|
ПЕТИЦИЯ ДЖЕКА ШЭРПАСекуляризационная программа лоллардов была впервые изложена в одном из трактатов Д. Пэрви, написанном где-то в середине последнего десятилетия XIV века. Текст этого проихзведения потерян. Однако выдержки из него, включенные в «Ереси и ошибки господина Джона Пэрви, священника, извлеченные из его еретической книги приором бристольских кармелитов Ричардом Левенхемом». привлекли внимание сначала, в XV в. Джона Меггера и работавших под его руководством летописцев кармелитского ордена 1,а через сто с четвертью лет протестанского апологета Джона Фокса 2 и благодаря их трудам стали достоянием современной исторической науки 3. Секуляризируемые у церкви земли, если судить по выдержкам бристольского кармелита, предполагалось использовать путем передачи в руки 15 графов и 15 000 [74] рыцарей и сквайров 4. Королевская казна также не была забыта: 20000 ф. ст. чистого дохода сулили ей вожди еретиков 5. Кроме того, некоторые доходы от секуляризированной церковной собственности Пэрви предлагал израсходовать на благотворительность: в Англии следовало организовать 100 домов, которые служили бы пристанищем для больных и нищих 6. Такого количестве приютов, по мнению Пэрви, оказалось бы достаточным для искоренения бродяжничества в стране, что лишило бы духовенство предлогов для вымогательства денег от населения 7. Несомненно, данная мера наносила ущерб в первую очередь монахам нищенствующих орденов. Программа Пэрви отражает интересы рыцарства и мелкого дворянства, которые были не прочь обогатиться за счет церкви, а также тех слоев населения городов и деревень, которые рассчитывали путем создания «бедной церкви» и передачи церковного имущества дворянству облегчить бремя поборов феодального государства. Данная программа в течение длительного времени оставалась на вооружении лоллардов, хотя и пережила некоторые изменения в деталях. Чтобы убедиться в этом, сопоставим с «программой Пэрви» 90 гг. XIV в. «лоллардистский билль» 1410 г., который известен нам в двух английских версиях — наиболее ранняя из них содержится и источнике XV в. «Julius Bil» 8, более поздняя была найдена на страницах «Большой хроники Лондона» 9 — и единственной латинской, включенной в одну из летописей сент-олбанского скриптория Уолсингема, а также 10 «петицию», поданную якобы в 1431 г Джеком [75] Шэpпом протектору королевства герцогу Глостеру 11. «Контрольные» цифры, приводимые бристольским монахом, сохранились в «билле», поданном им на рассмотрение парламента 1410 г. Пятнадцать графов, 15 000 рыцарей и сквайров, 15 000 священников, 100 богаделен и 15 университетов 12 надеялись содержать его составители за счет секуляризации земель Как и у Пэрви, чистый доход короля от эгой операции oпределялся в 20 000 ф. ст. Однако рядом с этими цифрами появились другие, более скромные в отношении числа феодалов, испомещаемых на отбираемых у церковников ленах: 1500 рыцарей и 12400 сквайров 13. Это свидетельствует о переработке и конкретизации первоначального секуляризационного проекта. Но о причинах такой переработки, принципах, лежащих в ее основе, наши источники умалчивают. Можно лишь предположить, ссылаясь на последующий анализ «билля», что наличие в его тексте двух рядов несовпадающих цифр отражает процесс отказа руководителей ереси oт полной секуляризации церковных имуществ, сокращения категорий собственности духовенства, подлежащих конфискации. В «петиции» нет ни слова об университетах, численность священнослужителей сократилась в 15 раз. значительно уменьшены пожалования дворянству — только 8700 наделов выделяются для рыцарей и сквайров, зато увеличен доход казны: с 20 000 ф. ст. до 130 000 ф. ст. Совпадает с биллем лишь, количество наделяемых землей графов и богаделен 14. [76] В "билле" и «петиции» летально описывается то, о чем умолчал Левенхем, какие именно владения церкви подлежат секуляризации. Речь идет о земельной собственности епископов, аббатов и других прелатов, а также более низких категорий клира, описанных и трех вариантах «билля», как «мирские клирики» (worldly clerkes). иначе - «белый клир». В «петиции», кроме него, упомянуты и «черноризцы» (wordely clerkys and religyons). 