|
ИЗ БУЛЛЫ ПАПЫИОАННА VIII ОТ ИЮНЯ 880 г.Письмена, наконец, славянские, изобретенные покойным Константином Философом, чтобы с их помощью раздавались надлежащие хвалы Богу, по праву одобряем и предписываем, чтобы на этом языке возглашалась слава деяний Христа Господа нашего, ибо мы наставлены святым авторитетом, чтобы воздавали хвалу Господу не только на трех, но на всех языках, как предписывает говоря: “Восхвалите Господа все народы, и почтите его все люди” 1 и апостолы, исполненные Святого Духа, говорили на всех языках о великих делах Божьих 2; об этом и Павел, небесная труба, звучит, напоминая: “Каждый язык пусть исповедует, что Господь наш Иисус Христос есть во славе Бога Отца” 3; об этих же языках достаточно и ясно напоминает нам в первом послании к Коринфянам, чтобы мы, говоря на языках, воздвигали Церковь Божью 4. И ничто ни в вере ни в учении не препятствует на том же славянском языке ни петь мессы, ни читать святое Евангелие или божественные чтения из Старого и Нового Завета, хорошо переведенные и истолкованные, или петь все остальные обряды, ибо Тот, Кто создал три главных языка, то есть еврейский, греческий и латинский, Тот создал и все остальные к Своей хвале и славе. Предписываем, однако, чтобы во всех церквях вашей земли Евангелие для большего почитания читалось и по-латыни, а затем переведенное на славянский язык возвещалось для ушей людей, не понимающих латинской речи, как, кажется, в некоторых церквях это и делается. А если тебе [Святополку. — Б. Ф.] и твоим судьям больше нравится слушать мессу по-латыни, предписываем, чтобы для тебя обряды мессы совершали по-латыни. Комментарии1. Псалтырь. 116.1. 2. Деяния Апостольские. 2.1. 3. Послание к Филиппийцам. 2.11. 4. Первое послание к Коринфянам. 14.4. (пер. Б. Н. Флоря) |
|