Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БУРХАН-УД-ДИН-ХАН-И-КУШКЕКИ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАТТАГАНУ И БАДАХШАНУ

БАДАХШАН.

Бадахшан

Бадахшан расположен на север от Кабула по течению реки Пянджа или верховьев Аму-Дарьи.

Южной границей Бадахшана служит горная цепь Гиндукуш. На востоке Бадахшан примыкает к Чигралу, Шугнану и Дарвазу. На западе он граничит с Гульфеганом. входящим в состав Каттаганской провинции.

Сельско-хозяйственная продукция страны: пшеница, ячмень, горох, бобы, мак, леи, “келюль” 57, мушенг, просо и др.

Большую часть посевной земельной площади составляют багарные земли, в некоторых местах имеются и поливные земли. Относительно багарных земель необходимо отметить, что это лучшие здесь земли, производящие разного рода злаки и культуры.

Бадахшанский округ славится своими разнообразными фруктами, особенно Джерм, Бехарек, Зердив, Кишм и Шугнан; между прочим Бехарек и Рустак славятся своими яблоками.

Климат. Климат Бадахшана весьма здоровый и живительный, болезней мало. Имеется разного рода скот мелкий и крупный, вроде коз, овец и лошадей, но верблюдов мало. Овец породы “гадик” 58 и коз, по сравнению с Каттаганской провинцией, здесь очень много. Объясняется это тем, что значительная часть Бадахшана занята горами с холодным, суровым климатом, особенно северные и южные районы Бадахшана, сплошь покрытые снегом, отличаются резким холодным климатом. В силу этого и по недостаточности пастбищ, турецкая порода овец здесь водится в меньшем количестве, но здесь распространена другая вышеуказанная порода овец “гядик”, пылкая по своей природе, два раза в году приносящая ягнят и довольствующая меньшим количеством травы.

Промышленность. В Бадахшане некоторые вещи вырабатывают в большем количестве, чем в других местах: выделываются шерстяные ткани, в особенности материя, известная здесь под именем “нехи” 59, в горных же районах выделываются только шерстяные ткани. Местное население, в большинстве, изготовляет халаты пз шерстяной ткани [89] “берек”, вывозя их для продажи на сторону. Ткань “нехи” распространена по всему Бадахшану, но она особенно во всеобщем употреблении в Рустаке, во всяком случае в продаже ее можно везде найти.

Рустак славится своим производством мыла, которое не только потребляется в Бадахшанском округе но и импортируется за его пределы.

Большинство местного населения красиво и имеет белый цвет кожи.

Главную массу населения составляют таджики, меньшую — турки. Язык таджиков вообще персидский. Население горных округов Шугнана, Вахана и Мунджана говорит на разных наречиях и по религии является шиитами, последователями Ага-Хана.

Горные богатства. В нескольких местах Бадахшана установлены месторождения следующих ископаемых: рубинов, лапис-лазури, чугуна, олова, сурьмы и серы. Если лица, хорошо знакомые с горным делом, приложат немного усилий, то, вне всякого сомнения здесь они откроют и другие полезные ископаемые.

Обычные имена жителей. Большинство суннитского населения Бадахшанского округа проживает в Фейзабаде, Джерме, Кишме, Дарвазе, Рустаке и в других местах. Наиболее употребительные мужские имена суннитского населения: Ашур, Адина, Сафар, Курбан, Сейид-Мирза, Нияз-Мухаммед, Чекак, Мирза-Сейид и тому подобные; женские суннитские имена: Рахат-Бегум, Незакет-Бегум, Сурет-Бегум и тому подобные.

Жители Зейбака, Шугнана, Вахана и Мунджана все шииты Ага-Ханийского толка. Наиболее употребительные среди них мужские имена: Иззет-Бек, Хак-и-Али, Якуб-Али, Сафар-Али, Душенбе, Адина, Якшенбе, Чехаршенбе. Женские имена: Шукрма, Иззетма, Ширинма, Гулма, Хиза и Камарма.

Наиболее распространенные мужские имена в киргизском районе: Джаббар-Кул, Тахта-Сум, Тохта-Сул, Берды-Бай, Ахмед-Кул, Худай-Берды, Рахман-Кул. Наиболее распространенные там же женские имена: Гульсум, Фатима, Айша, Хадиджа и друг.

В местностях: Раг, Яфтель, в Дарвазе и Шахр-и-Бузурге имеется много тмина, в других же местах его встречается мало.

Район Рустака и Дарваза изобилуют фисташками, тогда как в других местах их или мало, или совершенно нет.

Хотя волк, лисица, рысь, “табарган” 60 и хорек встречаются повсеместно в Бадахшане, но в Дарвазе их больше всего, почему отсюда и получается главная масса шкур этих зверей.

Тоже самое нужно сказать и относительно куропаток и фазанов; встречаясь повсеместно в Бадахшане и во всех прилегающих к нему местностях, эти птицы больше всего водятся, однако, в районах Кишма и Дераима, где на них идет большая охота. [90]

“Эфнестин” 61 и дикая морковь 62 весьма распространены в Джерме, дикую морковь, впрочем, можно встретить не только в равнине, но в горах, фиалки и грибы встречаются на протяжении всей Бадахшанской территории.

Барбарис и черная смородина (“кара-кат”) хотя тоже встречают повсеместно в Бадахшане, но больше всего произрастают в местности Зердив.

Памиры, Баругиль, Зердив, Шугнан и Шиве изобилуют особой травой “мамире” 63, являющейся полезным и хорошим лекарством при болезни глаз. Здесь встречается турецкая дармина и ревень.

Каперцы также встречаются повсюду в Бадахшане. Жители Кабула и население восточного Афганистана приготовляют из них отличные приправы к кушаньям, но так как сами жители Бадахшана не знакомы ни со сбором каперцов, ни со способом их приготовления, то никакой пользы из них и не извлекают.

Охота. Зимой в горах Бадахшана и в прилегающих к нему районах идет большая охота на диких коз, куропаток и фазанов. Диких коз бьют большею частью из кремневых ружей, а куропаток и фазанов ловят руками в облавах. Такой способ облав применяется в некоторых местах и к диким козам; собравшись в каком либо месте, где водятся козы, охотники устраивают на них облаву, ловят их то руками, то убивая из ружей 64. Лисиц и волков ловят капканами.

Рыбная ловля особенно процветает по рекам: Кокча, Зейбак и Вердудж. В названных реках водится рыба, называемая “петре” и особая пятнистая рыба без чешуи, есть и еще сорт рыбы, называемый в простонародья “хака”, с красными крапинками, с сладким мясом, с тонкой и редкой чешуей. Все эти сорта рыб имеются в большом количестве. В реках Каттагана эти виды рыб уже встречаются реже.

Зимой в Кораие и Мунджане на водных бассейнах диких уток ловят руками. Способ такой охоты следующий: удлинив одни угол озерка или болота, которое подходит к берегу реки или арыка, делают из прутьев нечто в виде кошелки или клетки без дна, длиною от шести до десяти гязов и в ширину до трех. Эту плетенку ставят незакрытым [91] местом на названный угол болота или озера и тщательно маскируют ее сверху хворостом. В одном углу ее оставляют незаделанным небольшое отверстие четверти в полторы, которое прикрывается каменной плиткой.

На утро к озеру подходят два охотника. Один начинает открыто приближаться к уткам, другой же скрывается за маскировкой в хворосте. Утки, завидев охотника, не снимаются с воды и не летят, а бросаются в сторону расставленного прикрытия. Чем ближе охотник приближается к воде, тем скорее дикие утки устремляются к этой скрытой клетке. Когда же охотник вступает в воду в самое озеро, — а вода здесь не выше чем по колено, — то дикие утки в конце концов все до одной оказываются загнанными во внутренность клетки. Тем временем второй охотник, оттолкнув тот камешек, который прикрывал отверстие в нижней части клетки, начинает по одиночке забирать к себе в сумку свою добычу. Таким путем здешние охотники за один раз обычно ловят до 50 — 60 уток, и вообще какое бы количество уток не попало в эти кошелки, все они оказываются в руках охотника и ни одна не спасается.

Торговля. Большая часть бадахшаиских купцов — из турецкого племени “этренджи”, некоторые из баджауриев 65 и Джерма. Они отвозят в Яркенд опиум и привозят оттуда для продажи белую и цветную мату, хотанские, яркендские, кашгарские и китайские ковры и кошмы. Только баджаурцы привозят из Пешавера и Читрала английское белье, чай и обувь, отсюда же, в виду запрещения вывоза металлической валюты, отправляют тмин (семенами), шкуры лисиц, куниц и барсов. В настоящее время, после крушения России, сообщение с местностями по ту сторону Аму-Дарьи и торговля отсутствуют.

Земли Бадахшана, годные для земледелия и заселения. 1. В местности Бехарек, известной под названием “Дешт-и-Ферах”, имеется ровное пространство земли, длиной в три куруха, шириной в два или полтора куруха. Имеется возможность оросить ее отводом на нее воды реки Вердудж. “Джарнейль” (генерал) Тадж-Мухаммед-хан для этого провел было на некоторое расстояние оросительный канал, но после его отъезда никто не продолжал его дела и канал разрушился.

2. В местности Джерм, вблизи мазара Шах-Насыра, имеется равнина, известная под именем “Дешти-Нивсеч”, с очень хорошей, ровной и плодородной почвой; ее можно легко оросить водой из реки Йергес. Общая площадь годной для обработки земли, приблизительно, от десяти до двенадцати тысяч джерибов. 66. [92]

В Зейбакском Ишкашиме есть равнина, которая имеет уже воду и требуется очень немного труда, чтобы ложе орошающего ее потока сделать широким и обильным и чтобы количество воды увеличилось.

