|
А. Б. КЛОТ-БЕЙ ЕГИПЕТ В ПРЕЖНЕМ И НЫНЕШНЕМ СВОЕМ СОСТОЯНИИ ГЛАВА IV. ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И СЕКТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ЕГИПТЕ § 1. ИСЛАМИЗМ. - ЕГО ДОГМАТЫ. Коран. — Единство Бога и послание Мухаммеда. — Ангелы. — Воскресение и последний суд. — Рай. — Ад. — Чистилище. 1) Мусульманская вера, господствующая в Египте, введена там в VII веке, при покорении этой страны оружием Амру. До того времени Египет, составляя одну из провинций Византийской Империи, исповедывал хри-стианство; но православная вера была сохранена и унижена многочисленными расколами, раздиравшими ее в первых веках христианства, на Востоке. Потому, египетские христиане, мало образованные и утомленные этими спорами, не оказали большого сопротивления последователям Мухаммеда. [173] Об исламизме имеют вообще понятия столь неточные а даже ложные, что я считаю нужным сделать ему здесь краткий очерк.. Впрочем, я нисколько не намерен защищать здесь религию, к которой не принадлежу. Хочу только изъяснить вкратце ее догматы, мораль и богослужение, потому что невозможно судить о столь религиозном народе, каковы Арабы, но ошибочным данным, какие имеем мы о сильнейшем движителе общественной и частной их жизни. 2) Коран. — Известно, что Арабы почитают эту книгу происшедшею от Бога. Она писана по-арабски. Улемы утверждают, что слог ее превосходен и что нельзя подражать ему в изяществе, красоте и краткости. Итак Коран для мусульман «книга пo-преимуществу». Они читают ее, или слушают пять раз в день; иные заучивают наизусть, а главные стихи ее и главы перескажет вам каждый мусульманин. Коран состоит из ста двадцати отрывков, и правоверные думают, что они принесены Мухаммеду архангелом Гавриилом в продолжение двадцати трех лет, протекших с того времени, как пророк, достигнув сорокалетнего возраста, начал исполнять свое послание, до его смерти. 3) Единство Бога и послание Мухаммеда. — Основные начала исламизма весьма просты; они ограничиваются верой в единство Бога, выраженное словами: «нет Бога кроме Бога» и верой в послание Мухаммеда; «Мухаммед — пророк Божий». Догматом единства Божия Мухаммед соединил племена аравийские, погруженные до него в грубейшее идолопоклонство, и вместе с религией, дал начало их могучей народности. Мухаммед, проповедуя исламизм, говорил, что искони была одна только истинная религия, которой он будто бы вдохновенный восстановитель. «Всякий раз, когда эта религия» говорил он «была забываема или искажаема, [174] Бог, в разные времена, ниспосылал с неба книги paзным пророкам: Моисею; Давиду, и проч. ». 4) Ангелы. — Исламизм говорит, что Бог имеет ангелов, которых известное число блюдет за делами человеческими. Архангел Гавриил — исполнитель небесных велений; Азраил обязан принимать души людей при последнем их издыхании, а Израфил будет трубить при всеобщем воскресении. 5) Воскресение и последний суд — Мусульмане верят во всеобщее воскресение. «Мы создали вас из земли» говорит Коран: «и вы опять обратитесь в землю, и мы создадим вас из нее в другой раз». За воскресением будет последний суд. «Всеобщий суд продлится не более мгновения ока, пли того еще менее, ибо всемогущество Божие безгранично» (XVI).... «Те, кои предстанут с добрыми делами,. получат достойную награду и будут освобождены от ужасов великого дня. Представшие же с одними преступлениями, будут ввержены в пламень, лицом ниц.» (XXVII). 6) Рай. Исполняющий все предписанное поместится в день судный в раю. «Избранные» восклицает Магомет, «поселятся в саду наслаждений; они будут покоиться на постелях украшенных золотом и драгоценными каменьями; будут взирать друг на друга с любовью; им станут прислуживать дети, одаренные вечной юностью, поднося превосходное вино в чашах разного рода. Пары не отягчат голов их, не затмят рассудка; они, станут вкушать плоды, каких пожелают, и мясо самых редких птиц. Возле них будут гурии с прекрасными черными глазами. Белизна их тела равняется блеску перлов». Рай мусульман не есть место одних чувственных наслаждений, как вообще полагают. Блаженство лицезрения Божества несравненно выше всех благ, какие он [175] в себе заключает. Сокровища небесные вечны: «Бог назначает их верующим — тем, кто возложил на Него свое упование; тем, кто бежит неправды и преступления, и укрощает гнев свой для прощения; тем, кто покоряясь Богу возносит к Нему молитву, ведет дела свои благоразумно и проливает в лоно неимущего часть своего богатства.» (xlii, 34—36). 