Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СТАТУТЫ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ ПРАЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Статуты факультета искусств Пражского университета являются обработкой постановлений факультетских собраний и советов с 1366 по 1471 г. Основная часть этих постановлений дошла до нас в редакции 1390 г., когда по решению членов факультета были исправлены старые статуты “вследствие их несоответствия друг другу, запутанности и беспорядочности”. В это же время все постановления были объединены в девять глав (рубрик) по принципу единства их содержания. В 1408 г. к статутам была присоединена десятая глава, в которую вошли постановления, изданные после 1390 г. В последующие годы в них вносились единичные добавления и изменения.

Статуты являются одним из самых важных источников по истории Пражского университета. Они позволяют восстановить многие черты учебного процесса, организацию управления факультетом, материальное положение и быт членов ученого “сообщества” в период, когда в числе студентов, а затем и преподавателей факультета были Ян Гус и другие представители гуситской идеологии.

Пражские статуты представляют большой интерес и для изучения средневековых факультетов “свободных искусств” вообще. В отличие от других источников такого рода они дают весьма конкретную картину развития одного из самых многолюдных центров изучения “искусств” в Европе. Настоящая публикация, предпринятая в учебных целях, является первым переводом фрагментов статутов на русский язык. Перевод осуществлен по изданию Monumenta Historica Universitatis Carolo-Ferdinandese Pragensis, t. I. Praha, 1830 -1834. [116]


ОТРЫВКИ ИЗ СТАТУТОВ

В год господа нашего 1390 магистром Матвеем из Легниц 1, исполняющим обязанности декана факультета искусств, после многих общих собраний и советов факультета старые статуты этого факультета вследствие их несоответствия друг другу, запутанности и беспорядочности были исправлены и записаны в надлежащем порядке. И я позаботился о том, чтобы это было сделано, и эту книгу привел в порядок с согласия факультета.

Первая рубрика

ОБ ИЗБРАНИИ ДЕКАНА И ЕГО ОБЯЗАННОСТЯХ

Именем господа аминь. Факультет имеет одного декана, который избирается только магистрами “actu regentes” 2, и это избрание должно происходить дважды в год: в первый раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Галла 3, во второй раз в ближайшие дни, спустя восемь дней после праздника святого Георгия 4. Его же избрание должно осуществляться путем публичного решения под контролем нунция факультета, и если в избрании соглашается большая часть присутствующих магистров, то избираемый утверждается. Это избрание бывает без тайного голосования или компромисса 5. И при этом избрании никто из магистров не может иметь голоса, если только не представит знаки своего магистерского достоинства. И если кто пренебрежет часом, назначенным для избрания, лишается своего голоса; и этот магистр не может оспаривать каким-либо образом сделанное другими. Декан же, избранный таким путем, должен исполнять свои обязанности под угрозой штрафа в одну копу грошей, которые должны быть уплачены в тот же день, и пусть не будет ему никакой отсрочки.

2. О присяге декана и магистров факультета

Избранный в деканы и допускаемый к исполнению своих обязанностей клянется, препоручив себя старейшему магистру факультета, что будет с усердием исполнять свои обязанности и что он не привесит печати факультета к какой-либо грамоте без полного согласия четырех магистров, своевременно избранных для этого факультетом искусств.

3. О присяге магистров, которую приносят декану

Все те, кто в данное время будет в университете, все желающие быть actu regentes или считаться таковыми, [117] обещают декану, дав ему руку и принеся присягу, что будут являться по его вызову всякий раз, как будут приглашены им лично, либо через нунция факультета, и если не явятся по упомянутому приглашению, то уплатят штраф. И клянутся далее, что без специального разрешения декана не будут дерзко либо презрительно уклоняться от посещения советов или собраний под страхом уплаты штрафа в три гроша. И еще клянутся в том, что никто из них не станет сопротивляться, если вследствие пренебрежения знаками магистерского достоинства будет лишен деканом права голоса или исключен из совета; клянутся и в том, что станут хранить секреты, разглашение которых будет запрещено деканом.