15 Следует сразу подчеркнуть, что лолларды предлагали отобрать далеко не все земли и движимое имущесгво римской церкви в Англии. Владения кафедральиых соборов, и приходских церквей 16 различных монашеских общин 17 и частных молитвенных домов (chantries), колледжей, госпиталей 18 и некоторых других церковных организаций оставались в руках их хозяев. Предлагалось в первую очередь секуляризировать земельную собственность епископов, аббатов и «приоров, которые называются прелатами». Однако даже эти представители высшей церковной знати отнюдь не доводились мероприятиями, предлагаемыми лоллардами, до нищенской сумы: их годовой доход после всех предлагаемых конфискаций определялся с редкой точностью 143 733 ф. ст. 10 шил 4 1/2 пенса.19 Три варианта «билля» 1410 г. и «петиция» Шэрпа содержат список бенефициев прелатов с указанном получаемых от них доходов. В каждом из четырех списков упоминаются владения архиепископов Кентербери и Йорка. 16 епископов: Дэрема. Винчестера, Линкольна, Или, Бата и Уилса, Вустера, Честера, Лондона, Солсбери, Экзетера, Карлайля. Чичестера. Гернфорда, [77] Норича, Рочестера, Сент-Дэвида, а также приора госпитальеров 20. В том варианте «билля», который содержит летопись "Julius", упомянуто 65 богатейших аббатств 21. Второй вариант «билля» из «Большой хроники Лондона» разнится от первого: в нем оказались опущенными аббатства Лейстера, Вустера, зато включены восемь других — преимущественно из северных графств: Фаунтейн, Рэйвол, Уолли, Джорвел. Ист-Смитфилд, Уорден, Эрнел, Гэли. В латинской версии "билля" нет Гэли, Уолли, Смитфилда, зато добавлен монастырь Маунт Грейс (Йоркшир). Монастырь в Роустере (Страффордшир) упомянут только в этом варианте «билля». Здесь отсутствуют монастыри в Герифорде, Честере. Нориче, Бэннестере, Эйнсхеме, с которыми мы встретились в обоих английских вариантах «билля». Список «петиции» отличается от всех вариантов «билля». Однако он несколько ближе к «Большой хронике Лондона» и к уолсингемовской летописи, так как содержит перечень северных монастырей, отсутствующий в «Julius». К ним добавлены наименования двух других монашеских обителей Сэлли ин Грэвен, Вэлергейл, но опущен Маунт Грейс, который упомянут Уолсингемом Помимо них в «петицию» включены владения трех кентских аббатств и Остин, Крэнчерч. Феверсхем, а также в Тронтон Кертис (Мидленд) и Ромни. Из "петиции" были исключены несколько монастырей, встречающихся в обоих английских текстах «билля», — в Честере, Бэннестере. Джерчестере, а также монастырь в Роустере, названный в латинском тексте. Здесь нет аббатства в Вустере, которое мы видим в «Julius» 22 - зато дважды встречается аббатство Глостер, которое оказалось в одном случае опущенным Уолсингемом и «Большой хроникой Лондона», но также два раза упомянуто "Julius" 23. Оценки доходов отдельных прелатов в анализируемых документах в большинстве случаев совпадают, кроме двух исключений годовой доход норичского епископа и аббатств в Нориче и Кройленде определяется в «билле», включенном в «Julius , а также у сент-олбенского летописца суммой в 10 000 марок, и другом же английском варианте «билля» и «петиции» он оценивается [78] значительно выше — в 12 000 марок. В тексте билля 1410 г. и на страницах «Julius» утверждается, что епископы Карлайля, Чичестера, Герифорда, Рочестера, аббаты Сент-Мэри-Оуверк (Saynt Mary Overyk), Варфоломея, Соутри, Гентингдона, Свинсхеда, получают 20 000 марок ренты в год, а в «билле» из «Большой хроники Лондона» и в «петиции» эта сумма уменьшена