|
КАРЛ IЗАКОННИКПРЕДИСЛОВИЕ 1. Всего света творец и правитель, высший создатель, единый бог, благороднейшего из всех творений — человека по образу и подобию своему создал, малым от ангелов отличив, возвысил его над другими творениями. После того как прямодушием и чистотой oн отметил человека, тот своей свободной волей во зло употребил то, что ему из особой милости и ради достоинства божественная власть даровала, пустившись в бесчисленные распри, погряз в них. 2. Из-за этого последующие потомки отцовского бесчестия грехом запятнаны, ибо они подобны ветви, неотделимой от своего ствола; посеяли меж собой вражду и ненависть. Обладание вещами, которое согласно прирожденному праву всем доступно, сеет раздор в помыслах. Вследствие этого каждый лишь о себе самом заботится и своекорыстием каждый осквернен, один кражу, другой явный грабеж совершает. 3. Поэтому самих вещей необходимостью, а также побуждением божественного провидения созданы над людьми государи, ими должна быть ограничена необузданная свобода преступлений, а мирным и спокойным надежная безопасность должна быть дана. Эти государи учредили законы и права и согласно праву все упорядочили, чтобы лица и тяжбы означив в законах, между людьми преступления и споры судить. 8. “...Установления, также и права, не только новые учредить, но также и многие старые права, которые частью, хотя беспорядочно и запутанно записаны, частью просто обычаем и пользованием ими были подтверждены, и то, что наши предшественники, светлейшие государи, почтенной памяти многие достойные короли Чешские составили и предоставили, мы собрали в один кодекс, который счастливым именем нашего Величества именуется, и сначала исправив и дополнив, мы продуманно изложили их в ясном порядке и стиле и в соответствии с содержанием подобающими заглавиями обозначили, чтобы тем, кто будет читать, шире открылся смысл; чтобы также все судьи и должностные лица наши, высшие и низшие, надлежаще судили и, согласно тому, как записано, выносили решения...” 3. ОБ ОПОЗОРЕНИИ ЕРЕТИКОВ И ИХ НАКАЗАНИИ Господи, веру твою и хвалу тебе желая приумножить, устанавливаем, чтобы каждый еретик любой секты был изобличен в должном порядке при посредстве епископа и иных прелатов и, если ересь его была подтверждена, то после всенародного оглашения был сожжен на костре. 5. ЕСЛИ КТО УКРЫВАЛ ЕРЕТИКОВ, ПРИНЯЛ ЕРЕСЬ ИЛИ БЫЛ ПРИЧАСТЕН К ЕРЕТИКАМ Твердо устанавливаем, что если кто-либо укрывал еретиков любой секты или сочувствовал им или общался с еретиками вопреки вышенаписанному установлению, то все его имущество должно поступить в казну короля Чешского без снисхождения, и сам он из королевства чешского навеки должен быть изгнан. 7. ОБ УКРЕПЛЕННЫХ ГОРОДАХ И СТАРОСТАХ Здесь в силу крайней необходимости устанавливаем, чтобы укрепленные города имели у себя старост, достойных этой должности; а пограничные крепости должны иметь бургграфов (Бургграфы — должностные лица, представлявшие административную власть в городах), которые также надлежащим образом исправляли бы свою должность и творили суд, как по преступлениям, так и по спорам об имуществе; они же ведают обороной Чешского государства. Обязанности свои они должны исправлять по справедливости; имущество им порученное и доходы с него должны справедливо отдавать в королевскую казну; а на смертную казнь должны иметь волю и разрешение короля Чешского. 11. О КОРОНОВАНИИ КОРОЛЯ И ЕГО ПРИСЯГЕ Также наказываем будущим королям, что когда будут принимать корону королевства Чешского, то прежде, нежели примут корону на главу, должны снова принести торжественную присягу в том, что городов и крепостей закладывать не будут и прав их не уменьшат. 17. ОБ УРЯДНИКАХ ЗЕМСКИХ Строго приказываем, чтобы наивысший коморник, судья, писарь и другие меньшие урядники, которые им подчинены, и всякие другие урядники в Чехии, в княжестве Вратиславском (То есть Вроцлавское. Вроцлав — город польской Силезии, временно входивший в состав чешского королевства, принадлежал к числу привилегированных королевских городов в период правления Карла I.), в Будишинском панстве, в маркграфстве Моравском урядов своих, полученных от короля, не закладывали, не разделяли, не продавали и не отдавали на срок или навечно. Также, чтобы никто из них не просил урядов навечно или на срок, чтобы никаких расписок на них не получал, иначе будет лишен уряда. 