7) Ад. Злые, не искупившие своих преступлении подаянием и молитвою, терпят в аду вдесятеро против тех, кого сами терпеть заставляли. 8) Чистилище. Мухаммед, столько занявший у христианства, что о религии его сказали, будто она, в сущности, не что иное, как христианская секта, следовал, относительно догмата сотворения и падения человека, библейским преданиям. Человек, находясь на земле, должен там трудиться для своего освящения: «Бог послал нас на землю для снискания вечного жилища, в ХХХIХ, 74). Он становится праведным посредством веры и добрых дел: «Я прощу тех, кои присоединят к раскаянию веру и добрые дела. Они войдут по стезе спасения. Бог может даровать прощение верующему, умершему без раскаяния во всяком грехе, но не иначе, как после; очищения сего греха в Мекке страданий, довольно сходном с христианским чистилищем. [176] § 2. МОРАЛЬ ИСЛАМИЗМА. Добродетели. — Правила благочестия. — Фатализм. — Отношение мужчины к женщине. 9) Добродетели. Коран повелевает выполнять все добродетели и осуждает те преступления и пороки, какие осудило христианство. Наиболее уважаемая добродетель в исламизме есть благотворительность. Добрый мусульманин должен давать бедным десятую часть своего дохода, но не должен разглашать благих дел своих. Коран запрещает лихоимство. Он проповедует забвение обид, откровенность, смирение, великодушие, целомудрие, тepпениe и проч. 10) Правила благочестия. В глазах мусульман благочестие есть первая добродетель: без нее лучшие делa не могут быть приятны Богу. Для приобретения ее должно беречь от греха семь членов своих, чтобы они не сделались семью вратами ада. Члены эти суть: глаза, язык, руки, ноги, живот и половые органы. 1-е) Не должно слушать никакого музыкального инструмента, ни преклонять уха ко лжи, злословию и непристойным речам; не слушать пения далее Корана, или какой-либо молитвы. 2-е) Должно отвращать глаза от предметов, на которые запрещено смотреть. Возбраняется каждому правоверному, какого бы пола он ни был, смотреть на мужчину от пупа до колена, и женщине на особу одного с ней пола — также от пупа до колена. Мусульманин не должен смотреть от пупа до колена ни даже на спину и живот женщины, на которой не может жениться. Относительно других женщин, он преступает закон, если видит более лица, ладоней рук [177] или ступней ног, по внушению ли по страсти, или без всякого побуждения. несмотря на безобразие или красоту и возраст той женщины, на которую смотрит, или того мужчины, который смотрит. Правила эти не распространяются на законных жен и рабынь. Надобно также избегать подсматривания, в дверные щели, внутренности чужого дома или взгляда на мусульманина презрительным оком. 3-е) Должно удерживать язык от лжи, клеветы и злословия; избегать самохвальства, порицания заочно других, нарушения своих обещаний и не сохранения сделанного с кем бы то ни было договора. Богохульство есть тяжкий грех, лишающий виновного заслуги прежних его добрых дел. Если он женат, брак его рушится; когда же раскается он, его почитают новообращенным. 4-е) Без вины поднять на кого-нибудь руку, завладеть его пищей, касаться без нужды того, что в сущности нечисто, напр. издохшего животного, — значит преступать закон веры. 5-е) Не должно входить в предосудительные места, в чужую собственность; бить без причины своего ближнего; портить его ковер, циновку, или другую какую-либо принадлежащую ему вещь. 6-е) В отношении грехов, которых виной бывает живот, должно удерживаться от запрещенных яств, обжорства и всякого излишества. 7-е) Наконец, грехи, орудием которых служат половые органы и которые осуждены законом более чем другие, суть: блуд, грех противо-природный, совокупление с женою во время периодических ее немощей, или родов. 11) Фатализм. Догмат предопределения не отнимает у человеческой свободы в нравственном отношении достоинства, и не снимает с нее виновности. Влияние, [178] какое имеет судьба на поведение и чувства мусульманина, слишком у нас преувеличены. Это верование конечно должно было внушить ему мысль о безусловной покорности судьбе, о равнодушном перенесении несчастий и неудач; но несправедливо, чтобы оно подавляло в нем, как полагают, всякую чувствительность. Фатализм вовсе не обязывает мусульман быть глупо-бесчувственвыми. Закон веры, говоря, что убегать от бедствий, низпосылаемых Богом, значит домогаться бессмертия, повелевает однако тушить пожар в доме, уходитъ из дома, когда ему грозит разрушение или землетрясение, спасаться от наводнения, словом принимать все предосторожности, предписываемые благоразумием человеческим. 