|
Статьи обвинения12 августа 1308 г.Ниже приведены статьи обвинения, на которых основывалось судебное расследование по делу духовно-рыцарского ордена тамплиеров (Le proces des Templiers, ed. Marcel Michelet, Paris, 1841 (2 vols.; Collection des documents inedits sur l'histoire de France), Vol. I, pp. 89-96). Во-первых, хотя сами тамплиеры и заявляют, что их орден был учрежден с одобрения Святого Престола, они, принимая новых братьев в упомянутый орден, а также некоторое время спустя, заставляли неофитов выполнять нижеследующее. А именно: каждый из них во время вступления в орден, или же некоторое время спустя, или же при первой представившейся возможности, отрекался от Иисуса Христа, иногда от Святого распятия, иногда от Бога-Сына, а иногда от Бога-Отца, а иногда от Пресвятой Девы Марии и всех святых, направляемый и наставляемый теми, кто принимал его в орден. – А также, (что) все братья в ордене делали это. – А также, что большая часть (их делала это). А также, что (они делали это) иногда после приема в орден. А также, что приоры говорили неофитам и учили их, что Христос, или иногда Иисус, или же иногда Христос распятый не есть истинный Бог. А также, что они говорили вступавшим, что Он лжепророк. А также, что Он пострадал и был распят не ради спасения рода человеческого, но за грехи Свои. А также, что они говорили, будто ни принимающие, ни принимаемые не имеют надежды получить спасение через Господа нашего, или же (они говорили) нечто подобное тем, кого принимали. А также, что они заставляли тех, кого принимали, плевать на Святой крест, или же на его изображение в книге, или же на статую распятого Христа, хотя порой те, кого принимали, плевали рядом (с этим изображением). А также, что они порой приказывали, чтобы Святой крест попирали ногами. [414] А также, что братья, которых принимали, порой попирали крест ногами. А также, что порой принимавшие сами мочились на крест, и попирали его ногами, и заставляли других мочиться на него, а несколько раз они делали это в Страстную пятницу. А также, что некоторые из них в этот или же в другой день на Страстной неделе собирались для того, чтобы мочиться на крест и попирать его ногами. А также, что они поклонялись некоему коту, (который) порой появлялся перед ними во время их собраний. А также, что они делали это в поругание Иисуса Христа и истинной веры. А также, что они не признавали таинства евхаристии. – А также, что некоторые из них (не признавали). – А также, что большинство (не признавали). А также, что они не признавали и других Святых таинств. А также, что капелланы ордена, через которых освящается тело Христово, не произносят слов канонических молитв во время мессы. – А также, что некоторые из них (этого не делают). – А также, что большинство (этого не делает). А также, что приоры навязывали это и новичкам. А также, что (свидетели) полагали, как это было им сказано, что великий магистр может отпускать им грехи. – А также, что досмотрщик (может). – А также, что приоры (могут), из которых многие были мирянами. А также, что они делали это de facto. – А также, что некоторые из них (это делали). А также, что великий магистр упомянутого ордена признался в этом в присутствии важных лиц еще до своего ареста. А также, что во время приема в упомянутый орден или вскоре после этого неофитов или тех братьев, которые принимали их в орден, целовали в губы, в пупок или же в обнаженный живот, а также в ягодицы или пониже спины. – А также, что иногда (целовали) в пупок. – А также, что иногда (целовали) пониже спины. – А также, что иногда (целовали) в половой член. А также, что во время приема они заставляли тех, кого принимали, клясться, что не покинут орден. А также, что они сразу же считали неофитов полноправными братьями. А также, что они проводили прием в орден тайно. А также, что во время приема присутствовали только братья упомянутого ордена. А также, что из-за этого ужасные подозрения долгое время витали вокруг упомянутого ордена. А также, что так было повсеместно. А также, что они говорили братьям, которых принимали в орден, что те могут вступать в греховную связь друг с другом. А также, что так они поступают согласно Уставу. [415] А также, что так делать полагается и надо подчиняться желанию других братьев. А также, что у них это не считается грехом. А также, что они делали это или же многие из них (делали это). – А