4. Об обязанностях декана

Декан должен иметь общую книгу факультета, которую он хранит вместе с другими назначенными лицами, согласно указанной присяге. В эту книгу он должен заносить все акты факультета и другие достопамятные события, служащие общему благу, а также сведения о праздниках факультета. В книгу деканов заносятся и постановления, касающиеся факультета или университета, которые были приняты и одобрены в период его пребывания в должности. Так же декан вписывает в упомянутую книгу имена новых бакалавров, лиценциатов 6 и магистров, чтобы порядок их возведения не предавался забвению, и все эти записи в момент снятия с себя обязанностей он зачитывает на факультете. Равным образом декан обязан созывать членов факультета, когда бы ни возникла в этом нужда на факультете, либо по требованию любого отдельного магистра. И на этом собрании не должны разбираться какие-либо другие вопросы, но только те, ради которых созвано данное собрание. И должен декан через нунция точно довести до сведения каждого вопросы, по поводу которых созывается собрание, и записать количество и имена лиц, претендующих на степень бакалавра, или тех, кто должен представиться, если таковые будут, а также количество и имена магистров, которые пожелают представиться на этом собрании.

Кроме этого, декан обязан следить, чтобы каждый читающий свой ординарный курс делал это должным образом и заканчивал свою книгу, как надлежит, согласно времени, которое ему отведено. И чтобы каждый вел диспуты 7, когда положено, и если декан обнаруживает лиц, пренебрегающих своими обязанностями, он должен сделать им предупреждение. Если после предупреждения они вновь проявляют [118] пренебрежение и упорствуют, декан должен объявить о них сообществу факультета, ради чего собирает всех магистров и согласно мнению большинства приводит к послушанию непокорных.

Кроме того, декан обязан принимать студентов, претендующих на степень бакалавра, когда они представляются, и приводить их к присяге статутам факультета, имеющим отношение к их степени, и декан может предупреждать бакалавров, которые будут пренебрегать посещением лекций, чтением, ординарными и экстраординарными диспутами... или чем другим, что они обязаны делать. И если после разъяснения того, что они должны делать, они продолжают пренебрегать этим, надлежит о них объявить факультету, что в соответствии с нарушением декан определяет наказание и взыскивает штраф; также в тяжелых случаях или при нарушении присяги декан может назначить наказание под страхом уплаты одного либо двух грошей, и половина штрафа следует декану, другая же половина факультету. И если случится, что декан объявит штраф, а присутствующим либо пришедшим, большинству, либо всем, покажется, что штраф наложен неразумно, либо слишком велик, тогда декан не имеет права его взыскивать.

7. О снятии обязанностей

В тот же год было постановление и заключение, что декан под страхом уплаты штрафа в копу грошей не может без законной причины снять с себя обязанности, и это должно быть утверждено факультетом.

8. О способе чтения лекций

Также в год господа нашего 1367, в 20-й день апреля, магистры пришли к заключению, что лицами, читающими лекции, допускаются беспорядок и безобразие и многие ошибки, из-за чего студенты терпят большой убыток, а факультету и даже целому университету грозит великое поношение. Ибо каждый читал, что угодно и когда угодно, руководствуясь собственным произволом. И многие диктовали студентам 8 сочинения, неисправленные и неведомые, содержащие множество ошибок, фальшиво приписывая их почтенным магистрам... Итак, члены факультета, желая пресечь вредное легкомыслие этих людей и преданно заботясь о пользе студентов, после тщательного обсуждения с единодушного согласия постановили, что каждый магистр может читать студентам собственные сочинения по любой книге, [119] рекомендуемой на факультете искусств, сам лично либо через посредство достойного чтеца. Каждый из магистров сам лично, либо через посредство чтеца может читать обучающимся сочинения других магистров, если только они составлены прославленным либо прославленными магистрами Пражского, Парижского или Оксфордского университетов, пусть только он заранее тщательно их проверит и назначит чтеца достойного и здорового.

Вторая рубрика

О ПРОМОЦИЯХ 9 И ЭКЗАМЕНАХ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА, И ПОЛОЖЕНИИ ЛИЦЕНЦИАТОВ

1. О времени проведения экзаменов и как должны избираться экзаменаторы

Также в год господа нашего 1378, в 21-й день месяца апреля, был факультетом издан декрет, что в каждую субботу перед воскресным днем, с наступлением нового времени года декан должен созывать собрание магистров для избрания к декану четырех магистров от четырех “наций” в качестве экзаменаторов студентов, претендующих на степень бакалавров, так что декан факультета будет пятым. И все они экзаменуют желающих приступить к степени бакалавра или быть возведенными 10.