12) Отношения мужчины к женщине. Отношения мужчины к женщине установлены моралью исламизма с большей мудростью, чем обыкновенно думают. Правда, многоженство позволено здесь, как и по всему Востоку: но оно ограничено. По точным словам Корана, человек не может иметь более четырех законных жен; если же он встретит неудобство в таком количестве свободных жен, то ему советуется взять из них одну, или заменить законных жен невольницами. Состояние женщин улучшено на Востоке законом Мухаммеда. Нельзя взять себе в супруги женщину, не обеспечив ее приданым, на случай развода. Сестры наследуют вместе с братьями, получая половинную часть. Невольница, сделавшись матерью, получает свободу. Брак, запрещенный с идолопоклонками, разрешен с еврейками и христианками. Коран проповедует превосходство мужчины над женщиной; но он хочет, чтобы это превосходство выражалось нежным и кротким покровительством. «Мужчины» говорит Коран «выше женщин, потому что Бог дал им преимущества над ними и потому что [179] они снабжают их приданым из своего имения. Жены должны повиноваться и молчать о тайнах своих супругов. Мужья, видя от них непослушание, могут наказывать их, оставлять одних в постели и даже бить. Покорность жен должна охранять их от дурного обращения; привязывайте их к себе благодеяниями». § 3. БОГОСЛУЖЕНИЕ. Пять ежедневных молитв. — Омовения. — Мечети. — Назиры, Иманы, Шейхи, Калифы, Моэззины, Кайины. — Рамазан. — Большой и малый Байрам. — Странствование в Мекку. — Сантоны. — Четыре исповедания. — Исполнение предписаний религии у мусульман. — Запрещенные яства. — Религиозные обязанности женщин. — Нарушение нравственных законов. — Терпимость христиан, предписанная Кораном. 13) Пять ежедневных молитв. — Молитва составляет главную сущность мусульманской религии. Надобно совершать молитву пять раз в день. Утром. (фегр) нисходит ангел и остается до полудня (дур); он записывает имена тех, кто молился. В полдень список его уже кончен, и горе тому, кто не совершал молитвы! Впрочем, они могут, молясь и постясь более предписанного, загладить этот проступок. Другой ангел присутствует на земле с полудня до асра (половины четвертого часа); третий от асра до магреба (захождения солнца) и наконец последний, от магреба до эша (два часа по захождении солнца). «Славь Всевышнего до захождения и восхождения солнца, ночью и при конце дня, чтобы сердце твое было довольно самим собою» (XX, 130). «Молясь, обращай чело свое к древнему храму, который Авраам, прародитель Измаила, посвятил Господу (Каабе). Где бы ты ни был, возводи взор твой к сему великому святилищу». [180] 14] Омовения. — Омовение составляет одну из существенных принадлежностей мусульманского богослужения. Закон не позволяет верующему совершать никакого религиозного обряда без того, чтобы он не омыл наперед всех своих телесных нечистот. Омовение бывает трех родов: мытье, омовение и смытие. Первое относится к нечистотам вещественным на теле, платье или месте, откуда берут платье. В избежание того, чтобы не стать на колени на нечистое место, мусульмане приказывают рабам носить за собою ковер, называемый по-арабски седжадех, который и расстилают в час молитвы. Не-имеющие ковра становятся на своих плащах. Омовение (эль-удгуу) состоит в полоскании рта, в омовении лица, ноздрей, бороды, рук до локтей и ног до лодышки. При исполнении этого, мусульмане читают молитвы. Смытие употребляется против нечистот, происходящих от супружеского сожития, периодических женских немощей, родов и проч. Обычай омовения принадлежит к числу самых тяжелых обычаев, введенных в употребление исламизмом. Под предлогом религиозного обряда, он предписывает восточным народам меры чистоты и гигиены, которых частое исполнение полезно всюду, тем более в жарких климатах. 