|
ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН Глава 2 ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В воспитании детей мусульмане руководствуются в основном указаниями пророка и других основателей ислама. Когда рождается ребенок, прежде всего полагается произнести азан (призыв к молитве) в его правое ухо. Сделать это должен мужчина. Некоторые произносят и икаму (почти то же самое, что и азан) в левое ухо. Назначение этого обряда состоит в том, чтобы предохранить младенца от козней джиннов. С этим связан и обычай говорить: «Во имя пророка и его двоюродного брата Али!» [84]В Египте, как и в других мусульманских странах, было принято советоваться с астрологом относительно имени для младенца, но сейчас мало кто придерживается этого старинного обычая: сыну имя выбирает отец и присваивает его новорожденному без каких бы то ни было обрядов, дочери имя обычно дается матерью. Мальчиков часто называют в честь пророка (Мухаммад, Ахмад или Мустафа), одного из членов его семьи (Али, Хасан, Хусайн и т.д.) или кого-нибудь из его сподвижников (Омар, Осман, Амр и т.д.). а также в честь какого-нибудь пророка или патриарха древности (Ибрахим, Исхак, Исмаил, Якуб, Муса, Дауд, Сулейман и т.д.) или дают ему имя, означающее «раб Господа», «раб Милосердного», «раб Могущественного» и т.д. (Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд аль-Кадир). Девочку чаще всего называют именем жены или одной из любимых дочерей пророка или еще кого-нибудь из членов его семьи (Хадига, Айша, Амина, Фатима, Зейнаб) либо дают ей имя, означающее, что она «любимая», «благословенная», «драгоценная» и т.д. (махбуба, мабрука, нафиса), иногда именуют ее названием цветка или какого-либо другого приятного предмета 1. Имена собственные, как правило, не передаются от родителей к детям, поэтому вторые имена часто обозначают родственные отношения 2: Абу Али («отец Али»), Ибн Ахмад («сын Ахмада») и т.д. Иногда вторым именем служит прозвище 3, например Hyp ад-Дин (Свет Веры), ат-Тавиль (Высокий) и т.д., а иногда они связаны со страной, где человек живет, с местом, где он родился, происхождением, семьей, сектой, ремеслом или видом занятий 4, например ар-Рашиди («из города Рашид»), ас-Саббаг (Красильщик), ат-Тагир (Купец). Такие имена часто передаются по наследству и становятся семейными. В высших и средних слоях общества дети одеты так же, как и родители, только небрежнее. Бедняки же либо обряжают своих детей в рубашку и шапочку (или тарбуш), либо (обычно в деревнях) вовсе не одевают их до шести-семи лет, а то и дольше, если им случайно не подвернутся какие-нибудь лохмотья. Если у маленькой девочки есть небольшой кусок материи, которым невозможно прикрыть и голову и тело, она обычно предпочитает обернуть им голову, а иногда кокетливо натягивает его и на лицо, оставляя все тело обнаженным. Девочки четырех-пяти лет из высших сословий, как правило, носят на лице белое покрывало, так же как их матери. Когда мальчику исполняется два или три года, а иногда и раньше ему бреют голову, оставляя прядь на макушке и надо лбом 5, девочек бреют редко. На короткие расстояния детей обычно носят на плечах или на бедре 6. Богатые женщины не держат своих детей в строгости, а бедные и вовсе обращают на них мало внимания, ограничиваясь лишь заботами о самом необходимом. Согласно мусульманским законам матери запрещается без разрешения мужа отнимать младенца [85] от груди, пока он не достиг двухлетнего возраста, однако мне говорили, что мужья обычно дают такое разрешение, когда ребенку исполняется год или восемнадцать месяцев. В богатых семьях дети — и девочки и мальчики — почти все время находятся в гареме (в женских покоях) или, во всяком случае, в доме. Иногда мальчик живет таким пленником женщин до тех пор, пока учитель, который ежедневно с ним занимается, не научит его читать и писать. Внушаемое ему в гареме глубокое уважение к родителям и к старшим подготавливает мальчика к быстрому вхождению в жизнь, о чем будет сказано ниже. Отправляясь верхом на прогулку или в гости, женщины обычно берут детей с собой, их сажают впереди на седло или отдают рабыням или служанкам, которые также едут верхом на