|
АД-ДАРДЖИНИКНИГА КЛАССОВ ШЕЙХОВКИТАБ ТАБАКАТ АЛ-МАШАЙИХ Ад-Дарджини (ум. ок. 670/1272-73 г.) Абу-л-‘Аббас Ахмад ибн Са‘ид ибн Сулайман ибн ‘Али ибн Йахлаф (Йхлаф) ад-Дарджини был ибадитским законоведом, поэтом и историком. Год его рождения нам неизвестен, также мало известно о его жизни. Известно, что в 616/1219-1220 г. он отправился в Варглу, чтобы учиться у ибадитских шейхов этого города, и провел там два года. Вероятно, в это время он был еще достаточно молодым человеком. Родился он в небольшом селении Дарджии ас-Суфла ал-Джадида, около города Нафта. Его семья происходила из небольшого города Тамиджар, расположенного в области Джабал Нафуса в Триполитании. Представители этой семьи были берберами-ибадитами и славились своей набожностью и образованностью. Его предок ал-Хаджж Йахлаф ибн Йахлаф ан-Нафуси ат-Тамиджари был известным законоведом. Он жил в окрестностях города Нафта в области Билад ал-Джарид. Сын этого Йахлафа, благочестивый ‘Али жил во второй половине VI века хиджры (1155-1204) и занимался торговлей с Суданом. По-видимому, именно он во время одного своего путешествия обратил в ислам языческого царя государства Мали (Малли) в Западном Судане, если верить семейному преданию, которое наш автор Абу-л-‘Аббас Ахмад передает в своем сочинении “Китаб табакат ал-машайих” (“Книга классов шейхов”). Сын ‘Али ибн Йахлафа Сулайман (он был дедом Абу-л-‘Аббаса) был известным законоведом, жил в деревне Канума в области Билад ал-Джарид и слыл святым. Отец Абу-л-‘Аббаса Ахмада Са‘ид также был видным передатчиком преданий. Он поселился в селении Дарджин ас-Суфла около Нафты, и по этому селению его сын и наш автор получил свою нисбу. Абу-л-‘Аббас Ахмад после двухлетнего пребывания в Варгле вновь возвратился в Билад ал-Джарид и, в 633/1235-1236 г. поселившись в оазисе Тузар, продолжал работать над своими историческими трудами. Затем какое-то время он жил на острове Джерба, где, как известно, было многочисленное ибадитское население и где он пользовался большим уважением местных ибадитских ученых шейхов, высоко ценивших его, и как раз по просьбе этих шейхов он задумал составить свое сочинение “Китаб табакат ал-машайих”. По сообщению [26] более позднего ибадитского автора Абу-л-Фадла Абу-л-Касима ибн Ибрахима ал-Барради (IX/XV в.), поводом к составлению труда послужила просьба ибадитов Омана (откуда вернулся один из ибадитов Джербы) прислать им труд, в котором говорилось бы о биографиях членов ибадитских общин Северной Африки, живших в первые века после появления там хариджитских учений и в последующее время. Для этой цели было решено составить новый труд, о котором и просили Абу-л-‘Аббаса Ахмада. Труд был написан, вероятно, немного позднее 650/1252-1253 г. Несмотря на большой интерес, который представляет сочинение ад-Дарджини, оно не издано до сих пор (данное положение устарело 1) Рукописи его редки. Несколько копий существует в городах долины Мзаба и одна — в Польше, в коллекции ибадитских рукописей в Кракове. Последняя является основой всех работ, связанных с трудом ад-Дарджини. Труд ад-Дарджини демонстрирует глубокие знания автором традиционных мусульманских отраслей знания: арабского языка, арабской литературы, истории и законоведения. Язык сочинения достаточно изыскан и превосходит многие образцы ибадитской литературы Северной Африки. В сочинении можно отметить две части. Первая, посвященная истории проникновения ибадитов в Северную Африку, созданию ибадитского имамата, рустамидским имамам и биографиям некоторых магрибинских ибадитских ученых, по сути дела, является воспроизведением сочинения автора V/XI в. Абу Закарии Йахйи ибн Абу Бакра ал-Варджлани, точнее — первой части этого труда. Вторая часть представляет собой оригинальное творчество ад-Дарджини. В ней содержатся биографии ибадитских ученых и других знаменитых ибадитов. Биографии разделены на 12 хронологических периодов (табакат), каждый из которых включает 50 лет, что должно соответствовать жизни одного человеческого поколения. Внутри периодов-классов хронологически расположены биографии. Для составления второй части труда ад-Дарджини использовал значительное число источников. Среди них необходимо упомянуть исторические и биографические труды Махбуба ибн ар-Рахила ал-‘Абди (II/VIII в.) и Абу-р-Раби Сулаймана ибн ‘Абд ас-Салама ал-Висйани (IV/IX в.) Ад-Дарджини включил также в свой труд некоторые любопытные для нас детали жизни ибадитских общин в Северной Африке. Для интересующей нас темы интересен рассказ об обращении в ислам царя Мали. Поскольку сочинение ад-Дарджини до сих пор еще не издано, при переводе мы пользовались сочинением “Китаб ас-сийар” автора Абу-л-‘Аббаса аш-Шаммахи (ум. в 928/1521-1522 г.), в котором приведен рассказ ад-Дарджини. Комментарии 1 В архиве В.В.Матвеева сохранились два варианта биографии ад-Дарджини: краткий и более полный, основанный на публикациях Т.Левицкого. Последний приводится без каких-либо изменений, если не считать незначительной стилистической правки. При подготовке данного тома редколлегия сочла возможным включить текст отрывка из алжирского издания “Китаб табакат ал-машайих”, подготовленного на основе трех рукописей из частных собраний. В этом издании содержится и более полная библиография; смерть ад-Дарджини датирована в нем примерно 670/1272-1273 г. В то же время здесь же публикуется и перевод цитаты из ад-Дарджини, приведенной в книге аш-Шаммахи, позволяющий составить представление о степени сохранности оригинала в более позднем переложении. Трудно с уверенностью утверждать, насколько предание, изложенное ад-Дарджини, отражало реальное обращение в ислам какой-либо части населения “города Мали”. Отметим лишь, что в эпосе народа бамана, населяющего часть территории древнего Мали, действительно встречаются упоминания о принесении в жертву людей и кошек (например, “красного кота” вместо человека, по устному сообщению О.Ю.Завьяловой); впрочем, Т.Левицкий рассматривает всю историю обращения царя Мали в ислам как легенду. Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. Восточная литература. 2002
|
|