15) Мечети. — Религиозные обряды мусульман многочисленны, равно как и праздники их, торжествуемые с великолепием. Мечети всегда чрезвычайно опрятны; в них нет никаких украшений, ни стульев, ни лавок. Пол в них устлан — летом циновками, а зимою коврами, на которых мусульмане сидят на пятках. Известно, что обувь свою мухаммедане снимают пред входом в мечеть. Движения и взгляды их тихи и смирны, положение тела согнуто. В больших мечетях, однако, в продолжение известной части дня толпятся люди, которые там разговаривают, едят, [181] спят и даже работают. Хотя мусульмане и позволяют себе в мечетях подобные занятая, однако они имеют к ним величавшее уважение. До французской экспедиции, мимо многих мечетей не позволялось христианам и жидам проезжать на лошади. Бонапарте уничтожил этот обычай, представив улемам следующее, неопровержимое доказательство: «Если вы, из уважения к своим мечетям» сказал он «не позволяете иноверцам ездить мимо их на лошадях, то почему же не покоритесь сами этому закону? Справедливо ли требовать благоговения от иностранцев к предметам богослужения, пред которыми вы сами не благоговеете?» Нынче веpoтерпимость дошла до такой степени, что европейцы безопасно могут входить в мечети. Жаль, что многие из них не имеют достаточно уважения к местным предрассудкам и не хотят прилично вести себя, чего требует назначение этих мест. Наиболее достойны замечания в мечетях — заведения, которые к ним причислены. К важнейшим из этих храмов присоединены гостиницы, публичные школы и училища, называемые медрессе, где обучают религии или законам имамы и моэззины, приготовляя воспитанников к богослужению, а кади и наибы — в звание судей. Таких храмов много, даже слишком много в Египте. Их считается в одном Каире четыреста, в знаменитейшей из них в эль-Азгаре (Эль-Азгарская мечеть — египетская Сорбонна; туда стекаются: учиться со всего Востока; там' преподают философию Аристотеля, основания арабского языка и объяснение истории калифов. Внутри этого здания находятся квартиры, называемые руаг, где живут ученики. Из них есть Сирияне, Персияне, Курды, Нубийцы, Турки, Индийцы, Могребимы, жители Геджаса и проч. — Все воспитанники содержатся на счет мечети). Они все старинные, и большая часть прекрасной архитектуры. Нынче строят [182] весьма мало мечетей и не воздвигают уже таких великолепных зданий, какие воздвигались калифами. 16) Назиры, Иманы, Щейки, Катифы, Моэззины, Кайнны, — Каждая мечеть управляется Назиром, который имеет наблюдение за суммами, отчисленными на ее содержание, или за вкладами, в нее поступающими, и который поставляет высших и низших священнослужителей. Обыкновенно на служение в мечети употребляются два имана, которые обязаны говорить или читать, в назначенные часы, пять ежедневных молитв, называемых намазами. Впрочем, служители исламизма не составляют существенно отличного класса в обществе. Звание, в которое они облечены, не так прочно, как у священников католических. В самом деле, отставленные назиром, они теряют вместе с должностью и титло имана, и вступают в супружество; а как жалованье, получаемое ими за службу в мечети, слишком невелико (1 пиастр или 25 сант. в день), то заботятся о содержании себя в семейства, отправляя какую-нибудь другую должность, нередко занимаясь и ремеслом: из них есть продавцы москотильных товаров и благовоний; некоторые преподают какой-нибудь предмет в шкалах. Hеимеющиe особенного занятия читают Коран и получают за это воз-награждение в частных домах, Таких чтецов преимущественно избирают из бедных учеников Эль-Азгарской Мечети. Иманы составляют средний класс мусульманского духовенства. Сверх того, в иерархии тех улемов, на которых возложены религиозные обязанности, есть шейхи, долженствующие в особенности проповедывать в пятницу, и катифы, читающие в этот священный день пять молитв, повторяемых иманами в течение остальной недели. Кроме того, есть еще моэззины, призывающие с [183] высоты минаретов на молитву, и кайины, низшие служители при мечетях. 17) Рамазан. — Обычай, весьма известный в Европе по имени, есть пост Рамазан. Пост этот продолжается один месяц; в учреждении его нет типических выгод поста христианского или еврейского, потому что он не положен в определенное время, а бывает в разные месяцы попеременно, и проходит через все времена года в течение тридцати трех лет. Рамазан ее составляет, как мы воо6ражаем, целого месяца мусульманских вакханалий; напротив, он есть время строгого поста. Каждый мухамедданин, достигнув четырнадцатилетнего возраста, обязан исполнять его. «Этот месяц» говорит пророк, «когда Коран, низойдя с неба, стал путеводителем, светочем людей и правилом для их обязанностей, этот месяц есть время воздержания. Пища и питье дозволены вам до того времени, пока можете при дневном свете различить белую нитку от черной; исполняйте потом пост до