Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЭДИНБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1560 г.

№ 1

Из «Хроники Р. Линдсея Питскотского» 1

11 мая 1559 г. божьего правления многие дворяне и простой народ округов Файфа, Ангуса, услышав о жестоком королевском указе 2, собрались в Перте в церкви Святого Джона и попросили Джона Нокса, который вернулся в Шотландию, публично проповедовать Евангелие Христа. После его проповеди началось уничтожение алтарей, статуй и икон. После этого они избрали божьего слугу Нокса своим проповедником и двинулись к картезианскому монастырю Chaterhouse. Конгрегация отправила посланника к настоятелю монастыря, чтобы он убедил его покинуть идолопоклонство и стать истинным слугой божьим. Посланником был [56] выбран лэрд Монкриф, который, будучи родственником настоятеля этого монастыря, надеялся, что ему удастся убедить его оставить свои заблуждения. Но настоятель не пожелал говорить с Монкрифом. Тогда конгрегация вошла в монастырь, разрешила настоятелю уйти и взять с собой столько серебра и золота, сколько он мог с собой взять, остальное было вынесено из монастыря на нужды города. Наутро монастырь был разрушен до основания. Такая же участь постигла все монастыри серых и черных монахов, за исключением монахов монастыря Tilliclain, который спас от разрушения лорд Рутвен, находящийся в родстве с настоятелем.

Pittiscot's Chronicles. Lindsay of Pittiscot. Chronicles of Scotland,, v. II. L., 1968, p. 244-245.

№ 2

Из «Истории реформации в Шотландии» 3 Джона Нокса

...Вдовствующая королева (Мария де Гиз. — А. П.), узнав о событиях в Перте, решила двинуть французские войска, заявив, что «она сравняет Перт с землей». Подстрекаемая ее французскими друзьями и также не без финансовой помощи, которую она и монсеньор де Ойзел получили от проклятых папистов, она потребовала от знати присоединения к ней для подавления восстания, как она оценила наше выступление. Жестокий зверь епископ Сент-Эндрюса призвал дворянство «идти вперед на этих еретиков, чтобы навсегда избавить от них королевство». Конгрегация обратилась с воззванием к королеве-регентше, в котором мы заявили Ее Милости, что мы были вынуждены взяться за оружие, чтобы защитить себя от преследований в деле религии. Конгрегация обратилась также «ко всем верным, исповедующим божью истину», призывая их собраться в Перте. Первым с помощью божьего провидения прибыл в Перт верный лорд Глэнкайри, с армией в 2 500 человек. Из Лотиана прибыли лэрды Орминстон, Кадлер, Халтон, Ресталринг и Колстаун. Лорд Рутвен прибыл из Сэнт-Джонса с несколькими десятками конных всадников. Эрл Росс, шериф Файфа, прибыл с большим отрядом. Горожане Данди провозгласили себя верными принципам реформации и прибыли в Перт с несколькими пушками.

Knox's History, v. I, p. 141-142.

№ 3

Лорд Г. Перси — Тайному совету (1 июля 1559 г.)

...Способ их (кальвинистов. — А. П.) действий следующий: они уничтожают все аббатства и монастыри, настоятели которых не признали принципов реформации, а также приходские церкви. Они очищают их от всех следов идолопоклонства и вводят в [57] употребление книгу Общих Молитв благочестивого короля Эдуарда. Священникам под страхом смерти запрещено отправлять католическую мессу...

CSP, Scot., v. I, р. 500.

№ 4

Обращение «Лордов Конгрегации» к королеве Елизавете (17 июля 1559 г.)

...Объединение двух королевств — это заветная мечта всех умных людей Англии и Шотландии. Наши глаза давно смотрят на тот вечный союз, который неразрывно свяжет наши королевства. Случай для этого сейчас наиболее благоприятный. Мы вступили в открытую борьбу против Дьявола и идолопоклонства, против тех людей, которые являются врагами Англии и друзьями Франции. Во имя спасения Христа мы заклинаем Ваше Величество и английский, народ быть с нами. Мы согласны принять любые условия, которые предложат нам Ее Величество и Ее совет.

