|
ТРЕХКНИЖИЕ ВЕРБОЦИ(ТРЕХЧАСТНЫЙ СВОД ОБЫЧНОГО ПРАВА, ВЕНГЕРСКОГО КОРОЛЕВСТВА)TRIPARTITUM OPUS IURIS CONSUETUDINARII REGNI HUNGARIAE (1517 г.)ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА Приношу Вашему Величеству безграничную и немеркнущую благодарность от имени всех ваших подданных за то, что вы соизволили утвердить властью ваших законов и постановлений основания знаменитого вашего царствования, которое не разрушит ни ирония судьбы, ни несправедливость людей. Ибо кто же из нас не знает, что законы были придуманы для сохранения жизни, успокоения и счастья людей? Без законов не .могут существовать ни семья, ни города, ни нация, ни человечество в целом, ни целый мир, ни даже свет. Кто именно был изобретателем первых законов, мы точно не знаем; Евреи доказывают, что им бесспорно был Моисей, Афиняне называют Цекропса и Солона, Аргивяне — Форонея, Критяне — Миноса и Радаманта, Лакедемоняне — Ликурга, Египтяне — Трисмегиста, Персы — Зороастру. Кто бы он ни был, он доставил человечеству огромный дар, ибо вряд ли можно предположить, чтобы мы могли просить у божественного провидения что-либо большее и более полезное, так как законы являются путеводителями и советчиками всей людской жизни. Все приведено в порядок на основании справедливости, размышлений и высокой мудрости, все предусмотрено, что нужно для руководства и защиты людей, все создано для направления жизни к счастью и добру. Поэтому никакая власть, никакое государство не могут быть вечными без закона. Даже если власть приобретена военной силой, законы ей покровительствуют после того, как она установлена. Законы — это стены и основания крепости, в них находится спасение благородных людей, в них кроются условия мирной жизни. Стоим ли мы, двигаемся ли мы, спим мы или просто ведем жизнь без заботы, все это должно находиться под покровительством законов. Если мы уничтожим законы, то благородные люди не найдут себе места в обществе, и это приведет к постоянной и позорной несправедливости. Устранение законности привело бы к тому, о чем говорил блаженный Августин: государства превратились бы в огромные разбойничьи гнезда. Законы это то, что укрывает нас от опасности и от позора, это то, что изгоняет несправедливость и удаляет отовсюду разбойников и опасных злоумышленников. Наконец, они помогают нам во время отдыха, и во время полного покоя. В этой области в наше время нельзя было бы сделать чего-либо более достойного песни певца или более плодотворного для достижения вечной славы и более соответствующего укреплению согласия и нерушимости вашего процветающего царства, чем то обстоятельство, что по вашему призыву и властью вашего величества ныне появляются законы и установления этого государства. ЧАСТЬ I ТИТУЛ 2 КАК ЛИЦА ЦЕРКОВНЫЕ, ТАК И СВЕТСКИЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СВОБОДОЙ Для начала следует знать, что лица, о которых права и обычаи в настоящее время говорят, бывают либо духовные — иначе лица церковные, или светские. § 1. Если в целом лица церковные, (которые учреждены господом и творцом нашим при создании человека), должны считаться более достойными, чем светские, то все же все господа прелаты и священники церквей и бароны, а также иные магнаты и дворяне и более высокие лица государства Венгерского пользуются в отношении своего дворянского достоинства и своих светских владений одними и теми же привилегиями свободы, охраны и иммунитета; никакой господин не имеет большей свободы, никакой дворянин не пользуется меньшей свободой. Из этого правила следует, что все они пользуются одним и тем же законом или обычаем, подлежат одной и той же судебной процедуре и различаются только в отношении размера штрафа, который установлен в возмещение за их головы 1. § 2. Для господ прелатов и баронов говорится о штрафе в возмещение за убийство в сумме 100 монет, а для дворян не более — 50 монет, несколько ниже об этом будет подробнее сказано. Это объясняется не основаниями их свободы, а их достоинствами и заслугами, например, в отношении прелатов их духовным достоинством, в отношении баронов — с уважением, которое они приобрели службой, на которой они действовали и которая привела