|
Посольство Баба-Paм-Сингха в Туркестан в 1879 году(Из истории русско-индийских отношений в XIX веке) В работах Ивана Павловича Минаева не раз встречаются краткие ссылки на так называемых "куков". "Куки" - члены существовавшей в XIX в. в Пенджабе секты намдхари, под религиозной оболочкой которой скрывалось политическое движение против английского господства. В примечаниях к "Дневникам путешествий в Индию и Бирму" И.П. Минаева их составители Н.М. Гольдберг и Г.Г. Котовский отмечают, что движение намдхари представляло собой "организационную и идеологическую форму антиимпериалистического и антифеодального движения сикхского крестьянства Пенджаба" 1.С начала 60-х годов XIX в. главой секты намдхари стал Баба-Рам-Сингх (1815-1888), провозглашенный своими сторонниками воплощением Гуру Говинда - последнего пророка сикхов и вождя крестьянской войны XVIII в. Человек больших организаторских способностей, обладавший к тому же познаниями в военном деле, Баба-Рам-Сингх реорганизовал секту намдхари, сделав из нее организацию с твердой дисциплиной и подчинив централизованному управлению. Он разделил сикхские районы на особые округа, которые возглавлялись специально выделенными им лицами - "субэ". Демократические идеи намдхари привлекли к ним симпатии угнетенных масс Пенджаба, и к началу 70-х годов XIX в. Их численный состав определялся в 50-100 тыс. человек. Намдхари пользовались поддержкой не только крестьян и ремесленников, но и индийцев, служивших в англо-индийских войсках, главным образом в частях, укомплектованных сикхами. Активные выступления намдхари начались в 1870 г. 2, но в это время они имели разрозненный, стихийный характер. Через два года, в 1872 г., произошло организованное восстание намдхари: несколько сот членов этой секты предприняли попытку захватить крепости Малодх и Малер-Котла. Как писал в начале 1872 г. известный географ и публицист по вопросам Востока М.И. Венюков, внимательно изучавший английскую и англо-индийскую прессу, "восстание кукасов в Пенджабе... было значительным... В одной местности уже составилась, было, хорошо вооруженная банда в 500 человек, и англичане должны были выслать из-под Дели два полка пехоты, артиллерийскую батарею и конницу, чтобы пресечь инсуррекцию в самом начале. Есть, основание опасаться повторения подобных мятежей, ибо ненависть туземцев [154] повсеместно растет... Народ, обремененный податями и ненавидящий иноземцев за их тиранию, решительно не поддается английскому влиянию" 3. Перебросив против повстанцев отряды войск, колониальная администрация жестоко подавила восстание. Шестьдесят пять его участников были расстреляны из пушек, а Баба-Рам-Сингх и некоторые его приближенные - арестованы. Поскольку, однако, доказать их прямую виновность в организации восстания не удалось, англоиндийские власти были вынуждены ограничиться пожизненной ссылкой Баба-Рам-Сингха в Рангун (Бирма). В "Очерках Цейлона и Индии", явившихся результатом посещения этих стран в 1874-1875 гг., И.П. Минаев отмечает наличие в Пенджабе "последователей новой сикхской секты, основанной некиим Рам-Синхом-Куком" 4. И. П. Минаев подчеркивает религиозный, в основном, характер этой секты, хотя и пишет об организованном ею антианглийском восстании 1872 г. 5 Записи, сделанные И.П. Минаевым в конце апреля 1880 г. в Пенджабе, во время второго путешествия в Индию., содержат новое, очень краткое, как это и можно было сделать в дневнике, но весьма любопытное замечание, касающееся намдхари и дополняющее их характеристику. Указывая на то, что члены секты "тайно сносятся с Рам-Сингхом, сосланным в Рангун", И.П. Минаев наряду с этим пишет: "Они верят в пророчество о пришествии русских в Индию..." 6. Откуда появились у ученого данные об этом пророчестве, по-видимому, не имевшиеся у него при первой поездке в Индию? Ознакомился ли он с ними, снова приехав в эту страну, или располагал ими еще до того, как отправился в путешествие 1880 г.? Поставленный таким образом вопрос находит разрешение в документальных материалах Центрального государственного исторического архива Узбекской ССР. Здесь, в фонде канцелярии туркестанского генерал-губернатора (оп. 34), хранится дело № 462, под названием "О прибытии в Самарканд посланца от главного жреца пенджабских сикхов" (1879). Это архивное дело ценно, однако, в первую очередь не тем, что бросает дополнительный свет на научную биографию И.