Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ АРМЯНО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ КАРАСУБАЗАРА В КОНЦЕ XVIII в.

Конфессиональная структура Крыма конца XVIII в., периода перехода Таврики под управление Российского государства, остается малоизученной темой. Большинство исследователей этнической и политической истории ограничивается характеристикой отношений православных и мусульманских общин. Отчасти это верно, учитывая численность приверженцев данных религиозных убеждений, а также степени влияния этих религиозных организаций в политической и культурной сферах. Однако в Крыму, как и в настоящее время, существовали религиозные организации, связанные с национальными меньшинствами, оказавшими также существенное влияние на культурное и экономическое развитие края. В частности, к ним относятся армянские общины, разделенные в конфессиональном отношении на приверженцев армянской апостольской церкви и униатов - армяно-католиков. Сложность освещения истории униатской религиозной общины связана с ограниченным числом документов и непродолжительностью ее существования.

Группа архивных документов, на которые мы опираемся в нашей работе [5], касается возвращения армян-переселенцев или так называемых новомосковских армян в Таврическую область из Екатеринославского наместничества в 1789-1790 гг. Судя по рапортам, в основном, это были армяно-католики, прибытие которых регистрировалось в Карасубазаре (г. Белогорск) и частично в Евпаторийском и Перекопском уездах.

Напомним, что во время переселения христиан из Крыма в 1778-1779 гг. для армянского общества были выделены земли в Поднепровье. Однако большинство переселенцев, неудовлетворенных условиями, после обращения архиепископа Иосифа Аргутинского к Екатерине II и получения высочайшей грамоты от 14 ноября 1779 г. [15, т. XX, № 14942, с. 878-879] направилось в устье Дона, где основали город Нор-Нахичеван. При этом армяно-католики, в основном, остались в Екатеринославле, получили обширные [562] льготы, предусмотренные «Жалованной грамотой, вышедшим из Крыма Христианам Римско-Католического закона в Азовскую губернию на поселение» от 14.11.1779 г. [16, т. XX, № 14943, с. 879-881]. Учитывая, что данные льготы распространялись на всех армян-униатов, вышедших из Крыма, независимо от избранного места поселения, часть из них переместилась в западные губернии. Что касается Северного Кавказа, то здесь армяно-католическая община, в основном, была представлена беженцами из Турции и Персии и только частично выходцами из Крыма [17].

Говоря о переселенцах армяно-католиках, следует отметить дарованные им Грамотой равные права с армянами, приверженцами апостольской (григорианской) церкви. Екатерина II, продолжая официально веротерпимую политику Петра I по отношению к католикам, тем не менее, создала все необходимые условия для ограничения влияния Папы Римского на ее подданных. В полной мере это касалось и армян-униатов, которые оказались в юрисдикции Могилевской католической епархии во главе с архиепископом С. Сестренцевичем [2, с. 28-31]. При этом необходимо упомянуть, что после завоевания Крыма Россией иезуитский орден, пользовавшийся в Крыму длительное время поддержкой итальянцев и даже крымскотатарских ханов, потерял всякое влияние в регионе [14, с. 466-467]. Вопрос же о создании отдельной армянской униатской епископии в конце XVIII в. вообще не рассматривался. К нему вернулись только через 30 лет после описываемых событий.

Присоединение Крыма к России вызвало новую волну миграции и стремление части армянского населения вернуться обратно на обезлюдевший полуостров. По мнению отдельных исследователей, причиной репатриации армян-униатов стали разорение и неустроенность на новом месте [13, с. 148]. Причем возвращение началось намного раньше известного манифеста 1798 г. о заселении Крыма иностранными колонистами, предоставлявшего широкие льготы поселенцам без учета этнической принадлежности и вероисповедания. В результате в конце XVIII - начале XIX вв. в Крыму стали возрождаться армянские общины. На начальном этапе своеобразным центром для репатриантов армяно-католиков стал город Карасубазар. Здесь был учрежден Армянский магистрат и Суд Римского закона [16, т. XXI, № 15700, с. 890]. Магистрат состоял из председателя, четырех заседателей, секретаря и четырех урядников. Общая сумма на его содержание составляла 1418 рублей в год. Суд Римского закона формировался из председателя, двух заседателей и секретаря. Годовая сумма на содержание чиновников составляла 818 рублей [5, л. 69].