к тому, что они были возвышены государем. ТИТУЛ 4 КАЧЕСТВО ИСТИННОГО ДВОРЯНСТВА ПРИОБРЕТАЕТСЯ СЛУЖБОЙ ВОЕННОЙ ИЛИ ИНЫМИ ЗАСЛУГАМИ И ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ ПОЖАЛОВАНИЕМ ПОМЕСТЬЯ Качество истинного дворянства приобретается военным искусством и дисциплиной, а также иными способностями и достоинствами духовными и телесными. Отсюда, когда государь жалует кому-либо, какого бы звания он ни был, за выдающиеся личные качества и за службу замок или местечко, или село, или иное право на имение 2, тогда данное лицо, посредством этого пожалования государя (после введения во владение пожалованным), приобретает указанные качества настоящего дворянства и выходит из зависимого состояния крестьян-йобагов. § 1. Если эта свобода дарована, то это именуется нашим дворянством. В силу этого же нрава сыновья таких дворянских родов правильно называются помещиками и свободными. Подобных дворян по их причастности и связям, указанным выше, мы считаем членами святой короны; они не подчинены ничьей власти, кроме власти короля, коронованного законным образом. ТИТУЛ 5 ИМУЩЕСТВОМ, ПРИОБРЕТЕННЫМ ПО СВОЕЙ СЛУЖБЕ, КАЖДЫЙ МОЖЕТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ НЕОГРАНИЧЕННЫМ ОБРАЗОМПраво на имущество, приобретенное на военной службе, называется юристами “peculium castrense” 3, а права, приобретенные ученостью или чьими-нибудь познаниями называются “peculium quasi castrense” 4. Оно называется пекулиум или имуществом собственным либо частным, поэтому сыну дозволено им распоряжаться даже без согласия отца и наоборот. § 1. Отсюда ведет свое происхождение и основание наш достойный похвалы, очень древний и весьма постоянный обычай, по которому какой-либо барон, магнат или дворянин может распорядиться любым способом (как угодно) и даже произвести раздел с отцом или своим братом всех имений или имуществ и прав на недвижимости, приобретенных любым образом по должности, по службе и своему достоинству, как об этом будет указано более подробно далее в связи с вопросом о разделах, которые производятся между братьями. ТИТУЛ 9 О ЧЕТЫРЕХ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ И ГЛАВНЫХ СВОБОДАХ ДВОРЯНСТВА Среди многих свобод, которыми обладают указанные дворяне и которые обозначены в привилегиях и установлениях государей, все же четыре являются главными, поэтому мы особо перечислим их: § 1. Первая из них это следующая: в силу нее лицо не может быть задержано никогда и никем, по чьей то ни было просьбе или жалобе, если оно не было предварительно вызвано, привлечено к суду и осуждено согласно закону. § 2. Указанная свобода не применяется во внимание в случаях действий или преступлений уголовных, если совершено умышленное убийство, поджог посевов, кража или грабеж или разбой или бесстыдное посягательство путем насилия; во всех этих случаях теряется честь, титул и свобода дворянства. Если так будет обстоять дело, то каждый человек, даже, если это будет крестьянин, может схватить виновного на месте совершения преступления и тот будет наказан по закону и осужден соответственно преступлению, которое он совершил. § 3. Если, однако, он бежал с места преступления и был схвачен соответствующим органом власти, то он не может быть за это осужден и наказан иначе, как в результате вызова и привлечения к суду и после законного судопроизводства. § 4. Вторая свобода состоит в том, что дворяне всего королевства (как это указано выше) не подчинены ничьей власти, как только власти государя, законным образом коронованного, поэтому даже и государь наш, на основании имеющегося у него авторитета, не может вторгаться в личные или имущественные дела кого-либо из дворян; это же самое правило применяется и в случае жалоб или злонамеренных обвинений с чьей-либо стороны, кроме случаев применения законного пути и после того, как будут выслушаны обе спорящие стороны. § 5. Третья свобода состоит в следующем: они имеют свободную власть пользоваться во всякое время, поскольку это право им предоставлено, также и доходами, полученными в пределах их имений, собранными или полученными от какой бы то ни было службы крестьян, от уплаты пошлин и налогов с земли, от сборов и