также, что некоторые из них (делали это). А также, что в каждой провинции у них были идолы, а именно головы, и некоторые (из этих голов) имели по три лица, а некоторые одно, а у некоторых внутри был человеческий череп. А также, что они поклонялись этим идолам или этому идолу, особенно на общих собраниях братства. А также, что они (их) почитали. А также, что (они почитали их) как Господа. А также, что (они почитали их) как своего Спасителя. А также, что некоторые из них (делали это). А также, что большая часть тех, кто присутствовал на этих собраниях (делали это). А также, что они говорили, будто эта голова может спасти их. А также, что (она может) сделать их богатыми. А также, что она дала нм все богатство, каким обладает орден. А также, что она заставляет деревья цвести. А также, что (она заставляет) землю приносить плоды. А также, что они окружали или касались тонкой веревкой головы вышеупомянутых идолов, а потом эту веревку носили на себе поверх рубахи или же на голом теле. А также, что во время вступления в орден упомянутая веревка или ее кусок вручались каждому из братьев. А также, что они это делали из почтения перед идолом. А также, что нм велено было носить эти веревки на себе согласно их Уставу и не снимать даже ночью. А также, что неофиты обычно принимались в упомянутый орден, как изложено выше. А также, что (так делалось) повсеместно. А также, что (так делалось) чаще всего. А также, что тех, кто не желал исполнять упомянутое выше во время своего вступления в орден или некоторое время спустя, убивали или сажали в тюрьму. А также, что некоторых (убивали или сажали в тюрьму). А также, что большую часть (…). А также, что их заставляли клясться, что они никому не расскажут о вышеупомянутом. А также, что (это делалось) под угрозой наказания – смертной казни или тюремного заключения. А также, что им было запрещено рассказывать, как их принимали в орден. А также, что им было запрещено говорить о вышеупомянутом между собой. А также, что, если узнавали, что кто-то (из них) рассказывал (об этих вещах), то его сурово наказывали, вынося смертный приговор или сажая в тюрьму. [416] А также, что их заставляли не исповедаться никому, кроме своих же братьев. А также, что упомянутые братья, зная о названных нарушениях, не позаботились их исправить. А также, что (они) не позаботились сообщить о них Святой церкви. А также, что они видели, как совершается грех, но не покидали сообщество упомянутых братьев, хотя могли покинуть его и не соучаствовать в вышеперечисленном. А также, что вышеперечисленное творилось повсюду в заморских странах, где в то время пребывал великий магистр указанного ордена со своим капитулом. А также, что иногда упомянутое отречение от Христа происходило в присутствии великого магистра и капитула упомянутого ордена. А также, что вышеупомянутые преступления творились на Кипре. А также, что (это происходило) и по эту сторону моря во всех королевствах и странах, где братьев принимали в упомянутый орден. А также, что вышеупомянутые греховные обычаи соблюдались в ордене повсеместно и постоянно. – А также, что (они) соблюдались издавна. – А также, что (они) являлись старинными. – А также, что (они) перечислены в Уставе упомянутого ордена. А также, что вышеуказанные традиции, обычаи и правила соблюдались орденом повсеместно, как в заморских краях, так и по нашу сторону моря. А также, что упомянутое принадлежит Уставу ордена и было включено в него по причине их заблуждений и уже после одобрения Устава Святым Престолом. А также, что прием братьев в упомянутый орден повсеместно происходил в основном так, как указано выше. А также, что великий магистр упомянутого ордена заставлял соблюдать вышеперечисленное. – А также, что генеральный досмотрщик и прочие досмотрщики ордена (делали это). – А также, что приоры (делали это) и другие руководители упомянутого ордена (делали это). А также, что эти люди соблюдали (эти правила) и других учили соблюдать (их). – А также, что все остальные тоже (так поступали). А также, что братья не придерживались иного способа приема в упомянутый орден. А также, что никто из живущих ныне членов ордена не помнит, чтобы был какой-то иной способ (приема в орден). А также, что великий магистр, досмотрщики, приоры и магистры указанного ордена, имея такую власть, жестоко наказывали (тех), кто не соблюдал или не желал соблюдать