Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ ПРИ МАРИИ ТЮДОР

№ 1

Император — своим послам в Англии 1 (22 июля 1553 г. Брюссель)

Вы также должны оказать ей (Марии Тюдор. — О. Р.), что так как богу было угодно устроить все дела столь блестящим образом, мы советуем ей быть очень осторожной вначале, не позволять себе спешить с преобразованиями, которые могут дать нежелательные результаты, но быть уступчивой. Пусть она подчинится решениям парламента, пока воздерживающегося от всяких действий, направленных против религии и ее собственной веры, и слушает мессу отдельно в своих покоях, не устраивая никаких публичных служб. Пусть она скрывает свои чувства, не пытается изменить порядок ведения дел, существующий сейчас в Англии, остерегается влияния некоторых частных советников, но пусть подождет до созыва парламента, попытается завоевать расположение тех, кто войдет в его состав, чтобы с участием парламента принять те меры, которые позволяют нынешние условия страны. Таким образом, она постепенно улучшит положение дел; она должна не только заботиться о благе королевства, но и дать понять всем своим подданным, что это и есть ее главная цель. Пусть во всех своих делах она будет таковой, каковой она должна быть — доброй англичанкой, и пусть она не дает повода думать, что желает действовать по своему собственному усмотрению, создавая видимость того, что жаждет действовать с помощью и с согласия главных людей королевства, а также парламента во всех государственных делах. Вы также должны указать ей, что для управления государством и прочих не женских дел ей необходимо вступить в брак с человеком, который ей покажется наиболее подходящим для этой цели. И если ей будет угодно сообщить нам об этом до того, как она примет решение, мы не откажемся помочь ей в выборе (супруга. — О. Р.) и сообщить наше мнение со всей откровенностью.

CSP, Spanish, 1916, v. XI, p. 116-117. [90]

№ 2

Послы императора в Англии — Марии Тюдор (24 июля 1553 г. Лондон)

Поскольку покойный король (Эдуард VI. — О. Р.) исповедовал новую религию, католическая церемония на его похоронах будет излишней. Когда придет время заняться религиозными делами, появится возможность избрать более подходящий момент, и парламент, руководимый теологами, прелатами, священнослужителями и другими лицами, назначенными Вашим Величеством, сможет издать соответствующий закон. Но спешка в этом трудном деле может легко затруднить счастливое разрешение проблемы вместо того, чтобы ускорить его.

CSP, Spanish, v. XI, р. 119.

№ 3

Император — своим послам в Англии (29 июля 1553 г. Брюссель)

...Что же касается восстановления религии, вы можете сказать королеве, что одобряем рвение, с которым она собирается выполнить свой долг по восстановлению оной и выразить тем самым свою благодарность богу за успех (в борьбе за престол. — О. Р.), который он дал ей, но что мы не можем еще раз не указать ей на те трудности, которые обязательно возникнут на ее пути уже в самом начале. Следует опасаться, что ее основные сторонники, многие из которых еретики, могут выступить против нее, и она, вероятно, столкнется с оппозицией в лице большинства ее Совета и подданных, поскольку особенно в Лондоне и в его окрестностях проповеди фальшивых учений совратили многих из них, хотя сейчас они и являются ее приверженцами.

CSP, Spanish, v. XI, р. 122.

№ 4

Симон Ренар 2императору (15 октября 1553 г. Лондон)

Королева Мария сообщила мне, что верхняя палата парламента, состоящая из ее советников и епископов, решила, что они были созваны для аннулирования всех актов и статутов, принятых парламентом начиная за год до развода (Генриха VIII и Екатерины Арагонской. — О. Р.) 3 вплоть до настоящего времени, а также для той цели, чтобы объявить действительным этот брак и молчаливо отменить статуты против религии и власти римского папы. Нижняя палата, однако, которая состоит из представителей народа, отказалась на том основании, что цель этой меры — [91] восстановить власть римского епископа (папы. — О. Р.) и лишить корону титула «Верховный глава церкви», который был передан ей решением парламента. Что касается брака, то парламент объявит его законным без всяких осложнений, но не потому, что таково мнение папы, а своей собственной властью.

Она совершенно уверена, что парламент будет спрашивать ее, примет ли она титул «Верховный глава церкви» или нет, и что ее совесть не позволит ей сделать этого, но она надеется, что кроме вопроса о власти папы, все остальные положения, касающиеся религии, будут приняты. В ответ на это я заявил, что ей лучше не беспокоиться относительно вопроса о власти папы. Что же касается власти папы, по поводу чего в парламенте могут возникнуть осложнения, я считаю, что еще не пришло время поднимать этот вопрос. Будет лучше подождать другого парламента, а тем временем восстанавливать истинную религию.