2. Кто должен избираться в экзаменаторы

Также впоследствии было постановление на общем собрании факультета, что никто из магистров не может быть избран в экзаменаторы бакалавров, если только не выполнит полностью свой курс как в чтении лекций, так и в диспутах.

3. О представлении перед экзаменом тех, кто должен быть возведен в степень

Также было постановление при декане Дитмара Swerthe в год господа нашего 1385, в 21-й день месяца января, что каждый экзаменующийся должен лично представиться факультету. [120]

4. О том, что члены орденов могут быть возведены в степень

Также было постановление при декане магистре Герхарда Vischbeke, что члены орденов могут быть допущены к экзамену на степень, что могут обучать с разрешения своих прелатов.

8. О плате, которую каждый возводимый в степень дает факультету

Также в лето господа нашего 1371, в связи с известными обстоятельствами, на полном собрании факультета было принято решение, что учащиеся, допускаемые экзаменаторами к степени бакалавра искусств, все и каждый должны заплатить рецепторам факультета 20 грошей, кроме 15 заплаченных раньше 11.

9. О форме просьбы об освобождении от платы

Но о бедных было на общем совете с единодушного согласия магистров совета решение, что они должны просить у факультета освобождение от платы 12. И просящий освобождение “ради Господа” на собрании, созванном ради этого, с двумя честными мужами, из которых по меньшей мере один является магистром факультета, заявляет согласно форме...

“Господин декан и мои учителя! Прошу ради Господа, чтобы Вы освободили меня от платы, которую должен заплатить факультету, потому что, говоря по совести, не имею в настоящее время для дальнейшей жизни кроме книг и одежды каких-либо вещей, которые стоят 3 копы грошей или 12 флоринов, но как только буду иметь вещи такой цены, охотно и без промедления заплачу”. И.двое мужей тогда заявляют: “Подтверждаем, что это так, как сам он уже сказал”. И затем просящий с теми двумя мужами записывается в соответствующем месте книги факультета в такой форме: “Такой-то А, бакалавр, обратился с просьбой об освобождении от платы вместе со свидетельством об этом двух благородных мужей В и С, как об этом сообщается ниже”. Декан же, после того как удовлетворит эту просьбу, обязывает просящего, что если тот не заплатит, чтобы в ближайший праздничный день после избрания нового декана пришел с той же просьбой о дальнейшем освобождении, поскольку не имеет возможности заплатить. И если, однако, находясь в Праге, он этим пренебрежет, факультет должен взыскать эти деньги со всею строгостью. [121]

Также под страхом уплаты двойного штрафа должны быть зарегистрированы те, кто при возведении в степень магистра просит об освобождении от платы, и также вместе со своими свидетелями они должны быть записаны в соответствующем месте книги факультета согласно приведенной форме.

12. Каким образом должны быть представляемы лица, добивающиеся степени бакалавра 13

Возводимый в степень бакалавра должен быть приведен своим магистром на собрание факультета, созванное для этого, и здесь, по принесении присяги, должен быть спрошен деканом либо старшим магистром, если нет декана, прослушал ли он суммы испанского магистра 14, veterem artem 15, о доказательствах, о заключениях 16, о софистических опровержениях 17, физику, о душе 18 и трактат о сфере, поскольку все эти книги должны быть прослушаны публично. Также спрашивается, отвечал ли он публично на диспутах своего магистра в школах этого университета по крайней мере шесть раз и на ординарных диспутах самое меньшее трижды, потому что по меньшей мере столько раз должен отвечать. И если устанавливается, что все это было исполнено, он должен вместе со своим магистром покинуть собрание, чтобы члены факультета рассудили, есть ли какие-либо обстоятельства, которые по справедливости могут препятствовать его возведению в этого рода степень, или может ли кто-нибудь свидетельствовать против него о чем-либо, что помешает получению степени. Если ничего этого нет, он приглашается вместе со своим магистром, и магистр, взяв его за правую руку, представляет его декану либо старшему магистру, если не будет декана, и говорит по совести, что подтверждает его познания в перечисленных книгах, и заявляет, что считает его достойным представления к степени. И так декан принимает его и позволяет ему принести присягу в статьях, написанных ниже, и других статутах, которые касаются данной степени.

