|
Третий тайный допрос - 13 марта 1431 г. Далее, в следующий вторник, на 13 день сказанного марта месяца, мы, названный епископ, прибыли в тюрьму, в каковую в тот же самый час явился почтеннейший и достойнейший муж, брат Иоанн Магистер, в сопровожденнии почтеннейших и достойнейших мужей, господ и магистров, поименованных выше, как то: Иоанна де Фонте, Николая Миди и Герарда Фейета, а также в присутсвии Николая Губента и Изамбарда де Петра из ордена братьев-проповедников. Сказанный брат Иоанн Магистер ознакомившись с письмами господина инквизитора, ему адресованными, а также приняв во внимание иные к тому доводы, объявил о своей готовности принять участие в названном процессе и и далее в содействии с нами привести сказанное дело до решения тому полагающегося согласно требованиям закона и справедливости. Каковые сведения мы милосердно объявили сказанной Иоанне, заклиная и умоляяя ее ради спасения ее души говорить правду касательно того, о чем ее далее будут спрашивать. После чего сказанный викарий господина инквизитора дабы продолжить расследование сказанного дела, соизволил назначить магистра Иоанна Эствета, каноника церквей байоценской и белваценской, обвинителем святой инквизиции, благородного господина Иоанна Грея, оруженосца при особе короля и господина нашего, и Иоанна Беро стражами тюрьмы; и магистра Иоанна Массьё, пресвитера, исполнителем поручений и предписаний; в подтверждение их назначений на сказанные должности нашим, епископским распоряжением, как то в полной мере изложено в письмах, заверенных печатями нашими, при том, что письма, содержащие наши, епископские распоряжения приводятся выше, в то время как ниже прилагаются письма сказанного викария. После чего сказанные чиновники присягнули сказанному викарию в верном исполнении своих обязанностей. Засим следует письмо о назначении на должность обвинителя, исходящее от сказанного господина викария Всем, каковым предназначено данное письмо, брат Иоанн Магистр из ордена братьев-проповедников, генеральный викарий преподобного отца, господина и магистра Иоанна Граверена, принадлежащего к тому же ордену, превосходнейшего профессора священной теологии, апостолической властью поставленного надзирать искоренением еретических заблуждений в королевстве французском, желает здравствовать во имя Господа Иисуса Христа, источника и воспреемника веры нашей. Пвиду того, что преподобный отец, Петр, милостью господней, епископ белваценский, ординарный судья в сказанном процессе, каковому предоставлены была власть над территорией названного города и диоцеза ротомагенского, посредством официального письма призвал сказанного преподобного отца и господина инквизитора дабы тот во имя торжества веры соизволил прибыть в сказанный Ротомаген, ежели он сочтет это для себя возможным, или же соизволит назначить на свое место нас или другого человека, какового сочтет подходящим для испонения сказанной миссии дабы при содействии сказанного почтеннейшего отца, господина и епископа белваценского, продолжал процесс этой женщины, обыкновенной называемой Девой, по делу о вере, каковой процесс начат был трудами сказанного епископа и ныне находящийся в его ведении. Ввиду того, что сказанный преподобный отец господин инквизитор, никоим образом не имел возможности прибыть в сказанный город Ротомаген, он посредством предназначенных к тому писем, облек нас властью и полномочиями, необходимыми для ведения сказанного процесса. Также кроме вышеперечисленного, как то назначения нас на должность, письма эти, посланные сказанным господином инквизитором и датированные четвертым марта 1431 года содержат подтверждение полномочий сказанного господина епископа, заверены печатью господина инквизитора и заверены почтеннейшим мужем, магистром Николаем Ожье, пресвитером, и официальным нотариусом [при его особе]. Посему мы, смиреннейшим образом, желаем ныне всемерно содействовать исполнению поручения, возложенного на нас сказанным инквизитором для вящей славы Господней, и торжества истинной веры, в исполнение сего властью нашей, прислушавшись к совету и мнению сказанного господина епископа и многих иных ученых мужей, знатоков теологии, канонического и гражданского права, ныне объявляем, что ради того, чтобы сказанное дело приведено было к концу, достойно будет назначить и облечь