ослах. Но детям из богатых семей редко выпадает на долю такое удовольствие, их здоровье обычно страдает от постоянного пребывания в помещении и от изнеженности, они растут капризными, заносчивыми и эгоистичными. Женщины из среднего сословия обращаются со своими детьми столь же мягко. Не только мужья, но и знакомые ценят мусульманских женщин прежде всего за то, сколько у них детей и как они умеют их беречь. На Востоке бесплодие до сих пор рассматривается всеми как проклятие и позор, а мужчина, разводящийся без веских оснований с женой, которая родила ему ребенка, особенно если этот ребенок жив, считается непорядочным. Поэтому если женщина стремится завоевать любовь мужа и уважение окружающих, а рождение ребенка дает ей это, доставляя радость ей самой и мужу, то уже одна ее заинтересованность является достаточным мотивом для материнской нежности. В Египте воспитание многочисленного потомства не требует больших расходов 7. Однако, как бы ни ласкали и ни баловали египетских детей, они, как правило, проявляют самое глубокое и похвальное уважение к своим родителям. Неповиновение родителям мусульмане считают величайшим грехом наравне с идолопоклонством, убийством, ложным обвинением честной женщины в прелюбодеянии, растратой сиротского имущества, ростовщичеством и уклонением от борьбы с неверными. Среди египтян и вообще среди арабов очень редко можно услышать о детях, пренебрегающих своим долгом по отношению к родителям. В высших и средних слоях общества сын обычно целует отцу руку, встречаясь с ним утром, а затем становится перед ним в смиренной позе, покрыв левую руку правой и ожидая какого-либо приказания или разрешения удалиться. Однако после такого почтительного поцелуя отец часто сажает ребенка на колени. Такое же почтение выказывается и матери. К остальным членам семьи также относятся с уважением соразмерно их возрасту, положению и степени родства. Поэтому только что вышедший из гарема гоноша удивительно легко и умело вписывается в любое общество, отсюда же происходит и та преданность старшим и вышестоящим, которую часто считают результатом восточного деспотизма 8. Сыновья редко сидят, едят [86] или курят в присутствии отца без особого на то разрешения, часто прислуживают родителю и его гостям за трапезой или по какому-либо другому случаю; став взрослыми, они ведут себя так же. Однажды один египетский купец устраивал завтрак у дверей своего дома, и мне довелось принять в нем участие. Это было в месяц рамадан (следовательно, после захода солнца 9), и, хотя к столу приглашали всех прохожих, как бы бедны они ни были, нам прислуживали двое сыновей хозяина, причем старшему было около сорока лет. Они постились весь день и ничего, кроме глотка воды, во рту не имели, поэтому я попросил отца разрешить им сесть и поесть вместе с нами. Он согласился и сказал об этом сыновьям, но они отказались.Дети обычно любят матерей больше, чем; отцов, хотя и оказывают им меньше знаков почтения. Я часто знавал слуг, которые откладывали свое жалованье для матерей, но очень редко слышал, чтобы это делали для отцов. Несмотря на то что в Египте очень заботятся о малышах, они, как правило, вечно грязны и весьма бедно одеты (исключение составляют только дети богачей). Вид этих замухрышек вызывает возмущение чужестранцев, которые сразу же, без каких-либо других на то оснований, клеймят современных египтян как народ мерзкий. Однако сплошь да рядом именно те дети, которых больше всего любят и лелеют, особенно грязны и особенно плохо одеты. В Каире часто можно увидеть женщину, одетую в широкие туб и хабару из нового дорогого блестящего шелка, на всю улицу благоухающую мускусом и цибетом, с холеной и утонченной внешностью, с аккуратно подведенными глазами, со свежеокрашенными хной кончиками пальцев, а рядом с ней маленького мальчика или маленькую девочку с грязным личиком и в такой неопрятной одежде, будто ее не стирали несколько месяцев. Когда я приехал в Египет, мало что поражало меня в такой степени, как зрелище подобного рода. Я, естественно, поинтересовался причиной такого, как мне казалось, странного несоответствия. Мне объяснили, что любящие матери сознательно не умывают и скверно одевают