15. Каким образом происходит акт промоции

Когда студент, претендующий на степень бакалавра, приходит на публичный акт, его магистр должен предложить ему софизм (unum sophisma), который он разрешает, находясь при этом среди других обучающихся и в своей обычной одежде. После этого педель велит ему подняться, облачиться в одежду бакалавра и сесть между бакалаврами, и тогда [122] магистр предлагает ему квестию 19, которую тот должен точно разрешить, после чего педель приказывает ему произнести три последние клятвы по написанным ниже статьям и по Другим постановлениям и статутам, и тогда магистр делает о нем оглашение и дает ему степень бакалавра 20.

16. О том, как читаются основные положения во время возведения в степень, и штрафе

В год господа нашего 1380, в 14-й день месяца января, с единодушного согласия магистров совета было заключение и постановление, что никто из добивающихся степени магистра, лиценциата, либо бакалавра не должен в момент разрешения квестии излагать свои положения тайно, пользуясь запиской либо книгой, и спустя восемь дней после того, с единодушного согласия магистров совета было вынесено заключение, что, если кто-либо из получающих степень нарушит это постановление, должен заплатить факультету один флорин.

17, 18. Что должны делать перед интитулацией на экзамене.

В каком приюте

Также было решение при декане магистре Иоанне Elyae, что каждый экзаменующийся в момент интитулации должен представить в письменном виде, в каком жилище либо приюте находился в течение половины года, пока был студентом, чтобы через это было полностью известно все о жизни и поведении всякого, кто держит экзамен.

26, 27. Об экзамене и способе возведения в степень магистра. Что экзаменаторы допускают только тех, кто прослушал их книги

Чтобы дурные люди и discoli 2, не известные университету с хорошей стороны, не могли быть возведены в степень магистра, было принято постановление и заключение в 14-й день месяца сентября, что каждый из магистров нашего факультета, который будет избран экзаменатором, должен допускать к экзамену только тех, кто полностью прослушал указанные книги: все книги большой физики 22, логику Аристотеля, этику 23, политику 24, экономику 25, шесть книг Эвклида, sphaeram theoricam (?), что-либо из музыки и арифметики, perspectivam communem, об ощущении и ощущаемом, о сне и бодрствовании 26. [123]

Третья рубрика

О ПРИЕМЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ДРУГИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

2. О принимаемых магистрах

Также с единодушного согласия магистров совета факультета было заключение и постановление, что желающий быть принятым в сообщество магистров факультета искусств, после того как он приписался к университету, просит декана, чтобы тот, согласно правилу о приеме, созвал собрание, на котором претендент уведомляет собравшихся о своих познаниях в семи искусствах и честно представляет в письменном виде список книг, которые он слушал или читал. И на том собрании, после того как ему будут зачитаны статуты, он обязуется, что спустя десять дней, в следующий праздничный день после завтрака, ответит на квестию магистру, которого сообщество факультета назначит специально для этого из числа actu regentibus. И на этом собрании будут присутствовать магистры, и кто сможет, будет оспаривать его положения. Также спустя следующие десять дней, в другой праздничный день после завтрака, тот, кто хочет быть принятым, диспутирует две квестии, и о них делает объявление всем магистрам regentibus через педеля, которому дает два гроша как плату за его труды. Также спустя следующие десять дней [он] диспутирует, как выше сказано. Затем спустя еще десять дней, в праздничный день после завтрака, читает по одной из книг короткую лекцию, в связи с которой “определяет” две квестии в присутствии магистров и выслушивает оппонентов...

3. Каким образом принимается магистр

После этого в присутствии членов факультета на собрании, специально созванном для этого, претендент уведомляет всех о степени и добром поведении, после чего, если понравится большей части членов факультета искусств, его принимают; если же нет - отпускают. Затем принятый магистр дает факультету столько, сколько дает каждый новый магистр этого университета, а четыре гроша дает педелю.