вдвое - 10 000 марок. Всего секуляризация владений прелатов должна была дать 322 000 марок по подсчетам составителей английских вариантов «билля». В латинской версии «билля» и «петиции» эта цифра увеличена до 332 000 марок. Однако при контрольном подсчете доходов указанных прелатов удалось установить, что составители всех трех документов справились со стоявшей перед ними арифметической задачей далеко не удовлетворительно. Сумма доходов прелатов в «билле» из «Julius» — 332 000 (ошибка в 10 000 марок); в «Большой хронике Лондона» — 334 000 марок (ошибка в 12 000 марок). Более точны подсчеты в латинском варианте «билля» и «петиции». Здесь ошибка всего в 2000 марок. Земли прелатов должны были обеспечить, по мнению составителей, «20000 ф. ст. дохода в год королевскому казначейству. Кроме того, из них намечалось выделить лены для 15 графов. 1500 рыцарей. 6200 сквайров» 24. Всего 7715 феодалов оказалось облагодетельствованными за счет поместий церковной верхушки. Необходимые средства для содержания 100 приютов черпались из этого же источника. В «билле» более подробно, чем удавалось установить по выдержкам Левенхема, указывались размеры доходов различных групп «импроприаторов» церковных богатств: годовая рента графов определялась в 3000 марок, рыцарей — в 100 марок 25, сквайров — 40 марок 26, приюты для бедноты получали 100 марок в год. В «петиции» Джека Шэрпа также идет речь о размещении на церковных землях 15 графов, 1500 рыцарей и 6200 сквайров, но размер их содержания указан иной: рента графа уменьшена в три раза (100 марок) 27. сквайра — на одну четверть 28 О ренте рыцаря ничего не [79] сказано 29. Цифра дохода казны подтверждена. Если мы теперь сопоставим суммы поступлений от секуляризованных бенефициев с размером пожалования, то обнаружим значительное несоответствие между ними: сумма всех пожалований в «билле» определяется и 183 000 марок 30, а в «петиции» она равна 391 000 марок 31. Цифры, характеризующие предполагаемые пожалования (особенно первая), как видим, мало увязаны с доходами секуляризируемых земель прелатов. Еще больший «волюнтаризм» заметен, когда дело доходит до изъятия владений других категорий клириков. Определив размер годовой ренты с их имущества в 100 000 ф. ст., иначе 150 000 марок, составители «билля» думают содержать за их счет еще 6200 сквайров (размер ренты прежний -10 марок) и 15000 священников с годовым содержанием 40 шил. Подсчет показывает, что сумма годовой ренты, необходимая для содержания 6200 сквайров, равнялась 248000 марок, для 15000 священников требовалось еще 450000 марок. Кроме того, в «билле» речь идет, как и в более ранней программе лоллардов, о 15 университетах, размер доходов которых не указан 32. Более сдержанна фантазия людей, писавших «петицию». Размер ренты с земель «мирского клира» ими определяется 110 000 фун. ст. (что равно 165 000 марок). Пожалования до них выглядят скромнее: "1000 рыцарей well rented", 1000 священников. Величина годового дохода их не указана. Вольное обращение с цифровыми выкладками показывает, что программные документы лоллардов 1410 г. носили главным образом агитационный характер. Их составители оставляли уточнение деталей на будущее, когда дело дойдет до реального воплощения их программы в жизнь. Авторы новой редакции плана секуляризации 1431 года сделали свои план значительно более аккуратным в цифровом отношении. Это и явилось причиной сокращения числа лиц, импроприировавших церковные бенефиции, а также ценности получаемых ими пожалований. Впрочем, такие редакционные исправления, как [80] сокращение втрое графских ленов и на добрую треть феодов сквайров, не могут быть обьясиеиы голько бухгалтерскими соображениями. Очевидно, в них отразилось настроение представителей тех слоев лоллардов, которые боялись, что секуляризация земель прелатов приведет к чрезмерному