джимадару Дживан-Сингу (сейк). Нападавшие предлагали жизнь всем темнокожим, лишь бы они выдали английских офицеров, но он отказался и продолжал упорно защищать миссию. Из сочинения G. I. Uounghnsband “Война на границах Индии”. Перев. г. Богуславского.). Вторые, жители горного Непала, монгольского происхождения, храбры, выносливы, ловки, с большим почтением относятся к дисциплине, честны, ненавидят жителей равнины (Роклю. Всеобщая география). Англичане очень уважают великолепную 50.000-ую армию Непальского князя, никогда не посягают на его независимость и за право вербовать его подданных заигрывают с ним всевозможными льготами. Гуркасы считаются самыми лучшими солдатами туземной англо-индийской армии, и % их в последней достигает почти 10. Комплектование. Британские королевские войска комплектуются исключительно англичанами, жителями метрополии. Части эти считаются во временной командировке в Индии и должны быть сменяемы новыми (Ежегодно на укомплектование прибывает около 12.000 ч.). На службу волонтерами принимаются тоже только англичане и европейцы, и лишь в виде исключения в Мадрасской армии туземцы, знающие английский язык. Туземные войска комплектуются жителями Индии, добровольно поступающими на службу. Рекруты записываются в определенную часть (начальство имеет право переводить из одного б-на в другой в пределах сводного полка, о чем будет сказано ниже), на сроки от 3 лет (в Бенгале) до старости или совершенной потери здоровья. Для вербовки рекрут существует 9 рекрутских депо, по числу 9 рекрутских округов, на которые разделена территория. Каждое депо вербует людей одной определенной народности. Военно-рабочие и в британских и в туземных частях состоят из туземцев. Происхождение их объясняется кастовым устройством индусского общества, а в европейские войска они введены, дабы не уронить престиж белого в глазах туземца. [34] В нижеследующих таблицах приведены цифровые данные о племенном составе и системах комплектования туземных частей англо-индийской армии, составленные на основании формуляров полков (батальонов), помещенных в Quarterly Indian Army List, jan. 1900 г. 1. Пенджабская армия. Племенной состав: a) Пехота.
б) Конница.
Штат военно-рабочих.
[35] По всей Пенджабской армии.
По системам комплектования в Пенджабской армии составлены: По полковой системе 18 пех. батальонов (8 сейкских, 6 гуркасских, 2 дограсских, 1 пендж. магомет., 1 патанский.). По ротной системе 21 п. б — на и вся конница 16 (полков). По системе общего смешен. 1 рота. 2. Бенгальская армия.
По системе комплектования: По полковой 25 пех. б — нов и 2 кавал. п — ка (Гуркасы — 8 бат.: Ранжпуты — 7; индост. магометане 5 б-нов и 1 кав. п.: брахманы — 2 б-на; джаты — 2 б-на и 1 кав. п.; Корвали — 1 б-н.). По ротной 1 пех. б-н и 8 кав. полков. По системе общего смешения 1 эскадрон. [36] 3. Бомбейская армия.
По системам комплектования: По полковой — 5 пех. б-нов (4 ранжпутанских и 1 Мальва Вяль, комплектуемый билями — жителями Центральной Индии. Они менее стройны, нежели индусы, но выносливее и воинственнее их). По ротной — все прочие части (26 б-нов и 8 кав. п.). 4. Мадрасская армия.
По полковой системе — 1 б-н (гуркасы). По ротной — остальные, из них 57 рот и 2 эск. смешанные. [37] 5. Гайдерабадский контингент.
Все части комплектуются по ротной системе. 6. Племенной состав всей туземной англо-индийской армии.
[38] 7. Состав туземной англо - индийской армии в отношены систем комплектования частей.
Примечание: 1) В числе б — нов, комплектуемых по ротной системе, есть такие, в которых имеется по 2, 3 и даже 4 роты одной народности. 2) В кавалерийских полках встречаются эскадроны, составленные поровну из двух народностей, не враждебных. Они отнесены нами к комплектуемым по “ротной системе”, и названы составными, так как явление это надо объяснить не желанием смешивать разнородные элементы, а скорее недостатком рекрут (об этом см. ниже). 8. Англичане (нижние чины королевских частей) представляют цифру 70.572 чел., что при численности туземной армии в 149.467 чел. составит 32%. (Окончание следует) А. Н — в. Текст воспроизведен по изданию: Англо-индийская армия // Варшавский военный журнал. № 10, 1902 |
|