Четвертая рубрика

О ДИСПУТАХ

2. О том, как следует вести ординарный диспут

Также 24-го дня месяца января было заключение, что в [124] прочие дни ординарный диспут может продолжаться вплоть до вечерних часов, и что руководитель диспута распределяет sophismata в количестве не больше трех. И не должен иметьбольше девяти софистов, так что по каждому софизму могут выступить трое; один утверждает, второй отрицает и третий сопоставляет высказанные точки зрения.

Пятая рубрика

ОБ ИЗБРАНИИ И ПРОДОЛЖЕНИИ ЧТЕНИЯ ОРДИНАРНЫХ И ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ КНИГ И УПРАЖНЕНИИ И СПОСОБЕ СОРЕВНОВАНИЯ В ЭТОМ

1. О том, как должны избираться ординарные лекции

... Каждый год в день крестин св. Луки должны начинаться ординарные лекции. И если кто намеревается читать по старым книгам, чтобы эти лекции впредь заканчивались теми же лицами.

Если же кто-нибудь какую-либо старую книгу либо книги не пожелает кончить, тот или те не должны прекращать чтение без согласия факультета.

Также в первый день сентября все книги Аристотеля вместе с геометрией, арифметикой, астрономией должны быть распределены согласно решению магистров или согласно желанию, если оно выражено перед началом года, так чтобы все ординарные лекции оканчивались как следует, и если кто-либо из магистров в этот день распределения не будет среди присутствующих или явится без соответствующей формы, он теряет право избрания ординарной книги по старшинству.

7. О способе соревнования (de modo concurrendi) в чтении ординарных книг

... Каждый магистр, желающий быть actu regens, согласно старому порядку, избирает себе книгу для ординарных лекций, после чего, если пожелает вступить в соревнование с другим, просит, чтобы ради этого было собрано собрание. На этом собрании он обещает под страхом нарушения присяги, которая была им принесена факультету в момент промоции либо приема, что свои ординарные лекции будет продолжать честно и не станет вследствие этого состязания меньше трудиться или каким-либо образом пренебрегать книгой, в которой соревнуется, без специального разрешения [125] факультета. И тогда ему разрешается соревнование, о котором он просит, с тем, однако, условием, что только двое магистров могут состязаться с третьим в ординарных книгах, и не может кто-либо соревноваться больше, чем с двумя лицами. В этом же конкурсе читающий ординарную книгу имеет специально избранные часы и школу с тем условием, чтобы в эти часы никто из тех, с кем он конкурирует, не читал и не должен читать... Но в деканство Матея из Карбелиц это постановление было истолковано так, что книги, которые не заканчиваются в отведенные им сроки, могут читаться другими магистрами без специальной просьбы о допуске к соревнованию.

18. О чтении книг и количестве платы

Также в год господа нашего 1366, в день пришествия господа, было постановление, что студенты должны вносить плату магистрам, у которых слушают лекции, с тем условием, что те, кто не имеет на годовые расходы 12 флоринов, полностью освобождаются от этой платы, если только подтвердят свою бедность клятвой магистру либо ректору.

Плату же по обычаю Парижа и других университетов мы взимаем в таком размере: за метафизику должно быть заплачено 8 грошей за полугодие; за физику столько же за 3 квартала; за трактат о небе 27 - 5 грошей за 4 месяца; за книгу о возникновении 28 - 3 гроша за 2 месяца; за met еоrоrum 29 - 5 грошей, так же как за чтение книги о небе; за книгу о душе так же, как за книгу о возникновении, за 3 месяца; об ощущении и ощущаемом - 2 гроша за месяц; о памяти и воспоминании 30 - 1 грош за 2 недели; о сне и бодрствовании 31 - 2 гроша за 5 недель; о долголетии и краткости жизни 32 - 1 грош за 2 недели; о растениях 33 - 3 гроша за 6 недель. Другие книги таксируются путем сравнения с перечисленными. Этика, как физика, за 3 квартала; политика, как физика, но за полугодие; риторика 34, как физика, за 3 квартала; экономика - один грош за 3 недели; Боэций об утешении 35 - 4 гроша за 4 месяца; о доказательствах - 4 гроша за 4 месяца; vetus ars - 3 гроша за 4 месяца; о заключениях - 3 гроша за 3 месяца, топика 36 Аристотеля - 4 гроша за 4 месяца; софистические опровержения - 2 гроша за 3 месяца, трактат Петра Испанского - 2 гроша за 3 месяца, shaera [126] materialis (?) - 1 грош за 16 недель, Алгорисмус Галлена- 8 грошей за 3 недели; theorica planetarum (?) - 2 гроша за 6 недель, шесть книг Эвклида - 8 грошей за полугодие, Альмагеста Птолемея - 1 флорин за год 37, альманакбум - 10 грошей за полугодие; Присциан 38 малый - 2 гроша за два месяца; de graecismo 39 - 6 грошей за полугодие, poetria nova - 2 гроша за 3 месяца; de labyrinto (?) — 1 грош за 6 недель; Boetio de disciplina scholarum 40 - 1 грош за месяц, за вторую часть doctrinalis 41 - 2 гроша. Другие книги таксируются согласно сравнению с предшествующими.