4. В Кишмском Мешхеде есть обширные равнины, обильные водою, со многими удобными для жилья площадями земли.

5. Местность “Турга-Тепе” в округе Рустака. Подробное описание ее мы приведем в соответствующей главе.

Количество мостов в районах Бадахшана.

№№

Название мостов.

Примечание.

1

Пол-и-Хишти (каменный мост)

На границе Фейзабада.

2

“ Рабатек

На дороге к Бехареку

3

“ Тенг (узкий)

В нижней части города.

4

“ Али-Могул

По нему происходит сообщение между Джермом и Бехареком.

5

“ Суч

По дороге из Джер-ма в сторону Яхмена.

6

“ Тенги-и-Коран

В районе копи лапис-лазури

7

Исканде (р?) — Геран

На дороге, ведущей в Мунджан и Акар.

8

Ердар

На р. Вердудж

9

“ Сер-и-Шехр

На р. Зердив

10

Гау Хане-и Зейбак

По дороге на Сенглич и Читрал

11

“ Искетул

Тоже.

12

“ Дерья-и-Дераим

Мосты, по которым происходит движение из Ханабада в Фейзабад и по дороге из Кишма в Ханабад. [93]

13

“ Лешган

14

“ Мешхед

15

“ Зефер (на р. Кокча

Этот мост расположен на дороге в Рустак, Ханабад и Кундуз

16

“ Бегум

На пути в Кишм.

17

“ Шиме

 

18

“ Ял-и-Хер

Этот мост (под номером восемнадцатым) построен жителями деревни Деруне для собственного их пользования. Длина его  16 гязов, ширина полгяза, во время перехода по нему он так дрожит и раскачивается, что кроме местных жителей, перегоняющих по нему даже свои стада, никто другой перейти по нему не может.

Мазары (места поклонения) Бадахшана. Первый. В городе Фейзабаде в прежнее время находилось священное одеяние Пророка (хырка). Ахмед-Шах-гази перенес его в Кандагар и установил паломничества к нему. 67 Там оно находится и поныне, являясь благословенным местом. Однако, жители Фейзабада считают благословенным и то место, где некогда находилась эта чистейшая хырка, они толпами ходят в паломничество к нему, произносят там восхваления высокочтимого Пророка и возносят молитвы. [94]

Второй. .Зиарет Мир-Гияс-ед-Дин-Вели'я.

Третий. Место паломничества, известное под названием “Мазар-и Ходжа”, расположено за городом, при нем имеется родник и большие чинары.

Четвертый. Мазар шейха Хамид-уд-Дина в Сер-и-Гуляме что в долине реки Зердив. Шейх Хамид-уд-Дин, один из бойцов за веру, последователь последователей Пророка, прибыл в Бадахшан в 400/1009 — 1010 г. Кишлак, расположенный неподалеку от гробницы этого святого, известен под названием “Кишлак-Мазара”.

Пятый. В Зейбаке находится мазар Диване-Шаха, бывшего нищенствующим сеийдом. [95]

Шестой. В округе Джерма находится место паломничества “Шах-Насыр” и близлежащий кишлак носит то же название. 68

Седьмой. В округе Рустака имеется место поклонения, известное под названием “Сер-и-Гар”.

Одним из памятников старины является крепость и мост Зефер, на протяжении дороги к Рустаку; мост этот, по которому происходит движение, ныне деревянный. Остатки крепости заметны на вершине горы. Пешеходная тропа ведет к этой крутой и трудно доступной вершине. Взбираться по ней в настоящее время в высшей степени трудно; говорят, что прежние обитатели этой крепости, когда она была населена, входили в нее по ступенькам, положенным на вколоченные в скалу железные стержни.

Восьмой. Зиарет Ходжа-Беха-уд-Дин-Вели'я, расположен в равнине Турга-Тепе. Находящаяся близ него деревня носит имя этого святого.

Имена “хакимов”, правивших в Бадахшане.

№№ по пор.

Имена правителей.

Продолж. упр.

Примечание

1

Сейид-Ахмед хан, “биргид” 69

7 лет

Правил в царствование эмира Шир-Али-хана. [96]

2

Вели-Мухаммед-хан

2 г.

Правил в царствование эмира Абдуррахман-хана

3

Мир-Ахмед-Шах-хан

1 1/2 г.

 

4

Хусейн-Джан, брат Ахмед-Шах-хана

1 г.

 

5

Мухаммед-Азиз-хан, кабулец

1 1/2 г.

 

6

Ахмед-Джан, кандагарец племени “ачекзай”

7 л.

 
 

Мухаммед-Афзаль-хан, лемганец племени “джеббар-хейль”

10 л.

 

8

Фазль Ахмед-хан, “джебел ус-сираджи'ец”

6 л.

 

9

Сердарь Мухаммед-Исхак-хан, сын Шах-Довле-хана, “мухаммедзай”

12 л.

 
 

Азизулла-хан, “мухаммедзай”

2 г.

 

11

Мухаммед-Юсуф-хан “мухаммедзай”

   

12

Мир-Земан-уд-Дин-хан

1 г.

 

13

Пини-Бек-хан, строевой генерал

2 г.

 

14

Шах-Махмуд-хан, “лива-мишр”

1 г.

 

Исторический очерк Бадахшана. Из содержания нескольких старинных документов, находившихся у Джехангир-хана, 70 явствует, что в эпоху наших предков среди правивших в Бадахшане миров произошла междуусобица. В ханских семействах Бадахшана не нашлось, ни одного человека, который стал бы во главе правительства. В 1068/1657-58 X. в Бадахшане стали насильничать и притеснять [97] народ каттаганские узбеки. Тогда наиболее влиятельные племена выбрали совместно своим миром Мир-Яр-Бек-хана, который происходил из самаркандских сейидов, его отец Шах-бек, и дед, Мир-Захид переселились из Самаркандского Дахбида в Яфтель, осели там и приобрели себе мюридов (учеников-последователей). 71

Яр-Бек-хан отодвинул ноги каттаганцев от Бадахшана и правил в нем в течение двух лет. Но население Яфтеля восстановило против него нскоего Шах-Имада и выстроило для последнего в Лаябе-и-Яфтель военную крепость. В негодовании на такой поступок Яр-Бек хан покинул свое царство и удалился в Индию.

После его ухода из Каттагана явился Махмуд-бий и овладел Бадахшаном. Бадахшанцы стали сожалеть об уходе Яр-Бек-хана. Тринадцать старейшин их отправились за ним в Индию и со всяческими мольбами и извинениями вернули его в Бадахшан и сделали своим главой. Узнав об его возвращении, Махмуд-бий и Шах-Имад покинули Бадахшан и власть Яр-Бек-хана упрочилась. Он заложил в месте, которое называется теперь Фейзабадом, крепость, получившую известность по следующим обстоятельствам. В то время несколько самаркандских ходжей перевозили из Самарканда в Индию через Бадахшан благословенный плащ (хырка) Пророка и достигли уже почти до Читрала; узнав об этом, Яр-Бек-хан вернул их обратно с перевала “Ду-Рах” (Котал-и-Ду-Рах) 72, выстроил в крепости соответствующее место и положил туда благословенный плащ, а ходжей удовлетворил тем, что дал им много земель и определил им место жительства в том районе, где находилось благословенное одеяние. Эта крепость стала называться после того Фейзабадом, от милости, принесенной этим священным плащем. 73

Яр-Бек-хан правил в течение пятидесяти лет. Каждому из своих сыновей он дал в удел то или другое бекство или ханство и скончался в 1118/1706 — 07 г. Его старший сын Сулейман-шах занял, с согласия своих братьев, место своего отца.

Осведомившись о смерти Яр-Бак-хана, Махмуд-бий каттагаиский стал собирать войска для завоевания Бадахшана, но потерпел поражение. Сулейман-шах правил в течение семи лет и был убит неким Баба-Камар-уд-Дином, жителем Яфтеля, в 1125/1713 г. После него правил в течение пяти лет его брат Юсуф-'Али. В его царствование было много междоусобиц. Он умер в 1130/1717 г. После него власть взял в свои руки его младший брат Зия-уд-Дин, убитый в 1149/1736 — 37 г. яфтельцем Кази-Асад-ханом. В государстве поднялась большая смута и в конце концов Бадахшаном овладел Сулейман-бек, Вследствие этого [98] постепенно власть над страною упрочилась преемственно за его потомками, пока, в свою очередь, не перешла впоследствии к Мирза-и-Келяну, потомку вышеупомянутого Яр-Бек-хана.

От Мирза-и-Келяна власть перешла к его сыну Мир-Султан-шаху, от него — к его сыну Мир-Бурхан-уд-Дину, от Мир-Бурхан-уд-Дина — к Мирза-и-Келяну второму, от этого последнего — к его сыну и наследнику Мир-Ахмед-Шах-хану. От Мир-Ахмед-Шах-хана власть перешла к его сыну Мирза-и-Келяну третьему, от него к его сыну Шах-Земан-уд-Дин-хану.

После Шах-Земан-уд-Дин-шаха осталось трое сыновей: первый — Мир-Шах, второй — Мир-Юсуф-Али-хан и третий — Мир-Насрулла-хан. В конце правления Шах-Земан-уд-Дин-хана каттаганский мир, Мир-Мурад-бек, имевший титул “аталыка” от бухарского эмира, овладел Бадахшаном и заключил в тюрьму этих трех сыновей Шах-Земан-уд-Дин-хана.