СSP, Spanish, v. XI, p. 297-298.

№ 5

Предписание епископам (4 марта 1554 г.)

VI. Каждый епископ должен делать все необходимое для осуждения и подавления испорченных и безнравственных мнений, беззаконных книг, баллад и других пагубных и вредных умыслов, порождающих ненависть среди людей и беспорядки...

VII. Каждый епископ безотлагательно и как можно скорее может и должен лишить, или объявить лишенным, и отстранить в соответствии со своим решением и по своему усмотрению от всех приходов и должностей всех тех, кто вопреки своему сану и похвальным обычаям церкви женился и продолжает состоять в браке или скандальным образом обесчестил себя; во время указанного разбирательства эти люди должны быть лишены своих должностей и приходов, а также доходов от указанных приходов.

VIII. Указанные епископы должны проявлять больше снисходительности и милосердия к тем, кто женился, но чьи жены умерли, нежели к тем, чьи жены еще живы; снисхождение должно быть оказано тем священникам, кто с согласия своих жен в присутствии епископа откажется от них. В этом случае, после исполнения наказания, епископ в соответствии со своим суждением и мудростью может по своему усмотрению вновь допустить его к исполнению обязанностей, но в другом приходе...

XVII. Они (епископы. — О. Р.) должны проверить всех школьных учителей и, найдя подозрительными (в вопросах веры. — О. Р.), лишить их этой должности, и заменить католиками, со специальным поручением учить детей отвечать священнику во время мессы и помогать священнику во время оной, как было раньше принято.

The Reformation in England. To the accession of Elizabeth I. Ed. Dickens A. G. L., 1967, p. 146, 148. [92]

№ 6

Копия королевской прокламации о высылке из королевства проповедников и иностранцев (март 1554 г.)

Королева, наша суверенная правительница, понимая, что множество плохих людей, родившихся вне владений ее величества в других землях, бежавших из-под власти королей и правителей тех земель, где они родились (некоторые по причине своих еретических убеждений, другие — из-за убийств, предательства, грабежей, третьи — из-за других тяжких преступлений, совершенных ими), поселились в ее королевстве... частично, чтобы избежать заслуженного наказания за свои ужасные преступления, частично, чтобы распространять, насаждать и сеять семена своих дурных учений и вести нечестивые разговоры с добрыми подданными ее королевства с целью заразить ее добрых подданных подобными же пороками, так что (помимо многочисленных ересей, которые разнятся между собой, кои они проповедовали в ее королевстве), как точно известно ее величеству, они не только не прекратили свою тайную деятельность, возбуждая, сочувствуя и помогая некоторым из ее-подданных в их противоестественном восстании против бога и Ее Милости (королевы. — О. Р.), и даже некоторые из них приняли участие в восстании ее подданных 4... Все иностранцы, не являющиеся подданными (королевы. — О. Р.) или купцами, должны покинуть ее королевство в течение 24 дней со дня издания этой прокламации.

Foxe J. Acts and Monuments, v. 6. L., 1837, p. 429-430.

№ 7

Стефан Гардинер 5кардиналу Полу 6 (Саутварк, 5 апреля 1554 г.)

Я вновь пребываю в том расположении духа, о котором я так долго мечтал, надеясь с божьей помощью увидеть и остальное королевство вернувшимся к единству (с католической церковью.— О. Р.), благодаря чему мы все в один голос сможем возблагодарить бога. С этой целью на вас была возложена почетная миссия, которую, я не сомневаюсь, вы исполните таким образом, что, проявляя снисхождение к нашим слабостям, что вы уже начали делать, вы преуспеете в том, что, хотя вы и обидите некоторых, но пробудите в других желание того, чего они должны желать, не боясь потери того имущества, от которого они бы весьма неохотно отказались. [93]