Knox J. Op. cit. V. VI, p. 46.

№ 5

Д. Нокс — королеве Елизавете (20 июля 1559 г.)

Ваше Величество напрасно гневается на меня из-за моей книги («Первый трубный глас». — А. П.), которая была написана в другие времена и касалась правления других особ. Те, кто пытаются представить меня врагом Вашего Величества, являются гнусными обманщиками и предателями.

Вспомните, как из-за страха лишиться жизни Вы отклонились от Господа и впали в идолопоклонство. Но Господь не только простил Ваше прошлое прегрешение, но и вознес Вас на вершину власти, чтобы Вы правили его людьми для славы церкви Господа. Поэтому в своем правлении Вы должны уповать только на вечное провидение божие, а не на законы, которые из года в год могут меняться. Только в этом случае Ваше правление будет долгим и счастливым, а я, с моей стороны, буду благословлять и укреплять Вашу власть языком и пером. Но если Вы отклонитесь от воли божьей и будете опираться в правлении только на свои собственные законы, то тогда Ваша власть будет недолгой.

Прошу извинить за мои грубые слова, написанные искренним другом Вашего Величества.

Knox J. Op. cit., v. VI, p. 96-97.

№ 6

Докладная записка У. Сесиля Тайному совету «О средствах, необходимых для восстановления в Шотландии древних свобод» (5 августа 1559 г.)

Шотландия не может иначе достигнуть благоденствия, как только при помощи двух средств: или соединиться с Англией неразрывным вечным союзом, или составить вместе с нею одну [58] английскую монархию. Чтобы утвердить этот вечный союз, необходимо вырвать Шотландию из-под влияния Франции — этого старинного врага Англии. До тех пор, пока управление Шотландией будет находиться в руках французов, а не шотландцев, союз этот невозможен.

Для восстановления в Шотландии ее древних свобод и для заключения вечного союза необходимо следующее:

1. С согласия трех сословий Шотландия должна быть свободной от идолопоклонства, как это было осуществлено в Англии.

2. Шотландия должна управляться шотландцами по происхождению, так же как и другие принцы правят страной без всяких иностранных советников.

3. Шотландия никогда впредь не должна вести войны с Англией, если только Англия не нападет первой.

4. Ни один шотландский дворянин не должен получать пенсии, бенефиции, титулы из Франции.

5. Все государственные должности и также церковные бенефиции должны быть переданы в руки шотландцев.

6. Во время отсутствия королевы управление страной должно находиться в руках Совета, состоящего только из шотландцев.

7. Распоряжаться финансами королевства должен парламент.

В случае, если французские король и королева откажутся удовлетворить эти требования, то тогда совершенно законно общины и знать могут передать престол ближайшему наследнику престола. Став вновь свободной, Шотландия сама с божьей помощью найдет средства к объединению обоих королевств.

Cecil Papers, v. I, p. 236-237.

№ 7

Королева Елизавета — P. Сэдлеру (7 августа 1559 г.)

...Мы уполномочиваем Вас двинуться к границам Шотландии и вступить в соглашение и контакт с любым лицом в Шотландии, стремящимся к заключению вечного мира между нашими королевствами.

Мы также уполномочиваем Вас вознаграждать любое лицо той суммой денег, которые Вы найдете нужным из тех 3000 ф. ст. золотом, которые были выданы Вам. При этом нужно делать все тайно, чтобы Ваши действия не нарушили мира, заключенного, между нами и Шотландией.

Sadler Papers, v. I, p. 649.

№ 8

Елизавета — королеве-регентше Шотландии Марии де Гиз (7 августа 1559 г.)

Ваше Высочество, наша дорогая сестра и союзница. Посланник нашего дорогого брата — короля Франции уведомил нас, что некоторые наши офицеры на границах вступили в соглашение с мятежниками, поднявшими восстание против Вашей власти. Мы [59] нашли это крайне странным, чтобы кто-то из наших подданных без нашего ведома вступил в контакт с мятежниками. По всей видимости, Вас неверно информировали. Мы проведем самое тщательное расследование и примем самые строгие меры для наказания виновных. Остаюсь искренней в желании укрепить наши хорошие отношения, которые возникли в прошлом между нашими королевствами.

