|
Заметки из архива Готфийской епархии в Крыму В библиотеке Одесского Общества Истории и Древностей хранится несколько старинных рукописных листков на греческом и русском языках, относящихся к истории Готфийской епархии существовавшей в Крыму, а потом в бывшей у нас Азовской губернии, до последних годов прошлого XVIII столетия. Тут мы нашли во первых одно письмо митрополита Готфийского и Кефайского Игнатия 1, к иконому своей церкви протоиерею Трифиллию, во вторых род дневника самого Трифиллия; в 3-х духовное завещание митрополита Игнатия; в 4-х два письма к тому же протоиерею Дорофея епископа Феодосийского и Мариупольского. Первые три рукописи написаны на турецком языке греческими буквами, а последние на греческом языке. 5-я записка русская, содержит краткую биографическую заметку о преосвященном Игнатие. Рассмотрим все эти документы по порядку: 1.) Наибольший, сравнительно, интерес [592] представляют заметки, или дневник протоиерея Трифиллия. В них вполне отображается страдальческое положение таврических христиан в XVIII столетии. Под гнетом многовекового варварского деспотизма мусульман, паства Игнатия совершенно, почти, утратила употребление греческого языка, - и вот старец занимавший почетную должность при своем митрополите, пишет заметки на турецком языке, только греческим алфавитом, перемешанным виде буквами русскими. Редко попадаются у него греческие слова и то с грубыми ошибками против правописания. Но для нас важна не внешняя сторона заметок Трифиллия, а интересно содержание их. Вот оно: «В 1759 году митрополит Гедеон рукоположил меня священником; 18 лет я служил при его доме, занимаясь письмоводством. По причине глубокой старости митрополита, я собственною рукою кормил его, когда он обедал. В 1769 году Гедеон умер. В 1771 году Апреля 23 митрополит прибыл в Балаклаву, в Георгиевский монастырь а 27 в Бахчисарай» 2. «В этом году началась война. От Татар великих страхов мы натерпелись; прятались где могли, в домах и самых шкафах. Митрополита я скрывал в известных мне потаенных местах. А Татары искали нас; если бы нашли, на куски изрезали бы. Девлет-Герей-Хан запер митрополита и меня во двор Капуджиев». За сим следует заметка без означения года «Августа 15 приехали из Кафы N N и отвезли митрополита в свой город. В то время Кафа была взята 3. Отправляясь, митрополит всю епархию поручил мне». «В 1772 году, в Декабре я взял у Батырь-аги стражу и привез митрополита из Кафы в Карасу-базар, где провели праздник Богоявления; отсюда приехали в Бахчисарай». «В 1772 году рукоположил меня протопопом и поставил меня управлять делами епархии. В отношении к делам Императорских войск и вообще поручениям высочайшей власти, я был не последним лицом. Когда до митрополита доходил какой слух, то для удостоверения он посылал меня, и за тем мы извещали кого следовало. Однажды он меня послал соглядатаем для узнания: есть-ли в лесах татарские войска». [593] «В 1772 году у везиря ханского я взял стражу, чтобы привезти митрополита Игнатия из Кафы в Бахчисарай. Когда мы переехали Карасу-базар, некто Ширин-Мурза производивший в тех местах разбой, покусился умертвить нас; мы бежали и спаслись во дворе Самуил-Мурзы». «1773. Митрополит однажды послал меня в село Бешев 4. На пути, в утреннее время, пьяные Татары погнались за мною с обнаженными саблями, я бежал; Бог меня сохранил». «1774.. Произошли смуты. Стражу из Донцов, всего сколько ее было, Татары умертвили, сделали набег на мой дом; двери прорубили топором, напавших было 300 человек. В потаенном месте Господь меня спас и не предал в руки злодеев. Девлет-Герей-Хан меня вместе с митрополитом в дворе Капуджиев 5 заключил и держал нас два месяца, за тем взял 500 червонцев и выпустил. В том-же году, когда я ходил в с. Богатырь, Озен-Башлии, в лесах встретились со мною Татары, они вынули свои сабли, я бежал к находившимся вблизи пахарям которые и спасли меня. Когда они сожгли селение Русохат возле Балаклавы, я находился в Камаре 6; это опасное лесное место, со стороны Черкес-кермана и долины Байдер. Татары с обеих сторон опередили меня около 3-х часов; спасся успев уговорить их словом. Многое я испытал, занимаясь делами епархии». «В 1778 году, мы (т. е. вся паства Игнатия) вышли из Крыма в Екатеринославскую губернию, тут был получен указ, по которому в Новоселице 7 отведены были нам квартиры». «В 1779 году июня 21, Высочайшею волею Императора митрополит Игнатий был призван в Петербург. С собою владыка взял и меня протопопа Трифиллия. 2-го июня, в воскресный день был въезд наш в столицу. По окончании дел митрополит послал меня вперед в Москву, а отсюда я по его воле отправился в Самару» 8. В 1789 году, старец еще раз упоминает о своем путешествии в Петербург с митрополитом Игнатием. За тем описав тяжкие удары посетившие его семейство, тем заключает свои заметки: «силы мои оскудели, я стар и жить мне остается немного .... Осушите мои слезы высокопреосвященнейший владыко, чем можете; - власть ваша велика. Впрочем, как знаете»... 