Для этой цели было бы хорошо, чтобы ваша светлость обратилась в парламент, который сейчас заседает, с письмом, в котором в общих чертах был бы изложен вопрос о религиозном единстве (о примирении с Римом. — О. Р.), однако, столь умеренно, чтобы права папы скорее бы подразумевались, нежели были бы четко сформулированы, и даже это нужно сделать так, чтобы они (парламент. — О. Р.) не смогли заключить, что оно (восстановление папокой юрисдикции. — О. Р.) близко. Подобное письмо было бы хорошей подготовкой при условии, что ваша светлость в таком случае объявили бы и поставили бы в известность представителей народа (парламент. — О. Р.) этого королевства о том, что в ходе преобразований, которые мы желаем провести в нашей стране, не будут предприняты попытки изменить порядок владения и наследования в королевстве, но что каждый будет иметь право распоряжаться всем тем, что он имеет, было ли оно получено в дар или приобретено путем торговой сделки, в соответствии с законами королевства, составленными для охраны и подтверждения прав на таковые владения. Всего этого, изложенного в умеренных выражениях, какие подскажет вам ваша мудрость, а также известия о том, что вы сможете выполнить таковое обещание, я думаю, будет достаточно для устранения того единственного препятствия, которое, как многие благоразумно опасаются, могло бы помешать в глазах народа осуществлению наших святых целей и намерений.

The letters of Stephen Gardiner. Ed. Muller J. A. Cambridge, 1933, p. 465-466.

№ 8

Булла папы Юлия III, данная кардиналу Полу 8 марта 1554 г. для освобождения Англии от схизмы

...И с владельцами церковного имущества после того, как они возвратят недвижимое имущество, несправедливо ими удерживаемое, ты должен договориться о доходах, неправедным образом ими полученных, и о захваченном ими движимом имуществе, и затем их простить и умиротворить.

№ 9

Булла папы Юлия III, данная кардиналу Полу 28 июня 1554 г. для освобождения Англии от схизмы

Мы предоставили тебе власть и полномочия договориться с владельцами церковного имущества по поводу доходов, неправедным образом ими полученных, и захваченного ими движимого имущества. ...Тебе, в чью выдающуюся добродетель, благочестие, ученость, мудрость, благоразумие и умение ведения дел мы твердо верим, имеющейся у нас властью даем мы широкие полномочия вести переговоры, договариваться, соглашаться, заключать договоры по своему усмотрению с владеющим или удерживающим за собой церковную собственность как движимую, так и недвижимую, за кого поручится сама светлейшая королева, по поводу имущества, ими незаконно удерживаемого, заключить договор и [94] даровать им полное прощение так, чтобы они могли упомянутое имущество удерживать и в дальнейшем, за исключением, однако, тех случаев, когда тебе покажется из-за серьезности и важности дела необходимым посоветоваться со святым престолом и получить наше и святого престола решение и подтверждение.

The Harleian miscellany or, a collection of pamphlets and tracts. L., 1746, v. VII, p. 266.

№ 10

Император — Франциско Эрасо 7 (1 сентября 1554 г.)

Самый важный момент — это религия, и король 8 написал мне, что будет очень трудно добиться чего-либо (в делах религии. — О. Р.), если тем, кто имеет церковную собственность, не будет разрешено владеть ею.

CSP, Spanish, v. XIII. L., 1954, р. 39.

№ 11

Ренар — императору (3 сентября 1554 г.)

Изучив папское бреве, присланное сюда кардиналам с целью осуществить правосудие над теми, кто имеет церковную собственность, я заметил, что оно составлено не лучшим образом. Папа надеется, что вначале произойдет подчинение церкви (Риму. — О. Р.), а уже затем будет уделено внимание всеобщему прощению, причем каждый случай будет рассматриваться отдельно, принимая во внимание заслуги каждого, а также характер церковной собственности, которая была взята во владение. Он намерен даровать прощение тем, за кого будут ходатайствовать король и королева, хотя есть и ограничительная статья, обязывающая их советоваться с папой в тех случаях, которые окажутся особенно важными. Мой долг сообщить Вашему Величеству, что католики имеют больше церковной собственности, чем еретики и если они не получат всеобщего прощения, гарантирующего неприкосновенность их прав на эту собственность, они не позволят кардиналу (Реджинальду Полу. — О. Р.) осуществить его миссию.

CSP, Spanish, v. XIII, р. 46.

№ 12

Письмо испанского дворянина, сопровождающего Филиппа в Англию (2 октября 1554 г.)

Английские еретики отказываются подчиниться папе, который, как они говорят, такой же человек, как и они сами, и не имеет права приказывать им делать то или это; единственный папа, которого они признают, — это их король, а сейчас — их королева, она одна может по своему усмотрению приказывать им.