таможенных пошлин и налога в одну тридцатую 5, и должны исполнять только воинские обязанности по отношению к королевству. § 6. Четвертая (так как она отличается от остальных) и последняя свобода состоит в следующем: если кто-либо из королей или государей наших нарушит свободы дворянства, указанные или охваченные в общем законе высочайшего государя, покойного Андрея II, названного Иерусалимским, и соблюдать который всякий король Венгрии обязуется раньше, чем он будет коронован святой короной, тогда дворяне имеют во всякое время свободную власть сопротивляться и восставать против короля, не опасаясь обвинения в измене. § 7. Под термином “дворянин” в настоящей главе понимаются вообще все господа прелаты, бароны и прочие магнаты и иные выдающиеся люди этого государства, за которыми (как было указано выше) закреплены те или иные привилегии свободы. ТИТУЛ 13 О ПОЖАЛОВАНИЯХ КОРОЛЯ И ОБ ИХ ВИДАХ ВООБЩЕ Поскольку во всем королевстве Венгрии, как и в тех государствах, которые в него входят, и в областях, которые ему подчинены, господа прелаты, бароны, дворяне и знатные люди, какого бы они ни были состояния, положения, достоинства и ранга, являются владельцами имений со всеми правами на основании пожалований сиятельного господина короля Венгрии, (то) необходимо поговорить прежде всего обо всем, что касается пожалований короля и о случаях подобного рода вообще. § 1. Прежде всего надо знать, что пожалования короля бывают двух видов, а именно: чистое и смешанное. § 2. Чистое пожалование — это такое, посредством которого кому-либо передаются навечно за службу или личные заслуги определенные права на имение, находящееся на законном основании под юрисдикцией святой короны. § 3. Мы называем смешанным пожалованием такое, для приобретения которого, помимо службы, требуется также определенная сумма денег. Указанное пожалование обычно называется временной передачей. § 4. Его королевское величество (на основании упомянутых выше правомочий святой короны королевства Венгрии) имеет неограниченную власть распоряжаться (как захочет) всеми правами на имения тех, которые умерли без наследников и потомства, а именно: может удержать их за собой 6 или сможет пожаловать либо передать временно тому, кому захочет. § 5. Для того чтобы злобность преступников не оставалась безнаказанной, чтобы дворянство и крестьянство не оказались одинаково ценными и также, чтобы верные и неверные не расплачивались одинаково за случившееся, дабы таким образом победить дерзости и восстания и чтобы вместе с тем поразить злоумышленных людей и разбойников, прадеды наши, на основании надлежащих законов и для охраны интересов государства, установили в общем декрете, что будут возвращены святой короне, именуемой королевством Венгрии, и в результате снова смогут быть пожалованы не только права на имения тех, которые остались без наследников, — как было уже показано, — но и тех (даже если они находятся в живых), которые восстали пропив порядка этого королевства, пренебрегая тем самым достоинством его королевского величества и ополчаясь на других не путем законного судопроизводства, а способом самоуправным и злоумышленным; в этом случае примерное наказание будет удерживать одних (от преступления) — других же, которые возможно получат эти имущественные пожалования, будет побуждать к наибольшим действиям по исполнению и сохранению долга верности. ТИТУЛ 15 О ДЕЛАХ, КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЗМЕНЫ В делах об измене его королевское величество имеет возможность подарить непосредственно или любым способом, кому захочет, имущество определенного лица, находящегося в живых. § 1. Первым является преступное оскорбление величества: если кто-либо злоумышленно подымает руку против нашего государя или покушается на его жизнь посредством сабли или яда или проникает путем насилия в замок или в дом, в котором находится государь. § 2. Второй случай имеет место, когда кто-либо открыто нападает на государственный порядок и восстает против него, против короля и короны. Это нападение следует однако так понимать: пока это делается законными путями, нет виновности в измене. § 3. То же имеет место, если