The Letters of the Queen Elizabeth. Ed. by Harrison G. N. Y., 1968, p. 72.

№ 9

Из «Истории реформации в Шотландии» Д. Нокса

...Когда лорды, лэрды и представители городов собрались в Эдинбурге, лорд Рутвен задал вопрос: «Может ли она (Мария де Гиз.— А. П.), которая отказалась следовать советам дворян, являющихся советниками королевства по праву рождения, она, чье тираническое правление угрожает иностранным ярмом королевству, быть регентшею?».

Первым встал Д. Уиллок, проповедник, и сказал: «Хотя Господь и назначает правителей своими наместниками на земле, однако они могут быть низложены, когда употребляют вверенную им власть для уничтожения своих подданных».

Затем поднялся мистер Нокс, который согласился с мнением Уиллока, добавив при этом, что, «во-первых, низложение королевы-регентши происходит не из-за каких-то частных обид, нанесенных ею Конгрегации, а вследствие ее политики, угрожающей национальной независимости страны; во-вторых, ее низложение не означает, что мы отказываемся от подчинения нашим суверенам (Марии Стюарт и Франциску II. — А. П.), и, в-третьих, если она подчинится знати и Слову Божьему, то может быть восстановлена в должности регента».

Затем стали высказываться и другие присутствующие, и каждый говорил в пользу низложения. В заключение все подписали документ, в котором от имени дворянства и общин протестантской церкви Шотландии уничтожались полномочия, данные вдовствующей королеве нашими суверенами. Акт о низложении был публично провозглашен на всех площадях Эдинбурга и отправлен Марии де Гиз в Лейт.

Knox's History, v. I, p. 239-240.

№ 10

Д. Нокс — Р. Крофту (25 октября 1559 г.)

...Несмотря на помощь, которую вы нам оказываете, дела наши, Ваша честь, крайне плохи. Из-за нехватки денег мы не можем продолжать войну. Нам необходимо иметь в ближайшее время не менее 3 000 солдат, в противном случае я не могу ручаться за успех кампании. Англия без всякого риска нарушить мирный договор с Францией может послать в Шотландию 1 000 [60] или более человек, так как ваши подданные могут спокойно служить любому принцу в качестве наемников. Если Вас такой вариант не устраивает, то тогда вы можете объявить своих солдат, посланных в Шотландию, мятежниками...

Knox J. Op. cit., v. VI, p. 85.

№ 11

Королева Елизавета — адмиралу лорду Винтеру (27 декабря 1559 г.)

Мы уполномочиваем Вас двинуть эскадру к шотландским берегам ... При появлении французского флота воздерживаться oт каких-либо враждебных актов, но в случае попытки французской эскадры пристать к шотландским берегам воспрепятствовать этому всеми средствами, включая открытые военные действия. Но действовать при этом Вы должны на свой страх и риск.

CSP, Scot., v. I, р. 738.

№ 12

Докладная записка У. Сесиля Тайному совету (3 января 1560 г.)

Согласно законам бога и природы, каждая нация имеет право защитить себя не только против настоящей опасности, но и против той, которая может возникнуть в будущем. Поэтому каждый: правитель должен защищать себя от этого любыми средствами.

Французы являются древними и непримиримыми врагами Англии, война с которыми длится уже несколько десятилетий. Принцы Лотарингские, которые в настоящее время управляют Францией, настроены резко враждебно против английской нации и стремятся свергнуть с престола Ваше Величество. Они открыто поставили под сомнение законность рождения Вашего Величества и посоветовали своей племяннице принять титул и герб английской короны. Несмотря на заключение мира в Като-Камбрези, они стремятся склонить Рим издать специальную буллу о незаконнорожденности Вашего Величества и также заключить сепаратный мир с Испанией... Шотландия представляет для французов самое удобное место для атаки на Англию. Поэтому с политической точки зрения было бы крайне неразумно ожидать, пока противник начнет действовать. Шотландское дворянство, несмотря: на все их усилия, не в состоянии отстоять свою независимость и изгнать французов. Поражение шотландцев немедленно приведет к вторжению французов в Англию и создаст угрозу завоевания нашего королевства. Поэтому ничего другого не остается, как встретить врага вне английской территории, поддержать Конгрегацию военным путем, сокрушить честолюбивые замыслы Лотарингского дома и изгнать французов из Британии.

