|
ПАНА АНДРЕЯ ИЗ ДУБЫИЗЛОЖЕНИЕ ЧЕШСКОГО ЗЕМСКОГО ПРАВАЗЕМСКОЕ ПРАВО10. Чешское земское право установлено давно, еще от (времен) язычества и особенно от Пшемысла-пахаря и от тех панов, которые были в то время. И тому имеется верное доказательство, ибо в нем сохранилось много языческих обычаев, как-то очищение каленым железом или погружением в воду. И этот обычай действовал непрерывно вплоть до императора Карла и до архиепископа Арношта I Пражского. Император отменил этот обычай с полного согласия архиепископа и всех панов и земан... 11. Это земское право, существующее под чешской короной, делится на три (части): одно, которое поддерживает непосредственно королевский престол — им король издавна наделен панами для упрочения его величества. Это — дворцовый суд, который имеет своих урядников и судебные книги, о нем я здесь не хочу писать... И этот суд отличается от свободного земского суда, ибо люди вызываются в него иначе, чем в свободный (суд) и иные здесь обычаи. Привилегиями панов города, монастыри и разные служебные люди различным образом исключены из (компетенции) земского суда, о всем том я умалчиваю. Другое право — духовное, правосудие по которому учиняется архиепископом в соответствии с каноническим правом, о нем я также хочу умолчать. О ЗЕМСКОМ ПРАВЕ 12. Но, о третьем, то есть о земском свободном праве, я хочу здесь написать, что это право в своем установлении было и должно быть свободным, что каждый человек, начиная от короля и до ткача, кроме вышеуказанных, не мог противостоять или избежать этого права никоим образом, и особенно — о свободной дедине каждый мог к этому суду быть вызван панами, и должен был их судом и решением удовлетвориться, лишь единственное исключение — привилегия короля. И об этой привилегии пражский земский суд вполне осведомлен, в чем и как и против кого король имел преимущество. И потому называется это свободным (судом), что в древние времена решение панов имело силу против каждого человека и было сохранено, и кто шел против обычного права или не придерживался его, тому паны мстили очень сурово... В древние времена, кто перед судом провинился словом или речью, немедленно заключался в башню; и кто обнажал свое оружие, тому отсекалась рука; и кто ранил или в действительности ударял, тому немедленно отсекалась голова на пороге, где был суд... Потому право было свободным, что его защищала свободная рука; а теперь оно зависимое, потому что, осуществляя судебный процесс и неся расходы, не имеют помощи и охраны от права. Пусть это будет жаль богу и добрым, людям. ЗДЕСЬ ГОВОРИТСЯ ОБ ОТПРАВЛЕНИИ СУДА 13. Согласно этому свободному праву о каждом деле, будь то о дедине, о долге, об ущербе, о вражде, убийстве, насилии, изнасиловании, похищении или что другое, каждый человек должен удовлетворяться судом, иных всех действий или мести не допускается под угрозой (утраты) чести, доверия и изгнания из страны как душегуба и земского злодея и под утратой всего своего имущества и наследства, как об этом свидетельствуют общие решения панов и записано в земских книгах. Но, к сожалению, еще многие, не признающие права, иначе осуществляют свою волю. И почему это? Прежде всего потому, что провинность не получает отмщения и где вина легко сходит с рук, там господствует злая воля, которая всегда должна бы быть отмщена. ЗДЕСЬ ГОВОРИТСЯ УЖЕ О ВЫЗОВЕ В СУД 15. Имеются различные вызовы в суд: некоторые из-за наследственной дедины, другие из-за залога, или вена, иные из-за различных насилий, как-то убийства, грабежа, изнасилования девушки или вдовы, похищения, кражи золота, (захвата) кобыльего поля (пастбища), большого долга или залога, и других дел, относящихся к собственности или наследству. И все эти вызовы в суд осуществляются трижды, так или иначе, как будет далее написано, кроме вдов, коим из панской милости разрешено, чтобы могли вызвать в суд к своим земским книгам однократно из-за своего вена, будет ли что там записано... И кто эти три вызова должен осуществить, это должен знать коморный староста, в какие недели или сроки; но необходимо обеспечить, чтобы каждый из трех вызовов в суд был объявлен (ко всеобщему сведению) не менее, чем за 2 недели