Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЯН ГУС

СОЧИНЕНИЕ О ВЫМОРОЧНОМ НАСЛЕДСТВЕ

Среди многочисленных привилегий, которыми обладал господствующий класс в эпоху феодализма, было так называемое “право мертвой руки”, согласно которому имущество умерших крестьян переходило их господам. В феодальной Чехии “право мертвой руки” (“brani odumrti”— отобрание выморочного наследства), особенно широко осуществлявшееся на юге страны, имело место вплоть до XV века. После смерти зависимого крестьянина феодал брал не только землю, но также и жилой дом и все движимое имущество, в первую очередь домашний скот.

Отобрание выморочного наследства вызывало постоянные волнения среди крестьян; во второй половине XIV века эти волнения приняли характер открытых выступлений крестьянства против феодалов и прежде всего против духовных феодалов, так как на землях, принадлежавших церквам и монастырям, присвоение имущества умерших крестьян практиковалось особенно часто.

Опасаясь восстаний крестьянства, феодалы с конца XIV века несколько ограничили присвоение крестьянского наследства. В 1386 году распоряжением пражского архиепископа право мертвой руки было отменено в отдельных владениях архиепископства.

Вслед за этим вокруг вопроса о крестьянском выморочном имуществе развернулась правовая дискуссия, в которой приняли участие ученые каноники и юристы. Одни из них отстаивали право феодалов наследовать имущество умерших крестьян, другие решительно выступили против, в числе последних был Ян Гус.

Широко используя библейскую аргументацию, Гус изложил свои взгляды по данному вопросу в форме послания к другу-земану. Великий чешский патриот писал, что имущество крестьянина “добыто его усилиями, и он — господин своего имущества, а ты, пан, всего лишь его защитник и судья и за это берешь с него плату и службу....”

Несмотря на религиозную оболочку социальных взглядов Гуса, приводимый документ рисует его как выразителя интересов широких народных масс и в первую очередь крестьянства.

Еще более резко Гус протестует против несправедливости, царившей в судах. Он смело говорит о том, что паны рады преступлениям своих людей так же, как священник — смерти, а лекарь — ранам, так как все они от этого получают доходы в виде судебных штрафов, платы за требы, платы за лечение.

Хотя сам Гус в своих сочинениях и в публичных выступлениях не призывал к борьбе против существовавшей общественной и политической феодальной системы, Великая Крестьянская война, развернувшаяся через четыре года после сожжения Гуса на костре инквизиции, расширила его требования и воплотила их в революционной программе таборитов. Письмо Яна Гуса о выморочном наследстве, написанное за год до казни, относится, таким образом, к периоду, непосредственно предшествовавшему Крестьянской войне 1419—1434 гг.

Перевод выполнен по изданию Prameniy k dejinam statu a prava v Ceskoslovensku. Chrestomatie. Red. prof. V. Vanecek, C. I, Praha, 1957, sir. 236.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.