Некоторое время они оставались в заточении пока, наконец, одни смотритель тюрьмы, курильщик гашиша, не подружился с Мир-Насрулла-ханом, с которым они курили вместе гашиш; он выпустил всех братьев из тюрьмы и они убежали, Мир-Мурад-бек, узнав об их бегстве, послал за ними погоню своих всадников, которые, преследуя их по пятам, прибыли в Талекан. Беглецы из Талекана убежали в Рустак и просили убежища у жителей; сжалившись над ними, жители Рустака сделали их помощниками у детой своих миров. Тогда Мир-Мурад-бек отправил своего сына с многочисленным войском для захвата беглецов в Рустаке. Произошла война. Сын Мурад-бека, не видя возможности одолеть противника, завел переговоры о мире. В результате достигнутого перемирия Мир-Шах назначил своего старшего брата 74, Юсуф-Али-хана, правителем Рустака, Насрулла-хана- правителем Кишма, а сам, вернувшись в Бадахшан, поселился в Фейзабаде и стал главой и старейшиной народа. Его сыновья: Джехандар-шах, Мир-Шуджа'ет и Мир-Шахзаде-Хасан, достигши совершеннолетия, стали повсюду собирать войска и овладевать окрестными землями, так что во времена правления Мир-Шаха Бадахшан расширился в сторону Ханабада, Верседжа, Ферхара, Гульфегана и Талекана, а с другой стороны подчинил себе Шугнан, Вахан, Читрал, Сарыкол и Памир до Яркенда, беря с них дань и подати.

По смерти Мир-Шаха в Бадахшане воцарился и стал главою и старейшим Джехандар-шах, его сын. Еще при жизни своего отца, Мир-Шаха, в Шугнан был послан Мир-Шуджа'ет. Овладев Шугнаном, он был оставлен отцом там же правителем. При всей своей храбрости он был несколько подвержен припадкам сумасшествия. Мир-Шаху передали, что если он назначит Мир-Шуджа'ета правителем Шугнана, то тот перестанет повиноваться отцу и чего доброго, захватит власть и над Бадахшаном. Мир-Шах весьма искусно вызвал его к себе, несколько времени держал его при себе а затем послал его править одним селением в [99] округе Рустака. Вот тут-то клеветники и интриганы уверили Мир-Шуджа'ета, что он-де был отозван с поста правителя Шугнана по наущению и подстрекательству его дяди, Мир-Юсуф-Али, и потом был послан управлять деревней в пятьдесят домов. Мир-Шуджа'етом овладел припадок сумасшествия и он вознамерился убить своего дядю; с этой целью он со своими слугами направился ночью в его дом, рано утром вошел внутрь помещения Мир-Юсуф-Али и застал дядю за чтением Корана. Вид священной книги, однако, не помог: несколькими ударами меча он убил своего дядю. Когда прибежали сыновья Юсуф-Али, их отец лежал уже мертвым. Мир-Шуджа'ет заперся в своей крепости и никого к себе не допускал. Так продолжалось до тех пор, пока в пороховой погреб, находившийся в крепостной башне, не попал огонь: пороховой погреб загорелся и башня взлетела на воздух. Тогда сыновья Мир-Юсуфа-Али проникли внутрь крепости. Люди Мир-Шуджа'ета подоспели на помощь своему господину: произошла стычка на мечах, во время которой один сын Мир-Юсуф Али-хана, по имени Хазрет-и-Джан, был убит; другие сыновья его, Мир-Султан-шах и Мир-Мухаммед-Омар-хан, остались в живых. В конце концов они захватили Мир-Шуджа'ета, заковали его и донесли о случившемся своему дяде, Мир-Шаху. Прибывший Мир-Шах предал своего сына, Мир-Шуджа'ега, за убийство своего брата казни, а сыновей Мир-Юсуф-Али-хана, Мир-Мухаммед-хана и Мир-Султан-шаха назначил правителями, первого — в Рустаке, второго — в Чаяб (Чах-и-Аб), а сам вернулся в Бадахшан. После этого случая жизнь его была вполне спокойна. Он оставался миром в течение 34 лет и в конце концов передал власть мира Джехандар-шаху. 75

По истечении двух лет пребывания Джохандар-шаха в звании мира, эмир Шир-Али-хан назначил Наиб-Мухаммед-Алам-хана для подчинення себе Бадахшана. Будучи знакомым и известным эмиру Абдуррахман-хану во время пребывания его в должности “джарнейля” (генерала) в Ханабаде и, не имея силы сопротивляться Наиб-Мухаммед-Алам-хану, который прибыл в Бадахшан в то время, когда ей величество эмир Абдуррахман-хан пребывал в Самарканде, — Мир-Джехандар-шах оставил свое владение и уехал в Куляб, а оттуда направился в Самарканд к Абдуррахман хану и некоторое время находился в этом городе. Он дал его величеству свою дочь, но до прибытия покойного эмира в Афганистан Джехандар-шах был убит своим сыном Мир-Диль-ханом. Его сын Джехангир-хан и его братья остались в Самарканде со своими женами и имуществом 76.

Наиб-Мухаммед-Алам-хан подчинил себе Бадахшан. Затем он увез в Мазар и-Шериф, под своим личным присмотром, сына Мир-[100] Насрулла-хана, Мир-Баба хана, который был миром в Кишме, вместе с Мир-Мухаммед-ханом и Мир-Султан Шахом, сыновьями Мир-Юсуф Али хана, а миром в Бадахшане назначил Шахзаде-Хасана. Шахзаде-Хасан оставался в звании мира в Бадахшане до конца царствования эмира Шир Али хана, находясь в Фейзабаде до смерти последнего. Когда власть этого эмира уничтожилась и Кабул был занят иностранцами Мир-Баба-хан и Мир-Султан-Шах-хан вернулись из Мазар-и-Шерифа. Мир-Баба хан занял в Кишме место своего отца и сделался миром этой местности. Мир-Султан-шах также вступил в переговоры с жителями Рустака, и в виду того, что Рустак находился раньше под управлением его отца, рустакцы полностью вывели из города находившиеся там полк кавалерии и роту пехоты и направили их в Каттаган к Мир Сулган-Мурад-хану, а Мир-Султан-Шах-хана сделали своим миром.

Спустя некоторое время “джарнейль” Гуль-Ахмед-хан-и-Кенери был командирован эмиром Мухаммед-Якуб-ханом в Каттаган и Бадахшан. По прибытии его миры без сопротивления выразили покорность и остались там в том же положении, что и раньше. Когда англичане вторично заняли Кабул и увезли в Индию эмира Мухаммед-Якуб-хана, миры Бадахшанской области снова стали править каждый в прежнем владении. В это время покойный эмир Абдуррахман-хан пребывал в Ташкенте. До возвращения его в Афганистан из Ташкента Мир-Мухаммед-Омар-хан, брат Мир-Султан-Шах-хана, несколько времени перед тем уехавший в Ташкент и там познакомившийся с Абдуррахман-ханом, появился в Рустаке и отнял его у Мир-Султан-Шаха, как об этом повествуется в истории Каттагана. После возвращения покойного эмира из Ташкента в Бадахшан, он сначала появился в Рустаке и Мир-Мухаммед-Омар -хан в течение сорока дней держал его у себя в Рустаке, оттуда покойный эмир отправил письма к каттаганскому миру, Султан-Мурад-хану. Последний из'явил согласие подчиниться покойному эмиру и направился с отрядом войск через Кизил-Дере в сторону Бадахшана. Мир-Шахзаде-Хасан из страха перед ним бежал в Читрал. Что же касается Мир-Баба-хана в Кишме, то он явился приветствовать эмира Абдуррахмана и вместе с ним приехал в Фейзабад. Эмир назначил Мир-Баба хана миром Бадахшана вместо Шахзаде-Хаеана. Все время, пока господин эмир находился в Бадахшане Мир-Баба-хан был при нем и выполнял все его поручения, но, очевидно, питал в сердце замыслы измены и страх. Эмир Абдуррахман хорошо понимал это и потому, отправившись в Каттаган, взял с собой и Мир-Баба-хана. Туда же, в Ханабад, он вытребовал к себе из Рустака и Мир Мухаммед Омар-хана. Покончив с Ханабадом и отправляясь для занятия трона в Кабул, эмир взял с собой Мир Баба-хана уже как арестованного, а Мир-Мухаммед Омар-хану даровал титул сердаря и назначил его главою и миром Бадахшана, в Кишм же назначил Джегангир-хана, сына, Джехандар-шаха.

Прибыв в Кабул и укрепившись на троне Афганистана, эмир отправил в Бадахшан сердаря Абдулла-хана; в это время Мир-Мухаммед-Омар-хан, спасаясь от Мир-Алама, бежал из Бадахшана в Рустак. Сердарь Абдулла-хан предоставил ему править там и, проведя зиму в Фейзабаде, весной направился в Ханабад и потребовал, чтобы сердарь [101] Мухаммед-Омар-хан приехал к нему в Мешхед для представления отчета, но вышеупомянутый Мухаммед-Омар хан испугался, не поехал к нему и бежал за Аму-Дарью.

Что касается Джехангир хана, сына Дкехандар-шаха, то в царствование эмира Абдуррахман-хана он некоторое время был правителем Кишма, но не держался вполне корректного образа действий в отношении правительства, вследствие чего был вытребован в Кабул и оттуда получил назначение в Кандагар. После этого правители Бадахшана назначались из столицы Афганистана и сменялись приказами оттуда же, население же с того времени и поныне живет спокойно под тенью милости правоверного монарха, вознося мольбы о его благоденствии.

С тех пор власть в Бадахшане и его округах не переходила больше к местным мирам. Те из них, что жили отозванные в Кабуле получали от правительства жалованье и содержание по числу душ семьи, жен и детей, те же из них, которые поступили на службу, достигли высоких чинов в войсках и гражданском ведомстве.

Фейзабад.