Комментарии

1. Матвей из Легниц - магистр искусств и доктор богословия. До конца XIV в. преподавал в Пражском университете. С 1401 г. был в Краковском университете.

2. Магистр “actu regens” - магистр, активно занимающийся преподавательской деятельностью и читающий основные (ординарные) курсы. R V, § 27.

3. 16 октября - время, когда в университете начинался первый (большой) семестр (с 10 октября до пасхи).

4. 23 апреля - примерно в это время начинался второй (малый) семестр, который продолжался до конца июня.

5. В тексте: “sin autem liat per scrutinium aut per compromissum”. Scrutiniu - тайное голосование; compromissum - способ голосования, при котором из общего числа избирателей выделяется несколько лиц, выносящих окончательное решение.

6. Лиценциат - лицо, сдавшее магистерские экзамены.

7. Ординарные курсы - основные курсы, которые читались магистрами в утренние часы. Экстраординарные лекции могли читаться бакалаврами. Их можно было читать в вечернее время. Диспут - в данном случае форма учебных занятий, при которой один из участников (магистр, бакалавр или студент) выдвигал и доказывал правильность того или иного положения и отвечал оппоненту, который обязательно должен был опровергать его доказательство. В качестве оппонентов могли выступать все участники диспута. R. IV, § 2 (см.: Н. Rashdаll. The Universities of Europe in the middle Ages, v. I. Oxford, 1936).

8. Это постановление содержит интересные сведения о методике чтения лекций в средневековых университетах. Как это видно из текста, пражские магистры или их чтецы, как правило, диктовали студентам или свои сочинения или чужие по,книгам Аристотеля, Птоломея и др. (dabant ad pennam). Любопытно, что в Париже в это же самое время диктовка категорически запрещалась; нарушители этого запрещения лишались права преподавания на год, а студенты, требовавшие диктовки “криком, свистом, шумом и бросанием камней”, исключались на год из университета (см. постановление от 10 декабря 1355 г. Chartularium Universitatis Parisiensis. Paris, 1889 - 1891, III, p. 39 - 40).

9. Промоция - один из главных моментов процедуры возведения в ученую степень.

10. Это постановление было принято во изменение статута 1369 г., по которому экзамен производился двумя магистрами вместе с деканом.

11. Этот взнос, видимо, был самым большим за все время учебы на факультете. Уплатив его, студент получал от декана знак (?) (signetum), без которого он согласно постановлению от 15 мая 1373 г. не допускался к промоции (R. II, § 10).

12. О происхождении обычая освобождения по бедности см.: G. Post. Masters Salaries and Student-Fees in Med. University, “Speculum”, 1932, т. VII, № 2. О пользовании этим обычаем сохранились подробные сведения. Например, в Лейпцигском университете с 1409 по 1419 г. освобожденные от платы за учебу по бедности составляли 18,79%, в Кельне в 1395 - 1465 гг. - 16%, в Вене в 1377 - 1460 гг. - 25%,. в Париже в 1425 - 1494 гг. - 17%. В Праге в 1399 - 14U8 гг. из лиц, сдавших бакалаврские экзамены по искусствам, 21,26% освобождались от платы или платили минимальный взнос (подсчеты Шмагеля). См.: F. Smahе1. Prazske universitni studentstvo v 1399—1419. Praha, 1967.