своих детей, особенно выходя с ними в людные места: они опасаются сглаза, и более всего по отношению к детям — величайшему из посланных свыше благословений. Частично по этой причине многие матери так долго держат своих сыновей в гареме. Некоторые матери даже одевают мальчиков в девичьи одежды, чтобы они вызывали как можно меньше зависти. Еще хуже выглядят дети бедняков: убого одетые или вовсе голые, они, как правило, удивительно грязны, у них сильно засорены глаза — в каждом можно насчитать с полдюжины, а то и более мошек, и никто не обращает на это внимание. Родители считают, что очень вредно мыть или даже просто трогать глаза, поэтому они и не думают удалять из них привлекающую мошкару едкую жидкость. Они даже утверждают, что частое мытье или протирание глаз может привести к потере зрения. [87]В возрасте примерно пяти или шести лет, а иногда и позже мальчики подвергаются обрезанию 10. В Каире и в других городах Египта перед совершением этого обряда родители мальчика, если они не слишком бедны, провозят его в процессии по нескольким прилегающим к их дому улицам. Чтобы уменьшить расходы, эту процессию часто присоединяют к какому-нибудь брачному шествию — в этом случае мальчик и сопровождающие его лица идут впереди. Голову мальчика обычно покрывают тюрбаном из красного кашемира, а в остальном одевают его, как девочку — в йяляк и салту, с курсом, сафой и другими женскими украшениями, которые должны отвлекать внимание от лица ребенка. При этом стараются обрядить его как можно богаче, заимствуя у какой-нибудь женщины предметы туалета, которые мальчику, естественно, велики. Лошадь, на которой он разъезжает, также одалживают и покрывают нарядной попоной. В правой руке мальчика — сложенный вышитый платок, который он все время держит около рта, прикрывая часть лица и защищаясь таким образом от сглаза. Перед ним движется слуга цирюльника, которому предстоит произвести операцию, и трое-четверо музыкантов, обычно с гобоями и барабанами (рис. 27). Слуга цирюльника идет впереди всех и несет хамль — деревянный ящик полуцилиндрической формы на четырех коротких ножках, спереди покрытый кусками зеркала и медной чеканкой, а сзади — занавеской. Это эмблема цирюльника — на рисунке видно, как ее принято носить. Далее следуют музыканты, а после них сам мальчик и конюх, который ведет его лошадь. Шествие замыкают женщины — родственницы и знакомые. Часто так провозят одновременно двух мальчиков, иногда их даже сажают на одну и ту же лошадь. Описания брачной процессии, равно как и обычаев, сопровождающих обрезание, читатель найдет ниже, в частности в главе о семейных праздниках 11. В Египте редко можно встретить родителей, которые уделяли бы много времени и внимания умственному развитию детей. Они довольствуются тем, что внедряют в детское сознание некоторую толику основ ислама, а потом, если им позволяют средства, полностью вверяют детей попечению учителей. Ребенка стараются как можно раньше обучить формуле: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — пророк Его». Его учат также гордиться своей религией и с самого детства внушают ненависть к христианам и ко всем религиозным сектам, кроме той, к которой он сам принадлежит. У детей это чувство столь же сильно, как у взрослых мусульман. В высших и средних сословиях, а иногда и у простонародья учителя обычно обучают детей читать, декламировать и распевать наизусть 12 текст Корана — весь или частями. После этого им преподают некоторые правила арифметики. Школ в Египте много, причем не только в Каире, но в любом большом городе, и но крайней мере по одной в каждой [88] приличной деревне. При всех мечетях, общественных фонтанах (сабиль) и местах для водопоя скота (худ) работают школы (куттаб), в которых детей обучают за гроши: каждый четверг родители платят шейху или фии 13 (школьному учителю) по полпиастра за каждого ученика 14. Кроме того, учитель, обучающий в школах при мечетях и других общественных местах в Каире, ежегодно получает тарбуш, кусок белого муслина на тюрбан, кусок полотна и пару туфель, а мальчикам выдается по полотняной шапочке, четыре или пять кубитов 15 хлопчатобумажной ткани, примерно 10-12 кубитов