|
АТ-ТИДЖАНИ(между 706-708/1306-1309) ПРЕДИСЛОВИЕ Абу Мухаммад 'Абдаллах ибн Мухаммад ибн Ахмад ат-Тиджани жил между последней третью XIII в. и первой третью XIV в. Он известен, главным образом, благодаря своему труду «Рихла», которое описывает его путешествие в Тунис и Триполитанию с декабря 1306 г. по июнь 1309 г. (706-708 г. хиджры). Его рассказ содержит многочисленные сведения, которые впоследствии были использованы другими историками, в число которых, в частности, входит и Ибн Халдун. «Рихла» была издана Хасаном Хусни 'Абд ал-Ваххабом в Тунисе в 1378/1958 г. Она была переведена А. Руссо в JA, 1852 (с. 55-208), 1853 (с. 101-168; 354-424). Относящееся к интересующей нас части Африки известие сообщает об убиении по приказу царя Канема поднявшего мятеж сына египетского мамлюка Шараф ад-дина Каракуша ал-Гуззи, или ал-Армани. Этот последний в 568/1172-1173 г. вместе с племянником Салах ад-дина ал-Аййуби совершил из Египта поход на оазисы Ауджила, а затем Феззана. В Завиле он убил последнего ибадитского правителя из семьи Бану Хаттаб и на некоторое время захватил Триполи и Тунис. В 1212 г. он вместе со своим сыном был убит одним своим соперником Йахйей ал-Майурки, который после этого приказал в Ваддане распять на крестах их трупы. Действия другого сына Каракуша были направлены на возмездие за смерть отца. Выступившим против него царем Канема мог быть либо Ахмад Дунама (Дунама Диббалеми) (1221-1251), либо его преемник Кале, или 'Абд ал-Кадим (Каде Маталеми) (1259-1285). В архиве В. В. Матвеева сохранились лишь приведенные здесь биография и перевод отрывка из сочинения ат-Тиджани (по Ж. Кюоку); оригинал сочинения, по-видимому, остался ему недоступным. Редколлегия сочла возможным сохранить текст В. В. Матвеева с незначительными уточнениями, дополнив его отрывком из арабского текста (по изданию Хасана Хусни 'Абд ал-Ваххаба — 1378/1958, с. 111). ПУТЕШЕСТВИЕ РИХЛА /111/ ... Каракуш оставил другого сына, дело которого стало известным через некоторое время. Это был человек храбрый, щедрый и очень красивый, который притягивал к себе все взоры и все разговоры. Халиф ал-Мустансир пригласил его к себе на службу в числе своих солдат и доверил ему войско. Но сын Каракуша позволил себе увлечься духом возмездия и решил пойти по пути своего отца. Поэтому он вместе со своими товарищами бежал и добрался до Ваддана, где был убит его отец. Он опустошил страну. Тогда царь Канема спешно направил туда своего посланца, который убил сына Каракуша и таким образом избавил страну от его мятежа. Он приказал принести его голову в свою страну, куда многие приходили, [чтобы увидеть эту голову]. Это [произошло] в [шестьсот] пятьдесят шестом (1258 — 1259) году. (пер. В. В. Матвеева)Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. Восточная литература. 2002
|
|