Фейзабад — центр Бадахшана и от него зависят следующие пункты: 1) Джерм, 2) Рустак, 3) Зейбак, 4) Шугнан, 5) Вахан, 6) Раг, 7) Шахр-и-Бузург, 8) Яфтель, 9) Кишм и 10) Дераим. 77

Город Фейзабад расположен на высоте 4.500 футов над уровнем моря, летняя температура его достигает 100 градусов. Названный город является административным центром Бадахшана, военные чины и начальник округа всегда имеют в нем свое местопребывание. В самом городе и вблизи его расселилась большая часть афганцев и всяких других племен. Бадахшанцев в самом Фейзабада имеется, приблизительно, от трехсот до четырехсот домов, афганцев же и представителей других племен насчитывается шестьсот домов. Коренной язык Бадахшана — персидский. Афганцы, турки и прочие племена говорят на своих наречиях. Вблизи и в окрестностях Фейзабада находится несколько деревень. Город в целом состоит из тысячи домов. Своим названием город Фейзабад обязан нахождению в нем священного плаща Пророка, каковой впоследствии был перенесен Ахмед-Шахом “гази” в Кандагар. Впрочем название это осталось за городом и по настоящее время, а раньше он назывался Джузун. Фейзабад находится в шести курухах расстояния от Аргу, о котором будет сказано ниже, и расположен в низине, так что со всех четырех сторон окружен высокими горами и неба в нем видно весьма мало. В окрестностях Фейзабада имеются пахотные земли, но все они пользуются естественным орошением, поливных земель нет. В нем есть фруктовые и обыкновенные деревья. В летнюю пору в нем чрезвычайно жарко, но вода реки Кокча очень приятная на вкус и приносит большую пользу во время жаров. [102]

Дороги. В западной и южной стороны города дороги направляются в Аргу, с восточной стороны идут к Чехте, а одна — к Бехареку и к Хашу и другая к Шурабеку и Бехареку; к северу от города есть много дорог по направлению к Яфтелю они заканчиваются в Раге.

Таблица с обозначением горных проходов и деревень, относящихся к Фейзабаду.

№№ по пор.

Наименования проходов с окрестностями.

Число домов.

1

Проход (Гузар) Кефш-дузи

43

2

“ Насфурушха

68

3

Баджаурцев (Ваджауриха)

67

4

“ Шурабек

13

5

“ Испин-гау

3

6

“ Ханака

7

7

“ Алача-бафи

15

8

“ Чекарек

51

9

“ Чете

113

10

“ Терекни

18

11

“ Шиб-Дере

14

12

“ Баг-и-Мубарек

7

В виду того, что Фейзабад большой город и может считаться центром Бадахшана, в нем имеется мною купцов и ремесленников всякого рода. Товары привозят из Пешавера, Читрала, Яркенда и Кашгара. Базары Фейзабада включают в себе, приблизительно, до 300 лавок и гораздо более красивы, чем базары Ханабада. В городе есть три соборных мечети, в которых по пятницам происходят всеобщие моления. Кроме того, в городе имеется казенный рабат, три каравансарая, пять медресе, в коих происходит обучение, два казенных сада и школа “Шерафет” для обучения детей.

В прежнее время в Фейзабад приходило больше всего русских товаров из России, но вот уже лет десять, как поступление оттуда товаров прекратилось и только теперь торговля с той стороной налаживается. [103]

Жители не имеют в самом городе земли для обработки, а некоторые небольшие клочки ее в окрестностях города предназначены для плодовых садов, в некоторых из них засевают люцерну и разводят овощи. Хлеб и все необходимое Фейзабад получает всецело из окрестностей и близлежащих местностей

Пища и одежда жителей Фейзабада гораздо лучше, чем в остальных местах Бадахшана: горожане лучше одеты и лучше питаются. Коренные жители города не носят оружия и не имеют военного снаряжения, но среди афганцев и баджаурцев имеется оружие, английские и русские винтовки, так как они питают к оружию и всякому воинскому снаряжению большую страсть.

Имена наиболее видных и значительных лиц Фейзабада.

№№  по пор.

ИМЕНА.

1

Хани-Мулла-хан, купец из Баджаура.

2

Суфи-Сахиб-Руз, купец из Баджаура.

3

Хазрет-и-Сейид ,,

4

Абд-уль-Кебир ,,

5

Арбаб-Касым, векиль.

6

Рахим-Шах-хан, из Чете

7

Лютфулла-хан, бывший аксакал

8

Да-мулла Мухаммед-Осман, мударрис

9

Да-мулла Хаджи-Мухаммед-Шериф, мударрис.

10

Хан-Рахим-хан, мударрис.

11

Сеадет-хан ,,

12

Абдул-Халиль-хан, мударрис

13

Мухаммед Са'ид-хан, “таджир-баши” (старшина купцов).

14

Мухаммед-Алам-хан, из Чете.

15

Доулет-хан, аксакал, оттуда же.

16

Да-мулла Адине-Мухаммед,мударрис. [104]

Численность скота в Фейзабаде

Верблюдов

Лошадей.

Коров и ослов

Баранов

20

3713

20714

160108

Аргу

Расположен на высоте 5.930 футов и находится на семь курухов дальше Дераима; по сравнению с Фейзабадом его местоположение лучше, прохладнее по климату и в более возвышенной местности. Его земли очень плодородны. Аргу населен турками, монголами, таджиками и “этренчи'ями”. Несколько кишлаков Аргу расположены вдоль течения реки Кокча и отстоят от города Фейзабада от одного до трех курухов. В большой долине Аргу расположен казенный рабат “Сираджийе”, находящийся в семи курухах от города Феизабада. Сама долина Аргу имеет протяжение в десять курухов. Поливной земли мало и на ней занимаются огородничеством или разбивают фруктовые сады. Большая часть земель засевается под атмосфернтю влагу зерновыми хлебами.

Население отличается смуглым цветом кожи и говорит по турецки; занимается скотоводством: разведением коз, баранов, стад крупного рогатого скота и табунов лошадей, которых имеется больше, нежели верблюдов. Свои отары овец они направляют с пастбищ, в теплое время года, на продажу в Кабул; зимой они возят в Яркенд “терияк” (опиум) и привозят оттуда мату, кошмы, ковры, чайники, чашки и прочую посуду и продают все это в Фейзабаде.

Перечень деревень (кишлаков) в Аргу.

№№ по пор.

НАИМЕНОВАНИЯ ДЕРЕВЕНЬ.

Число домов

1

Беташ, народности “турки”

167

2

Баг-и-Шах и Генда-Чешме

40

3

Бай-Мульси

77

4

Бута-Кара

59

5

Дегеф

138

6

Арганд

84 [105]

7

Каган

78

8

Якка-Тут

5

9

Изн-Куль

25

10

Карчи

30

11

Туг-Бай

24

12

Барляс-и-Келян

161

13

Хош-Дере

19

14

Шетек

101

15

Тер-у-Могул, народность “турки”

94

16

Хаксари ,,

79

17

Хафез и-Могул ,,

105

18

Аб-и-Барик ,,

98

19

Кара-Могул ,,

189

20

Дехкан-Хане ,,

13

21

Шомари ,,

89

22

Миран-Шах ,,

70

23

Кара-Казы ,,

119

24

Уран-Кул ,,

33

25

Кеджи ,,

22

26

Алтын-Джиляу(таджики)

48

27

Ишкишан, то же

18

23

Гери (турки и сейиды)

54

29

Пустхур (турки)

26

30

Чехель-Кепе ,,

51

31

Петван (турки)

27

32

Дех-Дехи ,,

54

33

Берляс ,,

55 [106]

34

Ах-Бурия

85

35

Альманку

74

36

Тахт-и-Шах ,,

66

37

Херуки и ,,

46

38

Кечи Себзи-и-Мар ,,

44

39

Хурак (таджики)

62

40

Кемалестан (хезарейцы)

53

41

Нерм-и-Гау ,,

34

42

Хезар-Миши (турки)

17

Земледелие. Багарную пшеницу сеют большею частью в сентябре и реже — в марте, апреле и мае. Помимо того, на багарных землях сеют горох, лен и разводят бахчи с арбузами и дынями, собирая урожай всего этого в августе и сентябре. Фруктов в Аргу немного. Как выше было упомянуто, пахотные земли Аргу расположены на горных высотах и климат там холодный и снежный.

Ремесла. Женщины в Аргу ткут мату, “кагма” и грубые сукна для халатов, делают кошмы, мешки, попоны и подпруги: мужчины шьют обувь, умеют строить дома и печи по принятому в их районе образцу. Во время жатвы женщины помогают мужчинам и не носят покрывал на лице.

Оружие, пища и одежда. В виду того, что население занимается скотоводством, многие имеют кремневые ружья для охраны своих стад. Если сосчитать количество таких ружей, то их наберется до ста штук во всем Аргу. В соответствии с скотоводством жители употребляют в пищу хлеб, сухой овечий сыр (крут) и иногда баранину. Также едят похлебку из пшеничной муки, пшеничный хлеб, чай с молоком и солью.

Одежда мужчин и женщин, в сравнении с одеянием других бадахшанцев, лучше по той причине, что население имеет частое сообщение с Фейзабадом и живет близ города.

Дороги. Из Аргу одна дорога идет на юг по направлению к Дераиму, а та, что на востоке — в Фейзабад, западный путь ведет в Алтын-Джилау, откуда он продолжается на Рустак, с юго-востока также есть путь через перевал Котал-и -Дераз в Дераим. [107]

Имена наиболее уважаемых и почетных лиц в Аргу.

№№ по пор.

ИМЕНА.

1

Хаджи Абдуррахман, представитель (векиль) Турука (***(

2

Даньяр-бай, из сел. Хафиз-и-Могул

3

Нур-Али-бай ,,

4

Керим ,,

5

Якуб ,,

6

Астанакул ,,

7

Ашур-бай, из сел. Чехель-Кепе.

