Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Пятый тайный допрос - 15 марта 1431 г.

Далее в следующий за тем четверг, на пятнадцатый день сказанного марта месяца, утром в сказанном месте, как то в камере сказанной Иоанны в присутствии сказанного магистра Иоанн де Фонте, нами, сказанным епиисокопом назначенным наместника и комиссария нашим, а также в присутствии брата Иоанна Магистра, викария инквизитора в сопровождении почтенных мужей, господ и магистров Николая Миди и Герарда Фейета докторов священной теологии, а также в присуствии Николая Губента, нотариуса апостолической канцелярии и брата Изамбара де Петра, бывших при том свидетелями,

Мы обратились к сказанной Иоанне милостиво, увещевая и заклиная ее дабы она предала себя в руки святой матери нашей церкви, как ей то и подобает сделать, ежели в чем погрешила против святой католической веры, отвечала ныне на все предложенные ей вопросы, дабы ответы ее затем переданы были прелатам для дальнейшего их рассмотрения и исследования, после чего ей будет объявлено о том, довелось ли ей погрешить каковым-либо образом против христианской веры, в каковом же случае ее о том поставят в известность, также сообщив ей каковой на ней лежит грех и объявят ей о принятом судом решении. И ежели ею совершено было некое преступление против христианской веры и Господа нашего, воспреемника таковой, дабы она не таила его в себе, дабы не вызвать тем на себя гнева Божиего.

Мы же обратились к ней милостиво и заклинали ее, дабы она предала себя в руки Церкви, ежели совершила нечто противное вере нашей, и отвечала ныне и что все ее ответы будут затем переданы на рассмотрения прелатам. Затем же ей будет сказано случилось ли ей в чем-либо согрешить против христианской веры, после чего решение по ее делу объявлено будет ее судьями, когда же будет вынесено судебное решение по ее делу, ей будет объявлено о том, каковым оно будет. И ежели ей случилось в чем-либо погрешить против христианской веры, каковую заповедал нам Господь наш, дабы она о том не умолчала, и не вызвала гнев Его противлением его воле.

Далее ей объявлено был о разнице между Церковью торжествующей и Церковью воинствующей и о том что есть одна и что есть другая, и предложено было предать себя в руки Церкви в том что ей довелось и доведется сказать и сделать, будь то доброе или злое. Она же отвечала:

- Сейчас мне вам больше нечего сказать.

Далее ей объявлено было о том что есть Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, и что есть одна и что есть другая.

Далее ей предолжено было, чтобы она препоручила себя в своих делах, как то добрых так и злых, в руки церкви. Она же отвечала:

- Сейчас мне вам больше нечего сказать.

Далее, названная Иоанна, предупрежденная дабы отвечала правду, памятуя о клятве ею же данной, спрошена была о том, как пыталась бежать протиснувшись между двух деревянных дверей в Беллалокском замке. Она же отвечала что не было еще заключенного, каковой не воспользовался бы возможностью для бегства, и будучи в сказанном замке, она заперла своих стражей в башне, и выбралась бы наружу, не случиись привратнику ее заметить и вслед за тем задержать.

Названная Жанна спрошенная затем под присягой, ею ранее данной, первоначально о том, каковым манером она пыталась бежать из замка Болье, протиснувшись между двух деревянных дверей. Она же отвечала, что не было еще узника, не воспользовавшегося бы возможностью бегства. Она же заперла своих стражей в башне, и осуществила бы свое намерение, не случись привратнику ее увидеть и задержать.

Далее она сказала, что как ей то кажется, Богу не угодно было дабы она бежала в том случае, не встретившись ранее с королем английским, как ее предупреждали о том голоса, и как писано было ранее.

Далее она сказала, что как ей кажется, Богу не угодно было дабы она бежала в том случае; ибо ей необходимо было встретиться с королем английским, как ее в том предупреждали голоса, и как о том писано было ранее.

Спрошенная, дано ли ей было от Господа и бывших ей голосов соизволение бежать из любой тюрьмы, когда ей только вздумается, отвечала:

- Я спрашивала об этом множество раз, но ответа пока не получила.

Спрошенная, дано ли ей было от Господа и бывших ей голосов соизволение бежать из тюрьмы когда ей то вздумается, отвечала:

- Я спрашивала об этом множество раз, но ответа пока не получила.