CSP, Spanish, v. XIII, р. 61. [95]

№ 13

Кардинал Пол — папе (13 октября 1554 г. Брюссель)

По поводу препятствия (в восстановлении католической религии в Англии. — О. Р.), возникшего из-за этого имущества (церковного. — О. Р.), захваченного теми, кто, зная о строгости церковных законов, боится вернуться к подчинению церкви (Рима. — О. Р.), я сказал, что в этом случае Ваше Святейшество можете и расположены проявить всю свою снисходительность и благожелательность; что касается ожидаемых порицаний и наказаний и возвращения полученных ими доходов, что имеет большое значение, Ваше Святейшество и в этом и в другом случае готовы проявить всю свою снисходительность, легко простив им все, что вы не думаете использовать какую-либо часть этого имущества ни для себя, ни для святого престола, как многие этого боятся, хотя вы и имеете все основания это сделать по причине нанесенного вам ущерба и причиненных несправедливостей, но что вы хотите все это обратить на службу богу и для блага королевства, не принимая в расчет свои собственные интересы.

Отвечая, Его Величество [Карл V] поблагодарил Ваше Святейшество, показывая свое доброе расположение к вам, и сказал, что в действительности вы уже сделали достаточно, потом добавил, что из-за различных препятствий и войны он не мог уделить этому делу столько внимания, как того желал бы, но что сейчас займется этим вопросом, и что он уже написал и послал письмо в Англию, чтобы лучше узнать положение дел там и ожидает скорого ответа, и что ему нужно хорошо знать, на что направлять свои усилия, чтобы устранить это препятствие, связанное с церковным имуществом; сам он убедился на своем опыте в Германии, что это главный вопрос.

Что касается восстановления католического учения, он сказал, что мало об этом заботятся те, кто не думает ни о том, ни о другом; он сказал, кроме того, что поскольку все это имущество церкви посвящено богу, не стоит, таким образом, уступать во всем тем, кто его (имущество. — О. Р.) имеет, и что было бы хорошо, если бы я сказал ему, сколь широки мои полномочия, однако он не собирается сообщать обо всем этом другим, и что, возможно, необходимо посмотреть папское бреве о полномочиях, чтобы расширить их настолько, насколько это будет необходимо.

...Его Величество сказал, что необходимо также обратить большое внимание на плохое расположение заинтересованных лиц и на то, насколько повсюду [в Англии] бытует отвращение к самому слову «подчинение церкви», к красной шапке [кардинала] и также к монашескому одеянию, сказав сколь сильно было восстание народа, и в этой связи коснулся вопроса о злых происках, которые не прекращают внешние враги.

Burnet G. History of the Reformation of the Church of England. Oxford, 1850, v. 6, p. 347-348. [96]

№ 14

Папа Юлий III — императору (7 ноября 1554 г. Рим)

Мы прочли письма Вашего Величества и выслушали то, что Хуан Манрике 9 должен был сказать по поводу изменения полномочий относительно церковной собственности в Англии, которые мы предоставили несколько месяцев назад Реджинальду Полу, кардиналу, нашему легату. Мы немедленно созвали тех кардиналов, которые, будучи осмотрительными, учеными и благочестивыми, на наш взгляд, наиболее способны обсуждать этот вопрос, и когда мы изложили им желания Вашего Величества, они все согласились с нами, что было бы лучше как для человеческих, так и для божественных дел скорее лишиться всей церковной собственности, чем обречь на неудачу это начинание. Собственно мы приказали написать новые письма в этом духе за нашей печатью и послать их к легату с этим же курьером (императорским. — О. Р.), о чем Ваше Величество услышит вскоре как от самого легата, так и от Хуана Манрике.

CSP, Spanish, v. XIII, р. 79-80.

№ 15

Симон Ренар — императору (21 декабря 1554 г. Лондон)

Парламент обсуждал некоторые законопроекты и среди прочих один, подтверждающий права владельцев церковной собственности, который, как считают английские юристы, не нужен, потому что с древних времен короли Англии имели полную и непосредственную юрисдикцию над церковными землями. Владельцы, однако, желали подтверждения, что вызвало трудности в парламенте, поскольку парламент хотел, чтобы всеобщее прощение было включено в статут о подчинении папе, а кардинал был против этого, так как будет казаться, что подчинение королевства Риму было куплено, хотя он был согласен на включение всеобщего прощения в два других акта или статута. Разногласия были столь серьезны, что кардинал заявил, что он скорее вернется в Рим, не выполнив своей миссии, чем сделает уступку, столь вредную для прав святого престола; после чего король призвал Тайный совет и некоторых частных лиц с целью убедить их принять уступку относительно двух статутов по данному пункту, вызывающему разногласия. Решение еще не достигнуто, но есть надежда, что парламент уладит дело. Кроме того, некоторые члены нижней палаты, у которых нет церковной собственности, побуждаемые завистью к собственникам, политическими страстями или угрызениями совести, выступили против всеобщего прощения, предоставив решение вопроса совести каждого владельца; но они не получили большинства, поскольку король и королева дали обещание получить всеобщее прощение. [97]