8

Абдул-Азиз, из сел. Хаксери

9

Таш-Мухаммед-бай, из сел. Пустхур

10

Мулла-Нур-Мухаммед, из сел. Шинк

II

Несим-бай, из Миши

12

Ахмед Али-бай, из Турука, монгол.

13

Зульф-и-Али ,,

14

Кувват-бай, из Аргенда

15

Шир-Мухаммед и Азим-бай, из Хезар-Миши.

16

Доулет-Мухаммед-бай, из Генда-Чешме.

17

Да мулла из Кухне-Беташа.

18

Хаджи-Сафар-бай, из Баг-и-Шаха.

19

Рузи-Мухаммед-бай, из Кагана.

20

Мухаммед-Бини-бай, из Чехель-Кепе.

21

Таш-Мухаммед-бай, из Хаксери.

22

Тимур-бай, из Шинка 78

23

Ни матулла-бай, из Турука, монгол.

24

Хасан бай, из Буйна-Кара. [108]

25

Мухаммед-Якуб, оттуда же.

26

Рехмет-бай, из Аргенда.

27

Мухаммед-Шериф, из Петвана

28

Хаджи-Мулла-Баба-хан, из Дехкан Хане

29

Мухаммед, мулла из Беташа,

30

Бини-бай, из Мир и-Шикара

31

Тагай-бай, из Миши.

Яфтель 79

Горная долина Яфтель также входит в округ Фейзабада и отстоит от него на три или четыре куруха, имеет 3.000 домов и насчитывает от двенадцати тысяч душ населения, которое все почти таджики. Они отличаются белым цветом лица и говорят на персидском языке. Своими предками они считают афганцев и являются наиболее храбрыми среди всех других бадахшанских племен.

Селения Яфтеля.

№№  по пор.

НАЗВАНИЯ СЕЛЕНИЯ.

Число домов.

1

Лаябе (населен таджиками)

14

2

Хисари ,,

82

3

Сергиле ,,

55

4

Дере-Зеран (населен турками)

25

5

Нагзек-Дере ( ,, таджиками)

54

6

Шервен Полихах ,, ,,

143

7

Кавяз-и-Туркан ,, ,,

78

8

Шекерлеб ,, ,,

158

9

Бид-и-Келян ,, ,,

77

10

Песте ,, ,,

175 [109]

11

Хергуш ,, ,,

29

12

Келюлеги (населен турками)

49

13

Нар-Дере ,, ,,

41

14

Кенделян ,, ,,

110

15

Фергамбуль ,, ,,

15

16

Дехен-и-Дере ,, ,,

11

17

Ишанха и-Куль-Дере (сейиды)

39

18

Кохне-Кишлак

 

19

Серхак (таджики)

29

20

Кеше-Дере ,,

100

21

Лянгар ,,

42

22

Шелехзар ,,

49

23

Сефид-Сенг-Аб

 

24

Дех-и-Баля

 

25

Тури-Аб

 

26

Буреган

 

27

Пехн-Дере (сейиды)

48

28

Хаджеган

18

Некоторые из этих кишлаков, как видно, населены турками. Занятие их — скотоводство в обширных размерах.

Земледелие. Багарных земель в этой местности гораздо больше, поливных же немного. На неорошаемых землях родится вполне достаточное и обильное количество пшеницы и ячменя. Повидимому, обилие Фейзабада хлебными злаками обязано именно Яфтелю, Аргу и Дераиму, население которых привозит свои хлебопродукты в Фейзабад, да и другие лица закупают их в означенных местностях и привозят на фейзабадский базар. Фруктовых и других деревье в Яфтеле немного. [110]

Ремесла, лища, одежда и оружие. Из получаемой от скота шерсти жители выделывают “джули”, мешки и паласы, большинство же населения, однако, занимается земледелием. Конечно, и горожане также умеют выделывать всякого рода шерстяные изделия, среди них распространены, помимо этого, обычные ремесла и торговля, поэтому между ними есть и купцы, как местные, так и из Кабула и Баджаура. Однако, в большинстве, торговля производится при посредстве баджаурских купцов, которые привозят из Пешавера ситец, бязь (сахан) и чай, из Яркенда — кошмы, мату и ковры, а также посуду.

Обычная пища населения состоит из пшеницы, ячменя, пшеничной муки, употребляют также чай с молоком и солью, кислое молоко, дуг 80 и овечий сыр. Мясо едят изредка, когда режут для гостя курицу или барашка.

В виду того, что сообщение населения Яфтеля с городом Фейзабадом происходит часто и их можно назвать соседями вследствие того, что долина Яфтеля находится всего в трех курухах от Фейзабада, и наиболее удаленная часть отстоит на 20 курухов, то мужчины и женщины указанной местности одеваются в платье из миткаля, бязи и ситца; среди населения имеется много ученых, ишанов и прочих знатных людей.

Употребление оружия в населении не распространено. Любители охоты владеют каждый одним кремневым ружьем и общее количество ружей, приблизительно, штук сто. Аргу и Яфтель не имеют у себя военного начальника и отдельного волостного управления и по всем правительственным и административным делам обращаются в город Фейзабад.

Кишм 81 Дераим и Тешган или Тешкан.

Эти местности находятся под управлением начальника участка второго класса. Кишм расположен к востоку от Гульфегана на расстоянии 11 курухов, на высоте 4280 футов. Климат его хороший; он славится прекрасными фруктами, в особенности тутовыми ягодами и абрикосами, которые здесь лучше, чем где бы то ни было. Население состоит из таджиков. Они возделывают ячмень, пшеницу, лен и другие злаки. Местность Мешхед находится в четырех курухах от Кишма. В прежние времена находящиеся там земли были возделываемы и плодородны, теперь же, из-за нерадения населения, они превратились в заросшие травой пространства и в лесные поросли. Это — обширная местность и в ней находится правительственный дворец. [111]

Наименования деревень Кишма.

№№  по пор.

НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЕНЬ

Число дворов

1

Булюч-и-Мешхед

300

2

Сенг-Аб

100

3

Кенгерчи

100

4

Миян-Шехр

100

5

Сертенги-и-Ишанха

15

6

Керести

90

7

Ним-Деcте и Шакан

30

8

Миркан

40

9

Кури

335

Сера-и-Мешхед

50

11

Дере-и-Джим

300

12

Джер Шах-Баба

50

13

Яверзен-и-Баля и Яверзен-и-Пайян

30

14

Ашикан

30

15

Ферман-Кули

50

16

Себз-Дере

20

17

Хумбек-Кишлак

200

18

Кетоу

12

Количество скота приводится при описании селений Дереима.

Тешган занимает долину, по средине которой протекает река, по обоим сторонам ее находятся древесные заросли и расположены селения. Местность эта хороша, но удобной для возделывания земли не имеется. С Тешганом соприкасается местность Дераим, в которой имеются следующие, наиболее известные, селения: 1) Дех-и-Муллаян, 2) Чегиче-и-Каляндар, 3) Дех-и-Базар, 4) Куляби и 5) Хак-и-Пехлеван, последнее раньше служило местом пребывания правителя, теперь же его крепостца разрушена и остались только конюшни для лошадей.

Почва этой местности обрабатываема и относительно превосходна, но большая часть земель обратилась в заросли. Климат — не хороший. [112]

Население состоит из таджиков, белуджей, хезарейцев и каллюков. Язык раселения — персндскпй у таджиков и хезарейцев, а у белуджей и каллюков — турецкий. Таджики белолицы, белуджи и хезарейцы-смуглы. Деревни у них отдельные для каждого племени; по религии население принадлежит к суннитам.

Названия селений Дераима

№№ по пор.

НАЗВАНИЯ СЕЛЕНИЙ.

Число дворов

1

Генда-Куль

97

2

Пенгани

69

3

Чешме-и-Каляндар

39

4

Хаха и-Дуаб

30

5

Тергени

37

6

Гарчи

48

7

Ним-Теле

77

8

Гургиян

23

9

Новабад

20

10

Хушкан-Шехр

34

11

Се-Кишлак

64

12

Гуляби

16

13

Дех-и-Базар

27

14

Лянгар

26

15

Кази-Кишлак

58

16

Зир-и-Коталь

116

17

Дех-и-Муллаян

18

18

Ям-Чапан

89

19

Риш-и-Деразха

13

20

Хаспек

32

21

Менджи

11 [113]

22

Нияб

66

23

Чепечи

35

24

Хаджи-Пехлеван

17

25

Дер-и-Баг

14

26

Гилявек

44

27

Катта-Кишпак

99

Горная долина Вахши(Дере-и-Вахши)

Хефт-Чинар

63

Чехар-Мегз-Дере

91

Вахши

93

Хумбек-и-Ноучи

25

Долина Тешгана.

№№ по пор.

НАЗВАНИЯ СЕЛЕНИЙ.

Число дворов.

1

Музаффери

114

2

Дех-и-Истаян

64

3

Сейидха-и-Мулькани

35

4

Мирза-Ходжа-Захид

10

5

Базар и-Тешган

119

6

Ишанха-и-Музаффари

85

7

Мулькани

51

8

Ишанха-и Ханака

23

9

Фейзани

30

10

Сейяд и-Дешт-и-Ага

116

11

Реайет-и-Баля

58

12

Бульбуль-Дере

25

13

Дех-и-Сейидан

74

14

Явель

31 [114]

Статистические данные о количестве скота в Кишме и Дераиме.

Лошадей.

Крупного рогатого скота и ослов.

Баранов.

2 203

15318

92 867

Количество населения всех трех долин, составляющих данный участок второго разряда, достигает до 15.000 душ.