18. О БУРГГРАФАХ Устанавливаем и повелеваем, чтобы король Чешский, который будет (после нас), дал присягу в том, что не будет в своих королевских замках утверждать бургграфов; навечно или на определенный срок, но чтобы мог в любое время сменить их в случае провинности. Если кто-нибудь раздобыл себе подтверждение (бумагу) на свое бургграфство, то в наказание должен быть лишен своего уряда к за эту вину имущество, полученное им, должно быть отобрано навсегда. 19. О СУДЬЯХ, СТАРОСТАХ И ВЛАДАРЯХ О старостах, судьях и владарях, которые имеются в различных местах земли Чешской, устанавливаем, чтобы, они не были иного происхождения, кроме, как чехи. На если бы нашелся какой-нибудь чужеземец, достойный и ученый, то он с разрешения короля может быть допущен, к должности. 25. О ТЕХ, КОТОРЫМ ЗЕМСКИЕ ДОЛЖНОСТИ ДАНЫ КОРОЛЕМ Мы, свободной нашей волей, устанавливаем, что наивысшие земские урядники, комарники, судьи и писари должны быть панского происхождения. Также и другие урядники, королевской властью назначенные в Чешском королевстве, должны быть знатными, справедливыми, мудрыми, добропорядочными, с незапятнанной честью, как об этом говорит право. 27. О ДОСКАХ ЗЕМСКИХ Повелеваем, чтобы доски земские, которые писарем земским должны вестись, сохранялись бы в Пражском замке. А которые будут окончены, те должны быть спрятаны под замком и печатями наивысшего коморника, судьи, писаря и бургграфа Пражского в приделе Пражского собора, и те доски не должны доставаться иначе, как в присутствии вышеназванных урядников, таков обычай. 29. О НЕДОЗВОЛЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ, ЗАЙМАХ И ПЛАТЕЖАХ Твердо устанавливаем, что если кто-нибудь был насилием принужден к какому-нибудь обещанию, то он не должен его выполнять, ибо обязательство его не имеет силы; он не должен делать никаких платежей по такому обязательству. Если бы кто и уплатил, то это должно поступить в королевскую казну. 33. О ПРОТИВОЗАКОННЫХ ЗАПИСЯХ И ЗЛОУМЫШЛЕННИКАХ Твердо повелеваем, чтобы паны, рыцари, владыки, паноши, горожане, крестьяне и иные люди никаких присяг не давали, ни в какие общества не вступали, не клялись злоумышленно, никаких записей в земле нашей Чешской не чинили бы и тем не оскорбляли бы справедливость. Так устанавливаем нашей волей и будущих королей наших Чешских. Если бы кто злоумышленно и дерзко против нашего установления что-либо предпринять посмел, тот своей головой и своим имуществом отвечает и поступает на милость нашу. 34. О ТОМ ЖЕ Сказав сначала о записях и об обществе злоумышленном, теперь устанавливаем также, чтобы люди всех сословий не заключали между собой (друг против друга) злоумышленных заговоров, скрепленных клятвой, и деньги на то не отдавали и не собирали... Если бы случилось, что кто-нибудь был злоумышленно убит, то тот, кто платил за это, должен быть казнен (отсечением головы), а имущество его конфискуется в королевскую казну. 35. О ПОДЖИГАТЕЛЯХ Если бы кто-нибудь: пан, рыцарь или панош, вооруженный и со знаменем или без знамени вторгся бы во владение другого пана или еще кого-либо, сжег, или через других дал сжечь владение, то он подвергается королевской немилости со всем, что у него есть, без всякого снисхождения и своим имуществом должен полностью возместить тем, кому пожаром причинил убыток, а что останется у него кроме этого, то поступит в королевскую казну. 36. О РАЗДЕЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА ИЛИ ДЕДИН Необходимо, чтобы каждый знал, перед кем он должен разделить свои дедины. Во-первых, перед королем и перед его радой, во-вторых, перед панами и коншелами земскими, в-третьих, перед урядником земским, подтвердив это досками (земскими). Другие же, меньшие, производят раздел перед своими панами или перед старостой или кон шелом в открытых судах. 