13. В настоящем параграфе, так же как в R. II, § 26, 27 и в R. IV, § 18, перечисляются названия произведений Аристотеля. Во всех случаях речь идет о сочинениях пражских, парижских и оксфордских ученых, в которых содержатся комментарии к трудам Аристотеля.

14. “Суммы” - популярное учебное пособие по логике Петра Испанского.

15. “Vetus ars” - под этим названием объединялись в средние века труды Аристотеля по логике, входившие в “Органон”, которые ранее других стали известны в Западной Европе благодаря переводам Боэция (480 - 525 гг.) и др.

16. Priorum, Posteriorum - первая и вторая “Аналитики”, труды Аристотеля по логике, входящие в “Органон”.

17. Труд Аристотеля по логике.

18. “О душе” - сочинение Аристотеля, в котором рассматриваются вопросы психофизиологии; под этим же именем известен трактат Петра Испанского.

19. Квестия - задача, решение которой предполагало доказательство в определенной форме. Решение квестии называлось определением.

20. В ряде университетов Европы представители знати освобождались от публичного экзамена. В Кембридже эта привилегия была отменена только в 1884 г. (см.: H. Rashdа 11. The Universities.., v. I). В пражских статутах данных об освобождении знатных не имеется.

21. “Discoli” - лица, посещавшие занятия, но не занесенные в списки университета.

22. Речь идет, видимо, о “Метафизике” Аристотеля и комментариях к этому труду (см.: R. V, § 18).

23. Труд Аристотеля. Известны три редакции: “Большая этика”, “Евдемова этика” и “Никомахова этика”.

24. Комментарии к “Политике Аристотеля”.

25. “Экономика” - сочинение, которое в средние века приписывалось Аристотелю.

26 Комментарии к мелким естественнонаучным произведениям Аристотеля, входившим в “Parva naturalia”.

27. Комментарии к естественнонаучному труду Аристотеля того же названия.

28. Речь идет, видимо, о комментариях .к труду Аристотеля “О возникновении и уничтожении”.

29. Meteorortim (?) - возможно, это специальный трактат или комментарий к “Метеорологии” Аристотеля.

30. Комментарии к труду Аристотеля того же названия.

31. Комментарии к труду Аристотеля того же названия.

32. Комментарии к труду Аристотеля тою же названия.

33. Под этим названием был известен труд Николая Дамасского, приписываемый Аристотелю. Трактат “О растениях” имеется и в наследии Альберта Великого (1193 - 1280).

34. Комментарии к “Риторике” Аристотеля.

35. Комментарии к книге Боэция “Об утешении философией”.

36. “Топика” входит в группу трудов Аристотеля по логике; В этом груде излагались общие принципы или типы, по которым строятся доказательства.

37. “Альмагеста” - арабское название основного астрономического труда Птоломея “Синтаксис математики”, где давалось геометрическое объяснение картины мира и движения планет.

38. Присциан - римский грамматик VI в., является автором популярной в средневековых университетах латинской грамматики - “Грамматические институции”.

39. “De graecismo” - пособие по грамматике. Упоминается в парижских статутах 1366 г.: “... студенты, прежде чем они допускаются к детерминации в искусствах, должны быть хорошо подготовлены в грамматике и должны прослушать Doctrinale и graecismus”. - Chart. Univ. Parisiensis, t. III, p. 143 -146.

40. De disciplina scholarum - весьма популярное в студенческих кругах произведение. В нем подробно описывались обычаи Афинской школы V в., в которой можно легко узнать Парижский университет. Приписывалось Боэцию.

41. Пособие по грамматике. См. примечание 39.

42. Данные, приведенные в R. II, § 12, 26, 27 и в R. V, § 18, дают весьма полное представление о содержании учебного процесса на факультете искусств Пражского университета. Эта учебная программа имеет большое сходство с Парижскими статутами от 3 июня 1366 г. См.: Chart. Univ. Parisiensis, t. III, 143 - 146.

 

(пер. Г. И. Липатковой)
Текст воспроизведен по изданию: Статуты факультета искусств пражского университета // Вопросы истории славян. Вып. 3. Воронежский университет. Воронеж. 1970

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.