CSP, Scot., v. I, р. 551-552. [61]

№ 13

Королева Елизавета — герцогу Норфолку (15 февраля 1560 г.)

...Во время встречи с шотландскими представителями дайте им сначала понять, что мы крайне недовольны тем, что не вся знать в графствах Лотианте и Файфе присоединилась к нам... и также удивлены, почему они, несмотря на значительный перевес в силах, не могут так долго изгнать французов. Затем переходите к конкретному обсуждению всех деталей: об оказании им военной помощи в соответствии с инструкциями, данными Вам. В ходе переговоров дайте им также понять, что, очевидно, Франция начнет военные действия против нас за помощь, которую мы им оказываем. Поэтому нам необходимо знать, на какую помощь со стороны Шотландии мы можем рассчитывать в случае французского вторжения. Вы можете предложить им заключить неразрывный союз между нашими королевствами, который предусматривал бы оказание шотландцами всевозможной военной помощи нам в случае войны с Францией или какой-либо другой державой. Особенно настаивайте на том, чтобы граф Аргайль оказал помощь для подавления восстания в Ирландии.

Cecil Papers, v. I, p. 447.

№ 14

Бервикский договор

В Бервике 27 февраля 1560 г. лорд Норфолк от имени правительства Ее Величества заключил соглашение с герцогом Шательро — вторым лицом в Шотландии — и также знатью, присоединившейся к нему для защиты древних свобод и привилегий их страны.

Ее Величество королева, хорошо осведомленная о стремлениях Франции завоевать Шотландию, уничтожить ее свободы и присоединить ее к французской короне, вопреки законам данного королевства, соглашениям и обязательствам Франции, по просьбе шотландской знати согласна взять упомянутое королевство Шотландию, герцога Шательро, знать и общины страны под свое королевское покровительство для защиты их от завоевания и для сохранения их свобод в течение всего правления королевы Шотландии и французского короля, ее супруга.

Ее Величество обязуется послать в Шотландию достаточное количество войск, пехоты и кавалерии, а также артиллерию, чтобы совместно с шотландскими войсками на суше и на море сокрушить угнетающую власть Франции в этом королевстве и оказывать помощь королевству, знати и подданным Шотландии до тех пор, пока французы, враги Шотландии, не будут окончательно изгнаны из страны.

В случае захвата крепостей, находящихся в руках Франции, они должны быть или разрушены шотландцами, или переданы герцогу и его партии по их собственному выбору. Англичане могут строить укрепленные форты на шотландской территории только с разрешения герцога, знати и сословий Шотландии. [62]

Герцог и знать, присоединившаяся к нему, обещают никогда впредь не вступать ни в какие-либо соглашения с Францией, не получать оттуда никакой помощи, сопротивляться попыткам Франции завоевать Шотландию и присоединить ее к французской короне. В случае вторжения Франции на территорию Англии оказать военную помощь в размере 2 000 пехоты и 2 000 кавалерии. В знак выполнения принятых на себя обязательств герцог и дворянство обязуются предоставить заложников правительству Ее Величества.

В заключение герцог и знать, присоединившаяся к нему, заявляют, что Ее Величество королева Англии не преследует в Шотландии никаких других целей, кроме защиты свобод шотландской короны от угрожающего ей завоевания... и провозглашает свою лояльность к своим суверенам, Ее Величеству королеве и французскому королю, ее супругу, которым они будут и впредь подчиняться во всем, что не противоречит древним свободам королевства Шотландии...

Knox's History, v. 1, p. 235-236.

№ 15

Отчет адмирала лорда Винтера лорду Норфолку (29 февраля 1560 г.)