Спрошенная, бежала бы она сейчас, случись ей для того случай, отвечала, что ежели увидела бы открытую дверь, то воспользовалась бы ею; будь ей к тому соизволение от Господа. Она же твердо верит, что случись ей увидеть открытую дверь, стажа и прочие англичане отнюдь не смогли бы тому воспротивиться, она же предпримет свое "дело" как она сказала галликанской речью, дабы узнать будет ли ей дано к тому соизволение, и тогда же Господь пошлет ей помощь; не получив же к тому соизволения, она никуда не пойдет, и предпримет шаги [к своему спасению], ежели будет уверена, что Господу это угодно, также памятуя о пословице на галликанском наречии: "Помоги себе сам, и Бог тебе поможет". И также сказала, что ежели убежит, пусть никто не смеет сказать, что она это сделала не получив на то соизволения.

Спрошенная, готова была бы она бежать сейчас, отвечала, что случись ей увидеть открытую дверь, она бы ею воспользовалась, будь ей на то созиволение от Господа Нашего. Она же твердо верит, что ежели увидит окрытую дверь, ни стража ни прочие англичане отнюдь не смогут тому противиться она же загодя узнает, есть ли к тому соизволение, и будет ли ей помощь от Господа. Без соизволения же она никуда не пойдет; и ничего не предпримет к своему спасению ежели не будет уверена, что Господу таковое угодно. И добавила: Помоги себе сам, и Бог тебе поможет. И еще сказала, что ежели убежит, дабы никто не смел потом сказатm, что она это сделала без соизволения.

Спрошенная, касательно ею же высказанного желания посетить мессу, не полагает ли она сама что ей приличнее будет присутствовать при том одетой в женское платье; и посему ей также задан был вопрос, желает ли она переодеться в женское платье и вслед за тем посетить мессу, или остатьвся в мужском платье и не посещать мессы, отвечала:

- Обещайте мне что я смогу посетить мессу в женском платье и я вам отвечу.

После чего ведущий допрос сазал ей: "Уверяю тебя, что ты сможешь посетить мессу ежели переоденешься в женское латье." Она же отвечала:

- А теперь вы скажите мне, как быть ежели я дала клятву и обещала королю нашему не отказываться от того, что на мне надето? И все же, я отвечу вам: прикажите изготовить мне платье длиной до земли и без шлейфа, после чего дозвольте мне посетить мессу, я же по возвращении, вновь переоденусь в т, что на мне сейчас.

Спрошенная касательно ею высказанного желания посетить мессу, не полагает ли она сама, что ей приличнее будет сделать это в женском платье; и затем спрошенная: что она предпочтет, переодеться в женское платье и прослушать мессу или остаться в мужском платье и не посещать мессы, отвечала:

- Обещайте мне, что я смогу посетить мессу будучи в женском платье; и я вам тогда отвечу.

После чего допрашивающий ей сказал: "Я обещаю вам, что вы сможете посетить мессу, будучи в женском платье", она же отвечала:

- А теперь скажите мне, как быть если я поклялась нашему королю не отказываться от этого платья? И все же я вам отвечу: Прикажите изготовить для меня длинное платье до земли и без шлейфа, и позвольте посетить мессу; я же после возвращения переоденусь в то что на мне сейчас.

Спрошенная, согласится ли она переодеться навсегда в женское платье дабы затем посетить мессу, отвечала:

- Я спрошу в том совета, и позднее отвечу вам.

И далее, среди прочего, просила, дабы во имя Господа и Святой Девы ей позволено было посети мессу в этом добром городе.

Спрошенная, не согласится ли она переодеться навсегда в женское платье дабы затем посетить мессу, отвечала:

- Я спрошу в том совета, и позднее отвечу вам.

И далее среди прочего просила, дабы во имя Господа и Святой Девы ей позволили посетить мессу в этом добром городе.

После чего допрашивающий потребовал от нее дабы она переоделась в женское платье без всяких на то услових и оговорок. Она же ответила:

- Предоставьте мне платье каковое носят дочери горожан, иными словами, длинный уппеланд, и я надену его дабы посетить мессу.

И также настаивала как только могла, чтобы ей, не откладывая далее, дозволили ей посетить мессу будучи одетой в то что на ней сейчас, и отнюдь его не переодевая.

После чего у нее потребовали, дабы она преоделась в женское платье без всяких на то условий и оговорок, она же ответила:

- Предоствьте мне платье, каковое носила бы дочь горожанина; иными словами длинный уппеланд, и я его надену, и вместе с тем женский шаперон, дабы в том посетить мессу.

И также настаивала как только могла, дабы ей позволили остаться в том, что она сейчас и посетить мессу отнюдь не переодеваясь.