В то же время необходимо отметить, что возвращение репатриантов в Крым было далеко не «безоблачным». В материалах Казенной палаты Таврического областного правления упоминается о взыскании крупных долгов государству со стороны армян, переселенных из Крыма в 1779 г. в Новомосковск (Екатеринослав), т.е. средств, полученных на приобретение леса, [563] строительство домов, лавок и пр. [2, л. 156]. Мы можем только предположить, что льготы, включая материальную помощь и выделение ссуд поселенцам, предоставленные армяно-католикам Указом 14 ноября 1779 г., касались переселенцев, закрепившихся на новом месте, а не тех, кто принял решение о возвращении на родину [16, т. XX, № 14943, с. 879-881].

Вероятно, именно с данными проблемами связана вторая группа документов, находящаяся в фонде Канцелярии Таврического областного правления, в которых речь идет о возвращении имущества армян-репатриантов [6; 7]. В деле «О возврате во владение выбывшими из Таврической области греками и армянами собственных домов, лавок и прочего» сосредоточены рапорта вернувшихся из вынужденной эмиграции жителей Карасубазара, с просьбами вернуть дома и имущество [6]. Как следует из материалов дела № 123 [7], дома и иные постройки, ранее принадлежавшие христианам, вышедшим из данного населенного пункта и брошенные ими на момент исхода, сформировали вакуфное имущество, приписанное к мечети, также перестроенной из бывшего армянского храма. Судя по материалам дела, российские власти в данном вопросе не спешили удовлетворять просьбы репатриантов. Причиной тому, вероятно, было особое отношение к таврическим мусульманам. Еще в Манифесте «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» [16, т. XXI, № 15708, с. 897-898] Екатерина II, от себя и от имени потомков, делая акцент на мусульманском населении, обязуется «...охранять и защищать их лица, имущества, храмы и природную веру», а в именном Указе князю Г А. Потемкину «О принятии крымских жителей и прочих татарских народов в Российское подданство» подчеркивает неприкосновенность «природной» веры и имущества [16, т. XXI, № 15798, с. 985-986]. В итоге, репатриантам пришлось вновь обустраиваться на полуострове. Если опираться на труд архимандрита Миная Медици «Путешествия по Польше и другим местам обитаемым армянами, переселившимися из древнего столичного города Ани» [12, с. 445-446], только в 1793 году армяно-католики Карасубазара соорудили деревянную церковь, а в 1810 г. на берегу реки Карасу заложили каменный храм во имя Св. Георгия, построив его за три года. Автор труда упоминает об армянском католическом храме как о самом красивом и величественном здании в городе.

Третья, наиболее поздняя группа документов, относящаяся к 1793 г., касается церковной политики Российской державы, направленной против распространения католицизма [4]. Прежде всего, это переписка Иосифа, архиепископа всех армян в России, с чиновниками различных рангов. Основная задача этих писем - добиться поддержки государственным аппаратом в вопросе недопущения принятия католицизма армянами апостольской церкви. В письмах отмечаются расширяющаяся практика перехода армян из апостольской (григорианской) церкви в униатскую армяно-католическую и требование [564] - препятствовать этим тенденциям, вплоть до высылки за пределы Крыма лиц, принявших католицизм.

Надо отметить, что находящаяся в деле переписка является прекрасной иллюстрацией конфессиональной политики в России. Внешне юридически не ограничивая деятельность католических религиозных организаций, Свод законов Российской империи содержал более тысячи статей, охранявших права «первенствующей» церкви, т.е. православия [10, с. 25]. Католическая и армяно-католическая церковь фактически не имела прав миссионерской деятельности. Переход иноверцев или лиц иностранного христианского исповедания в другие христианские религии допускался через разрешение светских чиновников и зависел от авторитетности священнослужителей и религиозной организации в целом. Соответственно, священники армянской апостольской церкви, приобретшей в силу исторических событий определенное доверие со стороны властей и не создававшей проблем престолу, стремились не допустить перехода прихожан в армяно-католическую веру, апеллируя к государственным чиновникам.