По прибытии в Лейт я сказал ей (Марии де Гиз. — А. П.), что я был послан Ее Величеством королевой с провизией на нескольких кораблях в форт Бервик, но из-за плохой погоды заблудился, пристал сюда, думая, что здесь царят мир и спокойствие. Но по пути к Лейту мы были обстреляны из орудий и узнали о жестокостях, творимых французами по отношению к Конгрегации. Поэтому я решил на свой страх и риск оказать им помощь. Но об этом моя повелительница не знает ничего.

CSP, Scot., v. I, р. 898.

№ 16

Епископ Куадра — герцогине Пармской (7 марта 1560 г.)

...На другой день английские корабли, которые были посланы в Шотландию, вошли в устье Фирфа и прибыли к форту Лейт. Французы открыли огонь по ним, повредив два корабля. Англичане открыли ответный огонь по форту, но не смогли причинить ему большого ущерба. Тем временем англичане захватили 3 французских корабля с провиантом и вооружением и передали его шотландским мятежникам...

Mary Stuart and Elizabeth, p. 89.

№ 17

Епископ Куадра — Филиппу II (7 марта 1560 г.)

Французский двор предложил английскому правительству вывести свои войска из Шотландии, за исключением небольшого [63] контингента войск — 300-400 человек, при условии, если королева Елизавета выведет свой флот из Шотландии, а мятежники сложат оружие и подчинятся власти Марии де Гиз. Разрешение вопроса об английском титуле они предлагают передать на рассмотрение специальной комиссии, состоящей из английских и французских представителей. Однако королева отказалась обсуждать эти предложения. Я уверен, что французы напрасно тратят время на бесплодные переговоры. Английская королева отнюдь не собирается выводить свой флот из Шотландии.

Mary Stuart and Elizabeth, p. 89-90.

№ 18

Королева-регентша Шотландии — де Ойзелу (3 мая 1560 г.)

С момента прибытия врагов к Лейту я не получала от Вас никаких известий. Начавшиеся переговоры с шотландцами прервались с прибытием англичан. Епископ Валенсии сообщил мне в письме, что испанский король обещал послать 24 корабля с солдатами и провизией в Шотландию. Сообщаю Вам, что лорд Грей собирается в ночь на 6-7 мая предпринять решительный штурм крепости, и он пригрозил, что возьмет Лейт, каких бы потерь ему это ни стоило.

Scottish Correspondence of Mary of Lorraine, ed. by Cameron. L., 1927, p. 304.

№ 19

Лорд Грей — герцогу Норфолку (8 мая 1560 г.)

Мы были очень рады, ваша честь, сообщить вам хорошие новости, но увы... Вчера, следуя указаниям вашей светлости о быстрейшем окончании кампании, мы решили предпринять штурм Лейта с двух сторон — со стороны реки и с юго-западной части цитадели. Утром мы вывели солдат из лагеря и пошли на приступ. Если бы солдаты точно придерживались приказов своих офицеров, то, несомненно, крепость была бы взята. Нo, к нашему стыду, армия, за исключением солдат Бервикского гарнизона, состоит из новобранцев, не имеющих никакого военного опыта. Поэтому мы были отбиты с большими потерями. Точное количество убитых и раненых при штурме мы еще не подсчитали, но, думаю, их число будет около тысячи человек...

Forbes. Op. cit., v. I, p. 739.

№ 20

Эдинбургский договор, заключенный между Англией и Францией 5-6 июля 1560 г.

Согласовано и постановлено: ...что все военные и морские силы обеих сторон будут выведены из королевства Шотландии. Все военные операции, ведущиеся в Англии и Шотландии против Франции, или в Шотландии и Уэльсе против Англии, Ирландии [64] или Шотландии, немедленно будут прекращены. Форты Лейт и Дунбар должны быть разрушены.

Так как королевство Англии и Ирландии принадлежит по праву королеве Елизавете, поэтому никому более не дозволено называться, писать имя или присваивать титул короля или королевы Англии или Ирландии, использовать гербы королевства Англии или Шотландии. Согласовано и постановлено, что Наихристианнейший король и королева Мария навсегда отказываются от титула и герба королевства Англии или Ирландии, они также запретят всем своим подданным в королевствах Франции и Шотландии и их провинциях использовать упомянутый титул в каких-либо целях.