39. О РАСКАЛЕННОМ ЖЕЛЕЗЕ И ВОДЕ Запрещаем и строго приказываем, чтобы языческого обычая присяги посредством раскаленного железа и опущения в воду не применяли ни в каких делах и тем Бога, творца своего, не испытывали, даже в случаях похищения или изнасилования девиц и прочих преступлениях, но чтобы присягали именем Бога (или неземным блаженством) под страхом лишения имущества и смертной казни через сожжение или утопление, то есть тем способом, в каком греховен против своего ближнего. 40. О ПИСАРЯХ ОБЩИННЫХ Согласно положенному (обычаю) устанавливаем, чтобы никакой писарь общинный или другой писарь, присягавший перед досками, который не имеет чина и подтверждения от нас и наших наместников, не производил бы никаких действий и записей. Если бы он делал что-либо подобное, то эти бумаги лишаются всякой силы, а этот обманщик должен быть наказан. 41. О ПРИЗНАНИИ КНЯЗЬЯМИ И ПАНАМИ НОВОГО КОРОЛЯ Повелеваем помнить, чтобы все маркграфы, воеводы, князья, ленники высшие и низшие в течение 1 года и 1 дня со дня коронования короля приняли подданство. Если бы король в это время отсутствовал, тогда должны сделать это перед правителем земли Чешской, а по возвращении короля в страну должны принять подданство с принесением присяги в течение 6 месяцев. Если бы вышеназванных князей и панов в ту пору в стране не было, тогда по своем возвращении в страну они должны это сделать в срок, указанный выше. Если бы кто из вышеназванных не позаботился исполнить это в указанные сроки, тогда король или правитель, который его замещал, может и должен взять в руки королевской милости все права и земли, которые держались от него, пока все требуемое не будет сделано полностью и по справедливости. 42. ОБ ИСКАХ ПРОТИВ КОРОЛЯ Всякий король в силу своего достоинства не подлежит суду земли своей, но чтобы правда не страдала, наивысший коморник (бургграф Пражский), паны и кметы (судьи) Чешской земли должны оказать справедливость жалующимся на короля, а король должен по собственной милости принять их решение и приговор, но так, чтобы никакого ущерба для достоинства своей особы не терпел из-за их решения, его урядники должны взять это на себя и исполнить из имущества короля. 45. О ЗАЩИТЕ КОРОЛЕВСТВА ЧЕШСКОГО Если случилось когда-либо так, что враги вторглись в Чешскую землю, тогда все князья, паны, шляхтичи, рыцари, владыки, горожане и простые люди должны немедленно вооружиться и по приказу короля выйти к границам чешским. В течение 4-х недель они должны оборонять границу за свой собственный счет, со своим содержанием. Если бы они не могли столько времени держаться (если бы дольше не могли выдержать), то могут требовать от королевства лишь самое необходимое для себя и для коней своих и ничего больше. 48. ЧЕХИ, НЕ СЛУЖИТЕ ЧУЖЕЗЕМЦАМ Снова повторяем, чтобы никакой чех, никакой земанин не был на военной или иной службе в чужих землях, чтобы никто не выступал против Чешской земли. Если кто-либо нарушит это установление, то должен быть объявлен предателем, а имущество его и жизнь поступит на милость короля. 58. О ДЕДИНАХ И ИМУЩЕСТВЕ, ПЕРЕХОДЯЩЕМ В КОРОЛЕВСКУЮ КАЗНУ Если кто-нибудь в королевстве нашем умрет без законных детей и дедин своих, принадлежащих ему по праву, никому не оставит, то дедины его пустые должны перейти королю, а движимое имущество каждого земанина должно перейти его ближайшему родственнику, в первую очередь родственнику по мечу. 60. О СКРЫТОМ ОТЧУЖДЕНИИ ДЕДИН Если кто свои дедины противозаконно и нечестно, без разрешения короля и без ведома высших урядников, перед одним только урядникам или писарем тайно кому-нибудь записал в доски, тот теряет эти дедины в пользу королевской казны, а писарь, который записывал, должен смерть принять. Напоминаем, что если кому-нибудь дедины были переданы или завещаны и в доски записаны, то урядники должны дать ему посла, чтобы ввел его в действительное владение этими дединами в течение 1 года и 1 дня. И об этом должно быть трижды оглашено на рыночной площади; и если никто не заявит “отпор” (возражение) на это имущество в течение 3-х лет и 6 недель, то после уже нельзя никого опрашивать. 