указанный способ приема и не делал всего вышеперечисленного, если им об этом доносили. А также, что благотворительные пожертвования в упомянутом ордене приносились не так, как должно, а также не соблюдались правила гостеприимства. А также, что они в названном выше ордене не считали грехом приобретать собственность, принадлежащую другим, как законными, так и незаконными путями. [417] А также, что ими поддерживалось всяческое приумножение доходов и выгод указанного ордена любым способом, как законным, так и незаконным. А также, что не считалось грехом в этом случае пойти на клятвопреступление. А также, что они привыкли проводить свои собрания тайно. А также, что (они проводились) тайно, поскольку все остальные люди (familia) в доме отсылались на всю ночь, а двери запирались. А также, что (они проводились) тайно, ибо собравшиеся запирались в доме или в церкви, а двери укрепляли так, что никто не смог бы, даже если б захотел, присутствовать на этих собраниях или же поблизости и никто не смог бы видеть или слышать, что они там делают или говорят. А также, что (они проводились) настолько тайно, что обычно стража выставлялась даже на крыше дома или церкви, где проходило собрание, на тот случай, если кто-нибудь подойдет близко к этому месту. А также, что они привыкли соблюдать подобную секретность, и это было также обычным делом во время приема новых братьев. А также, что это заблуждение процветало и процветает в ордене с давних пор, поскольку они разделяют и разделяли в прошлом то мнение, что великий магистр может отпускать грехи братьям ордена, даже если они (в этих грехах) не признались на исповеди, ибо они избегали исповедаться в некоторых грехах от стыда или от страха перед наказанием, в том числе и церковным. А также, что великий магистр уже признался в упомянутых выше нарушениях еще до своего ареста, внезапно и добровольно, в присутствии святых отцов и уважаемых мирян, твердых в своей вере. А также, что (при этом) присутствовало большинство приоров ордена. А также, что они следовали упомянутым заблуждениям не только по воле великого магистра, но и по воле других приоров и особенно его досмотрщиков. А также, что все приказы и предписания великого магистра, а тем более его собрания, весь орден обязан был соблюдать и соблюдал. А также, что такая власть была дана ему с давних времен. А также, что упомянутые мерзостные привычки и заблуждения вошли в обиход так давно, что орден не раз и не два успел полностью обновиться с тех пор, как эти преступные обычаи стали соблюдаться. А также, что... все или (по крайней мере) две трети членов ордена, зная о совершаемых ошибках, не позаботились их исправить. А также, что они не позаботились о том, чтобы сообщить Святой церкви. А также, что они не отказались от соблюдения упомянутых обычаев и от сообщества упомянутых братьев, хотя у них была возможность выйти из ордена и не творить вышеупомянутого. А также, что многие братья названного ордена покидали его по причине его неправедности и заблуждений, и некоторые переходили в другие ордены, а некоторые вели мирскую жизнь. [418] А также, что по причине вышеперечисленного в душах благородных людей возникало сильное недовольство упомянутым орденом, в том числе у королей и иных правителей, а также во всем христианском мире. А также, что все упомянутые грехи или некоторые из них были замечены и наблюдались среди братьев упомянутого ордена. А также, что об этих грехах ведется много разговоров и существует множество мнений как среди братьев упомянутого ордена, так и вне его. – А также, что (имеются мнения и ведутся разговоры) о большей части вышесказанного. – А также, что (...) об отдельных грехах. А также, что великий магистр ордена, генеральный досмотрщик и приоры Кипра. Нормандии и Пуату, как и многие другие руководители и рядовые братья упомянутого ордена, уже признались в том, что изложено выше, как во время судебного расследования, так и вне его, в присутствии назначенных лиц, а также перед представителями различных сословий во множестве мест. А также, что некоторые братья упомянутого ордена, рыцари, капелланы и служители в присутствии святейшего папы римского и кардиналов признались в вышеназванных преступлениях или же в большей их части. А также, что (они признались) под присягой. А также, что они подтвердили вышесказанное в присутствии всей консистории. (пер. И. А. Тогоевой)
|