составляются подложные акты или пользуются указанными актами открытым образом для подкрепления решений суда или когда изготовляются или используются поддельные печати. § 4. То же самое имеет место, если кто-либо изготовляет фальшивую монету, или сознательно пользуется такой монетой, в большом количестве. § 5. Также совершают такое преступление те, кто увивает или ранит братьев или родственников до четвертой степени. То же самое совершают те, которые убивают отца или супруга либо супругу. Под этим следует понимать только убийство супруга или супруги, которое кто-либо совершает незаконным образом, не считая случаев применения законной процедуры и справедливости. § 6. Это же относится к тем, кто совершает те же действия в отношении родственников по женской линии также до четвертой степени, к тем, которые изнасилуют свою мачеху или совершат кровосмешение, если были осуждены или объявлены вне закона. § 7. Это же относится к явным поджигателям посевов и имений. § 8. Это же относится к тем, кто приглашает в страну иностранных разбойников или наемных людей с целью нарушить внутренний порядок королевства. § 9. Это же относится к лицам, виновным в подделке документов, обеспечивающих общественный порядок, пропусков, если они были осуждены судебными органами за такие действия. § 10. То же самое относится к случаям, когда предаются замки, принадлежащие господам. Это же относится к тем, кто осаждает, захватывает или берет путем хитрости города, замки или иные укрепления каких-либо сограждан, если сознавал это ясно или был уже осужден за такие же действия. § 11. Это же относится к тем, кто убивает, берет в плен или ранит судей королевства или их заместителей. § 12. Это же относится к тем, кто убивает спорящую с ним сторону по процессу, если она обращается для судебного разбирательства к его королевскому величеству, или к судебному месту в каком-либо округе, или к какой-либо иной судебной инстанции для продолжения процесса, или к тем, которые убивают лиц, направляющихся с жалобой на сессию собрания, созываемого королем. § 13. Это же относится к тем, кто убивает, избивает или ранит королевских людей, делегатов, направленных капитулом или конвентом 7 для того, чтобы произвести принудительно исполнение. § 14. Это же относится к публично признанным еретикам, то есть к тем, кто принадлежит к какой-либо осужденной ереси. § 15. Это же относится к воеводам и иным служащим на границах королевства, которые при изъятии денег совершают мошенничества или хищения. § 16. Это же относится к тем, кто сдает города на государственной границе. § 17. Это же относится к тем, кто снабжает продовольствием или оружием турок или иных неверных, которые нападают на королевство и являются его врагами. § 18. Это же относится к тем, кто пугает, задерживает или грабит лиц, которые, оставляя сваи проклятые верования, ищут убежища в нашем королевстве, намереваясь остаться здесь. ЧАСТЬ III ТИТУЛ 25 О ЮРИДИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯН-ЙОБАГОВ § 1. Состояние йобагов различно, ибо одни из них являются венграми, другие саксонцами и германцами, иные чехами и славянами, исповедующими христианство. По языку одни из них являются румынами и русинами, другие русскими или сербами и болгарами, которые следуют греческой ереси. Кроме того, есть еще филистеи, куманы, проживающие и расселенные на королевских землях, исповедующие иногда христианство. Среди русинов и болгар некоторые являются последователями нашего исповедания, другие — греческой ереси. § 2. Несмотря на то, что указанные народы (за исключением филистеев, русин и королевских болгар) пользовались до настоящего времени привилегиями настоящей свободы — при уплате налога с земля и иных налогов они могли свободно изменять место своего жительства и оставаться в ином месте, которое они предпочитали, все они потеряли полностью эту свободу в прошедшее лето в результате восстания, мятежа и бунта против всех дворян под именем крестоносцев проклятого злодея, разбойника секея Георгия 8 и по причине участия их в этом деле они оказались навсегда виновными в измене, и после этого они прикреплены навечно к земле своих хозяев. § 3. Указанные