61. О ПРИДАНОМ, СПРАВЕДЛИВО ПОСТУПАЮЩЕМ В КОРОЛЕВСКУЮ КАЗНУ Узакониваем, что если вдова отделится от своих сирот и сменит свое вдовье положение (выйдет замуж) и приданое свое никому не запишет, то это приданое, будь оно в дединах или в наличных деньгах, справедливо должно перейти к королю. 66. КОГДА СЫН МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕН Навсегда устанавливаем, что сыновья, достигшие 15 лет, могут требовать от своих отцов или матерей долю; и по закону доля им может быть дана лишь из того имущества, которое их отцы или матери от своих дедов и прадедов наследовали. 67. ДЕВИЦЫ И ВДОВЫ, ВЗЯВШИЕ СВОИ ДОЛИ, НЕ МОГУТ НАСЛЕДОВАТЬ Наследовать не могут девицы или вдовы, которые взяли долю от своих отцов и матерей; на них право наследования не распространяется; они совершенно не могут наследовать ни своим братьям, ни сестрам до тех пор, пока те не будут отделены от своего отца или матери. 74. О ВЫХОДЕ ЛЮДСКОМ Если кто хочет уйти от своего пана к другому, то может это сделать после дня святого Мартина (т. е. 12 ноября) и после того, как отработает, взяв разрешение без уплаты; если он после этого желает уйти, он должен обеспечить своему господину все оброки и пошлины или перенести их на своего преемника. Никакой пан не должен препятствовать этому праву. Если бы какой-нибудь человек был у своего пана владарем (управляющим) и не отчитался перед ним или людям его задолжал, тогда пан может задержать его у себя. Если бы (крестьянин) с ним рассчитался и освободился от долгов и людям пана уплатил, а тот его несмотря на это, к другому пану не отпускает, тогда он может обратиться к дворскому судье или к другим королевским урядникам, чтобы перед ними своему пану отчитаться, после чего может уйти; если же он другим людям; должен был, то также может обратиться к вышеназванному суду. 76. О КОРОЛЕВСКИХ СЛУЖЕБНИКАХ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ВЛАДЫКАМИ Различные служебники наши, владея своими служебными дединами, желают заявить себя владыками, но поверить им можно лишь в том случае, если они представят семь свидетелей-владык, из них трое должны быть выбраны по жребию, которые показали бы под присягой, что предки и прадеды его (претендующего) были владыками от стародавних времен, тогда он владыкой и остается. Но если всем людям известно, что он прирожденный владыка, то свидетели не нужны. Служебник наш, который не сможет представить перед королевским двором достойных свидетелей, подтверждающих его происхождение от предков и прадедов-владык, должен лишиться королевской службы и служебной дедины. 78. ОБ ОБВИНЕНИИ ЖЕНЩИН Если какая-нибудь женщина была обвинена в каком-либо злодеянии, и это злодейство было бы доказано, то ее приданое должно поступить в королевскую казну, а сама она должна быть изгнана из чешской земли. И эту милость к ним мы допускаем лишь по их женской слабости и хрупкости. 79. О ВЛАСТИ ГОСПОД НАД СВОИМИ ЛЮДЬМИ Согласно старинному установлению передаем панам всю власть над их подданными людьми: судить, наказывать по справедливости, но не казнить смертью за злодеяние, ибо этот суд мы сохраняем за собой, если только на это нами не даны особые грамоты. Чтобы никакой пан или владыка или кто-нибудь другой своему или чужому человеку очей не выкалывал; если кто своевольно сделает это, то попадёт в королевскую немилость, а имение и другое его имущество перейдет королю. Если какой-нибудь пан или владыка своему или чужому человеку нос отрежет, то все его имущество перейдет в распоряжение короля. Если какой-нибудь пан или шляхтич своему или чужому человеку руку или ногу на колоде отрубит, то за этот позорный поступок должен понести наказание, которое указано выше. 80. О ПОЕДИНКЕ Решительно никто не может вынудить другого к поединку ни по какому иному делу, кроме трех названных ниже: если кто кого