Другой законопроект был вынесен на обсуждение: меры для наказания еретиков, которые уже проводились через парламент во времена Генриха IV и Ричарда II. Нижняя палата приняла его без разногласий, но некоторая оппозиция была в верхней, потому что благодаря ему восстанавливается юрисдикция епископов, а наказания кажутся слишком суровыми, но, думается, большинство поддержит его.

CSP, Spanish, v. XIII, р. 124-125.

№ 16

Акт об отмене всех статутов, статей и постановлений, сделанных против римской апостольской церкви начиная с 22 года правления короля Генриха VIII, а также о подтверждении владельческих и наследственных прав светских лиц на все духовные и церковные владения (3 января 1555 г.)

I. Указанный акт, содержащий клятву против супрематии и другие клятвы, принятые по этому поводу, с нынешнего времени отменяются и объявляются не имеющими силы.

IX. И, наконец, когда во времена схизмы были приняты некоторые акты и статуты, касающиеся земель и наследства архиепископов, епископов, ликвидации и роспуска монастырей, аббатств, приоратств, часовен, колледжей и всего движимого и недвижимого имущества религиозных домов, все права на владение этими землями и наследством, движимым и недвижимым имуществом, принадлежавшим им, перешли в руки некоторых лиц, которые в результате дара, сделки, обмена или иным каким образом в соответствии с законами королевства владеют им (этим имуществом. — О. Р.); во избежание всевозможных конфликтов Их Величества [король и королева] будут выступать в качестве посредников и ходатаев перед святым отцом кардиналом Полом, чтобы всякие споры, которые могут возникнуть как следствие схизмы или по какой иной причине, выставленной римским папой или другой церковной инстанцией, были улажены так, чтобы все те, кто имеет надежные документы на указанные земли и наследство, движимое и недвижимое имущество в соответствии с законами королевства, могли пользоваться ими безо всяких угрызений совести, обвинений или вмешательства со стороны общего совета каноников или церковных законов и не подвергались опасности церковной цензуры.

...Титул «Верховный глава церквей Англии и Ирландии» или одной из них никогда не был и не может быть на законном основании дан короне или признан за королем или сувереном этого королевства.

Statutes of the Realm, v. 4, p. II. L., 1819, p. 247, 248, 252.

№ 17

Симон Ренар — императору (17 января 1555 г. Лондон)

Легат требует у королевы отказаться от церковной собственности, в настоящее время находящейся в распоряжении [98] королевы. Она уже согласилась отказаться от суммы, превышающей 60 000 крон дохода. Что касается остального, она пока еще не решила.

CSP, Spanish, v. XIII, р. 134.

№ 18

Джованни Микель 10дожу? (20 января 1555 г. Лондон?)

Когда Ренар, императорский посол в Англии, был послан королевой Марией в Брюссель, чтобы решить с легатам вопрос о его прибытии сюда (в Англию. — О. Р.), он попросил последнего сообщить о своем решении. Основным вопросом была реституция церковной собственности, находящейся в руках светских лиц, по поводу чего кардинал никогда не был склонен давать какие-либо обещания, будучи убежденным, что он нанесет вред делу, если будет добиваться успеха с помощью договоров и обязательств; поэтому он заявил Ренару о своем главном намерении: только после подчинения королевства святому престолу, они (англичане. — О. Р.) узнают о милости, доброте и отеческой заботе его святейшества.

По прибытии легата (в Англию. — О. Р.) король, прежде чем достигнуть соглашения о союзе (о восстановлении папской супрематии. — О. Р.), лично направился к Полу и коротко сообщил ему, что возвращение к подчинению Риму невозможно, пока владельцам церковной собственности не будет позволено иметь их нынешние владения. На это после многих дискуссий легат наконец ответил, что если бы папа и проявил некоторое снисхождение для устранения препятствий в осуществлении столь необходимого и святого дела, то только после восстановления власти папы, и что это милосердие может быть оказано «из-за жестокости сердца тех», но что касается той части церковной собственности, которая находится в руках Их Величеств, то они не могут без ущерба для своей чести ссылаться на эти причины, на что король отвечал, что в данный момент они будут заниматься восстановлением союза (с церковью. — О. Р.), а относительно церковной собственности, находящейся в распоряжении короны, он считает, что они не станут оставлять что-либо у себя, пока не будет решено, что они могут сделать это с чистой совестью, и что они всегда будут советоваться с папой и легатом. На этом они и закончили.