ночи». Этот закон соблюдают мусульмане в точности, нисколько от него не отступая. Весьма мало таких, которые позволили бы себе отступление, а если и позволяют, то не иначе, как втайне, Воздержание не ограничивается лишением себя в продолжение дня всякой пищи и питья; но запрещается нюхать, курить или дышать благовониями. Ревностнейшие не глотают даже своей слюны. Беременные женщины освобождаются от поста. Поездка и болезнь также разрешают от него; но и с этими условиями весьма немногие хотят пользоваться смягчением строгой священной заповеди, смягчением, которое из снисхождения к ним делает религия. Есть богомольцы, которые, странствуя по степи в нестерпимые жары, отказывают себе в капле воды и терпят самую мучительную жажду. Я сам видал больных лихорадкою, которые не соглашались принимать лекарство [184] и умирали в фанатическом соблюдении поста. 18) Большой и малый Байрам. — Рамазан сопровождается трехдневным праздником, известным под именем Малого Байрама. В продолжение этого праздника строгость постного месяца уступает у мусульман место живейших удовольствий. В эти три дня, мусульмане вполне наслаждаются счастьем и прощают друг другу взаимные проступки. Большой Байрам или Курбан Байрам наступает спустя семьдесят дней после Малого Байрама и продолжается четыре дня. Им празднуют память жертвоприношения Авраама. Большой и Малой Байрам — единственные в году праздники, когда запрещена всякая работа. 19) Странствование в Мекку. — Мусульманам положено сходить по крайней мере один раз в жизни на поклонение в Мекку и на гору Арафат. Два случая служат тому исключением: бедность и болезнь. Из ганефиской секты могут послать к святым местам представителя за себя, которому платят все издержки. Многие уклоняются от этого религиозного предписания. Поклонники (получающее, после посещения Мекки и горы Арафата, титл хаджи) избирают пунктом отправления для путешествия в Аравию два места: Дамаск, или Каир. Африканские мусульмане и Турки из Альбании и Румелии соединяются обыкновенно в последнем городе. Малоазийские Турки и Персияне собираются в Дамаске. Обыкновенно, 27 числа месяца шеваля караван отправляется из Каира. За несколько дней до того происходит торжественное ношение махмиля, деревянного четырехугольного ящика, в котором содержатся два экземпляра Корана, отправляемые ежегодно в Мекку. Махмиль, имущество эмира-эль-хаджи (начальника над поклонниками), ящик, заключающий в себe сокровище, посылаемое султаном ко гробу пророка, кизхве, [185] рубашка из черного шелка, вышитая серебром в Каире, и назначенная на покров святой Каабы, — все это торжественно несут на равнину Хашуи, на север от Каира, и оттуда направляют путь к озеру поклонников (Биркет-эль-Хаджи), — последнему привалу, где собираются поклонники и оттуда уже окончательно отправляются в путь. Они разделяются на три каравана: один идет сухим путем степью, и путешествует в особенности ночью; останавливается обыкновенно утром, спустя два часа по восхождении солнца, и отправляется снова в путь вечером чрез два часа после захождения солнца. Путешествиe сухим путем продолжается около сорока дней. Кто страшится опасностей или усталости в степи, тот идет Красным морем в Джедду, садится на корабль в Суэзе, или Коссейре. В течение праздников Курбам-Байрама, в первых днях месяца зель-хеджи, поклонники должны собраться в Мекку. Кааба преимущественно составляет предмет их поклонения. Известно, что это небольшое здание почти в 56 футов длины, 48 ширины и 80 высоты. Арабы рассказывают, что оно построено Измаилом, имевшим при этом двух помощников, низшедших с неба. По их мнению, посланник небес сам принес патриарху славный черный камень, который с давнего времени хранится в Каабе, и который не что иное, как базальт. По преданиям Арабов, жертвоприношение Авраамово совершалось на горе Арафате, в шести милях от Мекки, и поклонение до тех пор не кончено, пока пилигрим не взойдет на вершину этой горы для присутствования при молитве, которая там читается ночью 9 числа зель-хаджи. На следующий день поклонники должны прибыть в долину Муну, где заключают предписанный обряд множеством жертвоприношений, состоящих из коз, козлят и верблюдов. Рогатаго скота, приносимого [186] в жертву при этом случае, считается от 30 до 40 тысяч голов. Эпохой возвращения каравана из Мекки в Каир начинается месяц сафер, прозванный от того нислет эль-хаджи (прибытием поклонников). Родственники