обвинил в том, что он предал короля, королеву или кого-либо из королевского рода; если на королевском дворе кто-нибудь совершит насилие над девицей (панной) или замужней пани; если кто королевский замок или землю кому-нибудь продал, заложил или иначе как-нибудь без ведома короля передал. Прежде чем по этим названным делам пойдут на поединок в огражденное место, девять достойных мужей с каждой стороны должны принести присягу и лишь после этого стороны могут биться на поединке. Мы назвали три случая, когда допускается поединок. Ныне же устанавливаем, что когда два участника (поединка) равны по происхождению, то они о любом деле биться могут, пусть лишь король разрешит им это. Если бы кто кого принуждал к поединку, а тот может в достаточной мере сослаться на право, то согласно порядку, он может быть избавлен от поединка. 83. О НАСИЛИИ НАД ЖЕНЩИНОЙ ИЛИ ДЕВИЦЕЙ Святым этим установлением особо утверждаем, что если кто-либо девицу или честную женщину изнасиловал, и она тотчас же с плачем, ломая руки, в разорванном покрывале криком огласила бы о том, а затем на королевском дворе или еще где, как указывает обычай, принесла бы жалобу, то после этого преступник должен быть пойман, и она сама должна принести присягу в том, что он совершил насилие над ней. Виновный должен присягать с семью соприсяжниками, если он отрицает свою вину. Если при произнесении присяги все присягающие или один из них допустит ошибку, заминку, то насильнику должна быть отсечена голова, и все его имущество перейдет королю. 84. О ДОЧЕРИ, ДАВШЕЙ КОМУ-ЛИБО ОБЕЩАНИЕ БЕЗ ВОЛИ ОТЦА И МАТЕРИ Если какая дочь без ведома отца и матери нашла себе мужа, и на это старшие принесут жалобу в суд, а она к ее муж в этом сознаются, то если она добровольно это сделала, тогда она и муж ее согласно древнему обычаю должны быть привязаны к столбу и понести наивысшее наказание, а имущество их перейдет в королевскую казну. 92. ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПОСТУПАЮЩЕМ КОРОЛЮ Устанавливаем, что если бы движимое имущество, дедины или какое-нибудь иное после смерти какого-либо человека должно перейти королю, то судья дворский должен это имущество или дедину взять, но не тратя ничего и не уменьшая; и должен он также это имущество в Праге или в другом ближайшем городе огласить в течение 14 дней в первый год, во второй год снова в течение 14 дней и в третий год опять 14 дней, что он взял имущество, которое справедливо переходит королю. И если в эти сроки в Праге никто не выступит с “отпором” (возражением), тогда судья дворский и паны кметы (судьи) должны это имущество присудить королю. Если бы кто сделал отпор в эти сроки, то дворским судьей и кметами это должно быть разобрано согласно указанию короля, чтобы рассмотреть королевское право по справедливости. Если кто не был в (Чешской) земле в то время, когда это имущество троекратно оглашалось, и он после приедет и со свидетелями или с раскаленным железом докажет, что его здесь не было во время оглашения, тогда ему нужно дать первый, второй и третий год, чтобы он мог доказать свое право. И королевское право и его должно быть рассмотрено дворским судьей. Тот, кто дедину или другое имущество панским решением отсудил у королевского суда, получит эту дедину без ущерба, дворский судья должен вернуть ее в сохранности. Те, у которых судьей и панами земскими дедина была присуждена королевскому двору, в случае если они насилием не пустили присланных от уряда послов, должны быть признаны изменниками короля. Если бы кто у нашего дворского судьи дедину или другое имущество перед оглашением или перед присуждением взял себе, тот должен возместить дворскому судье все расходы. После того как сделает это, если будет панским решением признан правым, оставит дедину у себя. 99. О МОНАСТЫРСКОМ ИМУЩЕСТВЕ Приказываем, чтобы каждый аббат, пробст или другое духовное лицо королю или пану своему, от которого держит землю, после смерти прежнего короля или пана в течение 1 года и 1 дня должен заявить о своем имуществе и дединах и