|
БУРХАН-УД-ДИН-ХАН-И-КУШКЕКИПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАТТАГАНУ И БАДАХШАНУ Гори (Гури). Летом в Гори жара достигает 99 градусов. Гори — это участок первого класса, управлению которого подчинены 3 волостных начальника; он расположен на расстоянии 36 курухов от Ханабада. Население Горийского участка оседлое и состоит из следующих национальностей: таджиков, узбеков, хезарейцев, сейидов, афганцев, лерхаби'ев, аймаков, джемшидов, гератцев (последние, впрочем, возвратились в свою провинцию), димирек'ов и каги'ев. Местами, и в частности в таких районах, как Души и Баля-Дури, живет нскоторое количество афганцев — “шехневари” и хезарейцев. Горийский участок расположен в юго-западном направлении от Ханабада, находится на высоте 2 100 футов над уровнем моря. Высота собственно Дехне-и-Гори 2.500 футов. Общее количество домов в Гори — 120. Селения, входящие в состав Горийского участка. I. В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ, в расстоянии от 2 до 12 курухов (660 36) 1. Деревня Бай-Сакал имеет 110 дворов. 2. “ Ходжа-Эльван ” 100 “ 3. “ Чешме-и-Шир “ 60 “ 4. “ Чинзаи “ 230 “ 5. “ Дженг-и-Али и Ага-Сай “ 6. “ Ямчи и Чешме-и-Чекан “160 “ III. В ЮЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. в расстоянии том же самом, что и в северном направлении (600). 1. Деревня Дештек имеет 80 дворов. [41] 2. “ Шелькетав “ 100 “ 3. “ Дерхаби “ 220 “ 4. “ Кемпирек “ 10 “ 5. “ Димирекха “ 260 “ III. В ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Расстояние деревень тоже самое, что и в северном направлении (495) 1. Деревня Биби-Айине имеет 200 дворов. 2 “ Гори и Рабат “Сераджийе” с окрестностями “ 150 “ 3 “ Джемшидиха “ 1000 “ 4 “ Урта-Яйлякха “ 40 “ IV. В ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Расстояние деревень тоже самое, что и в северном направлении (390) 1 Деревни: Сейяд, Хушки, Таджик у подножия Гори 200 дворов 2. “ Ходжа-и-Пак и Шинвари 110 “ 3. “ Пуште-и-Кул и Анджурек 80 “ На три летних месяца скотоводы Гори со своими стадами уходят на летние пастбища в Хенджан, Диван-и-Гульчин, Хауз-и-Багдад, Тале и Барфак, но большая часть жителей, занимающихся земледелием, остается на своих местах. По религии население Горийского участка — сунниты, есть некоторое количество и исмаилитов (“Ага-и-Хани”). Земледелие. Почт все земли Горийского района поливные, повсеместно засевается: пшеница, ячмень, просо, “шахуль” хлопок, тонкие сорта риса и проч. Плодоводство. В садах растут: виноград, яблоки, груши, абрикосы персики; на огородах — арбузы, дыни. Горы Горийского округа, подобно горам Баглана и Нахрейна, изобилуют фисташками, которые экспортируются отсюда и в другие районы. Ремесла. В Горийском участке выделываются лучшие в стране ковры и лучшие, чем Дан-Зенгинские, “береки”; хезарейцы больше выделывают толстое шерстяное сукно (чекмень). В деревне Души [42] (Доши) и в других деревнях выделываются хорошие “кембели” 37, обычно также тканье маты и алачи. Многие занимаются кузнечным ремеслом. Продовольствие и одежда. Афганцы — жители Горпйского района — питаются джугарой, зеленью и рисом. Таджики употребляют в пищу пшеничный хлеб, просо и ячменную похлебку. Одежда в большинстве случаев шьется из бязи, маты, овчин и толстого сукна и ее составляют: нижнее белье, тулупы, халаты, чалмы “люнги”, 38 сапоги, “чамус'ы” 39 и башмаки. Нравы и обычаи. Нравы и обычаи населения Горийского участка при всех обстоятельствах жизни, и в горе, и в радости, почти одинаковы с таковыми остальных районов Каттагана и Ханабада. Климат. Вода Горийского района приятна на вкус. Лето чрезвычайно жаркое, с массою комаров, ядовитые укусы которых причиняют не мало вреда. В особенности страдают лошади, которые буквально бывают сплошь усеяны комарами и мухами. Пути сообщения. 1. Кух-и-Геда-и-Нахрейн. 2. Второй путь через перевал Каун-и-Гау ведет в Хенджан. 3. Третий путь — по направлению в сторону Души, пересекая местности: Ходжа-Умид и Чехар-Дер, доходит до местности Сиах-Герд-и-Горбенд. Жители северной части Горийского района целый год поддерживают сношение с деревней Биби-Айине через реку. Северо-восточная часть Горийского района прилегает к Баглану. 4. Четвертый путь — Биби-Айине через перевал ведет в Баглан. 5. Пятый путь — Се-Тут, иначе называемый “Тамашук”, дойдя до Кат'а-и-Ишан-Мир-Гулям-Кадыр, раздваивается: первая его ветка через Гургерек, Чешме-и-Шир и Рабатек ведет к Айбеку, а вторая ветка, пересекши Дешт-и-Гебр, выводит к Ташкургану. [43] Статистические сведения о состоянии скота в Гори.