соответствующими обязанностями обвинителя при канцелярии святой инквизиции, нотариусов а также исполнителя поручений наших, людей благонравных и почтенных. Засим, во исполнение апостолической воли и воли сказанного преподобного отца господина епископа, каковая была нам объявлена ныне, в том, что касается сказанного процесса, положившись во всем на Божественное Проведение, и в достаточной мере уверившись в неподкупной честности, усердии, учености и иных добродетелях почтеннейшего магистра Иоанна Эстивета, пресвитера и каноника церквей байоценской и белваценской, обвинителя канцелярии сказанного господина епископа, назначенного для ведения сказанного процесса, мы мы сделали, определили, назначили, и объявили а также ныне делаем, определяем, назначаем и объявляем сказанного магистра Иоанна прокурором и генеральным обвинителем при нашей судебной коллегии для ведения сказанного дела, как то в общих так и частных вопросах. Настоящим мы же предоставляем посредтством данного письма сказанному прокурору и генеральному обвинителю нашему право, разрешение и полномочие; присутствовать и выступать в суде и вне его, поддерживая обвинение против сказанной Иоанны; а также предъявлять, предоставлять, определять, составлять и объявлять тезисы, допросные листы, свидетельские показания, объявления а также иные формы доказательства дабы поддерживать обвинение против указанной Иоанны, а также подвергать ее розыску и допросу, а также выносить суждение по названному делу, а также вести, исполнять и соблюдать все без исключения необходимые формальности, каковые полагаемы обязанностью обвинителя и прокурора законом и обычаем. Посему настоящим мы доводим до сведения всех и каждого, каковым предназначенно названное объявление, требование оказывать названному магистру Иоанну полное повиновение и покорность и а также содействовать сказанному магистру Иоанну всяческим советом, поддержкой и помощью в том что касается исполнения его обязанностей. В подтверждение чему мы приказываем ныне заверить названные письма печатью нашей. Засим следует письмо, посредством какового сказанный викарий инквизитора назначил Иоанна Массьё, пресвитера, на должность судебного исполнителя поручений и и ходатая по делам, каковые касаться будут этого процесса. Всем, каковым предназначено данное письмо, брат Иоанн Магистер из ордена братьев-проповедников <...> Полагаясь во всем на Божественное Провидение, и в достаточной мере уверившись в неподкупной честности, усердии, учености и иных добродетелях почтеннейшего достойнейшего мужа магистра Иоанна Массьё, пресвитера, декана декана верных христиан Ротомагена, судебного исполнителя и ходатая по дела касающимся данного процесса при особе сказанного господина епископа, мы мы сделали, определили, назначили, и объявили сказанного магистра судебным исполнителем и ходатаем по делам при нашей особе в том что касается данного процесса; и мы же ныне предоставили и ныне предоставляем ему посредством данного письма все полномочия для того необходимые. В потверждение чему мы приказываем ныне заверить данные письма нашей печатью. Писано в Ротомагене в год от Рождества Христова 1431, во вторник, 13 день марта месяца. Под сим подписались: БУАГИЛЬОМ, МАНШОН. Закончив сказанное, мы, названный епископ а также брат Иоанн Магистер, викарий инквизитора, обретаясь в вышеуказанном месте, по общему согласию продолжили допрос сказанной Иоанны, начатый вышеуказанным образом. Первоначально же, по приказу нашему, Иоанне задан был вопрос, каковое знамение она предъявила своему королю, она же отвечала: Вас очень обрадует, если я согрешу против клятвы? Первоначально спрошенная, каковое знамение она предъявила своему королю, отвечала: - Вас очень обрадует, если я погрешу против клятвы? Далее, спрошенная случалось ли ей приносить клятву и обещать святой Катерине воздерживаться от ответа касательно этого знамения, отвечала: - Я самой себе поклялась и пообещала ничего не говорить касательно этого знамения, мне также думается, что вы слишком многого от меня требуете, желая ответа на этот вопрос. И посему я сказала себе: обещаю, что никогда и ни единому человеку о том не скажу. Далее, спрошенная монсеньором викарием инквизитора, случилось ли ей клясться и обещать святой Катерине воздерживаться от ответа касательно этого