П. Минаева. Его значение, несомненно, шире, ибо оно дает определенный материал для освещения русско-индийских отношений последней четверти XIX в. и еще раз доказывает, что многие представители освободительного движения в колониальной Индии надеялись на помощь России в их борьбе против иноземных поработителей. Попытка заручиться поддержкой русского правительства в момент, когда Англия терпела серьезные поражения в войне с афганцами (1878-1880), показывает, в частности, что руководители намдхари действовали с учетом военных и внешнеполитических затруднений английского правительства; они, видимо, питали несбыточную надежду, что и царское правительство использует ситуацию и окажет антианглийскому движению в Индии действенную помощь. Как мы увидим ниже, эти наивные упования оказались тщетными. Что касается самих материалов указанного дела, то они представляют весьма значительный интерес. Судя по этим материалам, события развивались следующим образом. 9 мая 1879 г. в Катта-Курган, окраинный город русского Туркестана, находившийся на границе с Бухарским ханством, прибыл старик-индиец по имени Гуру Чарн-Сингх с письмом "от верховного жреца и главного начальника племени сикхов в Индии" на имя туркестанского генерал-губернатора. Это послание было написано на пенджаби алфавитом "гурмукхи", распространенном в Пенджабе, почерком "шикаете" (скоропись) слитно, без подписи и указания адресата, на листике тонкой ("папиросной") голубой бумаги, размером 20,5*12,5 см, и хранилось между листами книги духовного содержания. [155] По распоряжению начальника Зеравшанского округа генерал-майора Н.А. Иванова, которому подчинялся Катта-курганский отдел, Гуру Чарн-Сингх был отправлен в Самарканд, где и передал Иванову привезенное им письмо. Перевод его на русский язык оказался довольно затруднительным делом, однако среди торговавших в Зеравшанском округе индийцев был найден человек, который знал язык пенджаби и алфавит "гурмукхи" и владел вместе с тем персидским языком. Он перевел послание на персидский, а с него оно уже без труда было переведено на русский язык. Это послание было отправлено от имени руководителя религиозно-политической секты намдхари Баба-Рам-Сингха и настолько интересно по содержанию, что вполне заслуживает дословного воспроизведения. "Поклон от Баба-Рам-Сингха русскому губернатору и военачальнику. Посылаю к вам одного субэ, которого можно расспросить. Имя его Гуру Чарн-Сингх. Гуру Говинд-Сингх предсказал, что в 1238 г. явится Сант Хальса, затем сказал Нурет Дебу, что явятся англичане, притеснят все народы Индии и будут мучить малых и больших; после того придут в Индию русские и изгонят оттуда англичан: русский богатырь займет ее и овладеет ею. Пророчество Гуру Баба-Нанака: "Когда придут русские, я явлюсь помогать им. Придет натх [губернатор, военачальник] с запада и будет воевать. Сделается непроницаемая тьма. Змея Сиснак выйдет из недр земли и услышит страшную битву. Брама и Вишну услышат шум битвы и скажут, что такой битвы еще никогда не было и она страшна. Раджа [по объяснению посланца, имеется в виду правитель России] овладеет четырьмя странами света. После столкновения богатыри той и другой страны будут храбро сражаться. Около Пешавара будет такое сражение, что пролитая кровь людская поднимется до животов коней. Они [здесь и ниже под словом "они" подразумеваются англичане] после сражения станут искать лошадей своих и оружие, но не найдут ничего. В гор. Лахоре тоже будет сражение, там будет пролито много крови и они будут окружены, станут нанимать нукеров и войско, предлагая по одной рупии в день, но охотников не найдут". Гуру Нанак говорит, что натх, о котором упомянуто выше, уничтожит англичан. 