|
СЛУЖБА ВЯЧЕСЛАВУСлужба св. Вячеславу представлена древнейшим списком из всех памятников вацлавского цикла. Она дошла в составе Новгородской служебной минеи 1095 — 1096 гг., хранящейся в Государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (Издана И. В. Ягичем: см.: И. В. Ягич. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковно-славянском переводе по русским рукописям 1095 — 1097 гг. СПб., 1885, 0213 — 0222). Известен также список ее, относящийся к XII в., в Синодальном собрании ГИМ (Издан П. А. Лавровым в кн.: А, В. Горский и К. И. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки, отд. III, ч. 2, М., 1917, стр. 12 — 15). Написана была “Служба” скорее всего в Чехии, значительно ранее времени первого дошедшего до нас списка — не позже начала XI в. Соображения по этому поводу высказаны во вступительной статье к данному изданию. Следует упомянуть, что в науке высказывались по поводу места происхождения памятни ка различные мнения. Уже говорилось выше, что И. Вашица видел в нем болгарское произведение конца X в., М. Вейнгарт полагал, что “Служба” была составлена на Руси (М. Weingart. La lere legende de St Venceslas, ecrite en vieux slave et d'origine tehegue. “Byzantinoslavica”, t. VI, 1934, p. 13). В. Вондрак в общей форме склонялся к ее южнославянскому происхождению (W. Vondrak. Kirchenslavische Chrestomathie. Goеttingen. 1910, S. 169). В самое последнее время в пользу чешского происхождения памятника высказался болгарский ученый Б. Ст. Ангелов. Он считает, что “Служба” была написана вскоре после смерти Вячеслава (Б. Ст. Ангелов. Из старата българска, руска и сръбска литература, кн. II, София, 1967, стр. 69.). С последним положением, однако, трудно согласиться. В этом убеждает нас анализ источников памятника. Основным источником сведений для создания поэтического произведения, посвященного памяти Вячеслава, послужила “Востоковская легенда”. К ней восходят упоминания, что Вячеслав был убит, идя в церковь (2-я стихира); перечисление видов помощи, которую оказывает Вячеслав при жизни и после смерти, даны явно по образцу благодеяний при жизни, о которых рассказывается в “Востоковской легенде” (3-е стихира и канон, 5 песня, 3 тропарь), упоминание о благочестивом воспитании Вячеслава (канон, 4 песня, 1 тропарь): упоминание о сборищах убийц Вячеслава (канон, 7 песня, 1 тропарь). Находясь в зависимости от “Востоковской легенды”, “Служба” едва ли могла быть составлена вскоре или тем более сразу после возникновения “Легенды”. Напомним, что “Востоковская легенда” завершается выражением надежды о том, что святой Вячеслав проявит свои чудеса, а в “Службе” говорится, что эти чудеса уже “бещисла”, т. е. бесчисленны (I песня канона, 3 тропарь). Можно полагать, что “Служба” возникла в конце X в., после составления Гумпольдом его легенды (около 980 г.) и переработки ее в “Легенду Никольского”. Знакомство с ней автора “Службы” представляется вполне вероятным. Об этом свидетельствует уже первая из содержащихся в “Службе” стихир, где говорится: “Вячеслав предивьне, разрешая съвязаныя бес правды”, т. е. идет речь об освобождении Вячеславом невинно осужденных. Об этих [119] благодениях Вячеслава говорится именно в “Легенде Никольского”. Следы ее, правда не столь ясные, можно видеть в 1 тропаре 4 песни канона, где сказано, “чистыми си труды любъвью владыце последовал”, т. е., видимо, подразумеваются труды Вячеслава по изготовлению вина и просфор для церквей и его ночные бдения, столь ярко описанные в “Легенде Никольского”. За исключением этих вышеперечисленных упоминаний, “Служба” содержит прославление добродетелей святого, общепринятых в агиографической литературе и гимнографической поэзии. Служба составлена по всем нормам православной утрени. Дошла она да нас не в полном объеме. Нам известны седален, кондак, стихиры (без обычного в таких случаях указания их места в службе) и канон. Текст службы печатается по изданию: И. В. Ягич. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь по русским рукописям 1095 — 1097 гг. СПб., 1886, стр. 0213 — 0222. Седален 1 Вячеславу глас 2 4, подобен 3 “Скоро вари”. Ныне вместе радуются ангелы с людьми общим веселием. Небо и земля светло ликует, святой, в твою память, и мы грешные усердно взываем к тебе: “Помолись владыке о нас, да избавит он от нападений видимых и невидимых врагов нас, чтущих твою пресветлую память. Кондак 4 глас 1, подобен “Лик ангельский”. Предстоя с ангельскими хорами, блаженный, ты наслаждаешься божественной и невыразимой красотой и, почерпнув из нее благодетельные дары чудес, всем, прибегающим с верою к твоей святости, источаешь бездны исцелений. Стихира 5 Вячеславу, глас 8, подобен “О преславное”. Трижды светлым сиянием пресветло украшен более солнца 6, ты предивный Вячеслав, всех находящихся в бедах и неправедно заключенных освобождаешь и отгоняешь всякие болезни всем, с верою призывающих тебя на помощь и с любовью воспевающих твою блаженную кончину. Идите все верные, да будем ныне духовно праздновать пречудную память Христова слуги Вячеслава, ибо он оставил преходящее земное служение и принял небесное царство и пресвятую свою душу ныне отдал в руку владыки, прославляя бога, удостоившего поклонения его память. Другая, подобен “Иже в едоме рай”. Ведомый любовью вышнего призвания, ты преблаженный шел в церковь Христову и у нее принял царский, нетленный и непреходящий венец и им озарил подобно солнцу запад и северные страны 7, испуская светлые сияния чудес.[123] Пролитием твоей пречистой крови ты, всехвальный Вячеслав,, украсил Христову церковь как бы царским одеянием, украсившись которым она собирает все страны на торжество, чтобы светла праздновать твою священнейшую память и с верой взывать благодетелю и творцу всех: “Слава тебе, прославившему память своего святого”. Другая, глас 4, подобен: “Яко добля в”. Как великого помощника пребывающим в бедах, все собравшиеся, восхвалим, ибо он воспринял дар благодати от Спаса Христа находящихся в бедах избавлять и печальных утешать и исцелять всякие болезни, призывающих его с верою на помощь и с любовью совершающих чудное его празднество. Канон 8 святому Вячеславу. Глас 6, песнь I, ирмос 9: “Яко по суху”. Возликуем, верные, радостно, светлыми душами воспевая Спасителя ныне в день памяти Христова слуги Вячеслава. Страстям владыки ты уподобился, славный, как непорочный агнец, неправедно убитый и за это ныне, блаженный, ты веселишься с сонмом мучеников. Приняв смерть как ходатайницу жизни, ты ныне предстоишь владыке всех в славе. Умоли, святой, получить ее и нам, совершающим твою чудную память. Кто поведает, славный, о твоих чудесах, которые ты несчетно совершаешь в мире, ибо ты всегда всем верным подаешь исцеление. Меня, впавшего в разбой и потопленного душегубными делами и смертью, возроди, молю тебя, госпожа, помолись за меня сыну твоему и богу. Песнь 3, ирмос: “Несть свят яко”. Ты всегда был воспламенен Христовой любовью к святой церкви, в которой ты, блаженный, без злобы смотрел на твое неправедное убийство. Твоею светлою кровью твоя церковь украсилась 10 и испускает светлые лучи чудес, воспевающим достойной славы твою память. От младенчества просвещенный светом св. Троицы ты был наследником Христу, моли его послать мир нашим душам. Чудо твоего рождества превосходит природу всякого вещества, ибо ты зачала во чреве сверхъестественно, и, родив, всегда остаешься девой. Песнь 4, ирмос “Христос мне сила, бог господь”. От младенчества благодатно ты был воспитан в чистой вере, совершая чистые твои труды, ты с любовью последовал владыке и надеждой на него посрамил льстивого раба 11. Сияя светом, ты, святой Вячеслав, просвети омраченных гре-хом, имеющий с сонмом мучеников дерзновение молиться за нас. Иссекаемый мечом, ты, святой, непобедимо иссек лукавого врамечом терпения, за что и принял венец из рук вседержителя.[124] Невыразимы и непостижимы, богородица, для земных и небесных тайны твоего поистине богоподобного рождества. Песнь 5, ирмос “Божиим светом”. Восприняв твоими страстями жизнь без печалей, ты, святой Вячеслав, будь заступлением всем страдающим, с верой зовущим тебя на помощь. Светлее солнца ты, блаженный, просветил север и юг и запад светлым сиянием твоих чудес 12. Озари ими, святой, и нас, празднующих твою память. Ты был помощником находящимся в бедах, кормлением для нищих, утешителем печальным, потому и после смерти ты, святой, избавляешь всех с верой призывающих тебя на помощь. Спаси исповедующих от души тебя Богородицу благую владычицу мира, ибо ты для нас заступление, непорочная, во истину богородица. Песнь 6, ирмос “Житийского”. Подвизаясь в посте, снискал чистую жизнь дивный Вячеслав, и стал содругом ангелом, с ними же моли о спасении наших душ. Преходящее земное княжение ты оставил и принял царское украшение из руки владыки; достиг, как мудрый, вечного через тленное. Прими, святой, похвалу из окаянных уст, которые не могут восхвалить тебя по достоинству, и моли милостивого бога даровать нам великую милость. Пречистая владычица, родившая земным кормчего и господа, укроти мои злые страсти, и подай тишину моему сердцу. Песнь 7, ирмос “Хладодавицу”. Извечный злодей 13, завидуя твоей священной жизни, наущает безумное сборище убить тебя, а ты с чистой