и друзья, пилигримов бегут к ним на встречу в радостно уводят к себе, или мешают горестные вопли свои с торжественною караванною музыкою, если узнают, что те, которых они надеялись видеть, пали жертвой нужды и трудностей благочестивого странствия. Хаджи, оставшиеся в живых, осыпаются почестями; на них смотрят, как на святых людей и призывают их в ходатаи пред Богом. Женщинам не поставлено в обязанность ходить в Мекку; они могут однако предпринимать странствие, но, удивительное дело, им позволяется всходить на вершину Арафата только в сопровождении мужей своих! Незамужние должны выбрать себе супруга на этот случай. Впрочем это один обряд, и мнимые узы легко разрываются, послe церемонии, разводом. Некоторые однако из таких импровизованных мужей употребляют во зло случайные и однодневные права свои. 20) Сантоны. — У мусульман много святых, пред которыми они благоговеют, и которым воздвигают мечети: святые эти известны под именем сантонов. Но обрядов причтения к лику святых, как у нас, у них нет. Общее мнение есть суд, часто невежественный, объявляющий святым того или другого. Образованные улемы не преклоняются на эти отступления и не признают святых, объявленных таким образом. Бешеные и сумасшедшие не бывают непременно святыми, как вообще думают в Европе; Коран повелевает почитать их, но отнюдь не провозглашает [187] святыми, и одни только предрассудки иногда простирают до этой нелепости смысл закона. 21) Четыре исповедания. Известно, что мусульмане разделяются на четыре исповедания: Ганефитов, Шафиитов, Малекитов и Ганбелитов. Первому из этих исповеданий наиболее следуют как в Египте, так и в остальной части Империи Оттоманской. 22) Исполнение предписаний религии мусульманами. — Непоколебимая твердость в вере поразительна в мусульманизме. Эта твердость так укоренилась, что никакое coмнение не возродится в уме правоверного. Он имеет столь высокую идею о своем веровании, что не понимает, каким образом целый мир не исповедует исламизма. Мусульмане называют нас «неверными», потому что мы не строго исполняем религиозные обряды, и «нечистыми», потому что не видят нас молящимися. Людское мнение не удерживает их ни от признания в том, во что они веруют, ни от исполнения обрядов. Они смело защищают свою вepy , когда кто-нибудь нападает на нее. Всякое место хорошо у них для молитвы: улица, поле, частный дом; они читают молитву в собрании хотя бы оно составлено было из людей различной с ними религии. В Европе подозревают распространение безверия между мусульманами, в особенности, по делаемому некоторыми из них нарушению текста Корана, запрещающего употрёбление вина. Это запрещение, произнесенное пророком, как говорят, при виде скотоподобного положения пьяного человека, должно притом понимать, как превосходное гипсническое соображение; а исполнение его есть наилучшее лекарство в таких климатах, как в Apaвии и Африке, где сверх того, крепкие вина и. напитки не при-надлежат к туземным произведениям. Хоть некоторые Турки из высшего класса нарушили эту заповедь, [188] однако не должно полагать, чтобы это неверие, заключенное в тесном кругу малого числа вольнодумцев, воображающих, будто они усвоили себе нашу образованность, подражая нашему (Не забудем, что это пишет Француз. Примеч перевод.) равнодушию к религиозным предметам, — действительно подкапывало исламизм. 23) Запрещенные яства. — Одно из главных достоинств, мухаммеданской веры — заботливость о том, чтобы делать благочестивые обеты и принимать множество мер и предосторожностей весьма полезных для здоровья. Эта заботливость, хотя и простирается иногда до слишком мелочных и стеснительных подробностей, однако ж, она весьма хороша в своем основании. Отказывая в употреблении вина и превращая меры, внешней опрятности в стропе обряды, веpa естественно должна была коснуться и пищи. Этот важный пункт подвергся строгому испытанию. Из яств запрещены верным и жидам: мяса свиное, еще более лошадиное, лошаковое, ослицыно, черепаховое в слоновое; равным образом нечисты все плотоядные животные, хищные птицы и пресмыкающиеся. Кобылье и ослиное молоко также запрещено. Его можно пить только по прошествии назначенной секвестрации, достаточной для его очищения. Ни в каком случае не должно в пищу употреблять детородных частей, ни почек, ни, внутренностей животных. Кровь строго воспрещена к употреблению; религия повелевает резать животных, т. е. отрубать голову со всеми артериями и тогда только употреблять в пищу, когда вытечет из них вся кровь (Запрещение крови происходит без сомнения от того, что учредители обрядов религии иудейской и мухаммеданской думали, будто эта жидкость портится скорее всего в убитом животном. Ученее гуморизми долженствовало быть первобытным учением). Мусульмане мало пользуются удовольствием охоты и не [189] слишком лакомы до дичи, потому что ее довольно трудно очистить от крови. 