315 тыс. сикхов подчиняются мне. Если понадобится больше, найдутся еще люди. "Пенджаб будет разрушен и большие города сгорят. Будет восемь сражений. Англичане будут владеть Пенджабом 34 года". Теперь осталось два года до срока. Убернатх приедет из Петербурга, в Пенджабе казармы будут пусты. Восемь сикхов поссорились с англичанами, которые сверх этих восьми, расстреляли из орудий еще многих невиновных сикхов и между ними одного субэ; он был служитель божий и с ним погибло от английских пушек сто человек его людей. Пророчество Гуру Баба-Нанак-саиба говорит, что вы придете и избавите нас. 315 тыс. сикхов присоединятся к вам. Все они готовы; другие люди тоже готовы. Когда вы придете и пожелаете еще людей, то и они будут снаряжены. Некоторые сикхи спрашивали Гуру Говинд-Сингха, в каких местах произойдут упоминаемые выше сражения? Гуру ответил им: первое сражение будет в Кабульских горах, второе - в самом Кабуле, третье - в Джамруде, четвертое - в Пешаваре, пятое - в Джамму, шестое - в Лахоре, седьмое - в Фирузпуре, восьмое - в Лудхиане. Мое место заступает доверенный мой Баба-Будх-Сингх, в Пегния. 35 субэ, знающих свое дело, подчиняются ему" 7. По просьбе автора этой статьи, старший преподаватель кафедры индийской филологии восточного факультета Среднеазиатского государственного университета [156] им В.И. Ленина М.М. Хардат, пенджабец по происхождению, любезно согласился сделать новый точный перевод письма Баба-Рам-Сингха непосредственно на русский язык. В этом переводе оно гласит: "Милостью целомудренного Гуру пишу. От Баба-Рам-Сингха - русскому владыке. Посылаю (провинциального главы) соратника, от которого можете узнать все. Имя его Гуру Чарн-Сингх. Гуру Говинд-Сингх предсказал, что в 1238 г. явится Сант Хальса. От Ауренгзеба освободимся, вдруг англичане начнут мучить нас. Тогда придут люди, называющиеся русскими, и изгонят англичан. Русский богатырь победит. Пророчество Гуру Баба-Нанак-Сахаба гласит: "Я воплощусь. Придет защитник правдивой веры и будет вести ожесточенную войну. Шишнагу - символу зла - наступит конец. Брахме и Вишну - символам истины и добра - нет конца. Всегда так бывает. Внимайте ему - спасителю, как господину всеобщего счастья и света. Буду воевать ожесточенно. Кровопролитие надоест, но душа будет восхищаться приближающимся счастьем. Враг начнет искать везде, чтобы найти лошадей и пики. Когда будет война в Лахоре, то будет большое кровопролитие. Не найдут наемников даже за рупию в день". Гуру Нанак-Сахаб предсказал: "Придет владыка и будет его победа". У нас имеются 315 000 сингхов - бойцов. Если понадобится, найдутся и еще. "Пенджаб будет разрушен. Города сгорят. Будет восемь сражений. Англичане будут владеть Индией 34 года". Теперь осталось два года. Владыка сам увидит, что английские казармы будут пустыми. Восемь сингхов поднялись. Мы тоже начали. Один субэ с сотнями сингхов не мог остаться в стороне и тоже принял участие. Он был служитель божий, и с ним погибли сотни сингхов от английских пушек. Пророчество Гуру Баба-Нанак-Сахаба гласит: "Вы должны защищать нас. 315 000 сингхов будут в вашем распоряжении. Других тоже можно позвать. Когда вы придете и пожелаете, мы готовы. Другие сингхи тоже просили. Когда Гуру Говинд-Сингху задали вопрос, гдепроизойдут упоминаемые сражения, Гуру ответил: "Первое- в Кабульских горах, второе - в самом Кабуле, третье - в Джамруде, четвертое - в Пешаваре, пятое - в Джамму, шестое - в Лахоре, седьмое - в Фирузпуре, восьмое - в Лудхиане". Баба-Будх-Сингх, знающий все дело, живет в Пегния. Ему подчиняются 35 субэ". Прибытие гостя из далекой Индии с дружественным письмом вызвало большой интерес среди представителей русской администрации в Туркестане. Беседу с ним (посредством все того же двойного перевода) вел помощник начальника Зеравшанского округа полковник генерального штаба Н.И. Корольков. Из этих бесед выяснилось, что доставка письма была поручена Гуру Чарн-Сингху не только как особо доверенному лицу у руководителей секты намдхари, но и как человеку, которому "хорошо известны отношения индийских народов к англичанам и часть пути к русским владениям, так как он несколько раз был в Кабуле" 8. Ввиду того что сам Баба-Рам-Сингх был арестован, его функции по руководству сектой принял на себя его брат Баба-Будх-Сингх, который непосредственно и дал Чарн-Сингху это поручение. Резиденцией их обоих являлось селение Пегния, на реке Сатледж, в 20-25 км ниже Лудхианы, в котором они находились под полицейским надзором. "Гуру Чарн-Сингх, - писал Н.