|
МАРТИН БРОНЕВСКИЙМартин Броневский — видный польский дипломат и государственный деятель. Служил при дворе польских королей Сигизмунда-Августа и Стефана Батория. В 1570-х годах Броневский дважды побывал в Крыму в качестве польского посланника, что позволило ему собрать материал для подробного описания Крымского ханства («Описание Татарии»). Это сочинение, изданное впервые в Кельне в 1595 г. на латинском языке, было в свое время в европейской литературе лучшим на данную тему; оно многократно переиздавалось и переводилось на разные языки. В «Описании Татарии» Броневский сообщает попутно некоторые данные, небезынтересные для истории и этнографии адыгов; в частности, в этом описании имеется небольшой раздел, посвященный кабардинцам. Из этого раздела, озаглавленного «Пятигорская область и ее жители», ниже приводятся отдельные выдержки. Мартин Броневский в общем был плохо осведомлен о населений Северного Кавказа; его сведения о кабардинцах, полученные из вторых рук, были настолько неточны, что он даже путает Пятигорск с Колхидой, т. е. с Западной Грузией, которая так именовалась в античную эпоху. («Описание Татарии». Кёльн, 1595 — перевод с латинского Е. С. Зевакина (публикуется впервые)) ОПИСАНИЕ ТАТАРИИTARTARIAE DESCRIPTIO ОПИСАНИЕ ТАТАРИИ Близ Манкопии (Манкуп или Мангуп — крепость в Крымсхой Готии) и Черкескермена — новой турецкой крепости, названной по имени Черкеса, находится некогда существовавший город и весьма древняя крепость (Эски-Кермен в Крыму); она не имеет теперь никакого названия ни у турок и татар, ни даже у самих греков, по причине своей глубокой древности. Она была разрушена во времена: греческих князей, о которых в этом месте идет весьма дурная слава из-за преступлений, постоянно совершавшихся ими против бога и людей. На этой каменистой горе, где она расположена, имеются жилища, с удивительным старанием, высеченные в скале, которые в большинстве случаев сохранились в целости, хотя место это теперь покрыто лесом. Храм, украшенный мраморными и витыми (изогнутыми) колоннами, свидетельствует, о былой славе и значении этого места, хотя в настоящее время он разрушен и распростерт на землю. [54] Керчь — город и крепость татарских ханов. Против этого города или крепости на другом берегу пролива, который простирается [здесь] в ширину более чем на милю, находится весьма сильная крепость Тамань, которая, по мнению Страбона, и называлась прежде Фанагорией и представляла собой ближайший к Азии город, основанный милетцами. В нем существовал торговый пункт, пользовавшийся большой известностью. По-видимому, эти крепости были выстроены и укреплены генуэзцами, которые содержали там значительный гарнизон. Крепость Керчь разрушена, так как турецкий султан не дозволил татарскому хану иметь какие-либо другие крепости во всей Тавриде, кроме Перекопа, где он содержит гарнизон. Что же касается Тамани, находящейся на самом краю Тавриды и смежной с обширной областью пятигорской, которую Птоломей и Страбон называют Колхидой, то эта крепость была укреплена сезиаком (Военачальник или комендант города), или префектом, и в ней был расположен постоянный гарнизон значительной силы. Пятигорская область и ее жители Область пятигорцев, или Колхида (Отождествление неверное. Область пятигорцев — Кабарда), простирается до Каспийского, или Гирканского, моря и покрыта горами и огромными лесами, которые можно видеть уже на самой ее границе. Это — совершенно свободный народ, имеет многочисленных и храбрых князей, которым подчиняются отдельные племена и роды. И хотя они называются христианами и известно, что большая часть их была таковыми еще во времена генуэзцев, но, лишенные в дальнейшем храмов и [покинутые] священниками, они теперь сохраняют лишь смутное представление о религии. Большинство из них — идолопоклонники, хищные и грубые во взаимоотношениях между собой, но гостеприимные и щедрые с чужестранцами. Родители, будь то [люди] более знатного или простого происхождения, продают своих собственных сыновей в рабство, а дочерей в жены туркам и татарам и даже некоторым христианам; так же поступают они с теми, которых тайно похищают друг у друга и продают [их] за море чужестранкам самым варварским способом. Он [хан] предпочитает более всех и выше всех ставит черкесов, ногайцев и пятигорцев, которые весьма ловки, крепки, храбры и воинственны. Наиболее знатные из них [татар] своим богатством и роскошью дома мало чем отличаются от турок. Жен имеют они, по закону Магомета, столько, сколько пожелают и в состоянии содержать, и по большей части покупают себе женщин у пятигорцев; они содержат их, если и не роскошно, то, во всяком случае по обычаю своего рода, достаточно: хорошо и прилично, а [55] тех, от которых у них дети, с еще большим почетом и уважением. Татары служат хану или татарским вельможам причем не получают за это никакой платы, а только одежду и пропитание. Остальные же, и таких большинство, проводят время праздно. В городах и поселениях весьма немногие унимаются торгов лей еще менее того промышленностью и ремеслами, и если находятся там какие-либо купцы или ремесленники то это - или христианские рабы, или же турки, армяне, евреи черкесы, пяти горцы (тоже христиане), филистимляне или цыгане. Текст воспроизведен по изданию: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974 |
|