йобаги в соответствии с ранее установленными законами и обычаями королевства, не смогут быть вызваны в суд по какому-либо основанию, (исключая только дела, которые рассматривает гласный церковный суд), прямо и непосредственно, ни судьями королевства, ни церковными викариями и иными духовными судьями, ни графами других округов, ибо господа их по земле, независимо от того, являются ли они светскими или духовными, обязаны прежде всего судить и применять право в отношении йобагов по всем их жалобам и обвинениям. § 4. Впоследствии, если одна из сторон не будет удовлетворена подобным судебным решением, она может передать дело для рассмотрения высшим судебным органам, в компетенцию которых входит, после проверки такого дела, сделать решение более ясным, обдуманным и обоснованным. § 5. Если, однако, из дела соответственно его содержанию, будет установлено, что оно относится к компетенции церковной инстанции, то оно должно быть переслано местному епископу или его викарию; если же будет видно, что оно относится к ведению суда светского, то оно должно быть переслано графу округа или дворянским судьям. § 6. Когда для рассмотрения подобного процесса и осуществления правосудия указанное дело было отправлено или начато королевским судом путем вызова в суд, или •начато графом округа или церковным викарием по повестке, а также когда дело послано обратно господину по земле, необходимо всегда расследовать и разобрать дело с использованием доказательств перед одним или двумя дворянскими судьями. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ 9, ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА Все имущество и всякие права на имущество 10 родителей или предков всех господ, баронов и магнатов и дворян, как бы они ни назывались, должны быть разделены одинаковым образом между сыновьями этих господ или дворян, а именно между родными братьями; сколько есть братьев, на столько частей должно быть разделено имущество. Родительский дом оставляется младшему сыну, который остается и живет в нем 11 (Трехкнижие, 1.40, §2). Четверть, называемая девичьей, — это право на имущество, которое дается девушкам и женщинам из имущества и прав родителей в порядке наследования. Каждый барон, магнат или дворянин, который имеет дочь или десять дочерей или даже больше того, может путем особой выплаты четверти покрыть долю всех дочерей. При этом все родительские права на имения со всеми правами пользования и со всем, что к этому относится, делятся непосредственно на четыре равные части, из которых четвертую часть составляет именно четверть, причитающаяся девицам. Она должна быть установлена и оценена по обычной стоимости. Соответственно этой ценности должно быть дано удовлетворение всем дочерям путем единого платежа, сделанного деньгами, но не имуществом... Однако собственность и право наследования указанной четверти, совместно с остальными частями, будет оставаться навсегда за сыновьями и их наследниками 12. (Трехкнижие, 1. 88, 1. 69, предисловие и § 1). Если супруг, умирая, оставит сына, дочь и супругу и неразделенных братьев 13.., прежде всего следует выделить долю покойного в движимом имуществе и отделить ее от частей тех неразделенных братьев, которые находятся в живых.., а потом все движимое имущество умершего супруга, за кем бы оно ни числилось, должно быть разделено соответственно между супругой, сыновьями и дочерьми и должно быть создано столько долей, сколько лиц находятся в доме, то есть неотделенных и неженатых, и каждому дается его часть, за исключением выездных коней и хорошего платья умершего супруга, которые должна получить после него вдова. (Трехкнижие, 1. 99, предисловие и § 1). Письма и документы, относящиеся к имуществу или к правам на семейное имущество, нужно отдать не старшей дочери, а сыну, даже если он моложе, чем она 14. (Трехкнижие, 1. 42, предисловие). Воинское оружие отойдет без раздела к сыновьям и неразделенным братьям. (Трехкнижие, 1. 99, § 2). ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО ПУТЕМ КОРОЛЕВСКОГО ПОЖАЛОВАНИЯ Иногда ставится вопрос об имуществе и правах на имения, полученных за службу, — почему они не переходят к женщинам. Следует ответить, что это происходит вследствие того, что королевство Венгрия и области ему подчиненные находятся среди вражеских государств и необходимо быть все время готовым к защите его саблей и оружием. Имущество и права на имения наши предки приобрели за воинское искусство и пролитие крови.., а женщины и девушки этим не занимаются и не могут воевать оружием и бороться с врагами. (Трехкнижие, 1. 18, предисловие). Разрешается и женщинам 15.., если его королевское величество утвердит в правах действительного наследника и мужского потомка непосредственно какую-либо дочь или жену относительно прав отцов и даже братьев их (если этот брат не имеет наследников и даст согласие на такую замену мальчика девочкой) 16. (Трехкнижие, 1. 17, § 7). Ввиду того, что некоторые господа и дворяне указывают и заносят одновременно имена жен в акты и привилегии о пожаловании, составленные по поводу имущества или прав на имения, приобретенные по надлежащему титулу за их службу, задается вопрос,— если мужчина умирает не имея наследников, то часть его в этом праве на имение или имущество перейдет ли к его супруге? Если такая супруга умрет, не оставив наследников, то перейдет ли ее часть к супругу? Следует ответить “да” 17 в обоих случаях. (Трехкнижие, 1. 48, предисловие). ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО КУПЛЕННЫХ ИМУЩЕСТВ Когда дело идет о вещах или имуществах купленных, и имена обоих супругов внесены в документы о покупке или о дарении, если одна из сторон умрет без потомства, эти имущества переходят к другой стороне в порядке, указанном выше 18. (Трехкиижие, 1. 48, § 5). Права на имения, приобретенные за деньги матери ила отца, переходят ли они одинаково к мужчинам и к женщинам? Поскольку деньги считаются движимым имуществом, а из имущества движимого после отца, как и после матери, сыновья и дочери получают равные части...., хотя из имущества и из прав на купленные имения женщины не достойны получить вечную часть, все-таки, чтобы не казалось, что они вовсе устранены от наследования родительского имущества и вещей дорогим братом и любимым сыном, по отношению к которому они являются сестрами, и поскольку они должны получить это по божескому праву, дозволяется, чтобы дочери получили надлежащую часть... имущества, указанного выше и за счет прав на купленные имения позаботились бы о супругах 19, которые выполняют и ведут военные задания и защищают отечество. (Трехкнижие, 1. 19, предисловие и § 1). Если во время брака супруг купит за деньги имение и право на имение и не обозначит имени супруги в документах по приобретению, указанная супруга не сможет получить для себя часть такого имения или права на имение (даже купленное). (Трехкнижие, 1. 102, предисловие). Если супруг имеет в табуне коней менее 50, собранных или купленных в период брака, то они делятся между супругами 20. (Трехкнижие, 1. 101, предисловие). ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ИМУЩЕСТВА, ОДНОВРЕМЕННА ПОДАРЕННОГО И КУПЛЕННОГО ...Если его королевское величество или какой-либо государь или дворянин пожалует кому-либо навечно право на имение или на замок.... как за исполнение определенной службы или за проведение какого-либо полезного дела или для установления обязанности, так и за определенную сумму денег.., указанное право на имение приобретается ли оно лицами обоего пола или только лицами мужского пола? Девушки и жены могут по праву приобрести свои части в указанной сумме денег 21. (Трехкнижие, 1.21, предисловие и § 2). ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО ПУТЕМ МЕНЫ Поскольку права на имения, приобретенные путем мены, не являются одинаковыми по размерам, роду и ценности, одно из них больше, а другое право на имение или имущество по цене или стоимости меньше,— обычно за большее уплачивается определенная сумма денег, чтобы обмен был равным. По этой причине некоторые считают, что такое 'Право на имение (поскольку за “его доплачиваются деньги) переходит к жене или соответственно к мужу. Указанное толкование не является однако приемлемым 22. (Трехкнижие, 1. 13, предисловие). ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ СУПРУГА Все движимое имущество супруга, умершего без детей или без завещания, какого бы оно вида ни было и на чье имя бы оно ни значилось, переходит к его супруге. Супруга не может быть устранена от владения имуществом и правом на имение или на дом, в котором проживает, и от двора мужа на время, которое она от имени покойного супруга и за его счет проводит там в период вдовства и не вступая в новый брак... (Трехкнижие, 1. 98, предисловие). Одеяние и иные вещи, которые были даны невесте родителями, братьями или иными лицами для проведения свадьбы, обручения или помоловки,... останутся неприкосновенными и должны быть — если супруг умрет бездетным — возвращены невесте, то есть супруге... вместе с приданым и не входят в состав других движимых вещей, подлежащих разделу, также и иные взятые ею с собой вещи разделу не подлежат. (Трехкнижие, 1. 100, предисловие). РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА Раздел имущества между родными братьями, а также и братьями, происходящими от одной матери, по обычаю следует совершать путем письменного приказа его королевского величества, данного или пересланного графу или вицеграфу или дворянским судьям соответствующего округа, по месту, где находятся и где обнаружены имущества, которые следует разделить; если же эти имущества находятся в нескольких округах, раздел совершается путем предписания, даваемого или присылаемого одним из протонотариусов. Это должностное лицо или эти лица могут совершить в отношении всего имущества или всякого -права на имения родительские или родовые и приобретенные сообща полный раздел и отделить одного наследника от других со всем движимым имуществом любым способом и в любом виде, соответственно количеству лиц. (Трехкнижие, 1. 45, предисловие). Если два “ли более родных брата или братьев по матери владеют без раздела имуществом или правом на имение родовое или родительское, и если из них один находится на службе королевского двора или на службе иных господ, другой должен остаться дома в связи с заботами и трудностями по двору, а тот, который находится на службе, если приобретает по ней какие-либо имущества или права на имения от его королевского величества или от другого господина, когда он этого по службе окажется достоин, должен позаботиться о том, чтобы при передаче были записаны в актах или привилегиях пожалования имена братьев, которые оставались дома, путем оговорки “и при нем...” 23, тогда тот из братьев, который приобретет такое имущество, будет иметь возможность распорядиться до того, как совершит раздел со своими братьями, как он того захочет, имуществом, приобретенным по жалованию;... при разделе каждый из братьев вправе ваять себе часть, какую ему надлежит из этого имущества, в точности такую, как и тот брат, который приобрел данное имущество по жалованию. (Трехкнижие, 1. 43, предисловие). ПРИНЯТИЕ В ЧИСЛО БРАТЬЕВ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ (“FRATERNALIS ADOPTIO”) 24 Принятие в число братьев состоит в том, что кто-либо, (не имеющий законных наследников) назначает постороннее лицо своим наследником на имущество. Такое принятие в число братьев не имеет места и не может иметь силы без утверждения и согласия нашего государя. (Трехкнижие, 1. 66, § 2 и 4). ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРАВУ НАСЛЕДОВАНИЯ ЙОБАГОВ Таким же образом крестьянин, будучи одиноким или не оставляя наследников и никаких законных потомков после себя, может относительно своего движимого имущества совершить в любом виде завещание. Все же недвижимое имущество, если оно является родовым, переходит в целом к господину имения. Если же указанное имущество было приобретено им лично, то оно должно быть разделено на две части, из которых одна должна перейти господину имения, вторая же может быть оставлена кому-либо в порядке завещания. Если же он умрет не оставив завещания, то все принадлежащее ему движимое имущество, как и недвижимое, переходит к господину имения. Последний прежде всего обязан за счет указанного имущества позаботиться о гробе и о похоронах крестьянина, удовлетворить затем всех его кредиторов, вернуть долги и, наконец, только остаток имущества взять себе. Когда крестьянин