и не более, чем за шесть. И так от сухих дней и до сухих дней должен быть полностью праведен троекратный вызов в суд и как он происходит или должен происходить, об этом слушай далее. УМЕНИЕ ЗАЯВИТЬ ЖАЛОБЫ 43. Во всех тех жалобах нет иного умения, кроме, когда это нужно, обратиться к услугам речника (адвоката). Этот возьмет себе вознаграждение, составит жалобу, всегда более лживую, чем правдивую; и это еще идет от языческих обычаев, где право определялось по усмотрению, а не по правде. И так теперь продолжается до изменения панами. ХОЧУ ПИСАТЬ О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАВЕ, ТО ЕСТЬ О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВА И О ПОТЕРЕ ПРАВА 58. Право теряется по различным причинам, иногда потому, что одна из сторон не придет к первому удару в колокол, хотя и не заболела, или не обеспечила себя иначе, как установлено правом. Потому другая сторона дает памятную и тот, кто допустил это, сразу же теряет тяжбу... И то же, когда присягает в часовне на кресте и не удается, в этом случае урядники (Верховного земского суда) имеют ту же самую власть, и эта власть им издавна предоставлена панами, потому что присяга сама освобождает или приводит к утрате (права). И также, кто в начале процесса плохо назовет себя, теряет свою тяжбу и о том имеется большое количество панских приговоров. И также, если приведет свидетелей и не назовет их по имени, откуда они и против кого. Так бывает, что в начале процесса право теряется. СОГЛАШЕНИЕ ПОСЛЕ УТРАТЫ ПРАВА (В ПРОЦЕССЕ) 63. А соглашение после утраты права (в процессе) есть напоминание истцами ответчику, который утратил (право) либо по решению суда, либо взятием на себя (обязательства). И это соглашение не может заключаться ранее, чем по меньшей мере через две недели после утраты права. Если далее истец оставляет, то это в его воле и его праву не вредит до 3 лет и 18 недель, лишь бы то не прервала смерть истца или ответчика.... ДРУГАЯ СТАДИЯ ПРАВА (ПРОЦЕССА) 64. Через две недели после того соглашения может быть другая стадия права (процесса), то есть ввод. И этот ввод различен в зависимости от различных жалоб и утраты права. Так, бывают одни вводы, с которыми обращаются к коморнмку, и другие, с которыми обращаются к судье и писарю, и третьи суть, с которыми обращаются ко всем трем; и об этом хочу сейчас писать, как научен. ВВОДЫ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРИНАДЛЕЖИТ КОМОРНИКУ 65. Вводы, осуществление которых принадлежит коморнику, суть те вообще, которые касаются наследственной собственности и в них потом не требуется никакой оценки, ибо коморник сам является паном-собственником, и кто от него добывает право, каждый может иметь право собственности и эти дела суть: все жалобы, относящиеся к дедине, ввод за убийство, ибо сразу же после ввода тот должник или убийца должен быть лишен права наследственного имения, а истец — введен; его ввод (по делам) из-за кобыльего поля и также из-за иных всех дел, которые относятся к наследственной собственности. И это я лучше объясню далее, где буду писать об оценке. ВВОДЫ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРИНАДЛЕЖИТ СУДЬЕ И ПИСАРЮ 66. И вводы, осуществление которых принадлежит судье и писарю, суть все остальные: о вреде, о долгах, будь-то из-за вена или еще чего-либо. О ПАНОВАНИИ ИЛИ О БРАНИИ С ОДНИМ КОМОРНИКОМ 68. После этого следует иная стадия или часть права (процесса), означенная словом панование (овладение) или брание (лишение прав), и это слово употребляется — панование после утраты права, а другое — бранна — .после утраты стороной записанного в земских книгах права, .ибо в записях значится так: чтобы мог брать с одним коморником или вступить в право собственности над дединой и т. д., как о том свидетельствует запись. А то брание иногда бывает с ущербом, иногда и без ущерба. РЕШЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ, ЧИТАЙ УСЕРДНЕЕ 74. Эта оценка не относится к ведению каждого урядника (Верховного земского) суда, а только коморника, ибо есть замок всего права (процесса), потому что оценка всё право замыкает. И потому различно для различных поводов, ибо это хорошо уже известно из сказанного выше, что является замком всего права (процесса), а прав имеется много и они различны. Поэтому те права — из-за их различия — этот замок замыкает: иначе (в делах) о дедине, иначе об ущербе, иначе о долге, иначе о залоге, исключая вено, или иное без завещания, иначе о закладе и иначе о неуплате процентов, о всем чем я хочу кратко писать, тогда — после различных прав всегда имеются различные оценки. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОЦЕНКА ЭТО ОЗНАЧАЕТ 75. Касательно всего этого так скажу: что тот коморник со своим младшим помощником дает сторонам срок на дедину не менее двух недель перед той оценкой, берет выписку из земских книг, въезжая в имение, и, если нужно, приказывает произвести обмер и созывает соседей, чтобы каждую вещь легче было распределить согласно выпискам из земских книг. СНОВА О ВТОРИЧНОМ ПАНОВАНИИ 76. Затем после оценки, которая является замком права, бывает еще панование в течение двух недель для третьего лица, имеющего какое-либо право требования. Если бы кто, кто бы возможно имел право на дедину, и не знал о вызове в суд, о потере права, о вводе, о пановании, а уже видит открытие действия, совершаемую оценку, то имеет еще две недели для возражения... Если же бы он пропустил время, не будет больше допущен к возражению, но все же ему нельзя запретить просить о вызове в суд. ЗДЕСЬ ГОВОРЮ О ПАНСКИХ РЕШЕНИЯХ 78. Панское решение (приговор) при старых панах очень крепко соблюдалось, и прежде должно было бы случиться очень много плохого, чем то, что паны постановили, не исполнялось бы, и также панское решение такую силу имело, что никто не мог обращаться с апелляцией (к королю). О ТОМ ЖЕ 79. Часто в одинаковых спорах паны решают так или иначе и это случается не по их вине, но по вине сторон. Ибо очень часто одна сторона излагает перед панами свою правду красноречиво, так что это панское решение будет вынесено к ее удовлетворению. А также очень часто другая сторона эту или сходную имея правду в своей речи и в своих действиях на суде неуверенно выскажет ее перед панами, так, что паны решат об утрате ее права, так что из этого получается, что часто правые не выигрывают, а неправые торжествуют. Ибо в каждом процессе право помогает тому, кто о своих делах заботлив и бдителен, а кто о своей правде не радеет, тому право также не любит помогать: один выигрывает смышленостью и стремительностью, другой утрачивает по недомыслию и лености. И потому сам себя ругай, утратив, и другой сам себя благодари, выиграв. В этом вопросе паны своими решениями нисколько не виноваты. ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ВЫЙДЕТ ЗАМУЖ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОТЦА 91. Если девушка выйдет замуж без разрешения отца или, после смерти отца — без разрешения брата или опекунов, должна утратить по старому праву своё вено. О ВДОВЕ, КОТОРАЯ ХОЧЕТ ОСТАТЬСЯ НА СВОЕМ ВДОВЬЕМ ПОЛОЖЕНИИ 92. Когда чья жена овдовеет и хочет остаться на своем вдовьем положении — с детьми или без детей, может пользоваться своим веном, пока не переменит своего вдовьего положения. И так скажу, если не было какой-нибудь оговорки в книге о том вене. Если что оговорено и в книге оговорка значится, то владеет, как свидетельствуют книги. КАК ВДОВА ИЗМЕНЯЕТ СВОЕ ВДОВЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ 93. Каким образом вдова изменяет свое вдовье положение? Прежде всего, когда выходит замуж за другого; во-вторых, когда свое вено запишет в книге о продаже в чужие руки или иначе как сделает, чем свое положение изменит, и должна взять свое вено в деньгах от наследника, который имеет право на дедину, и ему отдать его дедину. О ВДОВЕ, КОГДА УМРЕТ, К КОМУ ПЕРЕХОДИТ ЕЕ ИМУЩЕСТВО 96. После смерти каждой вдовы, которая не передала (записью) в земские книги право на вено другому кому-нибудь, ее право переходит к королю, но если живет с детьми, терпя с ними зло и добро, ее вено переходит детям. И если надо (доказать) ее (совместное) проживание с детьми, достаточно указать на ближайшего пана-поправца, в чьем это краю; ему в этом (случае) должны поверить под его присягой, без какого-либо иного доказательства. (пер. А. С. Мыльникова) |
|