Учитывая, что дворянство и народ Шотландии высказали свою лояльность и подчинение наиболее христианскому королю и королеве Марии, они через своих представителей согласились удовлетворить просьбы и мольбы дворянства и народа Шотландии... Наихристианнейший король и королева Мария обещают выполнить все, что их представители согласились предоставить дворянству и народу Шотландии в Эдинбурге 6 июля 1560 г. при условии, что дворянство и народ Шотландии выполнят все то, что было включено в статьи данного соглашения.

Уступки, предоставленные Их Величествами королевой Шотландии и ее супругом своим шотландским подданным:

I. Уполномоченные короля и королевы, рассмотрев петицию, предоставленную знатью и народом Шотландии по поводу пребывания на шотландской территории французских солдат, постановляют от имени короля и королевы, что Их Величества впредь не будут вводить французские войска или солдат другой нации в пределы шотландского королевства, если только ему не грозит иностранное вторжение. В этом случае с согласия и одобрения парламента король и королева могут использовать иностранные войска для защиты королевства.

Французские войска, находящиеся сейчас в Лейте, будут отправлены во Францию, когда английская армия и флот покинут пределы королевства.

II. Что касается петиции о созыве парламента, уполномоченные постановили, что парламент должен собраться 10 августа этого года в соответствии с обычной процедурой.

III. Депутация постановила, что ни король, ни королева не могут объявить войну или заключить мир без совета и согласия парламента, что соответствует законам и обычаям страны, и как это делали раньше их предшественники — короли Шотландии.

IV. Что касается петиции, представленной уполномоченными, по поводу политического управления и положения дел в королевстве, мы согласились и постановили, что во время отсутствия королевы страной будет управлять Совет, состоящий из 14 человек, выбираемый из состава 24 лиц, названных парламентом. 7 регентов назначает Их Величество королева, остальных — парламент.

Ни одному лицу любого ранга не дозволено вмешиваться в [65] государственное управление без согласия Совета. Советники имеют право собираться так часто, как они того пожелают, в составе не менее 6 человек, за исключением особо важных государственных дел, когда требуется присутствие всех из них.

VII. Уполномоченные заключают, что впредь король и королева не будут представлять никаких должностей: государственных, судебных, должностей казначея, лорда — хранителя печати, контролера и т. д., они будут замещаться только подданными королевства. Также Их Величества обещают не передавать должности казначея и контролера в руки духовных лиц.

VIII. Уполномоченные заключают, что ближайший парламент должен принять акт об амнистии всех тех лиц, которые приняли участие в событиях, происшедших после 6 мая 1559 г.: этот акт будет подтвержден Их Величествами королем и королевой.

IX. Согласовано и постановлено, что ближайший парламент должен быть собран согласно закону, на заседание которого обязаны явиться без всякого страха все те лица, которые обычно присутствуют.

X. Согласовано и постановлено, что между дворянством и другими подданными Шотландии должен быть заключен мир.

XI. Уполномоченные заключают, что ни король, ни королева не будут мстить и преследовать тех лиц, которые принимали участие в событиях, происшедших после 6 мая, а также лишать их должностей, бенефиций и владений, которыми они владеют в настоящее время, будут считать их во все времена как подданных, верных и преданных своим суверенам.

XII. Согласовано и постановлено, что жалобы епископов, аббатов и других церковных деятелей на понесенные убытки должны быть рассмотрены на заседании парламента. В настоящее время запрещается конфискация имущества, применение насилия в отношении церковных лиц. Лица, совершившие эти действия вопреки принятой статье, должны преследоваться дворянством как нарушители общественного спокойствия и порядка.

XIII. Что касается статей о религии, представленных частью дворянства и народом Шотландии, то они будут переданы непосредственно на рассмотрение короля и королевы.

«The Edinburgth Treaty». — In: Knox's History, v. I, p. 262-268.