Спрошенная, желает ли она во всех своих словах и делах отныне препоручить себя и предаться в руки Церкви, отвечала:

- Все речи и дела мои в руках Господа, и я препоручаю себя Ему. И я же уверяю вас, что не желаю ни говорить ни делать ничего противного христианской вере; и таже ничего подобного не говорила и не делала ранее, и не позволяла совершать с моим телом ничего, каковое прелаты могли бы счесть противным христианской вере, утвержденной Господом нашим, и ничего противного ей не приму, но отшвырну прочь!.

Спрошенная, желает ли она отныне препоручить себя и предаться в руки Церкви, отвечала:

- Все мои речи и все дела мои в руках Господа, я же препоручаю себя ему. И уверяю вас, что никогда не пожелаю совершить или сказать нечто противное христианской вере; и объхявляю также что никчего подобного не делала и не говорила ранее, и ежели любая часть моего тела свершила нечто, каковое прелаты нашли бы противном христианской вере, утвержденной Господом нашим, не стала бы жалеть об этой части; но отшвырнула бы ее прочь.

Спрошенная, надо ли полагать, что она никоим образом не желает ныне подчиниться власти Церкви, отвечала:

- Сейчас я вам другого не скажу; но пришлите ко мне прелата, ежели не хотите прийти самолично, и с помощью Божием, я отвечу на этот вопрос, и ответ мой запишут.

Спрошенная, следует ли из этого что она откызывается подчиняться власти Церкви, отвечала:

- Сейчас я вам ничего иного не скажу; в субботу же пришлите ко мне прелата, ежели не хотите явиться сами; и я ему с помощью Божией дам ответ; и таковой запишут.

Спрошенная, о том, оказывает ли она почет голосам, когда таковые ей являются, каковой почет приличествует святому или святой, отвечала, что да. И что ежели порой этого не делала, то позднее молили их о прощении. Она же не могла оказать им столь великий почет, каковой им приличествовал; ибо она твердо верила, что перед ней святые Катерина и Маргарита. И сходно говорила касательно святого Михаила.

Спрошенная о том, оказывает ли она почет голосам, когда таковые к ней являются, как то приличествует святому или святой, отвечала что да. Порой же ей случалось этого не делать, и тогда она молила их о прощении и милосердии. Она же не могла оказать им столь великого почета, каковой им приличствовал. Ибо она твердо верила, что перед ней святые Катерина и Маргарита.

И сходно говорила о святом Михаиле.

Спрошенная, ежели святым, обретающимся в Раю возжигают свечи во славу их, случалось ли ей возжигать свечи во славу святых являвшихся к ней, или совершать им иные подношения, будь то в церкви или в иных местах, или приказывать служить мессы во славу их, отвечала что нет, ежели подношение это не было сделано во время мессы, и отдано в руки священнику во славу святой Катерины. Она же верит, что это она была одной из тех двоих что ей являлись; она же не в силах зажчь столько свечей, сколько сделала со всей охотой ради святых Катерины и Маргариты обретающихся в Раю; она же твердо верит, что к ней являлись именно они.

Спрошенная, ежели во славу святых обретающимся в раю со всей охотой возжигают свечи, случалось ли ей возжигать свечи во славу святях, являвшихся к ней или освершать иные подношения будь то в церкви или в иных местах, или приказывать служить мессы во славу их, отвечала что нет, и что совершала подношения лишь во время мессы, в руки священнику, и совершала то во славу святой Катерины; каковую полагает одной из тех двоих что ей являлись; а также не в силах была зажечь во славу святой Катерины и святой Маргариты обретающихся в Раю столько свечей, как то сделала бы со всей охотой, ибо она твердо верит, что к ней являлись именно они.

Спрошенная, случалось ли ей, ставя свечи перед изображением святой Катерины, зажигать их во славу той, каковая ей являлась, отвечала:

- Я это делала во славу Господа и Святой Девы, а также святой Катерины что на небесах; и каковая мне являлась.

Спрошенная, случалось ли ей, ставя свечи перед изображением святой Катерины, делать это во славу той, каковыая ей являлась, отвечала:

- Я это делала во славу Господа, Святой Девы и святой Катерины, что на небесах. И не видела разницы между святой Катериной что на небесах и той каковая мне являлась.

Спрошенная, ставила ли она таковые свечи в честь святой Катерины к ней являвшейся, и каковую ей случалось видеть, отвечала что не делала различия между той, каковая ей являлась и той, что на небесах.