обогащению их светских господ. Эти и другие указанные выше различия между «биллем 1410 г.» и «петицией Шэрпа» позволяют нам отвергнуть точку зрения тех авторов, которые утверждают полное тождество этих двух документов, вышедших из-под пера идеологов лоллардов 33. Несмотря на наличие расхождений, и "билль", и петиция Шэрпа, хотя текст последнего документа составлен на 30 с лишним лет позже "определенной книги", представленной Ричарду II. являются близкими модификациями программы Пэрви. Практические мероприятия, предлагаемые в них вожаками лоллардов, никоим образом не могут быть признаны, как это делают некоторые исследователи, чрезмерно радикальными 34. Напротив, конкретные предложения еретиков более скромны, чем можно было ожидать по тем общим декларациям. которые содержат отдельные их произведения или последние работы Виклифа. Здесь не только не ставится вопрос о ликвидации духовенства, но даже нет и речи об уничтожении существующей католической иерархии. Ниже приводится «шэрповский вариант» петиции, оригинал которого был найден в архиве сент-олбенского монастыря Г. Рэйли в процессе подготовки к изданию «Анналов» Джона Эмендсхема и опубликован им в приложениях ко II тому этой летописи. Это единственный оригинальный текст петиции, дошедшей до историков нового времени. Другие известны по копиям или по отрывкам, включенным в нарративы лeтописцами XV — начала XV вв. Текст петиции имеет заголовок, написанный по-латински рукой католического монаха, им же написано заключительное замечание. В тексте они выделены квадратными скобками. В квадратных скобках стоят и другие вставленные в текст перевода слова и выражения. Переводчик оказался вынужденным вставить их. чтобы сделать смысл петиции доступным русскому читателю. [Вреднейшая петиция, поданная Иоанном Шэрпом господину Гемфри, герцогу Глостеру, протектору королевства, направленная на уничтожение церкви]. Великолепнейшего и несравненного повелителя истинного нашего господин короля и всех лордов королевства просим [81] мы смиренно всех членов палаты общин побудить выслушать [нашу] петицию о том. что они могут испоместить на тех владениях (temporallies), которые на территории королевства принадлежат епископам, аббатам и приорам, и доходы oт которых теми попусту тратятся, на пятнадцать графств, пятнадцать сот рыцарей, шесть тысяч двести сквайров и одну сотню богоделен больше, чем в настоящее время. И каждому графу надлежит получить тысячу марок в год [от ренты] и четыре «plow londe» пахотной земли в доменах 35. И каждому сквайру — 20 ф. ст. в год и две "plow londe" в доменах. А каждой богодельне, по нашему мнению. — 100 марок годового дохода и хорошее, надежное обеспечение 36, потому что прелаты полностью разорили все богодельни в королевстве. И в соответствии со статутом, принятом на парламенте в Кембридже 37, необходимо распорядиться, чтобы каждое селение в королевстве содержало своих собственных нищих, так чтобы у них не возникало нужды бродяжичать для собственного пропитания. А в случае, когда какое либо селение не сможет кормить нищих, тогда эти богодельни окажут ему помощь. И чтобы понять, как все это возможно осуществить, вы должны знать, что владения епископов, аббатов и приоров, которые носят имя «прелатов», дают ежегодно доход на общую сумму триста тридцать две тысячи марок в год; не считая их «духовных доходов» (spyrytuals) 38. как вы позднее узнаете. Прежде всего, о епископе Кентербери, с аббатствами, подчиненными ему Сент-Остин. Крэйчерч. Фенерсхем. Дравсбери 39, Коггсхолл и Сент-Озис. доходы только их владений составляют двадцать тысяч марок. Епископа Йорка с подчиненными аббатствами — 20 000 40 марок. Епископа Дэрема с одним аббатством, [относящимся] к нему 20 000 марок. Епископа Винчестера с двумя аббатствами — 20 000 марок. Приора Клеркенвела 41 с некоторыми монашескими