№ 21

«Книга дисциплины» 4 Д. Нокса

1. Об уничтожении идолопоклонства

Мы требуем, Ваши Милости, чтобы все следы идолопоклонства были уничтожены в аббатствах, монастырях, кафедральных Церквах, часовнях и во всех других местах нашего королевства... В церквах должны оставаться только кафедры для проповедника и стол для отправления таинств причастия. [66]

2. О проповедниках и их законных выборах

Принцип «призвания» проповедников состоит из выборов, экзамена и допуска.

Все люди и каждая конгрегация должны участвовать в выборах проповедников. В случае если он будет найден непригодным, тогда в течение 40 дней суперинтендант должен предложить им другую кандидатуру, кандидат должен быть проэкзаменован как в своих знаниях, так и в образе поведения...

Проповедники должны увещевать народ, проповедовать слово божье, совершать таинства причастия и налагать церковные наказания. Проповедники, выбранные или предоставленные, не могут оставить общину по своему усмотрению, также и община не может отвергнуть его или сместить по своему желанию, до тех пор пока он не будет признан виновным в каком-либо преступлении.

3. Об обеспечении проповедников и о распределении церковных рент

...Мы считаем, что каждый проповедник должен иметь дом и шесть акров земли, не менее 40 боллов муки и 26 боллов солода и чтобы в его доме всегда была еда и питье, помимо денежного содержания от 100 до 200 марок в год. Тем, кто путешествует с места на место, кого мы называем суперинтендантами, — 500 марок в год, не считая того, что каждый суперинтендант должен иметь еще, по крайней мере, 6 чалдеров пива, 9 чалдеров муки и 3 чалдера овса.

...Для чтецов мы считаем достаточным 40 марок в год при условии, что он будет учить детей прихожан.

Есть еще 2 категории людей, которые должны обеспечиваться из церковных доходов кирки — это бедные и учителя молодежи. Каждая церковь должна сама обеспечивать нищих. Мы не собираемся расходовать средства на содержание бродяг и лодырей, которые переходят с места на место, сделав ремесло из своего бродяжничества. Бродяги и лодыри не должны оставаться там, где они хотят, а должны быть направлены на работу в то место, которое будет указано им киркой.

4. О суперинтендантах

...Мы считаем, что в настоящее время необходимо выбрать 10 или 12 человек суперинтендантов из наиболее достойных и богоугодных людей королевы, которые бы организовали конгрегации в своих диоцезах и инспектировали их, осуществляя надзор за поведением проповедников и старейшин, назначали проповедников в сельские местности туда, где их нет, и проповедовали не менее 3-х раз в неделю.

Они не должны жить так, как жили раньше ленивые епископы, и оставаться долго на одном месте. Они не имеют неограниченной власти в своей провинции и должны подчиняться решению проповедников и старейшин всей провинции в целом.

На первых порах мы считаем целесообразным, чтобы Ваши Милости сами назвали кандидатов на должность [67] суперинтендантов... По истечении 3 лет, необходимых для окончательного установления кальвинистской церкви в Шотландии, право выдвижения кандидатур на должность суперинтендатов должно принадлежать проповедникам, старейшинам и Городскому совету главного города провинции, где должна находиться резиденция суперинтендантов.

5. О школах

Мы считаем необходимым, чтобы в каждой приходской церкви был учитель, который обучал бы молодежь прихода основам грамматики и латинского языка, и особенно катехизису. В каждом крупном городе должен быть создан колледж, в котором должны изучаться греческий язык, логика, риторика и искусство... Наконец, мы считаем необходимым, чтобы в королевстве было 3 университета: первый в Сент-Эндрюссе, второй в Глазго, третий в Абердине. Богатые и неимущие должны с помощью церковной цензуры заставить своих детей учиться на благо церкви и государства.

6. О церковных рентах

Как мы уже говорили, есть 2 группы людей — проповедники и нищие, которые вместе со школами должны обеспечиваться из церковных доходов.