И. Корольков, - нисколько не сомневается, что с появлением русских в Индустане все находящиеся теперь на службе у англичан индийцы, к какой бы религии они не принадлежали, перейдут на сторону русских, - так предсказали святые люди еще задолго до появления ферингов (англичан) в Пенджабе. Всем индийцам известно, - продолжал излагать Н.И. Корольков содержание высказываний Чарн-Сингха, - и все они верят в пророчество Баба-Нанака и с нетерпением ждут этого момента, чтобы перейти на их сторону. Самые, по-видимому, приверженные англичанам люди из буддистов, огнепоклонников и мусульман в Индии, когда [157] не боятся шпионов, говорят так же о своем намерении перейти на сторону русских, как и все остальные... В настоящее время, кроме 315 тыс. взрослых сикхов, о которых упоминается в письме Рам-Сингха и которые в случае надобности могут быть вооружены частью ружьями и в большинстве боевыми топорами, и сверх войск преданных ему раджей, он имеет приверженцев в рядах английских войск - более 3500 сикхов и 5000 мусульман" 9. Особенно ценно записанное Н.И. Корольковым мнение Чарн-Сингха о том, что, согласно пророчеству, "которое известно большинству индийцев, русским Индия не нужна, они придут туда с запада только затем, чтобы изгнать англичан, которых они в другом месте достать не могут, ибо Англия окружена широкой соленой Дарьей" 10. Посланец из Пенджаба высказывал даже предположение, что власть в Пенджабе будет передана русскими потомку создателя Пенджабского государства Ранджит-Сингха - Далиб-Сингху. После Н.И. Королькова с Чарн-Сингхом беседовал и начальник Зеравшанского округа генерал-майор Н.А. Иванов. Он уточнил, что местонахождение Баба-Рам-Сингха - не Пегния, как понял Н. И. Корольков, а Рангун, а также установил, что не все сикхи подчиняются руководителям намдхари. Вместе с тем Н.А. Иванов особо отметил "знаменательность факта обращения к нам части населения английской Индии с просьбой избавить их от чужеземного ига. В речах Гуру Чарн-Сингха проглядывает такая уверенность в мощи России, звучит такая вера в то, что нам и именно свыше суждено освободить индийский народ от ненавистного ему подчинения Англии, что нельзя сомневаться в силе нашего нравственного значения в среде индийского населения английской Индии" 11. Письмо Баба-Рам-Сингха вместе с записями переговоров с его посланцем было отправлено туркестанскому генерал-губернатору К. П. Кауфману, который находился в это время в Петербурге. Посольство Гуру Чарн-Сингха, прибывшее из Индии, было не первым в Туркестане. Известно, что в ноябре 1865 г. в Ташкент приехали два представителя махараджи Кашмира 12, а в 1867 г. к русским властям в Туркестане явился посланец раджи Индора, предлагавшего свою дружбу и помощь в случае возникновения войны между Англией и Россией 13. О чувствах симпатии к России писали и многие путешественники, побывавшие в странах Азии, в частности П.И. Пашино 14, доставивший в Петербург по просьбе бирманского короля Мендуна его письмо к правительству России. Между тем царское правительство, не желавшее обострять отношений с Англией и озабоченное ростом революционного движения в России, остерегалось вмешиваться в индийские дела. К тому же оно опасалось возможных провокаций со стороны некоторых английских военно-политических деятелей, сторонников тактики "наступательных действий", выискивавших любые предлоги для усиления английской экспансии и антирусской пропаганды в Средней Азии. Действительно, почти одновременно с Гуру Чарн-Сингхом, в Самарканд прибыл и другой индиец, назвавший себя сипаем Умар-Бахшем, бежавшим из своего палтана (батальона) из Северной Индии, так как он убил своего офицера. При дальнейших расспросах Умар-Бахш заявил, что лишь ранил его. Когда возникло подозрение в том, не является ли этот "беглый сипай" шпионом, и К.П. Кауфман распорядился об его [158] аресте, Умар-Бахш исчез. Поиски его в Самарканде, Зеравшанском округе и в соседней Бухаре не дали никаких результатов 15. При этих обстоятельствах К.