Спрошенная, совершила ли она это во славу той, каковая ей являлась, отвечала что да. Ибо она не делала разницы между той, что ей являлась и той что на небесах.

Спрошенная, всегда ли ей случалось совершать и исполнять все, что приказывали ей голоса, отвечала, что всегда исполняла волю Господа Нашего, каковую ей объявляли ее голоса, сколь то было в ее силах, коль скоро она понимала, чего от нее желают. Они же не приказывали ей ничего в противоречии с велениями Господа Нашего.

Спрошенная, всегда ли ей случалось совершать и исполнять то, что приказывали ей голоса, отвечала что всегда исполняла волю Господа нашего, переданную ей посдерством голосов, коль скоро она понимала чего от нее желают, они же не приказывали ей ничего в противоречии с велениями Господа Нашего.

Спрошенная, не шла ли она против воли своих голосов, ведя военные действия, отвечала:

- Я вам уже дала вам ответ на этот вопрос. Пречитайте свои записи и там его найдете.

Но к тому добавила, что по требованию бывшего с ней войска, попыталась захватить Париж вооруженной силой и далее по требованию своего короля выступила в поход к Ла Шарите. Это же ни было сделано ни в противоречии ни в согласии с волей ее голосов.

Спрошенная, не случилось ли ей пойти против воли своих голосов, ведя военные действия, отвечала:

- На это вы уже получили от меня исчерпывающий ответ. Перечитайте свои записи, и вы его там найдете.

Но к тому добавила, что по требованию бывшего с ней войска попыталась захватить Париж вооруженной силой. И что выступила в поход к Ла Шарите по требованию своего короля. Это же не было сделано ни в противоречии ни в согласии с волей ее голосов.

Спрошенная, не случалось ли ей когда-либог пойти против их приказа и воли, отвечала, что исполняла все, что могла и что в ее силах было исполнить. Касательно же прыжка с башни Боревуар, когда ей случилось пойти против из воли, она не могла ничeго с собой поделать; когда же голоса увидели, в каковом отчаянном положении она обретается, и более не в силах и не в состоянии ничего с собой поделать, сохранили ей жизнь и не позволили погибнуть.

И также сказала среди прочего, что всегда получала от них помощь, ежели речь шла о свершении великих дел, что есть знак, каковым являют себя добрые силы.

Спрошенная, не случилось ли ей когда-либо пойти против их приказа и воли, отвчала что исполняла все, что могла и что в ее силах было исполнить. Касательно же прыжка с башни Боревуар, когда ей случилось пойти против их воли, она не могли ничего с собой поделать. Когда же они поняли в каковом отчаянном положении она обретается, и что она не может ничего с собой поделать, сохранили ей жизнь и не дали погибнуть.

И также сказала среди прочего, что всегда получала от них помощь, ежели речь шла о свершении великих дел, что есть знак, какоым являют себя добрые силы.

Спрошенная, не был ли ей явлен иной знак, что то были добрые силы, отвечала, что святой Михаил уведомил ее о будущем явлении голосов.

Спрошенная, каковым образом ей случилось узнать, что то был святой Михаил, отвечала, что он говорил языком и речью ангельскими. Она же твердо верит, что то были ангелы.

Спрошенная, не был ли ей явлен иной знак, что то были добрые силы, отвечала:

- Святой Михаил уведомил меня, что мне явлены будут голоса.

Спрошенная, каковым образом она узнакла, что то был святой Михаил, отвечала: по языку и речи ангельским. Она же твердо верит, что то были ангелы.

Спрошенная, каковым образом она узнала, что то были ангелы, отвечал, что в скором времени в таковое поверила и что ей желалось таковому поверить.

И таже сказала среди прочего, что святой Михаил, явившийся к ней, сказал ей, что далее к ней придут святая Катерина и святая Марагарита, и дабы она поступала затем в согласии с их советами, им же приказано было отныне направлять ее и советовать ей как ей поступать далее; и дабы она верила всему что что они ей будут говорить; ибо так угодно Господу Нашему.

Спрошенная, каковым образом она узнала что то был язык ангельский, отвечала что в скором времени тому поверила, и что ей желалось таковому верить.

И далее сказала среди прочего, что святой Михаил, явившийся к ней, сказал ей, что к ней придут святые Катерина и Маргарита, и дабы она поступала по их совету; им же было приказано отныне ее направлять и советовать ей как поступать далее, ибо так угодно Господу Нашему.

