Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К ИСТОРИИ « ПОСТОЯННОГО КАДАСТРА»

Публикуемое ниже письмо Бабефа было адресовано Антуану Лами, бывшему комиссару по составлению описей (commissaire a terrier) в Орнуа, Амьенского округа, автору брошюры «Cadastre Universel, ou Le Code foncier de chaque territoire de l’empire francais» (Амьен, 1790 г.). Эта брошюра не представляет никакого интереса, и если бы не упоминание в ней о его «Постоянном кадастре», Бабеф, возможно, никогда не предложил бы Лами переписываться с ним. У Лами не было таких знаний по истории налогообложения, какие обнаруживает Бабеф в своем «Постоянном кадастре», и он не проявлял к делу избавления мелких собственников от тяжелого бремени налогов такого глубокого интереса, как Бабеф.

Несколько слов о том внимании, какое уделялось во Франции до и во время революции составлению кадастра. Уже задолго до 1789 г. назрела потребность в такой описи владений, которая сделала бы невозможными произвольные налоги и уравняла бы земельный налог. Примечательно, что как раз в тот момент, когда вопрос о налогообложении в целом обсуждался лучшими экономистами Франции (1776 г.), Гольбах тоже отстаивал идею составления кадастра 1. Тринадцать лет спустя наказами было выдвинуто требование кадастра. В 1790 г. Учредительное собрание опубликовало «Cadastre general de la France», в основе которого лежал принцип, уже выдвинутый Бабефом, а именно, что «только богатство облагается налогом» 2.

Автором «Cadastre general» был Пьер-Франсуа Дюбуше Обри, депутат и брат экономиста Шарля Луи Обри, написавшего «L’Impat abonne», на который ссылается Бабеф, еще в 1785—1786 гг. переписывавшийся с Обри по поводу его работы «Terriers perpetuels». У этого второго Обри имеется около двадцати работ на такие темы, как меры, десятичная система, упрощение банкового дела и финансового управления.

Письмо хранится в библиотеке Корнельского университета штата Итака (США) в коллекции Эндрью Уайта ( Andrew D. White) по истории французской революции. [486]


Бабеф А. Лами. 1791 г., февраля 21. Руа.

Милостивый государь!

Мне попался в руки Ваш труд, озаглавленный «Всеобщий кадастр». Судя по странице 5, Вам известна работа под заглавием «Постоянный кадастр». Следовательно, нельзя сказать, что оба эти кадастра Вам совершенно незнакомы, а мне тем более. Ибо, хотя Вы и приписали «Постоянный кадастр» г-ну Одифре, единственным его автором являюсь я. От г-на Одифре я взял только тригонометрический угломер, аналитическое описание которого я дал, но ни одна идея, ни одна фраза в «Кадастре» не принадлежат ни воображению, ни перу этого геометра; он — только геометр, и больше ничего. Я уделил в своем труде место для сообщения об инструменте г-на Одифре, потому что хотел содействовать его распространению, а также потому, что я убедился, в какой степени пользование этим поистине драгоценным инструментом способствует умножению тех значительных преимуществ, которые порождает моя система составления кадастров. Вот, милостивый государь, в чем Вы могли бы убедиться, если бы внимательно прочли первое извещение от издателя, с которого начинается мой «Кадастр»; Вы не совершили бы тогда маленькой ошибки, не имеющей по существу особого значения, назвав автором моего труда человека, который не принимал в нем никакого участия.

Но я взял на себя смелость написать Вам вовсе не для того, чтобы сделать Вам этот упрек. Вы бывший февдист, и я тоже; Вы много раздумывали и писали о кадастре, и я тоже. Не полезно ли-было бы нам вступить в переписку, чтобы сблизить наши взгляды по вопросу, ставшему предметом размышления для каждого из нас, и не случится ли так, что когда-нибудь результаты наших споров послужат нам на пользу?

Я с удовлетворением узнал, что Национальное собрание включило большую часть моей системы и моих идей в свои постановления о способе земельного и личного налогообложения. Мой труд, написанный непосредственно перед революцией, в той своей части, где он затрагивал всю совокупность государственного управления, призывал к реформам, и мне немало польстило, что почти все они были осуществлены. Остается, следовательно, предписать, чтобы были приняты наши идеи относительно техники составления кадастра — работы, настоятельно необходимой при новом порядке вещей. Когда я говорю о принятии наших идей, это слишком неопределенно и может навлечь на меня подозрение в чрезмерном самомнении, но я при этом подразумеваю частью собственные, частью чужие идеи, как, по моим наблюдениям, это сделано в отношении основ или принципов раскладки и разверстки обоих налогов — земельного и личного.