Ремесла, плодоводство, одежда и проч. На землях с орошением под атмосферную влагу произростает пшеница и ячмень, на поливных землях — культура бахчевых, джугара, рис, хлопок, как в районе Мешхеда, так и в других местах. Имеется также просо, горох, чечевица, “шершеф”, репа и другие овощи. Посев происходит в сентябре и марте, а в августе занимаются жатвой и сбором урожая. В горах Дераима произростает дикий лук и чеснок: земледелие в этом районе сильно развито и хлеб отправляется также и в Фейзабад. У населения Тешгана земли мало и вся эта местность целиком занята горами.

В долине Истаян имеется несколько искусных кузнецов, изготовляющих различное боевое оружие, ножи и хорошие ножницы. У хезарейцев и узбеков более развито производство маты, паласов, грубого шерстяного сукна, “джул'ей” и мешков (чувалов).

Означенные местности изобилуют тутом, черешней, вишней, абрикосами, сливами, яблоками, грушами, гранатами, айвой, виноградом, дынями и арбузами, вывозимыми и в Фейзабад.

Людьми зажиточными в пищу обычно употребляется: пшеничный и ячменный хлеб с пресным и кислым молоком, сухой овечий сыр, изредка также мясо вместе с местными овощами, простой же народ ест сухой хлеб с соленым чаем с молоком и похлебку.

У таджиков женщины и мужчины большею частью на костюмы употреблют мату и бязь, узбеки же и хезарейцы — грубое сукно и овчины, их женщины предпочитают белую и цветную мату. У зажиточного класса населения Кишма и Дераима и среди таджиков женщины закрывают лицо, у простонародья же этого обычая нет и их женщины помогают во всех обычных работах своим мужьям. Местные хезарейцы и узбеки имеют больше скота, нежели прочие жители.

Некоторые из более уважаемых лиц имеют нарезные винтовки, среди же остальных, у любителей охоты, имеются фитильные ружья. Во всей вышеуказанной местности найдется, приблизительно до 200 ружей. [115]

Боевое оружие, изготовляемое местными мастерами-оружейниками, продается в Фейзабад или сбывается окрестным жителям, или служит для собственного пользования.

Имена наиболее уважаемых и почетных лиц Тешгана.

№№ по пор.

ИМЕНА.

1

Да-мулла Афган, из Мешхеда

2

Аксакал Абдуррахкан, из Изерзена

3

Курбан, из Кури.

4

Арбаб Пир-Мухаммед, белудж.

5

Ишан-Гедай, из Мешхеда.

6

Аксакал Мухаммед-Риза.

7

Ширин-бек.

8

Сейид-Джан-хан, из Музаффари.

9

Аксакал Бехадур-хан, каллюк

10

Да-мулла Тедбир-Мухаммед, из Дере-и Джим.

11

Аксакал Мухаммед-Незир, из Сенгаба.

12

Бехадур-хан, прежний белуджский минбаши.

13

Менгли-бай, аксакал.

14

Аксакал Мухаммед-Хусейн.

15

Фетх-Али-шах, уполномоченный (векиль).

16

Шир-хан, из Тешгана.

17

Худаяр, бывший аксакал Дераима.

Дороги. Большая проезжая дорога, идущая по Ханабада и Талекана, направляется в Бадахшан и Фейзабад. Другая дорога направляется в Рустак. Есть также дорога, ведущая из долины Джим в сторону Ферхара и Верседжа, но она закрывается зимой. Существует также еще несколько других путей ведущих в долины [116] Ишниган, Хамуш и другие; они доступны для движения в летнее время и большею частью по этим дорогам скотоводы направляются в Шиве и другие летние пастбища.

Раг.

Эта местность является волостью второго класса. Население ее принадлежит к таджикам, которые белолицы и говорят по персидски. По религии они сунниты и среди них имеются хорошие ученые. Они занимаются скотоводством и хлебопашеством.

Район Рага очень плодороден, земель орошаемых имеет мало, багарных же много; большая часть земельной площади не имеет искусственного орошения, населенные пункты и деревни разбросаны. Длина долины 10 — 12 курухов и ширина столько же.

Перечень селений Рага.

№№ по пор.

НАЗВАНИЯ СЕЛЕНИЙ.

Число дворов.

1

Яван.

7

2

Петияв

78

3

Сейидха-и-Петияв

43

4

Сейидха и-Пеc-Поль

26

5

Сетре

107

6

Калер-и-Баля и Калер и Пайян

89

7

Русендж

96

8

Хунилер

22

9

Бераг

128

10

Деренг-и-Баля и Деренг и-Пайян

158

11

Шинган-и-Суфля

150

12

Хиверт

8

13

Сейидха-и Дудере

40 [117]

14

Дехке

107

15

Седе

26

16

Чакар

64

17

Шигни

17

18

Ахмеддер

96

19

Сияб-Дешт

23

20

Бузкеш

19

21

Шах-Дере

106

22

Шингаб-и-Улья

200

23

Япуч (**)

30

24

Хульдсер

15

25

Чешме

30

26

Хур-Петияв

5

27

Пейтер-и-Херненг

20

23

Зоу

59

29

Катар-и-Бид

60

30

Сепу-и-Баля и Сепу-и-Пайян,

35

31

Ван

20

32

Сари

30

33

Берпадан

20

34

Дах-Шехр 82

20

35

Сирдех

30

36

Хамбиль

20

37

Семчив

56 [118]

38

Зирмеч-и-Баля и Зирмечи-Пайян

60

39

Ялур

30

40

Мешдур

15

41

Йестан

20

42

Тиргеран

10

43

Сери

20

44

Ясеф

7

45

Шельменд

50

46

Севаиль

20

47

Реман

10

48

Куляб 83

50

Население указанной местности достигает до 15.000 душ.

Ремесла, плодоводство, пища, одежда, оружие и прочее. На неполивных землях сеют пшеницу, ячмень, лен, просо, кунжут. Часть этого сеют в августе, и сентябре, а часть в марте и апреле, жатву же снимают в течение сентября. Имеется очень большая репа и хорошая, крупная редька.

Некоторые из тамошних кочевников, занимаясь тканьем паласов, валянием кошм и приготовлением шерстяной материи “берек”, изготовляют также мешки и “джули”. Половина населения занимается промывкою золота. Раньше они уплачивали подати золотом, которое принималось, как наличные деньги, наравне с обычно уплачивающимися податями других жителей. Однако, в настоящее время подати уплачиваются и ими и всем остальным населением наличными деньгами.

В указанной местности производится много масла и сухого овечьего сыра (крут), торговля коими происходит в Фейзабаде. Торговцы отправляются сюда за покупкой (этих припасов) и вывозят их в другие районы. Население умеет также ткать мату и алачу и приготовлять глиняную посуду. Ни в одном месте Бадахшана нет таких гончаров, [119] как здесь. В Раге каждый человек знает гончарное ремесло, даже их женщины делают и обжигают в своих печах — танурах глиняную посуду и затем продают ее в обмен на тутовые ягоды и грецкий орех, так как этих фруктов у них меньше, чем в других местах.

В кишлаке Яван и в нескольких других деревнях, расположенных по близости реки Раг, из которой вода орошает их земли, имеется много шелковицы, абрикосов, персиков, дынь и арбузов. В других деревнях, имеющих только неполивные земли, фруктов нет, а бросаются в глаза ивовые деревья и тополи с зеленой верхушкой.

Имея достаточно хлебных злаков, население питается, в большинстве случаев, пшеничным и ячменным хлебом и похлебкой. Имея также скот, они употребляют в пищу вместе с хлебом пресное и кислое молоко и овечий сыр. Более зажиточные между ними иногда едят мясо. Они чествуют своих гостей выше всякой меры.

Население мужское одевается в мату, грубое шерстяное сукно, голову обматывают кисеей (милмиль) 84 или “люнги”; их женщины большею частью одеваются в мату, некоторые же в ситец. Среди женской половины населения в большом ходу ношение чадры и закрывание лица.

В виду того, что жители этой местности питают страсть к охоте, среди них имеется от двухсот до трехсот фитильных ружей.

Статистические данные о числе скота в Раге.

Лошадей.

Крупного рогатого скота и ослов.

Баранов

359

4. 425

36 091

Джерм (Джирм). 85

Джерм является местопребыванием участкового начальника второго класса. Он расположен от главного административного центра, Фейзабада, на расстоянии 15 курухов, в южном направлении. Высота его 5.650 футов над уровнем моря, от Шехрвана и Хаша он находится в шести курухах. Джерм занимает обширную, плодородную и живописную площадь земли, с хорошей водой и прохладным, приятным климатом. Недомогание и [120] болезни здесь встречаются редко, лишь в некоторых местах наблюдается временами заболеваемость лихорадкой, но в общем, по сравнению с другими местностями Бадахшана здешние жители пользуются прекрасные и постоянным здоровьем.

Население принадлежит, в большинстве, к таджиками бадахшанцам и по характеру очень спокойны. Земледелие их заключается в посевах пшеницы, ячменя, мака (кукнара 86) и льна. Посреди Джерма протекает река Кокча, на всем протяжении своем несущая золото. Окрестные жители до последнего человека славятся искусством его промывки, применяя для этого удивительный и своеобразный способ. На всем протяжении реки тянутся цветущие, утопающие в зелени, селения, но земледелие и орошение под него земель зависят не от использования вод р. Кокча а от тех окрестных и соседних речек боковых долин, которые снабжают Джерм поливной водой и делают долину полной зелени.

В этой местности много обыкновенных и фруктовых деревьев с очень приятными на вкус плодами. Много шелковицы, абрикосов, яблок, груш, персиков, черешни, вишни, грецкого ореха, зеленой сливы, каштанов и других фруктов, однако, винограда, дынь и арбузов здесь немного. Земля в этой местности очень плодородна и на ней встречается много водопадов; здесь имеются и два прежних сада. Местопребыванием участкового начальника здесь служат правительственное укрепление, но казенного рабата в этом месте нет. Ниже местности Бехарек в конце долины Дешт-и-Ферах, в реку Кокча вливаются две реки Вердудж и Зердив, после чего река Кокча направляется в сторону Фейзабада; начало свое она берет в районе Анджумена и Мунджана.