полотна и по паре туфель, а иногда в придачу к этому еще по полпиастра или по пиастру. Все эти подношения делаются в месяц рамадан и оплачиваются из завещанных школе средств. Мальчики находятся в школе только в часы занятий, а потом возвращаются домой. Урок обычно записывается на деревянной, выкрашенной в белый цвет табличке, а потом, когда ребенок его выучивает, смывается (рис. 28). Учитель и его ученики сидят на полу, каждый мальчик либо держит в руках такую табличку, либо кладет Коран или одну из его тридцати частей на маленький письменный столик, сделанный из ветвей пальмового дерева. Когда мальчики учатся читать, декламировать или распевать текст Корана, они все время качают в такт головой или наклоняются ритмично вперед и назад: считается, что такие движения способствуют запоминанию, поэтому ими почти всегда сопровождают чтение Корана. Легко вообразить, как это все шумно 16.Мальчики прежде всего выучивают алфавит, затем огласовки и другие силлабические знаки и, наконец, числовое значение каждой буквы 17. Существует обычай, согласно которому учитель, прежде чем перейти к этой, третьей, стадии обучения, украшает табличку орнаментом, выполненным черными и красными чернилами и зеленой краской, и пишет на ней буквы в порядке возрастания их числовых значений, а потом передает эту табличку отцу, который возвращает ее, положив на нее пиастр или два. [89]Такая же процедура повторяется и на следующих стадиях обучения; всякий раз, когда мальчик приступает к изучению Корана, и 6-7 раз по мере усвоения священной книги следующий урок пишется на табличке и вручается отцу. Когда мальчик усваивает числовые значения букв, учитель пишет на его табличке сначала несколько простых слов, например мужские имена, потом 99 имен, или эпитетов, Аллаха и, наконец, Фатиху (вступительную суру Корана). Ученик читает ее много раз подряд, пока она не врежется ему в память. Затем он переходит к другим сурам Корана: после первой он выучивает последнюю, потом предпоследнюю, потом ту, которая предшествует предпоследней, и так в обратном порядке все от последней до второй. Делается это так потому, что суры расположены в Коране от самой длинной до самой короткой: самая короткая — последняя, а самая длинная — вторая. Школьный учитель редко обучает письму, этому учатся только те, кого готовят к требующей такого умения профессии. В этом случае мальчики обучаются письму и арифметике под руководством каббани — того, кто взвешивает товары на рынке при помощи безмена. А те мальчики, которые собираются посвятить себя изучению ислама или каким-нибудь наукам, как правило, проходят регулярный курс обучения при соборной мечети аль-Азхар. Школьные учителя в Египте в большинстве случаев люди малообразованные. Редко кто из них имеет представление о каких бы то ни было текстах, кроме Корана и определенных молитв, которые они читают за плату по поводу того или иного события. Мне недавно рассказали об учителе в нашей округе, который не умеет ни читать, ни писать. Он знает весь Коран наизусть и поэтому может следить за тем, как мальчики повторяют урок, писать же он поручает старосте (арифу), ссылаясь на слабое зрение. Через несколько дней после его вступления в должность учителя одна бедная женщина принесла ему письмо от своего отправившегося в паломничество сына и попросила прочитать его. Фии притворился, будто читает письмо, но не говорил ни слова. Женщина решила, что фии молчит потому, что письмо содержит какую-нибудь дурную новость, и спросила его: «Мне зарыдать?» Он ответил: «Да». — «Разорвать одежды?» — продолжала она. «Да», — ответил учитель. Дома бедная женщина вместе с приятельницами предалась оплакиванию умершего и совершила все положенные в этом случае обряды. Спустя некоторое время ее сын вернулся, и она спросила его, почему к ней пришло известие о его смерти. Когда сын сообщил ей истинное содержание своего письма, женщина отправилась к учителю и попросила его объяснить, зачем он велел ей рыдать и рвать одежды из-за письма, в котором сын сообщал о своем добром здравии и о скором возвращении. Учитель ничуть не смутился и сказал: «Одному Аллаху известно будущее. Откуда я мог знать, что твой сын вернется здоровым и невредимым? Тебе лучше было считать, что он мертв, чем питать надежду с ним свидеться, а потом разочароваться». Люди, которые при этом [90] присутствовали, воскликнули, превознося учителя за его мудрость: «Воистину наш новый фии необыкновенно разумный человек!» Таким образом, этот обман только способствовал укреплению его репутации.