|
ЕВТИХИЙ
(САИД ИБН АЛ-БАТРИК)
НАНИЗАННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ НАЗМ-АЛ-ДЖАУХАР Мероприятия Хосрова Ануширвана в связи с последствиями маздакитского движения (Из “Летописи” Евтихия) После него [Кубада] царствовал его сын Кисра [Хосров] ибн Кубад, которого называют Ануширван. Он царствовал сорок семь лет и шесть месяцев; и это [его вступление на престол] было в четвертый год царствования Юстиниана, царя Рума. Кисра отдал приказание относительно глав маздакитов и изгнал их из своего царства и распорядился о том, что было из их имущества — из того, что они отняли силой, и вернул его [прежним] хозяевам. То имущество, на которое не было наследника, оставил у себя для исправления поврежденного и оживления того, что заброшено. Он рассмотрел дела тех, у кого захватили дом и имения, и вернул их этим [людям]. У того, кто захватил женщину силой, забрал ее и за вено взимал [у него] для нее вено вдвойне. В тех случаях, [198] когда он ей равен по происхождению 1, то отдавал ее замуж за него. Если у нее был муж, то давал ему имущество, равное ее вену при его женитьбе на ней. То, что он [Хосров] объявил о прекращении преследований людей, совершавших преступления 2, было выражением внимания к простому народу и нежеланием причинять ему вред.Он приказал, чтобы произвели перепись семей знатных и благородных, главы которых погибли и к которым вошла нужда, и их сирот и вдов, и предоставлял им то, что избавляло от нужды. Он обучал их сыновей профессии, которой они были достойны, и выдавал их дочерей замуж за равных им по происхождению из числа состоятельных людей. И приказал, чтобы рассмотрели жилища и имения, заброшенные по причине ослабления хозяев, которые были не в силах оживить их и рыть для них оросительные протоки и подземные каналы, чтобы к ним текли воды; и их хозяевам в их расходах он помогал деньгами и скотом. И он проявлял заботу о поселениях, которые были заброшены. “Eutichii Patriarchae Alexandrini Annales”, ed. L. Cheikho S. J., t. I, Berytim, 1906, p.207 Комментарии 1. Или по достоинству. Очевидно, имеется в виду равенство по положению в сословно-кастовом строе (см. документы № 2 и 3). 2. Имеются в виду маздакиты — активные сторонники маздакизма. (пер. ??)Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М. 1961
|
|