История Джерма. В прежние времена Джермом также правили бадахшанские миры: по обыкновению среди них возникали распри и пререкания, происходили войны, стычки, убийства, и в результате победившая сторона опустошала побежденного противника вместе с населением Джерма, все имущество и достояние которого пускалось на ветер. Таким образом в Джерме происходили чрезвычайные неурядицы до самого вступления на престол покойного эмира Абдуррахман-хана, который привел их к покорности повелителю Афганистана. С того времени по настоящий день жители проводят свою жизнь в полной безопасности, свободно и спокойно занимаясь своими делами. [121]

Лица управлявшие Джермом от имени Афганистана.

№№ по пор.

Имена правителей

Продолж. управл.

Примечания

1

Джум'а-хан, “кумайдан-фальту”

1 г.

В царствование эмира Шир-Али-хана

2

Хан-Баба хан, “чандавули” 87

4 г.

Из них 3 года правил от имени наместника Мухаммед-Алям-хана остальное время от покойного эмира Абдуррахман хана

3

Камар-уд-Дин-хан, кабулец

3 г.

4

Сейф-уд Дин-хан, житель Куджкека Кабульского

3 г.

5

Факир-Мухаммед-хан, житель Карга Кабульского

4 г.

6

Мухаммед-Якуб-хан

14 л.

7

Ата-Хан Сахиб заде

13 л.

8

Гулям Накшбенд хан, “мухаммедзай”

3 м.

9

Мухаммед-Сервер-хан, аргенди'ец

12 л.

10

Мухаммед-Аяз хан, “мухаммедзай”

3 м.

11

Ахмед-Джан-хан,тухи'ец

4 м.

12

Мухаммед-Джан-хан, из Дех-и-Афган

1 г.

13

Баз-Мухаммед-хан, “поппельзай”

1 г.

14

Шах-Абдулла-хан

4 г.

15

Мухаммед Энвер-хан

[122]

В Джерме имеется базар из 30 лавок, два медресе и один частный каравансарай. Вместе с ближайшими соседними кишлаками и Дештеком, непосредственно прилегающим к нему, а также включая участковую администрацию и другие находящиеся в нем правительственные учреждения, Джерм имеет, приблизительно, до трехсот домов: температура летом достигает 95 градусов. Жители его белолицы и хорошо одеваются. Среди них много образованыых людей. Приблизительное количество населения долины Юмгана — 20.000 душ. Все исповедуют ислам и принадлежат к суннитам. Женщины в Джерме и в соседних с ним селениях большею частью закрывают лицо, но в отдаленных долинах, как например, в Ишнигане и Джухане, этого обычая не столь строго придерживаются.

Ремесла, пища, одежда, оружие и пр. На амляковых землях Джерма и Бехарека сеют пшеницу, ячмень, рис, фасоль, лен и мак, причем на поливных землях, главным образом, разводят мак и меньше пшеницу, ячмень и рис, а на багариых участках сеют ячмень и пшеницу. На поливных землях посев происходит в конце сентября и в начале октября, а на багарных — в марте и апреле снимают же урожай в июне. Из фруктов в этой местности тут и черешня поспевает в конце мая. Мак сеют в октябре, иногда в марте и получают от него огромную выгоду, так как добываемый из него опий частью продают на месте, частью же вывозят в Яркенд и вообще в районы Западного Китая. Центр торговли опиумом — и есть Джерм.

Среди населения распространено тканье маты, хлопок для которой привозится некоторыми лицами из других мест; мата поступает в продажу. Шьют также туфли и сапоги (чамус). Местные женщины, кроме вышивки шелками шапочек, другими ремеслами не занимаются. Мужчины кочевых районов, в ряде долин Ишнигана и Джухана, а также и других выделывают из шерсти баранов паласы, шерстяные ткани “берек” и “чекмень”, причем пряжа шерсти и сучение ниток лежит на обязанности женшин, а самый процесс тканья — на мужчинах.

Население Джерма и близлежащих деревень и окрестностей хорошо питается и одевается в платье того же образца, как и в Фейзабаде, жители же горных долин — средней зажиточности.

Некоторые из старшин и видных лиц имеют заряжающиеся с казны ружья английской выделки, прочие же обитатели употребляют для охоты фитильные ружья. Во всем округе Юмгана и Джерма наберется, приблизительно, 200 ружей. Сабель и ножей чрезвычайно мало, ибо никто не питает любви к этому вооружению. Охота производится в зимнее время на диких коз, куропаток и фазанов, называемых здесь “черде”. Летом большое количество соловьев приятно распевает в здешних садах. [123]

Имена наиболее почетных и уважаемых лиц Джерма

№№ по пор.

ИМЕНА

1

Мовлев и Мухаммед Касым

2

Молла Абдул-Джелиль, преподаватель да-мулла в сел. Хисарек.

3

Ишан-Джан, из сейидов.

4

Кашкар бек, уполномоченный (векиль)

5

Серефраз-хан, бывший аксакал.

6

Сейид-Абдулла, купец.

7

Хезаре-бек, из Хустека,

8

Хакк-Назар бек, из Кехиба.

9

Мулла-Мирза, сейид

10

Мулла Мир Шах, из Херандаба

11

Мовлеви-Мирза-Шах

12

Мухаммед Сейид-хан, бывший аксакал

13

Хазрет и Гулам-Сахиб, из (неразборчиво)

14

Ашур-Бек-хан, векиль.

15

Мулла Нияз Мухаммед, врач.

16

Сейид-Абдул-Кайюм-хан.

17

Мухаммед-Али-хан, из Хустека

18

Ишан-Земан Шах, из Джерма

19

Шериф-бай

Пути сообщения. Одна из дорог, идущая в северном направлении, ведет к Бехареку, на запад идет путь по направлению к Сучу Искану, Хазрет-и-Са'иду 88 и копям лапис-лазури и свинца. Большая проезжая дорога идет по направлению к Тенги-и-Корану по [124] правому, западному, берегу реки Кокча, другая же ведет по направлению к Мунджану. Есть отсюда также дорога, пересекающая Вердудж, она ведет к Чакерану (Вердудж — это долина, где протекает река того же имени, по обоим сторонам которой расположены селения; жители их занимаются, главным образом, земледелием, выделкой ковров и пр.). Одна дорога из Фейзабада, идущая вдоль реки Кокча, хотя и приводит в Джерм, но она более длинна, чем путь через долгину Хаш, правда, зимой она закрыта для движения вследствие большого количества снега, но летом она открывается и доступна для переходов. Дорога, идущая вдоль реки, доступна для движения и летом, и зимой как незакрывающаяся; от Фейзабада до Бехарека расстояние исчисляется в 14 курухов, а от Бехарека до Джерма — 2 куруха.

Комментарии

57. Келюль — то же, что патек (патык, пушук). См. стр 37. А. С.

58. Мелкие и крайне низкорослые. А. С.

59. Нехи особого рода тонкая бумажная ткань. А. С.

60. Бадахшанцы мне об'ясняли, что это животное всегда следующее за тигром, чтобы поживиться остатками пойманной им добычи, похоже на кошку. А. С.

61. Слово мне неизвестное и об'яснить его мне никто не мог. А. С.

62. Шакаку — степная морковь, лучшие сорта которой отличаются желтизною и тяжестью. На востоке существует поверье, что если ее возьмет беременная женщина, то у ней случится выкидыш (*** II, стр. 105) А. С.

63. Это то, что в персидском языке называется мамиран, ласточник (Asclepias vincetoxicum L.), трава, которая в восточной медицине весьма хвалится, как средство против глазных болезней. Любопытно, что русское название этой травы совпадает с общеперсидским поверьем, что когда птенец ласточки ослепнет в гнезде, то мать летит за этой травой и, найдя ее, берет веточку, несет и кладет его в гнездо. Птенец, благодаря этому, прозревает. (***, II, стр. 380). А. С.

64. Ср. описание такой охоты облавами, практиковавшейся мирами Вахана, у гр. Бобринского в его “Горцы верховьев Пянджа” (стр. 68). А. С.

65. Баджаур (в английской транскрипции Bajaor и Bajaur) находится на запад от Свата, его обитатели искони известны, как предприимчивые купцы. А. С.

66. Джериб — мера измерения площадей (а также длины), в разных местностях различная. Обычный афганский джериб равен 400 кв. саженям или одному танапу. А. С.

67. С этим одеянием Пророка связана одна из любопытных легенд суфизма, глубокая по смыслу и освещающая сущность последнего. Персидская версия ХII в. этой легенды передает ее в таком виде. Мухаммед, умирая, завещал Омару и Алию передать свой старый заплатанный плащ отшельнику Увейсу Карани'ю, которого он никогла не видал, как не видал Пророка и этот отшельник. Омар и Алий разыскали Увейса и передали ему плащ Пророка с просьбой последнего — надеть его на себя и помолиться за общину Мухаммеда. Увейс заметил, что он пока не наденет плаща и, попросив Омара и Алия подождать отошел подальше в сторону, положил подле себя одежду Пророка и, пав на землю стал молиться взывая; “я не надену, Боже, этого одеяния, пока ты не даруешь мне всей общины Мухаммеда, которую он поручил мне здесь, на земле, ибо и Мухаммед, и Омар, и Алий, — все они уже совершили свое дело, теперь остается лишь твой путь”. И послышался голос, “одень рубище, я дарую тебе несколько человек!”. Но Увейс продолжал взывать “нет, молю тебя, отдай мне всех!”. И опять послышался голос, “я дарую тебе еще несколько тысяч, надень же рубище!”. Но Увейс опять взывал: “даруй мне всех!”. Но в этот момент подошли к нему Омар и Алий, которым уже надоело ждать так долго отсутствовавшего Увейса и они пошли его искать. — “Зачем вы мне помешали своим приходом?” упрекнул их Увейс. “Я не надел бы одежды Пророка до тех пор, пока Аллах не отдал бы мне всей его общины”. , I, стр 16 — 19).