Некоторые родители берут своим сыновьям шейха или фии, который обучает их на дому. Отец обычно учит сына совершать вуду и другие омовения, а также произносить молитвы и в меру своего понимания наставляет его относительно других религиозных и моральных обязанностей мусульманина. Пророк повелел заставлять детей произносить молитвы с семилетнего возраста и бить их, если они не научатся делать это в десять лет, с этого же возраста дети должны спать в отдельных постелях. Однако в Египте дети молятся очень редко. Девочек очень редко учат читать или писать, и мало кто из них, даже в высокопоставленных семьях, умеет произносить молитвы. Некоторые богатые родители приглашают шейху (образованную женщину), которая ежедневно приходит в гарем и обучает дочерей и рабынь произносить молитвы и читать несколько сур Корана, а иногда чтению и письму. Но это делается очень редко даже в высших слоях египетского общества 18. Существует много школ, в которых девочек учат шитью, рукоделию и т.д. В зажиточных семьях для этого часто приглашают муаллиму — женщину, которая обучает этому на дому. Комментарии 1. В Каире принято изменять пять первых и последнее из приведенных имен: Хаддуга, Айюша, Аммуна, Фаттума, Зеннуба и Наффуса. 2. Кунья. 3. Лякаб. 4. Нисба или исм мансуб. 5. У многих египетских крестьян принято по этому поводу закалывать жертвенное животное, обычно козла, у могилы какого-нибудь святого, находящейся в деревне или поблизости от нее, и устраивать пир, на который приглашаются друзья и всякий, кто пожелает. Этот обычай очень распространен в Верхнем Египте и среди племен, недавно поселившихся на берегах Нила. Их предки, язычники Аравии, также соблюдали этот обычай, раздавая беднякам столько серебра или золота, сколько весили сбритые волосы. Этот обычай, возможно, прольет свет на слова из Второй книги Царств (XIV, 26), указывающие на то, что Авессалом взвешивал волосы, «когда он стриг голову свою». Жертвенное животное называется акика и предлагается в качестве выкупа за ребенка, чтобы спасти его от ада. Обычай брить половину головы, оставляя волосы на другой, был запрещен пророком. 6. Исайя XLIX, 22. 7. У Диодора Сицилийского (I, 20) говорится о том, что древние египтяне тратили очень мало средств на воспитание и одежду своих детей. 8. «Восточное правительство по своей структуре есть не что иное, как родительский кров в увеличенном виде» (см.: Уркхарт. Дух Востока, т. 2, с. 249). 9. Рамадан — священный месяц, когда мусульмане постятся, принимая пищу только после захода солнца. — Примеч. пер. 10. В крестьянских семьях это нередко делается в 12, 13 или 14 лет. 11. Упомянутый у Страбона (с. 824) обычай все еще повсеместно соблюдается в Египте как мусульманами, так и коптами, особенно в Александрии и, пожалуй, в некоторых других местах на побережье Средиземного моря, в какой-то степени он распространен и в Аравии. Реланд, давший неточное описание этого обычая (De Religione Mohammedica, 1717, с. 75), отмечает, что он был упомянут еще у Галена. 12. См. главу о музыке. 13. Этот термин — искаженное литературное факих, так обычно называют в Египте знатоков религии и мусульманского права, а профессиональных чтецов Корана или тех, кто этому обучает, обычно называют фии. 14. В пятницу — день отдыха по мусульманскому обычаю — занятий не бывает. 15. 1 кубит = 22 2/3 дюйма. 16. Наказывают детей обычно ударами пальмовых прутьев до ступням. 17. Все арабские буквы имеют числовое значение. 18. Маленькие девочки из семей среднего сословия иногда обучаются в школах вместе с мальчиками, но при этом они закрывают лицо и не вступают с мальчиками ни в какое общение. Мне часто приходилось видеть хорошо одетую девочку, читающую Коран в мужской школе. Текст воспроизведен по изданию: Э. У.Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982
|
|