CSP, Venetian, v. 6, p. I. L, 1877, p. 9.

№ 19

Дж. Микель — дожу (19 марта 1555 г.)

Королева назначила 6 ведущих членов Совета, включая канцлера [Гардинер], казначея [Вильям Полет, маркиз Уинчестерский], контролера [Роберт Рочестер] и секретаря Петра, чтобы [99] они вместе с легатом могли решить, что наиболее полезно для королевства как в отношении монастырей, так и в отношении всей церковной собственности, находящейся в распоряжении короны. Ее величество желает, чтобы земля была возвращена тем, кто был лишен ее, если истинные владельцы еще живы; и поскольку уже явились 2 делегата от ордена иоаннитов, им будут безотлагательно переданы все доходы с владений, принадлежащих короне как в Англии, так и в Ирландии, хотя ничего не говорится о тех землях, которые перешли в руки частных владельцев и составляют основное большинство. Они надеются, что по примеру Ее Величества и многие другие сделают то же, и уже в городе Оксфорде один джентльмен объявил о своем намерении возвратить ренту в 200 марок, которой был лишен монастырь, братьям францисканцам.

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 27.

№ 20

Речь королевы Марии, произнесенная перед Советом по поводу возвращения церковных земель (28 марта 1555 г.)

Я считаю, что указанные земли были отобраны у церквей во времена схизмы и беззаконным образом, что противно божественному закону и закону церкви, поэтому моя совесть не позволяет мне удерживать их. И по этой причине я здесь решительно отказываюсь претендовать на эти земли или сохранять их за собой, но от всего сердца, свободно и охотно, безо всякого договора или условий здесь и перед богом я отказываюсь от указанных земель и владений и от всякого права на наследование их; я отказываюсь от них с той целью, чтобы они служили, по усмотрению папы или его легата, богу, благу нашего королевства. И хотя вы можете опять возразить мне, что положение моего королевства, его знати и моей короны не может достойным образом поддерживаться и обеспечиваться без указанных владений, я гораздо больше дорожу спасением моей души, нежели десятью такими королевствами; и поэтому здесь я категорически отказываюсь владеть указанными землями. И я благодарю бога, который дал мне мужа, имеющего такое же мнение и испытывающего такие же чувства по этому поводу, как и я.

A collection of scarce and valuable tracts. L., 1809, v. I, p. 56.

№ 21

Дж. Микель — дожу (1 июля 1555 г. Ричмонд)

После своего возвращения кардинал Пол намерен со всей решимостью навести порядок и осуществить реституцию церковной собственности, удерживаемой короной; королева, решив по меньшей мере (хотя ее доходы будут таким образом уменьшены более чем на 200 000 дукатов) очистить свою совесть, полностью полагается на суждение и мнение его светлости, совершенно не думая о бедности, лишь бы очиститься от грехов. Через два дня [100] кардинал пошлет в Рим англичанина, своего приближенного, проинформировать папу о решении, выработанном по данному вопросу совместно с лордами из королевского совета, цель которого как можно меньше задеть интересы короны и в то же время возместить убытки всем приходам за заботу о душах и за все, чего они были лишены, и последовательно день за днем продолжать восстанавливать госпитали, монастыри и церкви, обращая внимание на их нужды; кардинал Пол (хотя у него и самые широкие полномочия) не решается занять какой-либо пост (в английской церкви.— О. Р.) без особого распоряжения папы.

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 125.

№ 22

Булла папы Павла IV, аннулирующая всякое отчуждение церковных земель (1555 г.)

Папа Симмах 11, наш предшественник, запретил отчуждать земельную собственность церкви для каких-либо надобностей или предоставлять (кому-либо.— О. Р.) привилегии церкви для извлечения доходов и постановил, чтобы таковым законом были связаны все опекуны (церковного имущества.— О. Р.) и чтобы все дарители, облагающие налогами, продавцы (церковного имущества.— О. Р.) теряли свою должность (honorem), а кто присоединится к вышепоименованным будет предан анафеме вместе с тем, кто подарил или принял, если не возвратил имущество, и чтобы, каждое духовное лицо возражало (против отчуждения церковного имущества — О. Р.) и могло требовать назад отчужденное вместе с плодами, и чтобы это сохранялось не только в римской церкви, но и во всех церквах в других землях.