В этом эпизоде мы встречаем указание не только на легендарное происхождение от старого, в заплатах, одеяния Пророка специфического дервишеского рубища (хырки), но и на превосходство этого неведомого никому отшельника над всеми непосредственными и ближайшими сподвижниками Мухаммеда. Легенда как бы хочет показать, что нравственный и религиозный авторитет и Омара, и Алия, этих двух символов непримиримо враждующих между собою главнейших толков Ислама, суннитов и шиитов, есть ничто пред святостью Увейса. Суфийская легенда как бы хочет показать, что идеи суфизма возникли вне мусульманства, но не противоречат ему, напротив освещаются авторитетом Пророка для его последователей, “и Мухаммед, и Омар, и Алий, все они уже совершили свое дело, теперь же остается твое дело!” взывал к Богу Увейс Карани. Т. е., Мухаммед завершил свою миссию проповеди новой религии, как завершал ее и могучий организатор правоверного мусульманства, Омар, и обожаемый патрон шиитов Алий, все они исполнили свое предназначение и прошли, теперь осталась очередь за тобою, Господи, чтобы ты сам указал к тебе путь! В этом видна как бы вся структура суфизма, над — религиозного и созерцательного, с его восторженными устремлениями в высь неведомого, потустороннего, с попыткой постичь Начало всех начал и слиться с ним.

Хырка Пророка, по преданиям, была привезена в свое время в Самарканд Тимуром, оттуда она попала в Бухару, а из Бухары одним из тимуридов была вывезена в г. Джузун, в Бадахшан где для нее было построено специальное куполообразное здание вне городской стены. Вследствие этого г. Джузун получил название “Фейзабада”, т. е “устроенного милостью (этой благословенной хырки”). В нем она оставалась до дней основателя современного Афганистана, Ахмед-Шаха (1160/1747 — 1186/1772), который перенес ее в Кабул, чтобы оттуда перенести в тогдашнюю столицу Кандагар, пока там будет для нее построено особое здание и, вместе с тем, усыпальница самого Ахмед-Шаха. Но исполнить этого Ахмед-Шаху не удалось, он умер и его похоронили в здании, предназначавшемся для хранения плаща Пророка, но последний, по постановлению афганских улемов, был оставлен в Кабуле, где находится и поныне (***, т. I, стр. 26 — 29, где приводится также и другая версия появления этой реликвии в г. Бухаре и потом в Балхе. Также — см. “Светильник Историй), стр. 200 — 212). А. С.

68. Это мазар известного персидского философа, поэта и исмаилитского проповедника Насыр-и-Хосрова (или, по памирскому произношению, Шо-Носир-и-Хысрау), распространявшего исмаилизм в Бадахшане, по обоим берегам Пянджа (родился в 394/1004 г., умер, быть может, в конце V/ХI века). Ранняя и, кажется, единственная европейская заметка об этом мазаре в XIX в. принадлежит английскому путешественнику Буду, посетившему его во время своего путешествия в 1836-38 г. Следуя по правому берегу р. Кокча (долина которой носит здесь название Юмгана) и переправившись чрез ряд горных речек, впадавших с этой стороны в Кокча, Вуд со своими спутниками в этот день встретил только единственное обитаемое место — вышеупомянутый мазар (Ziarat of Shah Nasr), лежащий в диких и суровых массивах гор. Вуд говорит, что Насыр-и-Хосров является святым покровителем Кухистана, высокочтимого всем населением верхнего Окса. Для поддержания этого мазара, по окончании его постройки, в пользу его была отведена земля и в воздаяние за такую милость, подтвержденную последующими правителями Бадахшана, мазар был обязан дать путнику пищу, воду и ночлег. Его обитатели жаловались Вуду, что на их земле не может родиться пшеница, хотя бы поле и было обработано так же, как у их соседей. Зерна дают, правда, всходы и выкидывают колос, но в нем не оказывается пшеничных зерен, а одна солома не в состоянии окупить их труда по обработке поля. Должно быть было что-нибудь в почве вредящее произрастанию пшеницы, но обитатели мазара нашли для этого другое об'яснение приписывая это обстоятельство св. Насыр-и-Хосрову, который, снисходя к человеческой слабости, лишил их пшеничною хлеба, чтобы они могли легче сдерживать волнующие их страсти и тем уменьшить свою склонность к грехам. Внизу долины белое здание мазара видно на значительное расстояние. (Wood. рр. 168 — 169). А. С.

69. Биргид . из английского brigade, военный чин, существовавший в дореформенное время (до 1910 г.) в Афганистане, бригадный генерал, в роде генерал-майора. А. С.

70. Разумеется сын последнего бадахшанского правителя Джехандар-шаха вступившего на престол в 1864 г. и убитого в 70 г. прошлого века. А. С.

71. Событие это действительно имело место в XVII столетии, когда таджики района Яфтель возвели на престол Яр-Бек-хана, предка династии бадахшанских миров, правившей страной до 70-х г. прошлого века (Минаев, стр. 42). А. С.

72. На английских картах — Dorah Pass, перевал, лежащий на пути из долины Зейбака в Читрал на высоте 11-800 футов. Местное произношение этого перевала Дро. От Зейбака до Читрала чрез этот перевал 4 дня пути (Бобринской, стр. 86) А. С.

73. Одна из многих версий появления хырки Пророка в Афганском Туркестане. (Ср. также стр. 144 — 145 *** и стр. 68 — 69 ***). А. С.

74. Из предыдущего видно, что из трех братьев старшим был Мир-Шах, а средним — Юсуф-Али-хан. А. С.

75. По собственнным словам Джехандар шаха дипломатическому чиновника Вейнбергу, он стал правителем Бадахшана после смерти своего отца Земан-уд Дина в 1864 году (“История Шугнана”, стр. 10). А. С.

76. Более подробно о перипетиях бурной жизни последнего бадахшанского мира Джехандар-шаха см. в “Ист. Шугнана” стр. 10 — 11, кажется от брака эмира Абдуррахмана с дочерью Джехандар-шаха родился в Самарканде (25 Реби-ус-Сани 1289 г. =3 июля 1872 г.) будущий афганский эмир Хабибулла хан. (См. ***, I. стр. 113 и ***, II, стр. 234). А. С

77. Пишется правильно , но произносится обычно “Дараим” (то же и на большинстве карт), вследствие чего встречается в письменности и вульгаризированное начертание *** и ***. В настоящем труде все эти формы употребляются безразлично. А. С.

78. Возможно, что это то же селение, которое в перечне деревень отмечено как Шетек. А С.

79. Раньше в тексте встречалось, видимо, ошибочное написание ***. У английских путешественников Yaftal, передаваемое в русской транскрипции чрез Яфтал (Минаев, стр. 42, Костенко, I, стс. 220).

Яфтель занимает течение речки того же имени, впадающей в р. Кокча справа. Район его, лежаший на север от Фейзабада (примерно, от Бехарека, до Ура-Шехра) носит название Хафтал'я (на большой английской карте — Haftal), что, возможно, указывает на бывшие здесь когда-то поселения гуннов-эфталитов. А. С.

80. Дуг — прохладительное питье, получаемое, после сбития в бурдюке масла, из окисленного молока, смешанного с водой, именно, когда образуется и отделится масло, то остающаяся жидкость и носит название дуга. А С.

81. Существует также произношение “Кишем”, которое мне иногда приходилось слышать от афганцев, что, пожалуй, напоминает Скасем (Scasem) Марко-Поло. („Путеш. Марко Поло", стр. 63). А. С.

82. Может быть и Дех-и-Шехр А. С.

83.Может быть и Гуляб. А. С.

84. Мильмиль — род кисеи или муслина, нередко со звездочками, изготовляемой специально для чалм или тюрбанов, то же, что и дака А. С.

85. Согласно огласовки, указанной в персидском тексте; следовало бы читать Джурм и это могло бы соответствовать названию Джюрум на прежних русских распросных картах (Костенко, I, стр. 218), но слышанное нами от бадахшанцев произношение этого города и района - Джерм и Джирм (Ср. Jerm Юля; Вуда и друг. английских путешественников, в транскрипции Минаева-Жерм). А. С.

86. Собственно кукнаром называют не само растение, но в одних случаях это головки мака (Papayer somniterum), а в других — семена мака и в третьих — так называют вышедший из нарезов на головках мака и сгустившийся сок, из которого делают опиум. Прежде в Средней Азии считали лучшим опиум афганский собиравшийся и обрабатывавшийся в Кабулистане (Киреевский, стр. 96-97). А. С.

87. Т. е. кызыльбаш, чандавулиями называют в Кабуле шиитскую эмирскую гвардию, живущую в особом квартале(“чандавул”). Кызыль-баши эти являются потомками персиан переселенные в XVIII веке в Афганистан Ахмед Шахом, основателем современного Афганского государства. А. С.

88. Несомненная ошибка или автора, или переписчика рукописи или литографии, потому что разумеется мазар Хазрет-и-Сейид-Насыр и-Хосрова в Юмгане, почему сокращенное название этого места должно быть “Хазрет-и-Сейид. Впрочем, на карте местности Джерм у автора приведено последнее верное название, на русских картах этот пункт отмечается как “Мазар-и-Шах-Хусрау”, что одно и то же А. С.

 

Текст воспроизведен по изданию: Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. Ташкент. Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. 1926

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.