домами, [82] относяшимися к нему. — 20 000 марок. Епископа Линкольна с аббатством Рамзей и Питерсборо — 20 000 марок. Аббатства Бери, вместе с аббатством Глостингбери (Glaustyngbury) — 20 000 марок. Епископа Или с аббатствами Спэлдинг и Лэнтон — 20 000 марок. Епископа Бата с аббатствами Вестминстер, Сент-Олбенс, Окбурн — 20 000 марок. Епископа Вустера с аббатстами Глостер, Ивесхем, Гэбингдон и Рединг. — 20 000 марок Епископа Честера с аббатствами Remeseye 42 и Сент-Дэвис и епископом Лондона, Солсбери и Экзетера — 20 000 марок. Аббатства Рэйвол 43 Фаунтейн, Джорвел 44, аббатства [Сент-Мэри], Грейс, Уорден. Anscoll 45, Уолли, Селли [-ин Грэвен] и Вэлергейл — 20 000 марок. Аббатства Ленстер, Уолсем, Gybourne 45, Мертон, Eysset 46 и Осни — 20 000 марок. Аббатства Дувра, Бэтейла, Льюиса, Ковентри, Дэвентри и Торин — 20 000 марок. Аббатства Бристоля, Нортгемптона, Торнтона, Килингворта. Гэйлса, Винчкомба, Персора, Фридесвайда, Неттли и Гримсби — 20 000 марок. Епископов Карлайла, Чичестера, Герифорда, Рочестера, [аббатств] Сент-Мэри-Оуверк, Bartholomeus 46. Соутри, Гентингдон и Свинсхед — 10 000 марок. Епископа Норича с аббатством "Seynt Benetes"- 12000 марок. Аббатства Мальмсберн, Бэртоиа, Тьюксбери, Дэнстепл, Ширборн. Таунтон. Wyland 47 — 12 000 марок. Сумма доходов этих владений — 332 000 марок, что достаточно дли испомещения 15 графов, 1300 рыцарей, 6000 сквайров и 100 богоделен. как это было сказано выше, и к тому же 20 000 ф. ст. ежегодно будут оставаться королю и ничему в королевстве не будет причинен вред. И сверх того, если король и лорды пожелают, они смогут получить 110 000 ф. ст. [дохода] королю ежегодно и ничему в королевстве не будет причинен [этим] вред. И однако если бы король и лорды пожелали, они могли бы [получить] 110 000 ф. ст. [дохода] от других земельных владений, пропадающих у светских и религиозных клириков, и разместить на них 1000 рыцарей, обеспечив их хорошей рентой и тысячу добрых без лицемерия и попрошайничества или надежды получить какую либо мирскую корысть [83] клириков. И все это будет взято у богатых епископов, аббатов, приоров, которые являются великими знатоками xpиcтианского права и учения, и тем не менее они могут тратить на себя в год сто сорок три тысячи шестьсот двадцать четыре ф. ст. 10 шиллингов и четыре с половиной пенса И также никак не будут затронуты владения колледжей, ни капелл, ни августинцев, ни кафедральных церквей с их землями, ни [приходских] церквей, ни женских монастырей, ни мужских монастырей ни "Charterhows", ни госпиталей, ни «Crowchyd Freres». Поэтому все общины королевства с молитвой ко всемогущему богу просят, чтобы все владения церкви, присвоенные вопреки христианскому учению, были возвращены богу и для процветания королевства. Во имя того, чтобы ни один из мирских клириков не брал на себя должности ни одного из сотни куратов, ни светского лорда, ни настоящего рабочего, ни жили из за этого в суете и телесных муках, как люди церкви вынуждены делать вопреки своему призванию, но отрекся от сословии, подверженного мирским страстям, и отказался oт труда и не брал впредь доходов, которые должны принадлежать верным людям Итак, мы, вассалы короля, видим, что это было бы доброе решение, что если бы все было осуществлено в соответствии с вышесказанным, то тогда все духовные лица стали бы жить лучше, ни одно чистое место служения богу не осквернялось бы и во всем христианском мире не было бы такого другого королевства благородных дворян. [Он разобрал представленную петицию и понял, что она не католическая, но еретическая] Комментарии1. Джон Неттер и его помощники тщательно готовили, но не сумели закончить Fasciculi Zizaniorum magistri Johannis Wyclif cum Tritico, ed. W. W. Shirley. L., 1858. (далее — FZ). 