Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

III. СВОБОДНЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ (HOSPITES) 3

Из Бомануара

(“Coutumes de Beauvaisis”, t. I, ch. XXXII)

§ 972. Один рыцарь вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял в свой “новый город” его поселенца (oste), который жил у него в силу держания гостизы (ostise) 1 год и 1 день и ушел с нее, никому не передавши и не продавши своего надела (masure), не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а просто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пустой. Вследствие этого требовал (рыцарь) принудить (другого рыцаря) отослать своего поселенца жить у него, как он в жил, и нести ему с гостизы повинности, как полагается. Но на это возразил (другой) рыцарь, что он не обязан того делать, ибо каждый свободный человек волен итти жить туда, где ему будет угодно, оставивши свою гостизу сеньеру за (прекращение уплаты) оброка...

§ 973. Было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (поселенец) не даст удовлетворения своему сеньеру за гостизу или очищением ее от обязательств, или продажей, или дарением, или же меной.

Но путей заграждать своим поселенцам сеньеры не могут, ибо они — свободные люди, не крепостные (sans servitude). И были еще показания на этом суде (от некоторых лиц), ссылавшихся на свидетельства своих отцов в дедов о соглашении, заключенном между графом Раулем Клермонским и вассалами его из области Клермона, по поводу того, что граф Рауль провозгласил в местечке Neuville свободные поселения и малые оброки (franches masures et a petites rentes), предоставляя всем, кто туда приходил, вольное [42] жительство и пользование сухостоем в лесу... Ввиду таких вольностей и льгот поселенцы его вассалов стали стекаться туда, не выполняя по отношению к своим сеньерам того, что они должны были (выполнять) с своих наделов (masures), и оставляя их таким образом впусте.

На это и жаловались вассалы графа Рауля своему сеньеру, ввиду чего между ними и их сеньером было заключено соглашение (в том смысле), что нельзя им принимать поселенцев друг друга, пока они не выполнят того, что следует с их гостиз сеньерам, как выше сказано.

§ 977. В некоторых местностях графства существует обычай, в силу которого поселенцы наряду с чиншем и оброками должны платить известную сумму денег под видом тальи... Но мы не знаем ни одной местности в графстве, где бы можно было облагать их тальей по произволу (tallier a volente), как это во многих областях ведется. Но когда им надо (платить) для покрытия их общих расходов и на их общие нужды и когда они согласны платить, сеньеры могут собирать с каждого (талью) соразмерно его прибытку.

Грамота начала ХII века

(“Cartulaire de S. Pere de Chartres”, t. II, pp. 433—484)

Этою грамотою настоящих и будущих уведомляем о том, что Вильгельм Coetus пожертвовал нам — монахам св. Петра Шартрского — для владения, обработки и заселения (ad hospitandum) лес Rufini из своего феода. Мы же, монахи, для защиты и охраны поселенцев (hospitum) этой земли разрешили ему взимать с тех из них, кои осядут на этой земле и будут обрабатывать ее с плугом и волами, ежегодно в третий день рождества господня... по сектарию овса, каплуну и денарию; с прочих же — по мине овса, каплуну и денарию... Разрешили мы также господину Вильгельму, в случае, если он законную дочь свою захочет выдать замуж или если замок (castrum) приобретет, взимать с поселенцев земли той талью, однако лишь через посредство приора св. Романа; равным образом для выкупа себя из плена можно взимать ему талью. Также, если он пожелает сам со всею роднею (gente) своею участвовать в походе короля или графа, людей земли той может вести за собою в качестве телохранителей, если захочет; но без его личного участия людям земли той никак (в поход) не ходить. Согласился он, чтобы от прочих повинностей (consuetudinibus), кои он обычно взимает на земле своей и с людей своих, (означенные поселенцы) были совершенно свободны. [43]

О земле Marna

(“Cartulaire de Notre Dame de Paris”, t. I, pp 78—80, a. 1199)