Нет другой такой профессии, где нужные знания были бы столь близки знаниям, необходимым для лиц, которым будет поручено руководство составлением кадастра, как профессия комиссара по составлению описей. Вот почему они первыми решили опубликовать правила надлежащей организации этой работы. Кроме нас двоих, некий г-н Обри, автор книги «Как сделать кадастр постоянным», опубликовал — что Вам, может быть так же хорошо известно, как и мне — труд, озаглавленный «L’Impot abonne», целью которого является выработка приемов, пригодных для составления всеобщего кадастра. Вполне возможно, что как только эта операция будет декретирована, ее выполнение будет также поручено комиссарам по составлению описей; не было бы, следовательно, ничего предосудительного, если бы лица, которые могут быть привлечены к этому делу (и, возможно, раньше, чем этого можно ожидать), заранее начнут обмениваться [487]мнениями, благодаря чему они ближе ознакомятся с проектами и добьются цели — безусловно, наиболее желательной — т. е. единства метода.

И если такая переписка необходима вообще, то тем важнее переписка между лицами, наиболее осведомленными в этом вопросе. Вот, милостивый государь, соображение, заставившее меня предложить Вам вступить в переписку и побудившее меня начать ее.

Так как после издания моего «Кадастра» я вынужден был много заниматься вопросами о государственных налогах, то я опубликовал две работы о косвенных налогах —одну в марте, другую в октябре. Недавно я видел подобный труд г-на Локе и намеревался написать ему, чтобы сравнить наши принципы; но когда я узнал, что моя система была слово в слово принята французским Сенатом, то это обстоятельство подстрекнуло меня вступить в спор с г. Локе, ибо именно таково было мое намерение. Можете ему передать это, милостивый государь: он, по всей вероятности, не рассердится, тем более если Вы скажете ему, что, опровергая его, я также не был движим злыми чувствами.

Честь имею быть,

Милостивый государь,

Вашим покорнейшим и всегда готовым к услугам слугой

Бабеф

Редактор «Пикардийского корреспондента»

Руа, 21 февраля 1791 г.


В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС сохранилось ответное письмо Лами, из Орнуа, от 22 марта 1791 г. (ф. 223, 37 В V) «г-ну Бабефу, редактору "Пикардийского корреспондента", в Руа». В своем письме Лами дает высокую оценку «Постоянному кадастру». Он говорит: «Поздравляю Вас с Вашими совершенно правильными и глубокими мыслями, которые вы сообщили Национальному собранию; видимо, разум у него преобладает над завистью, раз оно приняло их без всяких изменений. Но мне вовсе не требовалось это внушительное свидетельство, чтобы оценить по достоинству Ваши заслуги: я с ними был уже достаточно знаком,— не потому, что Ваш труд попался мне под руки, но потому, что я его себе приобрел». В ответ на предложение Бабефа о том, чтобы начать переписку, Лами пишет: «То, что Вы называете моим трудом, является в действительности лишь правдивым рассказом об осуществленном мною здесь... я прошу Вас пожертвовать для меня двумя-тремя днями, их Вам вполне хватит как для поездки в Орнуа, так и для того, чтобы убедиться в проделанном мною... От Вас до Амьена расстояние вполне доступно и от меня тоже: всего три часа ходу; поэтому, если Вы, так же как и я, желаете нашей встречи, то Вам остается только назначить день, и я выйду Вам навстречу в Амьен... по-моему, повторять, что я сделал и о чем Вы читали, только наскучило бы Вам».

В отношении Локе Лами сообщает: «Я ознакомил г. Локе с Вашим письмом. Его очень рассмешил бой, который Вы собирались ему дать... Он раздает свои идеи, а не торгует ими, в чем Вы, наверное, могли сами убедиться два месяца назад, читая "Affiches de Picardie"» Прим. ред.


Комментарии

1. P.H Holbach. Ethocratie, p. 25, note 13.

2. Procеs-verbaux de l’Assemblеe Nationale, vol. XXXI, № 420, p.12.

Текст воспроизведен по изданию: К истории "постоянного кадастра" // Французский ежегодник за 1961 г. АН СССР. 1962

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.