Суммы, необходимые на их содержание, должны изыматься из церковных десятин. Но поскольку десятин, взимаемых разумно, будет недостаточно для этой цели, мы считаем необходимым, чтобы все ренты с земель, принадлежащих часовням и монахам всех орденов, также собирались на нужды церкви. Все доходы с епископских, деканских, капитульских земельных владений, а также все ренты с земель, принадлежащих кафедральным церквам, должны быть использованы на развитие университетского образования и на содержание суперинтендантов.

7. О церковной дисциплине

Как государство не может существовать без хороших законов и точного их исполнения, так и церковь не может существовать без устава церковной дисциплины, задачи которой должны состоять в том, чтобы приучить мирян к правильным церковным порядкам и исправлять те недостатки, которые гражданский меч или уступил, или не смог наказать.

8. О выборах старейшин и дьяконов

Люди самого лучшего знания божьего слова и самой честной жизни должны выставлять свою кандидатуру в выборах старейшин и дьяконов, которые должны проходить ежегодно... Старейшины должны помогать проповедникам во всех делах церкви, контролировать общественную и частную жизнь верующих, а также следить за жизнью, поведением и правильным исполнением обязанностей своих проповедников. Раз в год старейшины должны докладывать суперинтендантам об образе жизни и поведении проповедников.

Дьяконы должны собирать церковные доходы и пожертвования и распределять их так, как назначит церковь, а также помогать во всех решениях проповедникам и старейшинам. [68]

9. О чтецах

В тех местах, где нет проповедников, должен быть назначен самый способный человек, который мог бы отчетливо читать проповеди и Священное писание. А в том случае, если он будет способным убеждать народ, то всегда с согласия проповедников ему может быть разрешено отправлять таинство причастия.

«The Book of Discipline». — In: Knox's History, v. II, p. 280-323.

№ 22

Акт Тайного совета Шотландии (27 января 1561 г.)

Мы, подписавшиеся под этими статьями, считаем их полностью соответствующими Божьему слову и обещаем претворить их в жизнь всеми возможными средствами при условии, что все прежние владельцы церковных бенефициев, которые приняли принципы реформации, будут пользоваться своими доходами в течение жизни, часть из которых они будут выплачивать на содержание проповедников.

Register of the Privy Council of Scotland, v. I. Ed., 1889, p. 487.

№ 23

Акты «реформационного парламента» (август 1560 г.)

Три сословия, собравшиеся вместе, ознакомились с «Исповеданием веры», представленным на их рассмотрение, считают, что» «Исповедание веры» по всем статьям и пунктам полностью соответствует божьему слову, и постановляют утвердить «Исповедание веры» в качестве религии государства.

Три сословия постановляют, что римский папа отныне и навсегда не имеет власти и юрисдикции в нашем королевстве. Ни один из наших подданных под страхом наказания не должен признавать власти Рима. Юрисдикция церковных судов объявляется уничтоженной, их функции возлагаются на гражданских судей.

Три сословия постановляют, что все акты, изданные в пользу церкви, не соответствующие слову божьему и нашему «Исповеданию веры», объявляются недействительными.

Собравшийся парламент постановляет, что лица, которые будут отправлять мессу или присутствовать при ней, должны быть подвергнуты наказанию.., в первый раз — конфискации имущества, во второй — ссылке или изгнанию, в третий — смертной казни.

Три сословия обязывают всех должностных лиц королевства: шерифов, бейлифов, провостов и бальи городов, принять этот акт к исполнению.

Acts of the Parliament of Scotland. Ed., 1814, v. II, p. 501-503.


Комментарии

1. Роберт Линдсей из Питскота — шотландский кальвинистский хронист II половины XVI в.

2. Имеется в виду указ Тайного совета Шотландии от 2 мая 1559 г., по которому 4 проповедника подлежали смертной казни за отправление кальвинистского культа.

3. «История реформации в Шотландии» Нокса охватывает историю реформационного движения в стране с 1523 по 1565 г.

4. «Книга дисциплины» (май 1560 г.) — религиозный трактат, представляющий собой последовательную программу осуществления кальвинистской реформации в Шотландии.

(пер. А. А. Петросяна)
Текст воспроизведен по изданию: Эдинбургский договор 1560 г. // Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники). М. МГУ. 1984

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.