Спрошенная, ежели бы дьяволу случилось принять вид и личину ангела, каковым образом она распознала в нем доброго или злого ангела, отвечала бы что без ошибки отличила бы святого Михаила от враждебной тому силы желающей выдать себя за него.

Спрошенная, ежели бы враг человеческий принял на себя вид и личину ангела, каковым образом она бы в нем распознала доброго или злого ангела, отвечала, что без ошибки отличила бы святого Михаила от от враждебной тому силы, желающей выдать себя за него.

Далее же сказала, что в первый раз охвачена была великим сомнение, не зная, действительно ли то был святой Михаил; и тогда же в первый раз весьма испугалась; и ей понадобилось множество раз увидеть его, прежде чем она окончательно уверилась, что то был святой Михаил.

Далее же она отвечала, что в первый раз охвачена была великим сомнением, действительно ли то был святой Михаил. И что в первый раз весьма испугалась. Ей же понадобилось множество раз увидеть его, прежде чем она окончательно уверидась, что то был святой Михаил.

Спрошенная, каковым образом она уверилась наконец, что тот был святой Михаил, при том, что не смогла сделать в первый раз, когда ему случилось к ней явиться, отвечала, что в первый раз она еще была совсем маленьким ребенком и напугалась; позднее же святой Михаил открыл и показал ей столько всего, что она твердо уверилась, что это был он.

Спрошенная, каковым образом она уверилас наконец что то был святой Михаил, при том, что не смогла это сделать в первый раз, отвечала, что в первый раз была еще совсем маленьким ребенком; и весьма этого испугалась. Позднее же он ей столько всего открыл и показал, что она твердо уверилась, что это был он.

Спрошенная, каковые истины он ей преподносил, отвечала что прежде всего прочего, он говорил ей, дабы она вела себя как добрый ребенок и Господь ей поможет; и также говорил ей среди прочего, что ей предстоит оказать помощь королю Франции. И что большую часть из того, что говорил ей ангел сказано в той книге. Ангел же рассказывал ей обо всех бедах королевства французского.

Спрошенная, каковые истины он ей преподносил, отвечала: прежде всего прочего, он говорил ей дабы она вела себя как добрый ребенок, и что Господь ей поможет. И также, среди прочего, что ей предстоит прийти на помощь королю Франции. И что большая часть из того, чему ангел ее учил, записана в той книге; ангел же рассказывал ей обо всех бедах королевства французского.

Спрошенная какового роста и стати был названный ангел, сказала, что в субботу ответит на этот вопрос вкупе со всеми прочими, на каковые ей предстоит ответить, и на каковые ответы ей будет дано Божие соизволение.

Спрошенная о росте и стати названного ангела, сказала, что в субботу даст на то ответ, вкупе ответит на этот вопрос вкупе со всеми прочими, на каковые ей предстоит ответить; и на каковые ответы ей будет дано Божие соизволение.

Спрошенная, полагает ли она, что великим грехом было бы прогневать сввятую Катерину и святую Маргариту, идя против их воли, отвечала что да, при том что знает также что в таковых случаях следует каяться; и величайшим образом она их прогневала, спрыгнув с башни Боревуар; она же молила у них прощения за этот и прочие случаи, ежели ей случилось каким-то образом преступить их волю.

Спрошенная, полагает ли она, что великим грехом было бы прогневать святую Катерину и святую Маргариту, каковые ей являлись, идя против их воли, отвечала что да, при том, что она знает, что в таковых случаях следует каяться; и что величайшим образом она их прогневала, как то ей кажется, спрыгнув с башни Боревуар; она же молила у них прощения за этот и прочие случаи, ежели ей случилось каким-то образом преступить их волю.

Спрошенная, не пожелают ли святые Катерина и Маргарита наказать ее за таковое в земном мире, отвечала, что не знает и никогда их об этом не спрашивала.

Спрошенная не пожалуют ли святая Катерина и святая Маргарита наказать ее за таковое в земном мире, отвечала что не знает и никогда их об этом не спрашивала.

Спрошенная, о ею же сказанных ранее словах что за правдивые речи порой вешают, не полагает ли она за собой некоего преступления или вины, за каковые ей может грозить справедливая смерть, ежели она в том признается, отвечала что нет.

Спрошенная, о ею же сказанных ранее словах что за правдивые речи порой вешают, не полагает ли она за собой некоего преступления или вины, за каковые ей может грозить справедливая смерть, ежели она в том признается, отвечала что нет.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.