знамения, отвечала - Я самой себе поклялась ничего не говорить касательно этого знамения, и думается мне, что вы слишком многого от меня требуете, желая ответа на этот вопрос. И тогда же сказала самой себе: "Обещаю никогда и ни единому человеку о том не говорить." Далее же она сказала, что знамением этим, каковое дано было ее королю была корона, принесенная ему ангелом, после чего тот сказал ему, что божьей помощью ему достанется все королевство французское, к исполнению чего призвана была сказанная Иоанна, он же дал ей для этого все необходимое; как то вооруженный отряд, и никаким иным образом ему не принять коронацию и помазание. Далее же, она сказала, что знамением, каковое ангел предъявил ее королю была им принесенная корона, он же сказал тому, что ему с помощью Божьей ему достанется все королевство французское, ради чего он ее и призвал, и дал ей для того все необходимое, как то людей, никаким же иным образов ему бы не принять коронацию и помазание так скоро. Спрошенная, случалось ли ей со вчерашнего дня говорить со святой Катериной, отвечала, что со вчерашнего дня ей случалось ее слышать, и как бы то ни было, та множество раз повторила ей, дабы она со всей твердостью отвечала судьям на вопросы, каковые будут ей заданы касательно ее процесса. Сказанную Жанну спросили, случалось ли ей со вчерашнего дня говорить со святой Катериной, она же отвечала, что ей случалось ее слышать. И что как бы то ни было, та многократно повторила ей, дабы она со всей твердостью отвечала перед судьями на вопросы, каковые будут ей заданы касательно ее процесса. Спрошенная, каковым образом ангелу случилось преподнести вышеназванную корону и возлагал ли он таковую на голову ее короля, отвечала, что та передана была архиепископу, иными словами, архиепископу ременсскому, как ей то помнится, в присутствии ее короля. Сказанный же архиепископ взяв ее, передал таковую ее королю, при каковом событии названная Иоанна также присутствовала. Сказанная же корона в дальнейшем была помещена в сокровищницу ее короля. Спрошенная, каковым образом ангелу случилось преподнести эту корону, и возложил ли он таковую на голову ее короля, отвечала: - Ее отдали архиепископу, иными словами, архиепископу реймсскому, - как ей то помнится. И далее сказанный архиепископ взяв ее, передал таковую королю; [она же обреталась при этом; и далее таковую поместили в королевскую сокровищницу] Спрошенная, куда таковая была принесена, отвечала, что это была комната ее короля в Шинонском замке. Спрошенная в какой день и час это случилось, отвечала, что о дне она ничего не знает, что же касается часа, это было около полудня. Точнее же она часа назвать не может. Также как ей помнится, это случилось в апреле или же в марте. В апреле, каковой вскоре наступит, или в нынешнем марте тому будет два года, и случилось это после Пасхи. Спрошенная, куда была принесена таковая, отвечала: - Это была комната короля, что в Шинонском замке. Спрошенная о дне и часе того, отвечала: - День я не знаю; а касательно часа, это было где-то около полудня. Точнее же часа сказать не может; касательно же месяца, это был апрель или март, как ей то помнится; в апреле, каковой скоро наступит или в марте что ныне тому будет два года; произошло же это после Пасхи. Спрошенная, видел ли ее король сказанное знамение одновременной с ней самой, когда таковое было впервые, отвечала, что да, и таковое знамение предназначалось и было явлено ему лично. Спрошенная, видел ли ее король сказанно знамение одновременно с ней, когда таковое было явлено впервые, отвечала что та, и таковое знамение предназначалось и было явлено ему самому. Interrogee de quelle matiere etait ladite couronne, repondit qu'il est bon a savoir qu'elle etait d'or fin ; et etait si riche et opulente qu'elle ne saurait en denombrer et apprecier les richesses : et signifiait la couronne que son roi tiendrait le royaume de France. Спрошенная из какового материала была изготовлена сказанная корона, отвечала, что нам добро будет узнать, что этим материалом было чистое золото, она же была столь богата и роскошна, что она не в состоянии достойно оценить и описать все ее великолепие, но эта корона призвана была доказать, что ее королю достанется королевство французское. Спрошенная из какового материала была изготовлена сказанная