оставил после себя законного наследника, и наследник окажется малолетним и ему не исполнится 12 лет, такой отец может совершить завещание не только по поводу своей доли, но также назначить другого наследника (кого он захочет) на место несовершеннолетнего наследника на случай, если последний умрет до достижения 12 лет; если указанный законный наследник умрет раньше этого срока, то наследует тот наследник, который поставлен на его место 25. Если же такой наследник достигнет указанного выше возраста или будет старше, указанная подстановка 26 утратит силу и к наследнику перейдет право на все имущество. Юридическое положение йобагов является впрочем различным в зависимости от того, каково обычное право, которое должно быть соблюдено соответственно древним обычаям данных мест. Поэтому вовсе не следует понимать так, что наследство, оставленное кому-либо по завещанию каким-либо крестьянином или проданное им, может лишить хозяина имения его вечных прав, поскольку крестьяне не имеют никакого вечного права на земли господина, помимо платы и возмещения за их труд, ибо власть над всей землей принадлежит господину имения. Комментарии1. Речь идет о штрафе homagium. Размер штрафа изменялся в зависимости от классового положения убитого. 2. Речь идет о “ius possessionarium”, что означает право земельной собственности. 3. Термин взят из римского права, где он обозначал имущество, приобретенное сыном семьи в связи с военной службой. 4. В римском праве это слово обозначало имущество, приобретенное сыном семьи на службе императору, государству или церкви. 5. Налог, уплачиваемый с товаров, ввозимых и вывозимых, исчислялся в размере 1/30 стоимости товаров. 6. То есть хранить это имение в качестве вакантного в составе королевского домена. 7. Капитул и конвент — это собрания каноников с судебными функциями.8. Речь идет о Георгие Доже, которого Вербоци так называет, откровенно выражая интересы класса феодальных дворян, подавивших крестьянское восстание 1514 года. 9. Тексты, которые приводятся ниже, взяты из разных частей Трехкнижия и объединены по содержанию их в титулы, наименование которых дано переводчиками, переводившими этот источник с латинского языка на румынский. 10. Речь идет о так называемых поземельных правах, иначе о правах поместной собственности. 11. Остальные сыновья имеют право общего пользования доходами с указанных имений с тем, чтобы они возвели себе дома, подобные отцовскому. 12. Речь идет о 1/4 родительского имущества, которую девушки получают преимущественно в деньгах, а не вещами. 13. То есть братьев, владевших имуществом сообща с покойным братом. 14. В случае когда старший сын был психически болен, хранение актов доверялось одному из прочих братьев. 15. Наследование пожалованного имущества. 16. Речь идет о так называемом “praefectio” — праве, по которому дочери или сестры того, кто получил пожалование от короля и умер, не оставив наследников, могут приобрести наследство отца или своего брата, не имеющего нисходящих наследников мужского пола. 17. Речь идет о пожалованиях, произведенных королем, с указанием, что пожалование имущества относится и к мужу, и к жене (“clausula utriusque sexus”). 18. Отсюда в случае, если продажа или дарение совершены, то как супруг, так и супруга имеют взаимное право на наследование, если один из них умрет без потомства. 19. Речь идет о мужьях сестер. 20. Правило является таким же, если кони приобретены были перед вступлением в брак только мужем. 21. Указанная сумма денег, уплаченная за такое имение, делится и между потомками женского пола. 22. Иными словами, имущество, приобретенное путем мены, не могут наследовать женщины, даже если они уплатили известную сумму денег в связи с обменом. 23. Речь идет об оговорках в актах пожалования, по которым пожалование распространялось на некоторых родственников одаряемого, например, “дарю это имение А. и через него его братьям и потомкам”. 24. Буквально “братское усыновление” — своеобразное побратимство. 25. Речь идет о так называемой "подстановке по завещанию для несовершеннолетних" - "substitutio popilloris", известной в римском праве. 26. Иначе субституция. (substitutio).
|
|