получить подтверждение в бумагах. Если бы кто этого не сделал, у того должны его дедину взять до того времени, пока не исполнит все, как сказано выше. 102. О ГРАБЕЖЕ И РАЗБОЕ Тот, кто был обокраден или ограблен, должен заявить поправцам (или в городе) в течение 2-х недель, чтобы можно было привлечь к суду или что другое согласно праву предпринять против грабителя или разбойника. Пусть будет ведомо, что после заявления о разбое или грабеже надо взять коморника и в течение 3-х, а самое большее 4-х недель жалобу на него (на грабителя) принести и вызвать к суду злодея. Вызвать к суду должен коморник того края, к которому принадлежит виновный; если же виновный принадлежит к другому краю, тогда коморник Пражский с коморником того края должны вызвать его в суд в определенный день и час. Порядок действий коморников таков: если кого-нибудь лично найдут, то должны сказать ему, кто подает жалобу и в какой срок и в какой день; если же его дома не будет, то могут сказать об этом его домочадцам “ли его соседям и, если необходимо, то должны в ближайшем городе на рыночной площади огласить жалобу и засвидетельствовать ее. Устанавливаем, что коморники должны вести привлечение к суду честно, держа в руках деревянную зажженную палку перед урядниками земскими, должны, исправляя свою должность, заявить о вызове. После засвидетельствования вызова истец должен перед урядником, подсудком, писарем и иными урядниками принести жалобу, затем обвиняемый может сам или через кого-либо другого спросить, удостоверена ли свидетелями жалоба в срок, также может возразить, что не по праву был вызван, так как в это время жена не находилась дома, что не было оглашения в городе, что был вызван с мечом, а не с деревянной палкой или, что ему не была предъявлена печать урядника и т. п. Если же было выполнено законно, то приступают к суду; жалобы, касающиеся 10 гривен, судят меньшие урядники, если выше, тогда — паны. Если жалоба, записанная в доски, не соответствует тому, что говорит ходатай истца, то жалобщик теряет свой иск, но может, изменив свою жалобу, снова жаловаться. Если же жалоба и запись в доски совпадают и жалоба прошла, то после этого урядники земские меньшие дают сторонам срок для присяги, пока не позвонят в кремле, тогда урядники должны принять общую присягу сторон в часовне. 105. ОБ ОГРАБЛЕНИИ ДОМОВ Если бы кто ночью или днем совершил нападение на дом и ограблением причинил убыток, то хозяин, желая изобличить злодея, громким криком должен оповестить об этом своих соседей с обеих сторон и немедленно показать им этот убыток. Кто потерпит ограбление и насилие, должен в течение 2-х недель заявить об этом перед урядом и просить коморника, чтобы осмотрел его убыток. Коморник, приведя или призвав соседей к потерпевшему, должен осмотреть с ними двери, одежду и другие испорченные вещи и опросить соседей, слышали ли они крик и известно ли им случившееся. После этого опроса ограбленный должен взять другого коморника, не того, который был при осмотре, и вызвать грабителя к суду в течение 4-х и самое большее 6-ти недель, вложив вызов и жалобу в доски. По этой жалобе обвиняемый сам или через своего доверенного отвечает, правда ли все это и тем будет соблюден порядок, указанный выше о грабеже. Обвиняемый на засвидетельствование жалобы должен спросить того коморника, который опрашивал, и коморник этот перед сторонами и перед полным судом должен изложить все, что слышал о том ограблении, что видел взломанные двери, одежду и другие вещи. Если бы коморник по забывчивости ошибся в дне и часе происшедшего, тогда жалоба считается просроченной, но потом может быть исправлена и принята судом. Если жалоба соответствует записи в досках и объяснение коморника также, то с обвиняемым надлежит поступать так, как сказано выше о грабеже. На этом конец прав земли Чешской, которыми Чехи пользовались при императоре Карле Римском и короле Чешском и которыми паны, рыцари, земане и все добрые люди пользуются по сей день в земле Чешской. Аминь. (пер. Г. П. Беляевой) |
|