корона, отвечала: - Добро вам будет знать, что она сделана была из чистого золота, была столь богата, что я не смогу достойно описать ее богатство. И что корона эта призвана была доказать, что ему достанется королевство французское. Спрошенная, обретались ли на таковой также драгоценные камни, отвечала: - Я рассказала вам все что знаю. Спрошенная, случалось ли ей брать в руки или же целовать сказанную короны, отвечала что нет. Спрошенная, обретались ли на таковой драгоценные камни, отвечала: - Я вам рассказала все что знаю. Спрошенная случалось ли ей брать в руки или целовать таковую, отвечала что нет. Спрошенная, спускался ли ангел принесший эту корону с высоты или же двигался по земле, отвечала, что он явился перед королем, и приветствовал его и склонился перед ним, и произнес слова, каковые сказанная Иоанна говорила касательно этого знамения. После чего ангел напомнил ему о превосходном терпении с каковым тот снес великие испытания выпавшие на его долю. После чего от двери, дабы подойти к ее королю, он двигался по земле. Спрошенная, спускался ли ангел каковой ее принес, с высоты или же двигался по земле, отвечала: - Он спустился с высоты. И объявил, что приыл по воле Господа Нашего; но в комнату он вошел через дверь. Спрошенная, шел ли ангел по земле, начиная от двери в комнату и далее, отвечала: - Когда он предстал перед королем, то приветствовал его, склонившись перед ним, и произнес слова, каковые я говорила вам касательно этого знамения, после чего напомнил ему о превосходном терпении, с каковым он сносил великие испытания, каковые ему довелось пережить; от двери же и далее. направляясь к королю, он шел по земле. Спрошенная, каковой величины пространство лежало от двери и вплоть до места где обретался сказанный король, отвечала, что как ей помнится, пространство это равнялось длине копья, и что названный ангел ушел тем же путем, каковым ранее прибыл. Спрошенная, каковых размеров пространство разделяло дверь и короля, отвечала, что как ей помнится, пространство это равнялось длине копья, он же ушел тем же путем, каковым прибыл. И далее сказала, что когда сказанный ангел прибыл туда, она присоединилась к нему и шла вместе с ним вплоть до комнаты своего короля, и первым туда вошел ангел, после какового последовала названная Иоанна, после чего названная Иоанна сказала своему королю: - Господин мой, вот ваше знамение, примите же его. Далее же она сказала, что по прибытии ангела, присоединилась к нему и шла с ним вместе вплоть до комнаты короля, и первым туда вошел ангел. Она же затем сказала королю: - Сир, вот ваше знамение; примите же его. Спрошенная, в каковом месте ангел явился ей самой, отвечала: - Я почти постоянно пребывала в молитве, вплоть до того времени, как Господь послал знамение моему королю, и обреталась у себя, в доме поблизости от Шинонского замка, каковой дом принадлежит одной доброй женщине, тогда же ко мне прибыл ангел. После чего мы вместе, он и я, отправились к королю. Его же сопровождало еще множество ангелов, для многих оставались невидимы. Также она сказала среди прочего, что так поступлено было лишь из любви к ней, дабы таковым образом уберечь ее от людей, могших ей воспрепятствовать, она же вполне убеждена в том, что многие из тех, кто видели сказанного ангела не понимали что видят. Спрошенная, в каковом месте ей явился ангел, отвечала - Я почти все время пребывала в молитве, вплоть до того времени, как Господь послал знамение для короля, и обреталась у себя, как то в гостях у одной доброй женщины, живущей по соседству с Шинонским замком, в каковое место он и явился. После чего мы вдвоем отправились к королю; с ним же были еще ангелы, каковые для многих оставались невидимы. И далее сказала среди прочего, что так поступлено было из одной любви к ней, дабы таковым образом уберечь ее от людей, могущих ей воспрепятстовать, и что она вполне убеждена, что многие видели сказанного ангела, не понимали, что видят. Спрошенная, довелось ли тем, кто обретался при короле также увидеть сказанного ангела, отвечала, что как ей то кажется, архиепископ ременсский, и господин Аленсонский и де Трамуйль и Кал де Борбон также его видели. Что же касается короны, многие церковники и другие люди также ее видели, не видя притом ангела. Спрошенная, довелось ли бывшим при особе