|
Новый закон справедливости, открывшийся для того, чтобы восстановить всю вселенную от рабства и проклятия, или проблеск нового неба и новой земли, где находится справедливость, призывающий к молчанию всех тех, кто говорит или проповедует понаслышке или по вымыслу 26 января 1649 г. Недавно, когда я был в состоянии видения, многие вещи [представлялись моему взору, о которых не должно [187] рассказывать здесь, и я услышал такие слова: «Работайте вместе, вместе ешьте хлеб. Объявите об этом всему миру». Слышал я также такие слова: «всякий, кто трудится над землей для одного или нескольких лиц, которые возвысились над другими как лорды и правители и которые не смотрят на себя как на равным другим во вселенной,— рука божия да будет над такими, тружениками. Я, господь, сказал это, и это я сделаю, объявите об этом по всему миру». После того как я поднялся, я постарался ясно вспомнить, что я видел и слышал, я открыл обо всем тем, которые были со мной. И я был преисполнен спокойствия и скрытой радости, и с того времени эти слова были подобны как бы плодотворному семени, которое стало расти в моем сердце и побуждало мою душу на то, чтобы объявить об этом всему миру. Во времена первого правления Адама бедные люди своим трудом дали возможность своим покупщикам и продавцам земли или богатым людям стать тиранами и притеснителями над ними, но во времена восстановления Израиля, которое теперь и начинается, когда король справедливости сам станет править в душе каждого человека, никто не должен ни работать за плату, ни сам давать плату, а каждый должен работать с любовью, работать друг с другом и для другого и сообща есть хлеб, будучи членами одного домоуправления — вселенной, в которой разум царствует во славу совершенства. Никто не должен иметь земли больше, чем может обработать сам или с другими, с которыми работает в любви и согласии и сообща с ними ест хлеб, как один из колена Израилева, не давая платы и не получая ее. Разделите Англию на три части,— едва только одна часть ее возделывается трудом... Так что здесь достаточно земли для того, чтобы пропитать всех ее детей, и все же многие умирают от недостатка или всю свою жизнь проводят под тяжелым бременем нужды. Бедные люди навлекли на себя эти бедствия, увеличивая своими трудами частные барыши. Однако есть три двери надежды для Англии, через которые она может спастись от разрушительных бед. Во-первых, пусть каждый перестанет равняться с другими в знании и благосостоянии. [188] Надо сбросить покровительство науки, отвергнуть жадную и надменную плоть, вредящую всему, и избрать господа, как настоящего учителя каждого (человека) и его внутреннем опыте. Во-вторых, пускай каждый откроет свои сумки я житницы, чтобы все могли питаться жатвой земли, чтобы бремя нищеты могло быть уничтожено. Прекратите покупку и продажу земли к земных плодов, и как то было первоначально сотворено в свете разума, так пускай будет теперь между всеми. Пусть будет общая сокровищница, никем и нигде не огражденная и не закрытая, и никто не скажет: это мое, ибо это мятеж и измена королю справедливости. Пусть все действуют сообразно словам господа: работайте вместе и вместе вкушайте хлеб. В-третьих, прекратите власть и господство одного над другим, ибо все человечество есть лишь одна живущая земля. Оставьте заточение, бичевание и убийства,— все это действия проклятия. Пускай те, которые до сих пор не имели земли и из-за бедности были принуждены грабить и воровать,— с этого времени спокойно владеют землей и обрабатывают ее. Пускай каждый наслаждается плодами рук своих и ест свой собственный хлеб, добытый в поте лица. Ведь несомненно, что разделение на частную собственность, на мое и твое, довело людей до этого бедствия. Во-первых, частная собственность была причиной того, что люди начали красть друг у друга. Во-вторых, она же заставила издавать законы, повеливающие вешать тех, которые украли. Частная собственность толкала людей на преступление, а затем убивала их за то, что они его совершили. Пускай все подумают о том, не есть ли это великое зло. Итак, если каждый постарается скорее выполнить эти три условия, о которых я упомянул, то все сотворенное восстанет от рабства и наш создатель прославится в деяниях рук своих. «Новая история в документах и материалах», под ред. Лукина и Далина, вып. 1, Соцэкгиз, М., 1934, стр. 40—42. Текст воспроизведен по изданию: Английская буржуазная революция середины XVII века. Практикум по новой истории. Ч. 1 Учпедгиз. 1963. |
|