И если кто вопреки этому запрещению потомкам осмелится произвести отчуждение какого-либо подобного имущества, [пусть знает], отчуждение, ипотека, концессия, арендный договор, аренда, инфеодация какого-либо рода не будет иметь никакой силы или значения, и как тот, кто это имущество примет, так и тот, кто совершит отчуждение, подвергнется отлучению от церкви, и все отчужденное имущество такого рода, которое ранее принадлежало церквам, монастырям и другим благочестивым домам, он должен, не чиня никаких препятствий, вернуть.

Burnet G. History of the Reformation of the Church of England, v. 6, p. 2.

№ 23

Дж. Микель — дожу (16 сентября 1555 г. Лондон)

Какой-то англичанин из Италии прислал папскую буллу, касающуюся отчуждения церковных доходов и собственности, с целью вызвать тревогу среди здешнего населения; по меньшей [101] мере это причинило определенное беспокойство, так как некоторые, наиболее недовольные, распространяли ее, чтобы внушить эти мысли и создать как можно больше беспорядков. Поэтому, чтобы не зашло дальше, необходимо посадить в тюрьму некоторых из них, а с других снять подозрения и разуверить их с помощью другой буллы, которую они стремились получить из Рима, с особым и четким заявлением, что церковная собственность здесь (в Англии.— О. Р.) не включается в понятие этого отчуждения, подтвердить все, что было сделано кардиналом Полом.

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 189.

№ 24

Дж. Микель — дожу (18 ноября 1555 г. Лондон)

Относительно возвращения королевой церковной собственности были острые дебаты (в парламенте.— О. Р.). По поводу возвращения: ни в коем случае они не дадут своего согласия на отчуждение чего бы то ни было, даже самого незначительного, что было уже однажды присоединено к короне, во вред ее наследникам единственно ради выгоды чужого и иностранца (имеется в виду папа.— О. Р.), хотя королева, говорят они, в течение своей жизни может делать все, что ей угодно с доходами королевства, по собственному усмотрению распределяя их; но что касается отчуждения их с их согласия, то они никогда не откроют перед ней эту дверь, поскольку в случае прихода на престол нового короля они навлекут на себя гнев и, возможно, наказание.

Эти противоречия возникли, как сказал мне один человек, хорошо знакомый с нынешней палатой общин, потому, что то ли случайно, то ли намеренно, чего не было ни в одном парламенте в течение многих лет, нижняя палата полна джентри и дворянства (большая часть их весьма подозрительна в своей вере) и потому более дерзка и безнравственна, чем прежние палаты, которые состояли из горожан и плебеев, по своей природе робких и уважительных, легко подчиняющихся своему суверену и уступающих ему, тогда как в нынешней палате возможности для дерзкой безнравственности растут ежедневно.

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 251.

№ 25

Кардинал Пол — королю Филиппу (23 ноября 1555 г. Лондон)

Но на следующий день, когда отказ от церковной собственности (короной.— О. Р.) должен был быть одобрен парламентом, Ее Величество, понимая, что есть трудности в этом деле и что без согласия владельцев этого рода собственности, которых, как королю известно, очень много в парламенте, законопроект не может быть принят, послала за некоторыми членами этой палаты и обратилась к ним столь серьезно и благочестиво, что акт об отказе (от церковной собственности короной.— О. Р.), после того, как он [102] 3 дня обсуждался в палате лордов, был принят, причем только 1 или 2 человека не голосовали «за».

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 256-257.

№ 26

Дж. Микель — дожу (3 декабря 1555 г. Лондон)

Оппозиция (в парламенте законопроекту о возвращении церкви десятины и первых плодов короной.— О. Р.) была соразмерна страху, вызванному среди владельцев этого рода собственности, перед тем, что в ближайшее время в силу этого акта парламента они будут вынуждены сделать подобную же уступку (церкви.— О. Р.).

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 268.

№ 27

Дж. Микель — дожу (3 декабря 1555 г.)

Члены комитета по пересмотру статей о возвращении (церкви первых плодов и десятины.— О. Р.) сегодня утром сообщили свое мнение парламенту. После длительных дебатов в нижней палате, начавшихся на рассвете и закончившихся в 3 часа дня (в течение всего этого времени двери были заперты, и никому не разрешалось выходить, ни чтобы поесть, ни для иной какой надобности), законопроект был принят наконец 183 голосами против 120; в палате лордов он был принят единогласно 12.