короля увидеть ангела, отвечала, что как ей кажется, архиепископ Рейнский, и сеньор Алансонский, и де ла Тримуй и Карл де Бурбон его видели. А что касается окроны, ее видели множество церковников и прочих людей, при том, что не видели ангела. Спрошенная, каковым был из себя и какового роста был сказанный ангел, отвечала что ей нет еще дозволения отвечать на этот вопрос, однако же, назавтра она даст ответ. Спрошенная, каков был из себя и какого роста был сказанный ангел, отвечала, что ей нет дозволения для ответа; назавтра же она даст ответ. Спрошенная, схожи ли были между собой все прочие ангелы, сопроаождавшие сказанного ангела, отвечала, что часть из них походила один на другого, иные же нет, ежели говорить о том виде, в каковом они ей явились: часть же из них была крылата, у других были на головах короны, у прочих же нет; здесь же обретались и святые Катерина и Маргарита, каковые вместе с вышеназванным ангелом и другими ангелами вошли в комнату ее короля. Спрошенная, была ли на одно лицо вся свита, сопровождавшая ангела, отвечала: - Часть из них была весьма схожа между собой. Прочие же нет, если судить по тому, как я их видела; из них часть же была крылата, у других была на головах короны, у прочих же нет; и здесь же обретались святые Катерина и Маргарита; каковые вместе со сказанным ангелом и прочими ангелами вошли в комнату короля. Спрошенная, каковым образом этот ангел оставил ее, отвечала, что он оставил ее в некоей маленькой часовне; она же была весьма опечалена его уходом и плакала о том, и рвалась последовать за ним, как то к тому рвалась ее душа. Спрошенная затем, радовалась ли она его уходу, или была тем напугана и ошеломлена, отвечала, что не была тем ни напугана, ни ошеломлена, но лишь опечалена его уходом. Спрошенная, каковым образом этот ангел оставил ее, отвечала, что он оставил ее в маленькой часовне, она же была весьма опечалена его уходом, и плакала, и рвалась последовать за ним, иными словами, к тому рвалась ее душа. Спрошенная, радовалась ли она его уходу, или была ошеломлена и весьма напугана, отвечала: - Я не была ни ошеломлена и не напугана, когда он оставил меня; но весьма опечалена его уходом. Спрошенная, послал ли Бог ангела в награду за добродетели сказанной Иоанны, ответила, что тот прибыл ради великого дела, она же пребывала в надежде, что ее король поверит этому знамению, и после того сказанной Иоанне перестанут чинить препятствия, и позволят оказать помощь добрым жителям города Аврелиана, а также что тот послан был в награду за добродетели короля и доброго герцога Аврелианского. Спрошенная, послал ли Господь ангела ей в награду за ее добродетель, отвечала: - Он явился ради великой цели; я же пребывала в надежде что король поверит этому знамению, и что мне перестанут чинить препятствия; и позволять оказать помощь добрым жителям Орлеана, он же явился в награду за добродетели короля и доброго герцога Орлеанского. Спрошенная, почему таковой явился ей а не другой женщине, отвечала, что Господу угодно, дабы простая девушка дала отпор врагам ее короля. Спрошенная, почему он явился ей а не кому другому, отвечала: - Господу угодно, дабы простая девушка дала отпор врагам короля. Спрошенная, доведено ли было до ее сведения, где сказанный ангел добыл эту корону, отвечала, что корона эта принесена была от Господа, и нет а свете златокузнеца, способного создать ее столь великолепной и богатой; а в том, где ангел добыл таковую, известно Господу, на какового она в томм полагается, и более ничего о том не знает. Спрошенная, доведено ли было до ее сведения, где ангел добыл эту корону, отвечала, что таковая прибыла от Господа, и нет на свете златокузнеца, способного создать ее столь великолепной и богатой. А в ответе на вопрос, откуда таковая была взята, она полагается на Господа, и более ничего о том не знает. Спрошенная исходил ли от этой короны приятный запах, и сияла ли таковая, ответила, что ничего о том не помнит, и позднее о том осведомится. После чего сказала, что таковая приятно пахла и всегда будет приятно пахнуть, ежели ее будут и далее хранить как должно, и что таковым было свойство самой короны. Спрошенная, исходил ли от этой короны приятный запах или же наоборот, сияла ли таковая, или же нет, отвечал, что ничего о том не помнит, однако же, позднее