|
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАО финансовом предмете. (Прибавление к предыдущей статье.) Читая вышеупомянутое Рассуждение о Губернских Банках, вспомнил я, что нечто похожее на то давно уже где-то читал. По долгом искании, удалось мне наконец отыскать старинную французскую Арифметику, по которой я, лет 35 тому назад, учился, и с радостью возобновил в памяти моей ту весьма любопытную задачу, которая меня в то время приятно занимала, обольщая воображение огромными денежными суммами, кои, от первоначального малейшего вкладу, с каждым годом умножаясь процентами, возросли наконец до нескольких сот тысяч миллионов, биллионов и более. Надеюсь, что читатели не поскучат сею задачею, особливо по величайшему сходству ее с проектом сочинителя рассматриваемой нами книги. — Это есть Духовное Завещание некоего Фортуната Ришарда, учителя арифметики. Оно представлено было душеприказчиками его французскому парламенту в 1784 году. Здесь следует существенное извлечение из оного: ”Остается мне,— говорит завещатель,— [502] открыть последнюю волю мою касательно принадлежащей мне суммы 500 ливров, отданной в проценты здешнему банкиру М. П. на которую хранится у меня засвидетельствованный документ. Сумма сия первоначально происходит от подарка, сделанного мне Проспером Ришардом, блаженной памяти дедом моим, когда наступил мне осьмой год от роду. В то время он обучал меня начальным правилам арифметики. Показав мне, что проценты ежегодно присовокупляемые к капиталу, который остается неприкосновенным, составят, по истечении 500 лет, во сто тридцать раз более против первоначально взнесенного капитала; и видя, что я слушал его с особенными вниманием, вынул он из кармана один луидор (24 ливра), и с торжественным видом сказал мне: ”Сын мой! Помни во всю свою жизнь, что с бережливостью и расчетом нет ничего невозможного. Вот луидор, который я тебе дарю, а ты отдашь его банкиру М. П.; он из дружбы ко мне будет считать его в торгу, как свои собственные деньги. Каждый год ты будешь присовокуплять к ним проценты, отнюдь не касаясь капитала. По смерти твоей, проценты с оного должны быть [503] употреблены на добрые дела для успокоения твоей и моей души.”Я с точностью исполнил сие приказание почтенного деда моего,— продолжает завещатель,— и ныне, когда мне 71 год от роду, вся сумма простирается до 500 ливров. Но как во всяком деле надобно иметь границы, то я хочу, чтобы сумма сия разделена была на пять долей, по 100 ливров каждая, к коим присовокупляя ежегодно проценты, да будет оная потомками моими употреблена по нижеследующему расписанию: 1.) Первая доля 100 ливров, составит, по прошествии ста лет, более 13.000 ливров. Сумма сия назначается в награды и медали за наилучшие богословские сочинения, доказывающие законность отдачи денег в проценты: поелику ни в одном государстве всего христианского мира истина сия, толико общеполезная, не подвержена сомнению, кроме в одной Франции. 2.) Спустя другие сто лет, вторая доля 100 ливров возрастет более 1.700.000 ливров; сумма сия назначается на учреждение на вечные времена семидесяти наград, из коих 15 за добрые дела, 15 за лучшие произведения наук и словесности; 10 за [504] решение трудных арифметических задач; 10 за новые усовершенствования в земледелии; 10 за превосходнейшие произведения свободных художеств, и 10 за телесные упражнения, служащие к укреплению сил и проворства.3.) Спустя еще сто лет, третья доля, которая простираться будет свыше 226 миллионов, назначается для учреждения пятисот благотворительных касс для вспоможения бедным, нуждающимся и безвинно разорившимся; на ободрение земледелия, промышленности и торговли; на что да употребится 196 миллионов. Остальные 30 миллионов посвящаются на основание 12 музеев, в кои должны быть принимаемы люди испытанные в добронравии и честности, не взирая на 6лагородство или низкое происхождение; а также и те писатели, кои никогда не осквернили сочинений своих сатирами против религии, добрых нравов, правительства и частных людей. 4.) Спустя еще сто лет, четвертая доля, простирающаяся с процентами до 300 тысяч миллионов, имеет быть употреблена на построение в приятнейших и удобнейших местоположениях, какие только можно найти во Франции, ста городов, для [505] жительства по 150.000 душ в каждом. Каким же образом населить сии города и привесть их в цветущее состояние, сие изложено в особом Наставлении, при сем Завещании приобщаемом. От сей одной статьи народонаселение Франции умножится в короткое время 15 миллионами душ, которые получая избыточное продовольствие, не забудут, я надеюсь, поблагодарить своего основателя.”Здесь завещатель весьма благоразумно замечает, что знает он, что все деньги в Европе не могут составить сих 300.000 миллионов, и что нельзя найти благонадежных банков, для положения в оные такой великой суммы. Почему предоставляет благоусмотрению своих душеприказчиков, буде то нужно, обратить капитал, или часть оного, в недвижимые имения. Когда же от сего возвысятся цены на оные имения, как сие неминуемо последует, и не найдется ни одного помещика во Франции, который бы захотел продать свои недвижимые имения: тогда надобно стараться положить капиталь в банки иностранные. ”5.) Наконец, последняя пятая доля 100 ливров, которая по прошествии пятисот лет, возрастает свыше [506] 39 биллионов, да будет употреблена следующим образом:60.000 миллионов на уплату государственного долга Франции, (который до того времени верно возрастет до сей суммы) с таким однако условием, чтоб государственные казначеи (министры финансов), прежде вступления своего в сию должность, выдержали строгой экзамен в арифметике. 