|
ЗАКОНЫ ЭТЕЛЬСТАНАВ результате принятых при короле Альфреде мер (по реорганизации армии, обеспечению порядка и др.) государственная власть усилилась. Это помогло его преемникам (сыну Эдуарду Старшему и особенно внуку — Этельстану) успешнее бороться с датчанами, хотя эта борьба осложнялась борьбой за престол, необходимостью подавлять восстания уэльсцев (дело доходило до больших сражений, например, в 937 году), отбивать нападения шотландцев. Этельстану (925—940) удалось значительно потеснить датчан и объединить англосаксонские королевства. Отмечают установление им более тесных отношений с континентальными государствами (сестры Этельстана были замужем за Карлом Простым, Гуго Великим и Оттоном Великим). Постоянные войны привели к разорению страны. Грабежи, воровство (в особенности скота) приняли угрожающий характер. Участившиеся восстания подвластных, вызвали стремление сплотить господствующий класс на более широкой основе. Чаще стали созываться собрания (concilium) «епископов, тэнов, знатных и (даже) кэрлов». К королю стали чаще обращаться с пожеланиями, «советами» мудрые (уитаны), знать светская и церковная. Усилилась законодательная деятельность. С именем короля Этельстана связывают 6 законодательных памятников: 1. Постановления короля Этельстана о десятинах (обычно цитируются — I Aethelstan). 2. Законы Этельстана: Concilium Greatenleagense (обычно цитируются — II Aethelstan), которые были изданы в результате собрания знатных. 3. Декрет Этельстана о соблюдении мира (обычно цитируется — V Aethelstan). Он написан в виде письма Этельстана ко всем подданным, ибо «узнал, что мир хуже соблюдается, чем мне хотелось, а уитаны мне сказали, что я слишком долго это терпел». 4. Декрет епископов и других мудрых людей Кента о соблюдении мира (Concilium Fefreshamense) (обычно цитируется — III Aethelstan). 5. Декрет мудрых (уитанов) Англии (Concilium Thunresfeldense) (обычно цитируется — IV Aethelstan), который мудрые постановили как совет королю. 6. Судебник города Лондона (Judicia civitatis Lundo-nie) — в дополнение к предшествующему декрету, который составлен был лондонскими епископами и герефами (между 930—940 гг.) и закреплен в организации «гильдии мира», в которой участвовали как эрлы, так и кэрлы. Первые постановления (I Aethelstan) отвечали задачам укрепления положения церкви, доходы которой уменьшились в связи с разорением страны. Этельстан обязывал своих управителей платить десятину как от животных, так и от урожая, который «как можно точнее нужно измерить, исчислить или взвесить», и «элдерманы и герефы то же должны делать». И вместе с тем король требовал выполнения обязательств перед ним, чтобы «дать мне мое». «И вы — предупреждал он,— и ваши люди («увещеваемые») должны остерегаться божьего гнева и неподчинения мне». Во всех остальных постановлениях главное внимание направлено на преследование воров и их укрывателей. Законы допускали расправу с ними и запрещали мстить за убитого вора, обязывали всех помогать в поимке вора, ограничивали право убежища. Разработаны были постановления "о поруке. Возросла ответственность глафорда, и в связи с этим усилена была его полицейская власть. Запрещалось препятствовать отыскивать себе лорда, который взял бы на себя гарантию перед судом за данное лицо (IV Aethelstan, 5). Разработаны были постановления о гильдии мира (объединении для охраны мира), достигшей в Лондоне формы взаимного страхования. Предписывали публичность совершения актов купли скота, обмена с участием неопороченных свидетелей и так далее. Ниже даются переводы извлечений из законов Этельстана (II Aethelstan), декрета епископов Кента, постановления мудрых Англии, Судебника города Лондона. Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961. |
|