2. Джон Фокс (1517—1584) создал «The Acts and Monuments of the Church». многократно переиздававшиеся. Мы пользовались пользовались изданием под ред. Pratt. L., 1877. vol. III (далее — Foxe). Подробнее об этой книге см. наше сочинение «Движение лоллардов в Англии (конец XIV — XV вв.)». Горький, 1971, cтp. 36. 3. Foxе, III. р. 240, FZ, р. 393 ff. Содержание латинского и английского текстов совпадает, кроме двух случаев — Фокс несколько вольно передает латинское "universitates" английским словом «colleges» — FZ, p. 303; Foxe, III, p. 290. См. также прим. 4. 4. FZ. p, 393 У Фокса (р. 290) речь идет о 15 гарнизонах с 1500 солдат. Поскольку о полнейших вариантах этой программы— и «билле» 1410 г. и "петиции Шэрпа" — о гарнизонах и солдатах нет речи, как и в латинском тексте выписок Левенхема, мы имеем основания утверждать, что они появились у Фокса благодаря «вольному переводу» латинского текста Левенхема на английский язык. 5. FZ. р. 393; Foxe. р. 290. 6. FZ, р. 393; Fохe. р. 290. Годовой доход каждого благотворительного дома определялся в 100 марок. 7. Пункт 7 "12 положениий". 8. Julius, р. 65-68. 9. GrCh, р. 87-90, Краткое изложение билля 1410 года дает также Роберт Рэдмен (МН. р. 23). 10. ACh. р. 52-55. 11. Т. Pэйли (Riley) напечатал ее в приложениях к изданной им хронике сент-олбенского монастыря (Am. I. Ар. F. р. 453-61); документ имеет характерный заголовок, написанный рукой недоброжелательных монахов: «Вреднейшая петиция, представленная Джеком Шэрпом господину Гемфри, герцогу Глостеру, протектору королевства. [направленная] на уничтожение церкви» (Supplicatio pessima, porrecta per Johannem Scharpe Domino Humfredo. Duci Glovernae. In subversionem Eссlеsiae). Приписка, сделанная в конце документа, выражает мнение главы государства по поводу предложений Шэрпа: «он разобрал представленную петицию и понял, что она не католическая, но еретическая». Нельзя не поделиться некоторыми сомнениями по поводу датировки этой петиции: составители петиции обращаются «к королю и всем лордам королевства, присутствующим на настоящем парламенте», а не к Гемфри Глостеру. Кроме того, в 1431 г. официальным званием Глостера было не лорд-протектор, а лорд-лейтенант Англии. Звания лорд-протектор он лишился в ноябре 1429 г. — W. Stubbs. The Constitutional History of England, vol. III, p. 143-5. 12. Цифры одинаковы no всех трех вариантаъ «билля». Лишь в летописи Уолсингема речь идет о пяти университетах (ACh. р. 54). Вероятнее всего, это является результатом ошибки переписчика. 13. Сравните соответственно Julius, p. 65. 67; GhCh. p. 88. 89. ACh. p. 33-4. М. Р. Рэдмена, который в своей летописи также останавливается на билле 1410 г. нет упоминания об университетах и священниках, говорится только о пожалованиях 1500 "рыцарям или баронам" и 6200 сквайрам (MH. p. 25) 14. Am I. р 433. 455. 15. Julius. p. 67; GrCh. p. 33. 54. Am. 1. р 456. 16. В «билле» (GrCh. р. 90: Julius, р 681 речь, идет о «церквах» (Ghirches) и «церквях, аппроприированных монастырями» 1 ("Chirchers, appropred into the houses оf Monk") в "петиции" только «церквах» (Chyrches) без конкретизации (Am. I . p 456) Характерно. что сент-олбенский летописец пишет oб "ecclesiis illis appropriatis", деликатно умалчивая oб аппроприаторах. (ACh, p. 55). 17. В «билле». в обоих его английских вариантах (Julius p. 68. GrCh. p. 90). были указаны следующие paзновидности монашеских организаций: «(frenchmonkes», "erinytages", "crouched frerers". "bonehommes". "spytells", "cleves" (GrCh. p. 90). «gleves» (Julius p. 68). В «петиции» опущены все эти наименовании, кроме «сrowched freres». Возможно, они объединены одним общим наименованием «монахи» — «monks». Зато добавлены монахини ("nuns") — Am. I. р 436. 18. Упомянуты только в «петиции» (р. 456). 