24) Религиозные обязанности женщин. — Женщины ее так строго принуждаются к исполнению религиозных правил, как мужчины. Они редко ходят в мечети. Пророк не запретил им посещать мечети, но сказал, что лучше бы было, если бы они молились в своих домах. Мусульмане, думающие, что присутствие жен внушает мысли, не соответственные святости храма, сделали почти запрещение из совета Мухаммедова. 25) Нарушение нравственных законов. — Соблюдение религиозных обрядов часто не соответствует у мусульман исполнению предписаний морали. Фанатизм, поддерживаемый невежеством, нередко связывает порок с строгими правилами. Так те, которые отказывают себе в капле воды для утоления жажды (тогда как это им позволено), бессовестно воруют, если представится к тому случай, и делают еще большие преступления. Таким образом, несмотря на строжайшие угрозы религии, они предаются педерастии: этот порок, надобно сказать, не столько распространен между арабами, как между Турками; но у первых за то чаще встречается другой порок, малоизвестный еще в Европе, — скотоложство. Они склонны ко лжи и притворству. На клятвы их Богом и пророком всего менее можно полагаться. 26) Терпимость в отношении к христианам, предписанная Кораном. — Мусульмане известны в Европе своею ненавистью к христианам. Если жестокие поступки, оказанные в пылу войны, и оправдывают эту репутацию, то основания исламизма ничуть в том не виноваты. Коран часто предписывает последователям своим терпимость относительно христиан; вот стихи Корана, написанные в этом духе: [190] «Христиане да судятся по Евангелию. Кто будет судить иначе, тот изменник». «Пойте славу Марии, сохраняющей свое целомудренное девство. К ней обратили мы дух наш; она и Сын ее сделались удивлением вселенной». «О верные! ваша религия одна. Я ваш Бог, поклоняйтесь мне! «Мы предписали каждому народу особые священные обряды. Пусть исполняют их и не спорят о религии. Призывай их к Богу; ты на пути истинном». «Состязайся .... в границах чести и умеренности. Посрамляй тех .... которые нечестивы.» Не смотря на заповеданную Кораном терпимость, которая и существует в известном смысле, потому что мусульмане не всегда преследуют иноверцев, — они показывают однако ж величайшее презрение к иноверцам. Это презрение обнаруживается в делах общественных: Свидетельство христианина против мусульманина не принимается. Мекемет (суд) в своих решениях прибавляет часто к слову «христианин» — «неверный» и даже «проклятый», если христианин умер. Некогда христиане не могли занимать никаких мест и достигать почестей. Если кто-нибудь из них приговорен был к наказанию, ему определялась самая позорная казнь. Надо заметить, что народный фанатизм нередко препятствует благим намерениям правительства в пользу других религий. Арабы вообще более веротерпимы, чем другие мусульманские народы, а Египтяне, или по природной мягкости своего характера, или по отношениям, в каких они были с Европейцами во время экспедиция Наполеона, еще превосходят их в этом. [191] § 4. ДРУГИЕ РЕЛИГИИ И РАЗНЫЕ СЕКТЫ. Евреи. — Копты-якобиты. — Копты-католики. — Греки восточного исповедания. — Греки-католики. — Армяне. — Римско-католики. — Соперничество христианских сект. — Веротерпимость. 27) Религии, или секты, встречаемые в Египте, суть: еврейская, коптская, армянская и греческая восточного исповедания; католические коптская, армянская и греческая; наконец римско-католическая. Последователей этих различных церквей считается слишком до 200,000. 28) Евреи. — Евреев около 7,000, из коих большая часть живет в различных местах Каира. Между ими около 1,200 Караитов. Эта религия находится еще в большем презрении у мусульман, нежели в каком находилась в Европе, во времена варварства. Мехмед-Али избавил наконец Евреев от поруганий, которым дотоле они подвергались, и оказывает им такое же покровительство, как людям других исповеданий; они имеют восемь синагог. 