Одон, божией милостью епископ Парижский... Извещаем всех — настоящих и будущих, что мы, по совету мудрых мужей, землю нашу Marna, на которой в старину был лес... разделили на гостизы (hostisias) и отдали за чинш с тем расчетом, чтобы в каждой гостизе было по 8 арпанов возделываемой земли и по одному арпану для застройки (ad herbergagium faciendum). И с того ар-пана, который будет под застройкой, ежегодно должно платить нам... на рождество блаженной Марии — 1 сектарий овса, на праздник св. Ремигия — 6 парижских денариев... и в день поминовения усопших — полмины пшеницы и двух каплунов. С каждого же из 8 арпанов надлежит платить в вышеназванный праздник св. Ремигия по 6 денариев чинша. И да будет ведомо, что из означенных 8 арпанов два наилучших, кои выберет епископ или его уполномоченный, должны быть отведены под усадьбу, и без этих двух арпанов постройки продавать и отчуждать нельзя; а также и два арпана (нельзя отчуждать) без построек. Что касается прочих 6 арпанов, то их могут поселенцы продавать и заключать о них иные сделки по своей воле, но лишь с обитателями (своего) селения; и никто, кроме обитателей селения, не может держать ни землю, ни постройки. Если же постройки или же земля достанутся по наследству кому-либо не из обитателей селения, надлежит ему в течение года явиться на землю для проживания там или же продать ее местному жителю. Да будет также ведомо, что все вышеназванные платежи будут приниматься и измеряться на месте (in ipsa terra)... рукою епископского служащего. Когда же будут измерены и приняты, поселенцы на собственных повозках... должны привозить их из Marna к св. Клодоальду в амбар епископа, но перемеривать их не обязаны. Епископ на свои средства устроит в селении печь и поставит там своего надсмотрщика (furnerium), чтобы топить печь дровами, которые будут поставлять люди... И будут ходить люди из Marna в силу права баналитета на мельницы епископа и там будут молоть 14 бушелей за 15-й; но если в течение дня и ночи не будет им места для помола, можно им итти на другую мельницу... Епископу принадлежит право взимать в селения подорожную пошлину (rotagium). Люди селения... будут судиться за проступки на земле (той) служащим епископа, и служащий тот не может быть попечителем (praepositus) св. Клодоальда. Всякий суд над людьми будет вершиться на месте до судебного поединка; когда же дело дойдет до судебного поединка, належит итти в курию епископа у св. Клодоальда... Если кто на территории [44] Marna совершит такой проступок, за какой его полагается схватить и держать в заключении, надлежит вести его к св. Клодоальду и там держать до тех пор, пока по суду не подвергнется оправданию или осуждению. Если... епископ людей из Marna куда-либо вести... пожелает, может держась их (в заключении.) в течение одного дня; а если сверх одного дня их... задержать пожелает, пусть или возьмет на себя расходы, или же свободно и без наказания домой отпустит. Всем поселенцам из Marna быть совершенно свободными от всякой тальи и барщины...


Комментарии

3 Hospites, hotes (равнозначно aubains) — термины, точному переводу на русский язык не поддающиеся. Мы условно передаем эти термины выражением “свободные поселенцы”, подчеркивая этим, во-первых, то, что hospites — люди свободные, во-вторых, то, что они обычно селились на новых местах на льготных условиях (“свободные поселения и малые оброки”). Обозначение надела свободного поселенца мы оставляем в дальнейшем без перевода, передавая французское hostise русским “гостиза”. Заметим, что колонизационный процесс, проходивший во Франции в XI—XIII вв. и выражавшийся в расчистке и заселении лесистых пространств, почти исключительно был делом рук свободных поселенцев. Процесс этот сыграл огромную роль в истории освобождения крестьян (“свобода вышла из глубины лесов”).

(пер. Н. П. Грацианского)
Текст воспроизведен по изданию: Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия. М.-Л. МГУ. 1935

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.