120.000 миллионов употребятся, на том же основании, на уплату долгов Великобритании, (кои завещатель взял только вдвое, равно как и долг Франции, по самому умеренному расчету.) Завещатель просит англичан, не отвергнуть сего малого дара от человека, искренно уважающего их нацию. Он просит, чтобы вместо благодарности за сие завещаемое наследство, англичане согласились называть французов добрыми своими соседями, а не собаками французскими (frenchdogs) или смертельными своими врагами; чтобы они размыслили, что Природа не сотворила людей врагами людей; что национальная ненависть и вражды одного народа против другого, запрещения взаимной торговли, а наипаче войны, происходят от ужасной [507] ошибки в счете; а всегдашнее дружелюбие, мир и доброе взаимство между народами служат основанием и обильнейшим источником их благоденствия.300.000 миллионов принесут ежегодного дохода 15.000 миллионов для раздела в мирное время между всеми европейскими державами. Когда же начнется война, то доля зачинщика да отдастся тому, на кого он неправедно нападет; что, может быть, заставить государей, прежде начатия войны, делать математические расчеты. Завещатель оставляет на благоусмотрение своих душеприказчиков, распространить такое распоряжение и на другие части света; и если они усмотрят, что сим способом укротится безрассудная и варварская страсть резаться и проливать кровь подобных себе: то он охотно соглашается пожертвовать на сие еще один биллион ливров. 10.000 миллионов назначаются взамен лотерейных выигрышей: ибо это есть налог на глупые головы, которые от того делаются еще глупее; другие 10 тысяч миллионов на выкуп всех налогов, податей и повинностей, который после сего прекращаются на вечные времена. [508]40.000 миллионов определяются на покупку земель и поместьев, находящихся в худом положении. Сии земли разделятся на 500 тысяч участков, от четырех до пяти десятин в каждом; и в них надлежит построить столько же домов чистых, покойных и со всеми сельскими удобствами. Оные участки раздать такому же числу поселян трезвых и трудолюбивых, по выбору Общества поселян каждого прихода. 60.000 миллионов назначаются на заведение учебных и воспитательных домов в деревнях; 200.000 миллионов на учреждение 40.000 домов трудолюбия, или общественных фабрик, куда может приходить всякий, мужчина и женщина, для прокормления себя работою за установленную плату; причем делает замечание, что хотя смешно и постыдно подавать милостыню нищему здоровому, однако правительство не имеет права лишать таковых свободы, сажать в тюрьмы и наказывать, когда оно не дает им способов к пропитанию их честным образом. Завещатель не назначает ничего на учреждение больниц и госпиталей, дознав из тщательного наблюдения, что воздух в многолюдных больницах усиливает болезни, и умножает [509] смертность. Вместо того, он определяет 100.000 миллионов на усмотрение в каждом приходе в целом государстве Домов здравия, из коих в каждом должен быть один доктор, один лекарь и нужное число сестер милосердия, или сиделок у больных. Доктор и лекарь обязаны пользовать больных своего прихода в их домах безденежно, получая сами плату от Домов здравия, от которых также доставляются больным все нужные лекарства и всякие пособия безденежно; а в Дома здравия принимать только таких, коих нельзя пользовать у них дома.”Пределы сих листов не позволяют представить здесь всех мудрых учреждений завещателя; все они доказывают основательность суждений и правильность расчетов. Хотя завещатель назначил множество общеполезных заведений из сей последней доли своего капитала, и все оные наделил щедрою рукою: однако же, по окончании всех счетов, усматривает, что на все это выходит умеренная сумма около двух биллионов, а еще остается более 87 биллионов; в употреблении которых он приходит в великое недоумение. Почему предоставляет на волю своих [510] душеприказчиков, как они заблагорассудят распорядиться с оными; довольствуясь только указать им на некоторые статьи, на пример: во всех городах скупить дома, мешающие правильному расположению улиц; распространить площади, обстроить и украсить их по приличию; устроить набережные каменные, фонтаны, водопроводы во все части города, и даже во все улицы и дома; развести публичные сады, гульбища и все, что только может способствовать здоровью и удовольствию людей; осушить болота, возделать в пусте лежащие земли, ископать логи рек и сделать оные судоходными; соединить их каналами и тем облегчить внутренние сообщения между отдаленнейшими провинциями королевства; словом, употребить все усилия и искусство, дабы довершить высокие преднамерения Природы, которая, кажется, предопределила Францию быть наиприятнейшим в свете обиталищем для людей.Здесь кончится Духовное Завещание сего ученейшего и благодетельнейшего мужа. Жаль, что невозможность исполнения делает оное пустою игрою воображения! Текст воспроизведен по изданию: Арифметическая задача. О финансовом предмете // Дух журналов, № 16. 1818
|