Прецедент перехода в католицизм в Карасубазарской общине вызвал протесты архиепископа Иосифа и его обращение как к светским структурам, так и к католическому епископу Станиславу, требуя исключить подобную практику и наказать виновных.

Подводя итоги анализа группы документов конца XVIII в., касающихся возвращения в Крым униатов армяно-католиков Карасубазарской общины, можно отметить следующие особенности:

- завоевание и присоединение Крыма к России вызвали волну обратного притока христианского населения Тавриды под защитой Российской империи. Тем не менее, переезд в Крым был осложнен чиновничьими барьерами, не позволяющими беспрепятственно осуществить репатриацию части христианского населения;

- возвращение на родину в конце XVIII в., в отличие от выселения в 1778-1779 гг., не стимулировалось государством материально. Более того, существовали юридические сложности с возвращением утерянного имущества, перешедшего, как брошенное, к мусульманским общинам;

- в отличие от швейцарских и немецких колонистов, приглашенных в Тавриду, в отношении армяно-католиков государство занимало более жесткую позицию в части ограничения численности католических общин в пользу армянской апостольской церкви.

В Приложении вводятся в научный оборот несколько архивных документов, касающихся исследуемого вопроса. [565]


Список использованной литературы и архивных материалов

1. Айвазовский Г., архимандрит. Заметка о происхождении Новороссийских армян // ЗООИД. 1867. №6.

2. Богословский К. Государственное положение римской католической церкви в России от Екатерины Великой до настоящего времени. Харьков, 1898.

3. Водарский Я. Е., Елисеева О. И., Кабузан В. М. Население Крыма в конце XVIII - конце XX веков (численность, размещение, этнический состав). М., 2003.

4. ГААРК. Ф. 799. Канцелярия Таврического областного правления, оп. 1, д. 323 «О запрещении армянам переходить в католичество».

5. ГААРК. Ф. 799. Канцелярия Таврического областного правления, оп. 1, д. 191 «По сообщению Екатеринославского наместнического правления адреса ... Новомосковскую в описи области армянах».

6. ГААРК. Ф. 799. Канцелярия Таврического областного правления, оп. 3, д. 8 «О возврате во владение выбывшими из Таврической области греками и армянами собственных домов, лавок и прочего».

7. ГААРК. Ф. 799. Канцелярия Таврического областного правления, оп. 3, д. 123 «По рапорту Карасубазарского коменданта секунд майора Сарандова с препровождением [прошения] армянских армян отдать им ... армянскую церковь ...».

8. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667) / Пер. и ком. Е. В. Бахревского. Симферополь, 1999.

9. Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998.

10. Кудрин Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века. М., 2003.

11. Меленберг А., Козлов-Струтинский С. Католическая энциклопедия. - Режим доступа: http://www.ecat.francis.ru/K/Kavkaz.html.

12. Медици Минай, архимандрит. Армянские древности Таврического полуострова. Извлечение из «Путешествия по Польше и другим местам обитаемым армянами, переселившимися из древнего столичного города Ани» / Пер. с армянск. X. Кушнерева // ЗООИД. 1877. № 10.

13. Микаелян В. А. История крымских армян. Киев, 2004.

14. Мурзакевич Н. Пребывание иезуитов в Крыму // ЗООИД. 1858. № 4.

15. Ованес М. Хосдегян (пер. с англ. П. Парфентьева). Армяно-католики. - Режим доступа: http://www.armeniancatholic.ru/ru/library/khosdegian.htm.

16. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XX, 1755-1780; XXI, 1781-1783; XXIII, 1789-1796; XXV, 1798-1799; XXXI, 810-811.

17. Селицкий А. И. Из истории армяно-католиков на Северном Кавказе // Научно-исследовательские работы. История армян Кубани. 28 мая 2007. - Режим доступа: http:// www.mashtots.ru/istoriya-armyan-kubani/nauchnye-raboty/iz-istorii-armyano-katolikov-na-severnom-kavkaze.

18. Тихонов А. К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв. СПб., 2008.

Текст воспроизведен по изданию: Особенности возрождения армяно-католической общины Карасубазара в конце XVIII в. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, Вып. XIX. 2009

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.