П. Кауфман на первых порах также настороженно отнесся и к миссии Гуру Чарн-Сингха, поставив ее под подозрение. Получив присланные из Ташкента материалы, он обратился с просьбой к крупнейшему специалисту по Индии - И.П. Минаеву дать о них свое заключение 16. И.П. Минаев ответил на запрос К.П. Кауфмана краткой запиской, в которой сообщил самые элементарные данные о секте намдхари и их деятельности. Он, в частности, отметил политическое значение "куков", остановился на восстании, происшедшем в Пенджабе в январе 1872 г., и попутно указал, что "первый сикхский пророк Баба-Нанак", живший в XV в., конечно, не мог выступать с пророчествами в отношении России, но что "пророчество" такого рода "могло явиться в современной нам Индии..." 17. Мнение выдающегося индолога, подтвердившего таким образом, что лицо, прибывшее от имени главы секты намдхари, действительно могло являться посланцем Баба-Рам-Сингха, повлияло на позицию, занятую туркестанским генерал-губернатором. По распоряжению К.П. Кауфмана, Гуру Чарн-Сингху было передано ответное послание. Составленное в дружественном тоне, оно вместе с тем никого ни к чему не обязывало. Ответ был следующего содержания: "Поклон от военачальника и губернатора Баба-Рам-Сингху и Баба-Будх-Сингху. Письмо Гуру Чарн-Сингхом доставлено исправно, со вниманием прочтено и содержанием его довольны. Благодарю за сообщение сведений, но желаю иметь более подробные, более свежие известия о положении дел в Индии. Пророчества Гуру Говинд-Сингха и Гуру Баба-Нанака приняты к сведению. Все будет по воле божией. Когда час настанет, пророки знают" 18. Таким образом, правитель Туркестана, обладавший почти неограниченными полномочиями в области отношений России с соседними странами Среднего Востока, занял выгодную для Англии позицию полного невмешательства. В начале октября 1879 г. Гуру Чарн-Сингх отправился в обратный путь. Добрался ли благополучно до своей родины посланец секты намдхари, которому нужно было пройти через весь Афганистан, охваченный огнем второй англо-афганской войны, остается неизвестным. Никаких других попыток возобновить связи с Россией намдхари, видимо, не предпринимали, да и вся секта в дальнейшем потеряла свое влияние, уступив место новым формам антифеодальной и антиимпериалистической борьбы крестьянских масс. Комментарии1. И.П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 214, прим. 280. 2 . И.П. Минаев. Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского, ч. II. СПб., 1878, стр. 182.3 . ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6849, л. 29-30.4 . И.П. Минаев. Очерки Цейлона и Индии, ч. II, стр. 182.5 . Там же.6 . И.П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму, стр. 87.7 . ЦГИА Узбекской ССР, ф. 1, он. 34, д. 462, подлинник - в конверте на л. 89, перевод - л. 101-103.. Нами приведен текст перевода, хранящегося в делах канцелярии туркестанского генерал-губернатора. Этим текстом руководствовались туркестанские власти в своих дальнейших отношениях с посланником сикхов.8 . ЦГИА Узбекской ССР, ф. 1, оп. 34, д. 462, л. 94, доклад полковника Королькова от 12 июля 1879 г.9 . ЦГИА Узбекской ССР, ф. 1, оп. 34, д. 462, лл. 94-95.10 . Там же, л. 95-99. Под словом "дарья" подразумевается широкая полоса воды.11 . Там же, ф. 1, оп. 34, д. 462, л. 110-111.12 . См. "Туркестанский край. Сборник материалов для истории его завоевания", составленный полк. Серебренниковым, т. XX. Ташкент, 1914, стр. 205-206.13 . М.А. Терентьев. История завоевания Средней Азии, т. I. СПб., 1906, стр. 398-399.14 . См. П.И. Пашино. По Индии. Путевые впечатления. СПб., 1885; его же. "Краткая записка о современном состоянии Бирмании" от 14 февраля 1877 г., представленная Д.А. Милютину (ЦГВИА СССР, ВУА, ф. 431, д. 54, л. 8-9).15 . ЦГИА Узбекской ССР, ф. 1, оп. 34, д. 462, л. 23, 44, 49.16 . Там же, л. 91.17 . Там же, л. 108-109, недатированная записка И.П. Минаева (автограф без подписи).18 . Там же, л. 70. Текст воспроизведен по изданию: Посольство Баба-Рам-Сингха в Туркестан в 1879 году. (Из истории русско-индийских отношений в XIX веке) // Советское востоковедение, № 2. 1957 |
|