19 Обе версии «билля» называют одну и ту же цифру, В «петиции» она несколько уменьшена 143 724 ф. ст. 10 шил 4 1/2. пенса. Что касается уолсингемовской версии, то здесь речь идет о 140 724 ф. ст. 10 шил 4 1/2 пенса. Однако как в «билле», так и о «петиции» указаны одни и те же источники доходов: «spiritualites» (Julius, p. 67): "spyrytuals" (Am. I. p 44): «spiritualtees» (GrСh. p 90): "de suis spiritualibus". (ACh. p. 55). 20. Priory of St'John's of Jerusalem of Clerkenwell. Годовой доход от "temporalties" приората оценен в 2000 ф. ст. 21. Среди ниx: Вестминстер, Сент-Олбенс, Ивесхем, Эдингтон, Рединг, Рэмpей. Лейстep, Уолсем, Остин, Мертон, Дувр, Ковентри, Мальмсбери, Тьюксбери, Дэнстйл и др. 22. Название этого аббатства не встречается и в «билле», помещенном на страницах «Большой хроники Лондона», и у Уолсингема. 23. Возможно в «петиции» и хронике «Julius» речь идет о двух монастырях этого города. 24. В обоих вариантах билля цифры одинаковы. — Julius. р. 65; GrCh, р. 88 25. У Уолсингема даже в 300 марок ( ACh. р. 53). 26. Кроме того, рыцарь получал домен в четыре "plow londe", «caruсаtes». а сквайр и два "plow londe". — Julius, p. 65; GrCh. p. 88. Каков реальный pазмер "plow londc" и «карукат». мы не знаем. Возможно, что в состав каждой "плужной земли" входило такое, количество акров, которое можно было обработать плужной упряжкой в год. 27. В отличие от «билля» составители «петиции» даровали графу домен в 4 "plow londe". 28. Сквайр получал ренту в 20 ф ст., т е. в 30 марок, вместо указанных в "билле" 1410 г. 10 марок. Домен в две "plow londe" зa ним сохранялся. 29. Издатель резонно полагает, что это получилось в результате оплошности писца. 30. К ним надо приплюсовать доходы от доменов рыцарей и сквайров, однако вычислить поступления с них, хотя бы приблизительно, не представлятся возможным. 31. В опубликованном тексте «петиции» не указываются размеры доходов, представляемых рыцарям и священникам. Мы предположили, что они paвны тем, которые указаны в билле. 32. Цифры и в «Julius», и в «Большой хронике Лондона» (р. 89) одинаковы. Сумбурность изложения гoворит о том, что эта часть билля не получила сколько-нибудь удовлетворительной редакторской правки. Сказанное справедливо и для соответствующей части «петиции» (р. 455). 33. См. например. W. Stubbs. The Constitutional History of England, vol. III. p. 115. 34. Г. Б. Уоркмен, например, называет программу Пэрви таким планом. (II. p. 397). 35. То, что ничего не говорится о размере пожалований рыцарям, вероятнее всего, объясняется объясняется оплошностью переписчика. 36. В тексте петиции "sekers", значение этого слова неизвестно даже составителям "A New English Dictionary". ed. Th. Murray, vol XI. Oxford. 1931, T. Райли предположил, что ««sekers» это искаженное «security». Нам кажется его догадка допустимой. 37. Речь идет о статуте, принятом парламентом 1388 года. 38. «Spyrytuals», "spiritualties" — доходы от выполнения церковных обрядов от треб, реликвий и т. д. Их отличали в Англии XV ст. от "temporalties"-— бенефициальных доходов прелатов. 39. Установить, географическое положение «Drovesbury» не удалось. Т. Рэйли предполагает, что налицо искажение слова Шрусбери (Shrewsbury). 40. Здесь и далее все числа, выраженные числительными в оригинале, передаются арабскими цифрами 41. Речь идет о приоре и обителях духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского (госпитальеров). 42. Remeseye не удалось идентифицировать ни с одним известным монастырем XV ст. 43. Reywans, Rievaulx — аббатство, как установил T Рэйли. расположенное в Йоркшире. 44. Gorwans — Jorvaulx, со. York, как установил T Pvfan (Am. Ар F p. 134. note 5). 45. Местоположение этих трех аббатств не установлено, как и их точные наименования. 46. Идентифицировать это название с каким-либо из известных монастырей XV столетия не удалось. 47. T Рэйли предполагает, что это Witland Abbey, Caermarthenshire.— Am. Ар F. р. 455. note 6. (пер. Е. В. Кузнецова) |
|