Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

88. ВИЦЕ-КАНЦЛЕР ГРАФ И. А. ОСТЕРМАН — ПОЛНОМОЧНОМУ МИНИСТРУ В МАДРИДЕ С. С. ЗИНОВЬЕВУ

С.-Петербург, 16(27) июля 1789 г.

Письмо

Перевод

Немедленно по получении депеши Вашего превосходительства за № 20 208 я имел беседу по поводу ее содержания с г-ном кавалером Гальвесом. Этот посланник, упомянув вновь о принципах справедливости и строгого нейтралитета, которых твердо намерен придерживаться король, его повелитель, в тех спорах, которые в настоящее время происходят между воюющими державами, присовокупил к ним лестные заверения в чувствах, которые воодушевляют его католическое величество по отношению к императрице, нашей повелительнице, и которые, естественно, заставляют короля желать скорейшего прекращения этой распри, в особенности [291] поскольку имеется основание полагать, что некоторые державы выработали я установили совместный план действий с целью воспрепятствовать России добиться чрезмерных преимуществ от своих противников. Этот последний намек кавалер Гальвес сделал мне в порядке личного доверия; в таком же доверительном порядке я и довел об этом до сведения ее императорского величества, сообщая здесь вам об этом, рекомендую крайнюю осмотрительность в использовании этих сведений при Ваших беседах с графом Флорида Бланка.

Ее императорское величество приветствует похвальный способ действий, который избрал его католическое величество; императрица крайне признательна за многократные заверения в дружбе, которые она получает от короля и на которые отвечает самой искренней взаимностью. Ее умеренность и великодушие позволили бы ей сохранить полное спокойствие в отношении упомянутого плана, если бы только она была убеждена в том, что он выработан исключительно с целью предупредить возможное злоупотребление теми успехами, которыми провидению было угодно благословить ее дело. Сопоставление различных обстоятельств, полностью известных мадридскому кабинету, наводит на мысль о том, что цель этого плана, если и не целиком противоречит только что упомянутому, то все же в значительной части преследуем исключительно личные интересы его авторов. Известно, что при всех выступлениях в пользу мира, которые имелись до сего времени, императрица обнаруживала полное сочувствие таковым и настаивала лишь на предварительных условиях, справедливость которых признавалась всеми державами. Все же все те шаги, которые предпринимал берлинский двор якобы с целью умиротворения, лишь создавали препятствия для инициативы других дворов, намерения которых были чужды какой-либо двусмысленности; к числу последних относился и двор в Мадриде. Как выяснилось, этого рода шаги скорее побуждали врагов России к дальнейшему упорству, но отнюдь не делали их более сговорчивыми. Чтобы доискаться причины этого явления, находящегося в столь явном противоречии с провозглашенными намерениями, не следует ли по необходимости обратить свои взоры на общее положение Европы. И вот с одной стороны — оба императорские двора, вовлеченные в две серьезные войны; глава Римской империи, дни которого сочлены; Франция, охваченная внутренней смутой, и Испания, хотя свободная и могущественная, но ограниченная ролью простого наблюдателя; с другой стороны — Пруссия, тесно связанная с Англией и Голландией, которую она вовлекает во все свои замыслы, раздувает пламя на востоке и на севере и готова захватить Данциг и некоторые польские воеводства; одновременно она вынуждает шведского короля предоставить эй в качестве залога Померанию, обеспечивая себе этим путем возможность ее приобретения; связывает активность Дании грубыми актами насилия при помощи созданной ею в Германии грозной лиги и, наконец, выдвигает претендентов на императорскую корону в ущерб наследникам австрийского дома. 209 [292]

Для державы, которая более века занимается тем, что использует с исключительной ловкостью любую ситуацию, отвечающую ее стремлениям к приобретениям и расширению, упомянутое выше положение вещей дает возможность гораздо более широких и важных планов, чем показная задача сохранения равновесия на севере; все говорит за то, что б этих стяжательных стремлениях и следует искать подлинные цели, которые она себе ставит и осуществление которых дает себя ощутительно чувствовать. Если эти цели привлекают внимание ее императорского величества, тс они заслуживают не в меньшей мере внимания и других держав, в частности Испании. В заключение этого объяснения кавалер Гальвес спросил меня, каковы могли бы быть при данных обстоятельствах пожелания императрицы, обращенные к его католическому величеству, причем он заранее заверил меня в своей полной готовности оказать в этом деле содействие. Я ответил ему, что ее императорское величество не считает себя в праве требовать чего-либо от его католического величества, она предоставляет его прозорливости судить о том, в какой мере он заинтересован в создавшемся положении, и о тех опасных последствиях, которые могут проистечь отсюда. Императрица всецело полагается на те меры, которые подскажет разум короля, чтобы предупредить эти последствия; все же она была бы очень признательна за усилия, которые его католическое величество приложит, в частности для устранения препятствий, чинимых ее величеству заинтересованными в этом дворами, в ее стремлении добиться незамедлительного прекращения ужасов войны, которая в настоящее время омрачает ее империю.

Вот что, милостивый государь, я ответил кавалеру Гальвесу, и вот что и Вам также следует изложить с Вашей стороны его сиятельству графу Флорида Бланка и поставить его в известность, что те соображения, которые здесь предлагаются прозорливости и глубине мысли его католического величества, являются следствием доверия, которым прониклась к нему ее императорское величество и которое основано на справедливости поступков его католического величества.

Ваше превосходительство не замедлите уведомить о том впечатлении, которое это сообщение произведет на испанского министра. Это сообщение надлежит сделать в устной форме без представления каких-либо копий, будь то целиком или в выдержках.

Имею честь быть …

Помета Екатерины II: "Быть по сему".

В Царском Селе июля 11. 1789 года.

АВПР, ф. Сношения России с Испанией, оп. 58/1, д. 214, л. 4-10. Подл.; л. 11-14 об. Черновик.


Комментарии

208. Депешей от 7/18 мая 1789 г. за № 20 Зиновьев сообщал Остерману, что Флорида Бланка заверил его в готовности Карла IV сохранить нейтралитет в шведской войне, а также в его стремлении помочь восстановлению мира. Доказательством возможности близкого мира Флорида Бланка считал попытки сближения Англии и Пруссии с Россией. АВПР, ф. Сношения России с Испанией, оп. 58/1, д. 455, л. 121-123.

209. См. № 66.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.