осведомится. Позднее же сказала: - Она приятно пахнет и будет пахнуть далее, ежели ее будут хранить как должно, ибо таково свойство этой короны. Спрошенная, не случалось ли ангелу писать ей письма, отвечала что нет. Спрошенная, каковое знамение явлено было ее королю и бывшим при нем, и ей самой, дабы все они поверили, что корона принесена была ангелом, отвечала, что король и без того вполне этому поверил по уверениям бывших там духовных лиц, и знамению, каковое представляла сама корона. Спрошенная, каковым образом эти духовные лица могли знать, что явившийся перед ними был ангелом, отвечала, что порукой тому их ученость и то, что таковые принадлежали к церкви. Спрошенная, случалось ли ангелу доставлять ей письма, отвечала, что нет. Спрошенная, каковое знамение явлено было королю и бывшим с ним людям и ей самой, дабы все они поверили, что явившийся перед ними был ангелом, отвечала, что король вполне поверил тому по уверениям бывших там духовных лиц, и знамению, каковое являла сама корона. Спрошенная, каковым образом эти духовные лица могли знать, что явившийся перед ними был ангелом, отвечала: - Благодаря своей учености, а также своей принадлежности к церкви. Спрошенная о женатом клирике а также о потерянной чашке, каковые ей по слухам довелось открыть, отвечала что ничего о том не знает, и никогда о том не слышала никаких разговоров. Спрошенная о женатом клирике, и т.д., а также о потерянной чашке, отвечала: - Мне об этом ничего неизвестно; и никаких подобных разговоров я не слышала. Далее спрошенная, довелось ли ей отправиться к городу Паризиев по велению своих голосов, приказавших ей так поступить, отвечала, что нет, и что отправилась туда в ответ на мольбы благородных людей, каковые собирались поднять восстание или по-галликански escarmouche, и поддержать ее вооруженной рукой, она же полна была решимости идти до конца, и прорваться через рвы каковыми окружен был город Паризиев. Спрошенная, довелось ли ей отправиться к Парижу по велению своих голосов, каковые обязали ее к тому, отвечала что нет, но сделала это по просьбе дворян, каковые собирались поднять восстание и поддержать ее вооруженной рукой, она же полна была решимости идти до конца и прорваться через парижские рвы. Спрошенная, довелось ли ей получить откровение дабы она отправлялась к городу Каритате, отвечала что нет, но отправилась туда отвечая на просьбу войска, как уже было сказано ранее. Спрошенная, довелось ли ей также получить откровение дабы она отправлялась к Ла Шарите, отвечала что нет; но сделала это по желанию войска, о чем уже было сказано ранее. Спрошенная, довелось ли ей также получить откровение дабы она опровавлялась в Понт-Епископ, отвечала, что со времени как ей у рва что в Меледуне явилось откровение, что в будущем ей предстоит оказаться в плену, она все более полагалась в делах военных на волю своих капитанов, при том не говоря им ничего о том, что ей было откровение о будущем пленении. Спрошенная касательно Понтэвека, было ли ей в том откровение, отвечала что с тех пор как при Мелёне получила откровение, что ей предстоит оказаться в плену, она все более полагалась в делах военных на волю своих капитанов, при том что не говорила им ничего о том, что ей было откровение о будущем пленении. Спрошенная, достойно ли она поступила, отправившись штурмовать город Паризиев в день Рождества Пресвятой Марии, при том, что это был праздник, отвеала, что достойно есть соблюдать соблюдать все праздники, посвященные Пресвятой Деве Марии; и что совесть ей подсказывает, что следует блюсти все связанные с тем каноны с начала и до конца. Спрошенная, требовала ли она в бытность свою перед городом Паризиев: "Сдавайте город ради Иисуса", отвечала что нет; но требовала: "Сдавайте таковой королю Франции!" Спрошенная, достойно ли она поступила отправившись штурмовать Париж в день Рождества Пресвятой Богородицы, каковой был праздничным днем, отвечала: - Достойным будет соблюдать все праздники, посвященные Пресвятой Богородице. И что совесть ей подсказывает, что достойно будет также блюсти все каноны, связанные с приздниками Пресвятой Богородицы сначала и до конца. Спрошенная, не случалось ли ей в бытность свою под Парижем требовать: "Сдавайте город во имя Иисуса", отвечала что нет; но требовала: "Сдавайте таковой королю Франции". |
|