|
1671 года. Перевод с печатной тетрати Симона Старовольского с показанием способов, как можно разорить Перекопских (Крымских) татар (Крымские дела св. 60, № 29). В печатной тетрати Симона Старовольского, какова печатана в Кракове в типографии Войтеха Горецкого в 1671 году на разорение Перекопских татар напечатано…………… вор урожденного Падчевского о не разор………………………прочитав шляхетное рыцерство показалося мне быть дело истинно и в нынешние безчастные времена наши надобное не токмо похвалити рассуждение толь мудрого человека, но також прибавить еще свое препростое разумение и подать оное на рассуждение мудрым в речи посполитой людем о разорении татар перекопских, которых по се время из Таврики не извержем и полским селением того Херсону не населим, до тех мест, елико могу усмотреть, миру от них иметь не будем и не употребим благополучно изобилия Подолской украины, тамошние места воинскими запасами утвердив не токмо возможем силе их татиной оборону учинить, но и Турку самому страшны будем и Москвитина толь долго лягающегося удобно усмирим, Волохи нас слушать должны будут, а Седмиградцкой с Мултянами желателнейши нам будут. Сверх того приумножим казны Речи Посполитой, плавание в Восточные страны учинив. Возможем сравнятися со всяким силнейшим народом не токмо с соседственными государи и можем, даст Бог, разширяти огороды наши, так как прежде сего Римляне, Греки, Парты, ныне Гишпаны, Турки, Сынелчики чинят. Не неудобная вещь будет толь высоко славу имени нашего вознести, которую когда б беспрестанно пред очима имели, так как и блажении предки наши зачали, не отпала б никогда поморская земля от нас, не отступили б слежаки братия .... ного берегу с нами, удержали б .... хов и Моравов, которых толь многократ под собою имели, не воспоминая старых деев, не упустили б ныне Москвы, Свеи, Волох, Мултян так счастливо нажитых и Лифлянских толь долгих хлопот не употребляли б. [6] Ничтоже ино есть, токмо готовость Речи Посполитой к додержанию всякой войны без налоги и смятения подданных, се есть той войны, которую сами против порубежных за подлинною причиною поднимаем, называя оную по-латине войною досадителною и оную которую против нас соседи наши и дальнейшие народы поднимают, называем войною оборонителною, яко бы оборону самих себя от насилия, а не воевание иных. А что ж когда б все те пустыни населили, которые суть меж реками Днестром и Днепром даже до Черного моря, как старые князи Киевские держали, какие бы им плодов изобилия какие достатки были. Что ж егда б Виссаравию ея со изобилными пищами и с ловитвенными озерами, где от многих лет по истинне не орана земля лежит, даже до устья Дунаю, могла б неизчетные прибыли изобилием своим принести. Что ж когда б Таврику самую з жирной земли сотворену, толь много стад хранящую, толь много пристаней имущую, с которых прибылнейшее плавание к пристанищу Астараханскому, Костантинополскому и к рубежам Персидским и Китайским. Новые денги, которые ныне на кварцыаного, сиречь на четвертного желнера и на сабли татаром даваны были, обратити на промысл Речи Посполитой казенными, водоплавание в восточные страны учинив не велик, и то……………………… плавцов…………………...аже и изо Гданска ......... тех которые знают ходити по морю и указав им подлинной месячной корм велеть прежде проведать и осмотрить береги, пристани и заводи оного моря, по сем товары осмотрив пушками выслати и дати прикащика, строителя и роздатчика с учтивым именованием, яко Венецыяне, Геневяне, Рагузане, Индерляне, Агличане и Король Гишпанской творит, а чтоб такие товары удобнейшую свою продажу имели, совокупити Восток з Западом и Черное море з Белым, перекопав Двину з Березиною, которая в Днепр впадает, а в пяти токмо милях обе те реки идут месты ровными песчаными и удобными к прокопанию и будет от того великая прибыль, какой давно мудрые люди усматривают. 1596 мая 27. Дело о выдаче выезжему из Крыма греку Пасхалию на монастырь Салаченский по жалованной грамоте милостыни 15 руб. (Крымские дела, № 5, св. 1/в). Лета 7103 Майя в 27 день по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу память боярину князю Ивану Васильевичю Ситцкому. Приехал ко государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии ис Крыму с крымскими гонцы из монастыря от Пречистой из Салачика греченин Пасхалей бити челом о милостыне, а наперед сего посылано в тот монастырь ко Пречистой в Салачике по [7] государеве жалованной грамоте милостыни по пятинатцати рублев, и ныне вы бояре приговорили послати в тот монастырь з греченином с Пасхальем пятнатцать же рублев денег, и боярину князю Ивану Васильевичю Ситцкому велети те денги пятнатцать рублев прислати в посолской приказ к дияку к Василью Щелкалову, а из посолскаго приказу дияк Василей Щелкалов велит те денги отдать греченину Пасхалью. 1681 г. июля 9. № 15. Реестр дела Крымского двора с 1474 по 1779 г. учиненный действительным статским советником Николаем Бантышем-Каменским в 1808 г. Прозьба Крымскаго Греческаго монастыря. 1681 г. июля 9, выписать из прежних государских указов. Царю Государю и Великому князю Феодору Алексеевичю всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом молитвенник Государев, поданной ханов величества крымскаго христианин Греческого православнаго Гикаелитов ктитор святое восточные церкви Пречистые Богородицы что в Бакчисарае в марине горе на солончюк. Претки ваши государские блаженные памяти великие Государи цари и великие князи российские имели призрение на святые церкви божии в крымских пределах обретающихся ко Пресвятые богородицы чюдотворния иконы иже на солончюке да по селам стоящих храмов святого иоана Предотечи и святого мученика Феодора Стратилата, давали свою государскую милостыню денгами, святыми иконы погодно и о том даны им государьские жалованные грамоты за вислою красною государьственною печатью которая и ныне со мною есть и присылывалася та ваша государьская милостыня в Крым с посланники а иное на москве давано во время присылки крымских послов и от многих Государь преминущих лет воинского ради нахождения та ваша государьская милостыня на москве не давана и в крым не присылана а ныне Государь за помощию божиею меж вами великими государи учинился мир и я богомолец твой Государев к вам великому Государю надеясь на вашу государьскую исконную милость и призрение на святые церкви прибрел побити челом о той вашей государьской милостыни за прошлые годы и впредь будущие лета. Милосердый Государь Царь и великии князь Феодор Алексеевич всеа великие и малыя и белыя Росии самодержец пожалуй меня иностраного богомолца своего государева призри своим государьским милосердием на святыя божия церкви своим государьским денежным жалованьем и святыми месными и напрестолними иконы, как тебе великому Государю Бог известит. Царь Государь смилуйся пожалуй. Сообщил Д. ч. Общества Ф. Ф. Лашков. Текст воспроизведен по изданию: 1671 года. Перевод с печатной тетрати Симона Старовольского с показанием способов, как можно разорить Перекопских (Крымских) татар; 1596 мая 27. Дело о выдаче выезжему из Крыма греку Пасхалию на монастырь Салаченский по жалованной грамоте милостыни 15 руб; 1681 г. июля 9. № 15. Реестр дела Крымского двора с 1474 по 1779 г. учиненный действительным статским советником Николаем Бантышем-Каменским в 1808 г. // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 17. Одесса. 1894 |
|