29) Копты-Якобиты составляют самую многочисленную христианскую секту; их считается около 150,000. Они имеют сто тридцать церквей или монастырей. Духовный владыка их — патриарх, избираемый епископами и apxиепископами. Он назначает наместников, обязанных управлять монастырями и церквями. Известно, что исповедание коптское исключительно ограничивается Египтом. Копты совершают обряд исповеди, причащаются тела и крови Христовой, и омывают телo свое пред приближением к св. престолу. Они совершают обрезание подобно Израильтянам. Секта их основалась из раскола Евтихия. Копты известны также под именем монофизитов и монотелитов. Священники их женятся, но [192] монашеское состояние требует безбрачия. Епископы избираются из монахов. Вся служба совершается на коптском языке, которого не понимают сами священники, впрочем, большие невежды. 30) Копты-Католики. В Египте 5,000 католических коптов. Католицизм введен у них с недавнего времени. Они имеют епископа; священники их образованнеe, чем у якобитов. Кажется, католицизм содействовал тому, что они образованнее, нежели остальное коптское народонаселение. 31) Греки восточного исповедания. — Таких Греков около 3,500 душ. Они делятся на два класса: туземные, — класс самый многочисленный, — и привлеченные в Eгипет торговлею. Полагают, что первые, распространяясь по Нижнему Египту и происходя от древних греческих колоний, приняли восточное исповедание по причине частых сношений со старинною своей политической метрополией — Константинополем. Подобно иностранным Грекам, они повинуются в церковном yпpaвлeнии и патриарху, присланному из Стамбула. В Каире имеют они три религиозные здания: монастырь св. Георгия, св. Екатерины и церковь во имя св. Николая. 32) Греки-Католики. — Греков Католиков около 3,500. Большая часть из них Сирияне. Они только за несколько лет перед сим подчинились суду патриарха. 33) Армяне.— Армян до 2,000. Они большею частью восточного исповедания, имеют своих священников, церкви и своего патриарха. Есть несколько католических Армян, имеющих, для отправления обрядов своего исповедания, особенный храм. 34) Римско-Католики. — Католики римского исповедания состоят вообще из Европейцев. Иноки Святой Земли, монахи св. Франциска — священнослужительствуют в [193] разных римских церквах, состоящих под управлением владыки Святой Земли. Миссионеры пропаганды также имеют церкви в Египте. Папа недавно дал им епископа. Религиозные учреждения католицизма во все время находились под непосредственным покровительством Франции. Известно, что Франциск I-й и Людовик XIV держали их под своей опекой, посылая в Египет свои указы. 35) Соперничество христиан. — Мехмед-Али оказывает одинаковое покровительство этим различным вероисповеданиям, без всякого предубеждения к разногласиям, которые их отделяют друг от друга. Впрочем, в глазах мусульман все вероисповедания (не мусульманские), какие бы они ни были, равным образом считаются неверными. Между разными верованиями, существующими между небольшим числом Египтян не мухаммедан, заметна природная антипатия, зависть, соперничество, которые всегда поддерживали между ними жар-кий раздор; ныне он не так важен, потому что Мехмед-Али, беспристрастный ко всем, не покровительствует одному богослужению во вред другим. От этого происходит одно неудобство — неуважение, внушаемое мусульманам к христианской вере вообще; но до Мехмеда-Али этот раздор имел гораздо важнейшие следствия. Враги различных исповеданий, раздраженные одни против других, покупали защиту правительства: кто давал больше денег, тот был прав и получал более преимуществ. Тогда явились пронырливые спекулянты, которые посредством, религиозной ненависти получили право на жизнь некоторых, лиц, на разрушение церквей, принадлежащих той секте, против которой они были раздражены, и навлекали на нее гонения всякого рода. Понятно, что злоба, простертая до такой степени, должна [194] была дать мусульманам невыгодное понятие о религиозных добродетелях христиан. 36) Веротерпимость. — Мехмед-Али показывает пример веротерпимости, призывая разные религии обращаться к Богу в общей молитве. Каждогодно происходит церемония трогательная и глубоко-значительная: это — предписанное законом моление о разлитии Нила. Местом соединения служит небольшой остров Раудах. Там, возле нилометра, духовенство разных мусульманских сект, Евреи, христиане всех исповеданий, воздевая руки к небу, призывают — каждый на своем языке и по своему обряду — единого Бога. (пер. ??)
|
|