9. Этими словами, [594] вероятно, заслуженный священнослужитель просит своего владыку обеспечить наследников его, исходатайствовав ему безбедное содержание. 2) Письмо преосв. Игнатия к о. Трифиллию. Оно написано к нему из Петербурга в Москву, содержания не важного; даются протоиерею некоторые приказания и больше ничего. 3) Предсмертное завещание митрополита Игнатия написано (впрочем по форме судя, в черне) на турецком и греческом языках. Тут говорится следующее: «После исповеди и приобщения св. Таин, митрополит, на смертном одре, объявил почетным представителям паствы свою волю относительно остающегося у него имущества». За тем следует распределение денег разным лицам, и между прочим на имя икономоса 10 записано 100 рублей. Трем церквам Мариупольским отказано 75 руб., священникам и приходским бедным 20-ти селений Мариупольского округа по 20 рублей, и т. д. Завещание показывает что дом митрополита владел и недвижимым имуществом как то: рыбным заводом, постоялыми дворами и лавками. На вопрос некоторых: кому святитель отказывает все это? митрополит отвечал: «жду из Таганрога писмоводителя моего, ему поручу написать все подробно». 4.) Некоторым пособием для биографии святителя может служить краткая заметка о жизни Игнатия. Автор ее, родственник Игнатия 11, пишет: «из всех сведений, какие мог я собрать открылось только следующее: покойный дядя мой митрополит Игнатий Готфийский и Кефайский, был облечен в сем сане Константинопольским патриархом, послан был от него для управления паствою христиан на Крымском полуострове находящеюся. Но в каком году было его возведение в митрополита и приезд его в Крым, неизвестно. Кроме, что он долгое время под игом крымского Хана Шагин-Герея управлял тою паствою, состоял под непосредственным начальством помянутого патриарха, доколе, как из высочайше пожалованной нынешнему Мариупольску обществу привеллегии видно, склонил оный митрополит паству свою перейти с ним в подданство России». 5.) По кончине преосвященного Игнатия (16 Февраля 1786 года), епархия его была поручена викариям Екатеринославской епархии, имевшим кафедру свою в Старом-Крыму. Первым из них был Дорофей, родом грек, посвященный в сей сан 7 Марта 1787 года из архимандритов Нежинского Благовещенского монастыря, с наименованием его [595] Феодосийским и Мариупольским. От этого архипастыря в нашем сборнике имеются два письма к упомянутому протоиерею Трифиллию. В первом епископ предписывает ему снять кувуклию или балдахин, осенявший гробницу митрополита Игнатия, покоющегося в Мариупольском Харлампиевском соборе. «Кувуклия говорит архипастырь, занимая много места, стесняет молящихся». А во втором, собственноручном, дает приказание тому же настоятелю собора устроить архиерейское кресло — (JronoV) и горнее место в алтаре. Приводим этот документ, целиком, как характеризующий епископа. «Почтенный иконом отец Трифиллий! Здравствуй! «Удивляюсь тебе, что ты прожил столько лет с архиереем, не знаешь своей должности. Не знаю однако, кого более надо винить; тебя ли столь небрежного к должности, или покойника кир-Игнатия, который не знал владычествовать над тобою; тем более, что он почтил тебя высшим саном. В церкви нет еще трона архиерейского, и ты спишь спокойно. Нет горнего места (сопрестолия) а ты спокоен. Нет пробудись! Вот приедут к вам диаконы и певчие; смотри чтобы я нашел и трон и горнее место, дабы потом не плакаться в старости. А каким образом это должно устроить, спроси диаконов, они тебе растолкуют. Подарок же твой, присланный с Агафангелом возвращаю: будь здоров с ним. До свиданья.» … Протоиерей С. Серафимов. д.ч.о. Одесса, Декабря 1866 г. Комментарии1. Основателя нынешнего г. Мариуполя и с его округом. 2. Разумеется прибытие митрополита Игнатия на паству. Предшественника Игнатия митрополита Гедеона, ученый Кеппен пропустил в списке Готфийских епископов (см. Крым. Сборн.). Между тем Гедеон более 30 лет правил многострадальною Готфийскою паствою. Он был 22-й митрополит Готфийский в Крыму; пришел сюда в 1725 году Ноября 25. Сохранился ферман выданный ему от султана. См. II т. Записок, стр. 680, Кафедра митрополита в это время была в предместии Бахчисарая, в Мариямполе. 3. Русскими войсками, под предводительством князя Долгорукова; впоследствии наименованного и "Крымским". 4. Селение не подалеку от Бахчисарая. 5. т. е. привратники. Это полицейская команда Хана. 6. Селение неподалеку от Балаклавы, тут-же и Узенбашь. Русохата теперь не существует. 7. Так назывался тогда нынешний Новомосковск, уездн. город Екатериносл. губ. на речке Самаре. Тут была зимовка крымских христиан, переселенных митрополитом Игнатием на берег Азовского моря. 8. Нынешний Новомосковск. 9. Обращение к архиепископу Гавриилу, собиравшему сведения о Готфийской епархии. 10. Протоиерея Трифиллия. Потомки этого почетного священнослужителя доселе служат алтарю Господню в Мариуполе его округе. 11. Коллежский советник Хозадинов. Текст воспроизведен по изданию: Заметки из архива готфийской епархии в Крыму // Записки Одесского общества истории и древностей, Том VI. 1867 |
|