|
ЕВТИХИЙ
(СА'ИД ИБН АЛ-БАТРИК) (263/876-321 933 или 327/939 гг.) Са'ид ибн ал-Батрик (известный также под христианским именем Евтихий) представляет в арабоязычной исторической литературе православную христианскую традицию. Он родился в 263/876 г. Почти всю жизнь провел в ал-Фустате, занимаясь врачебной деятельностью. Как врач Са'ид ибн ал-Батрик примыкал к греческой школе. Помимо научных занятий, он принимал активное участие в делах православной (мелкитской) церкви в Египте; значение этой его деятельности достаточно ярко характеризует тот факт, что незадолго до смерти он был избран мелькитским патриархом Александрийским. Са'иду ибн ал-Батрику принадлежит носящее характер краткой всемирной истории сочинение под названием "Назм ал-джавахир" ("Нанизанные драгоценности"). Начинается эта книга от сотворения мира и доведена до 30-х годов X в. В последних ее главах основное внимание уделяется Египту. Положение Са'ида ибн ал-Батрика в системе мелкитской иерархии отразилось в том специальном интересе, который он проявляет к церковным делам. Именно этим и объясняется то, что наиболее интересные из немногочисленных его сообщений, касающихся Африки южнее Сахары, посвящены причинам перехода нубийцев от православия к монофизитству. (Следует указать, что фактически победа монофизитства в Нубии и Эфиопии относится к более раннему периоду, чем время существования Омейядского халифата (661—750 гг.)) Большинство же остальных сведений об Африке является пересказом либо библейских легенд, либо поздне-эллинистической исторической традиции. Книга "Haзм ал-Джавахир" издана Д. Селденом в 1658 г. с латинским переводом, выполненным Э. Пококком. Тексты, включенные в настоящее издание, воспроизводятся по изданию Селдена. Литература [J. Seldeno]. Contextio Gemmarum sive Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Illustris: Johanne Seldeno. Interpreter Edwardo Pocockio. Oxoniae, 1658. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. СПб., 1898—1902. НАНИЗАННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ НАЗМ АЛ-ДЖАВАХИР ... А из них, из потомков Хама, — тридцать два человека, поселившихся в Сирии; а она называется землей Кан'ана (потому что у Хама был сын по имени Кан'ан) и тянется до крайнего запада. Среди них -кан'аниты и филистимляне, египтяне, копты, мероиты, различные племена черных, ал-хабаша, нубийцы, ал-буджа, зинджи, аз-зутт, каран, ас-самира, аз-забадж, магрибинцы и берберы. И им принадлежат из островов двадцать шесть островов, а среди них Сардиния, Мальта, Крит, часть острова Кипр и прочие. И у них из письмен [имеется] шесть: египетское, нубийское, хабашийское, франкское, кутунское и канкали.......Приказал Господь Иешу', сыну Туна, чтобы сделал он ножи из камней кремня и чтобы поклонялись им сыны Исра'ила; и сделал он это. А одно из племен ал-хабаша, называемое ан-наджах, делают это до сего [времени]... ...Выступил против него ( Т.е. против царя Иудеи – Аса)( Зарах, царь кушитов (а они черные), а с ним тысяча тысяч бойцов. И встретил их Аса, царь Иудеи, а с ним триста тысяч иудеев и пятьдесят две тысячи из потомков Вениамина, и обратил он черных в бегство, и убил великое множество их, и взял все то, что было с ними... ...А когда услышала Клеопатра известие об Августе Цезаре, побоялась она его и испугалась. И укрепила она царство свое, то есть построила стену с восточной стороны — от земли нубийцев до Фарамы, по берегу Нила; и построила она также стену| с западной стороны - от страны нубийцев до ал-Искандарийи. И эта стена называется Стеной старой женщины... [112] ...А когда ушел он (Хосров I Ануширван) из Хорасана, прибыл к нему Сайф ибн Зу Йазан ал-Химйари, глава жителей Йемена, прося его о помощи против ал-хабаша. И послал он с ним одного из вождей своих с отрядом дайламитов; они завоевали Йемен и остались там... /386/ ...Со времени, когда бежал Георгий патриарх из ал-Искандарийи в Константинополь, в третий год правления 'Омара ибн ал-Хаттаба, [до того] как стал Козьма патриархом над ал-Искандарийей, в восьмом году правления Хишама, был престол ал-Искандарийи без мелкитского патриарха на протяжении девяноста семи лет. И захватили яковиты все церкви в Египте и ал-Искандарийи. А нубийцы нуждались в епископе, и утвердил им яковитский патриарх епископа, и нубийцы стали с этого времени яковитами... /473/...Что же касается Ахмеда ибн Тулуна, то он, когда завоевал Антакийу, возвратился в Египет. Он построил в Египте соборную мечеть в тени, над источником; и построил он больницу и соорудил резервуар, в который текла вода из источника для орошения, известного как [источник] ал-хабаш, в область племени Ма'афир... /477/...И возвратился Хумаравейх в Египет, и теперь он царствовал от ал-Фурата до страны нубийцев... (пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.
|
|