совестью не умолкая восклицаешь творцу: “Благословен бог отцов” 14. Ныне весело ликует Прага, твой славный город, почитая твою память и светло озаряясь твоими чудесами, и призывает все страны восклицать: “Благословен”. По лести лукавого в древности была обагрена земля братоубийственной рукой, и ныне она, окропившаяся кровью, приносит Христу благоухание жертвы, восклицая “Благословен”. Благодаря тебе, дева, нам темным воссиял свет, ибо ты родила создателя всех и бога: у него же проси, пречистая, всегда ниспосылать нам великую милость. Песнь 8, ирмос “Ис пламене святым”. Красотами радости и благодатными озарениями свыше, и ты был освещен ярче солнца преславный, превознося Христа во веки 15. Твое святое тело, блаженный, ныне приняв Прага, твой славный город, возвещает миру твои дивные чудеса, превознося [Христа]. [125] Украшенный красотою и просветленный разумом благоверия ты, предивный, ты стал воистину исповедником святой Троицы, превознося [Христа]. От света светодателя, ты, Слово, был зачат и ты непостижимо родила сверхъестественного, ибо в тебя, дева, вселился божий дух, потому мы и воспеваем тебя, чистая, во все века. Песнь 9, ирмос “Приимшая”. Ты, славный, удостоился великой благодати и просветил всю вселенную, всем обильно подавая исцеления. Приняв, святой, ангельскую радость и предстоя своему создателю, помолись о нас, величающих тебя. Приняв ныне блаженный покой, непрестанно молись, преславный, чтобы нам, величающим тебя, причаститься святого блаженства. Богородица, родившая по велению Слова необъяснимо своего творца; умоли его, дева, спасти наши души. Светилен 16 подобен “от земля преставися”. От земли ты отошел к владыке, блаженный Вячеслав, прийди ныне духовно и посети милостью воспевающих ныне славный твой праздник. Комментарии1 Седален — часть богослужения (стих), когда разрешается сидеть монашествующим. 2 Глас — в православной церкви основные богослужебные тексты, поются на один из 8 музыкальных вариантов (гласов). 3 Подобен — в богослужебных книгах означает указание, что данный текст поется как какой-то другой, более известный и распространенный, первые слова которого и приводятся. 4 Кондак — краткая похвала святому или празднику. 5 Стихира — наиболее распространенная форма богослужебного текста, содержащая похвалу святому или рассуждения о смысле праздника. 6 В службе дважды говорится о зорях “тресветлых” (1-я стихира) и “троичных” (песнь 3, тропарь 3). Это словосочетание было характерно как для восточно-христианской гимнографии, так и для философских и богословских сочинений. Особенно часто с толкованием встречаем его в переводном “Шестодневе” Иоанна, экзарха Болгарского. Чаще, впрочем, говорится во всех этих памятниках о тресветлом солнце. К “тресветлому солнцу” обраща-ется и Ярославна в “Слове о полку Игореве”. По представлениям автора “Шестоднева”, свет заключен в три источника и от них исходит солнце, луна и звезды (см. подробнее: В. Адрианова-Перетц. Об эпитете “тресветлый” в “Слове о полку Игореве”. “Русская литература”, 1964, № 1, стр. 86 — 87). В “Службе Вячеславу” помимо этого смысла эпитета могла бы идти речь и о Троице, в особенности во втором случае: “зарями троичными из млада просвещься”. 7 3десь характерен пропуск востока и юга, что давно обратило на себя внимание исследователей, видящих в этом, с одной стороны, свидетельство того, что служба не составлена на Балканах, где не почитался Вячеслав, с другой — что она возникла еще до крещения Руси. 8 Канон — песнопения, соединенные в 9(8) песен по определенному правилу, т, е. канону. Каждая песнь канона завершается прославлением богородицы. 9 Ирмос — вступительная часть каждой песни канона, постоянная для каждого гласа, почему здесь и далее ирмосы обозначены лишь первыми их словами. 10 Имеется в виду рассказ житийных памятников о том, что стены церкви, где был убит Вячеслав, были забрызганы его кровью, которую долго не могли стереть. 11 Льстивый раб — здесь — сатана. 12 Здесь, как и в стихире, не упомянут восток, как часть мира, где прославляется Вячеслав (см. прим. 7). 13 Извечный злодей — здесь — сатана. 14 “Благословен бог отцов” — обычное завершение каждого стиха (тропаря), кроме последнего (богородичного), 7 песни любого канона. Поэтому далее это завершение обозначено кратко. 15 “Превознося Христа вовеки” — обычное завершение каждого стиха, кроме богородичного, 8 песни любого канона. Поэтому далее это завершение обозначено кратко. 16 Светилен — богослужебный текст, читаемый после канона. В древности чтение светильна обычно совпадало с началом рассвета (отсюда его название). (пер. А. И. Рогова) |
|