CSP, Venetian, v. 6, p. I, p. 270.

№ 28

Отрывок из «Искреннего предупреждения исповедующим божественную правду в Англии» Дж. Нокса (1554 г.)

И сейчас разве она (Мария Тюдор.— О. Р.) явно не показала себя предательницей по отношению к короне Англии, вопреки справедливым законам королевства допустив иностранца и сделав надменного испанца королем к стыду, бесчестью и разорению знати; для лишения их и их близких чести, земель, владений, главных должностей (в королевстве.— О. Р.); для приведения к окончательному упадку и разорению сокровищ, имущества, кораблей и крепостей королевства; для унижения йоменов, для порабощения «общин», для уничтожения христианства и истинной религии; и, наконец, для окончательного разрушения всего общественного положения и благосостояния Англии?

Knox J. A faithful admonition to the professors of God's truth in England, 1554. — In: Knox J. Works of Edinburg, v. 3. 1854, p. 295. [103]

№ 29

Отрывок из трактата Дж. Понета «Краткий трактат о политической власти» (1556 г.)

Тогда вы (англичане.— О. Р.) узнаете гордость и высокомерие испанцев, хотя на время, пока они не приберут все к рукам, они будут пресмыкаться и раболепствовать, кормить мужчин сладкими словами, а женщин конфетами, сладкими винами, услаждать ароматами, яркими нарядами и прочими подобными пустыми игрушками; но когда однажды они окажутся наверху, вы узнаете, что во всем христианском мире нет ни одного народа, который мог бы сравниться с ними в надменности, жестокости, безжалостности, который был бы столь далек от всякой человечности, что могут засвидетельствовать королевство Неаполь, герцогство Милан, город Сиенна, многие земли, такие как Клевленд и Гелдерн.

Ponet J. A shorte treatise of politike power. — In: Hudson W. John Ponet. Chicago, 1942, p. 167.

№ 30

Отрывок из тираноборческого трактата Кр. Гудмана «Как высшие власти должны быть подчинены» (1558 г.)

Вы (англичане.— О. Р.) думаете, что когда Филипп будет коронованным королем Англии, он будет почитать английских советников? Он доверит управление его государством (Англией.— О. Р.) тем, кто предал свое собственное? Его знать, будучи испанцами, не захватит ваши земли и владения? И когда они завладеют вашими должностями и жизнями, они оставят ваши головы на плечах? Поскольку они пришли ограбить целое королевство, разве они оставят вас и ваших родственников в неприкосновенности?

Goodman Chr. How superior powers oght to be obeyed. N. Y., 1972, p. 100.


Комментарии

1. Карл V — император Священной Римской империи, испанский король Карл I. В 1553 г. в связи с болезнью Эдуарда VI с пожеланиями ему скорейшего выздоровления в Англию были присланы 3 уполномоченных Карла V, которые после смерти короля остались в качестве послов императора при Марии Тюдор.

2. Симон Ренар — посол Карла V в Англии, доверенное лицо Марии Тюдор.

3. Екатерина Арагонская — первая жена Генриха VIII, мать Марии Тюдор, родная тетка Карла V. Вслед за разводом последовал разрыв с римской католической церковью.

4. Имеется в виду восстание (конец января-начало февраля 1554 г.) под руководством кентского дворянина Томаса Уайетта, носившее антииспанский характер.

5. Стефан Гардинер — епископ Уинчестерский, лорд-канцлер Англии при Марии Тюдор.

6. Кардинал Реджинальд Пол, родственник королевы Марии, после ее восшествия на престол направленный папой Юлием III в качестве легата в Англию для снятия интердикта и примирения с Римом.

7. Франциско Эрасо — государственный секретарь Карла V.

8. Филипп, принц Испанский, после заключения брака с Марией Тюдор именовался королем-консортом Англии.

9. Хуан Манрике де Лара — посол Карла V при папском дворе.

10. Джованни Микель — венецианский посол в Англии.

11. Папа Симмах (498-514) защищал церковь от вмешательства в ее внутренние дела светских лиц, заботился об иммунитете клириков и особенно о независимости римской церкви. В его правление решениями первого и второго синодов было запрещено отчуждение церковной собственности.

(пер. О. А. Руденко)
Текст воспроизведен по изданию: Контрреформация в Англии при Марии Тюдор // Англия в эпоху абсолютизма (статьи и источники). М. МГУ. 1984

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.