Баглан Баглан входит в состав Горийского участка и состоит из трех волостей, подчиняющихся одному волостному начальнику. Температура лета 99 градусов. Высота 2.060 футов над уровнем моря. По середине его протекает река Гори (Гури), по обоим берегам которой население занимается всякого рода сельским хозяйством, земледелием, огородничеством и бахчеводством, но, главным образом, сеется рис. Культура риса составляет главную отрасль сельского хозяйства данного района. В этом отношении особенно отличается деревня Кук-Чинар, населенная по преимуществу афганцами, здесь получается прекрасный тонкий рис. Помимо всего отого имеются разные фрукты. Аналогия между багланским и горийским растительным царством полная. Пути сообщения. На восток от Баглана имеются два пути: 1) Шейх-Джеляльскии путь, ведущий в Нахрейн и 2) Хусн-и-Тальский, ведущий к Хусн-и-Талю; 3) ведет на Чекаб, Хезар-Как и Джебель-Даг; 4) идет на Тебкан и Нахрейн; 5) пересекая в западном направлении Дешт-и-Гебрский путь, приводит к Ташкургану; 6) проходит через Аб-и-Кул, Хейрабад и Аджрим и также доходит до Ташкургана и 7) в северном направлении от последнего представляет небольшую вьючную тропу, ведущую к Али-Абаду в Кундузе. Перечень селений, число дворов и национальные группы, населяющие эти селения.
Общее количеств:, дворов в Баглане — 2.446. Приблизительное количество населения — 7.000 душ. Афганское племя “гади” располагающее стадами овец и табунами лошадей, откочевывает летом к границам Бадахшанского Шиве, на зиму же возвращается обратно в Баглан. Остальное население Баглана отчасти скотоводы, отчасти земледельцы. Статистические данные о состоянии скота в Баглане.
Души (Доши) и Килеги. Души и Килеги это волость второго класса, расположенная в восточной части Горийского участка. Перечень кишлаков и сведения о количестве хозяйств в Души-Килегийской волости:
Общее количество населения, приблизительно, равняется 9000; оно скотоводы и земледельцы. Главную часть населения составляют хезарейцы, меньшую — афганцы. Выделываются: ковры, чувалы, войлока и “кембели”. Души и Килеги расположены от Гори на расстоянии, приблизительно, 26 курухов. Статистические сведения о состоянии скота в Души и Килеги.
Тале и Барфак. Тале и Барфак-волость второго класса. Высота местности над уровнем моря 4330 футов. В пределах Тале расположены следующие горные долины.
Скотоводы Дере и-Могулек на лето обычно отправляются со скотом на пастбища. Общее количество дворов Тале и Барфака — 484, с приблизительным количеством населения в 1500 душ. Души славится лучшими сортами тонкого риса. В отношении остальной продукции сельского хозяйства и садоводства положение Души и Барфака одинаково с Гори и Багланом. Статистические сведения о состоянии скота в Тале и Барфаке.
[46] Хазрет и-Имам-Сахиб. Хазрет-и Имам-Сахиб является участком второго класса. Температура летом достигает 104 градусов. Эта, местность названа в честь божественного мазара Хазрет и-Имам-Сахиба. Здесь имеется также … Базар Хазрет и-Имам Сахиба насчитывает около 100 лавок. Здесь имеется казенный рабат и несколько частных караван-сараев. В самом Xазрет-и-Имам-Сахпбе насчитывается 200 дворов. Перечень кишлаков, расположенных в южном направлении от Xазрет-и-Имам-Сахиба.
Перечень кишлаков, расположенных в северном направлении от Хазрет-и-Имам-Сахиба и известных под названием “Кал'а и Зал” 40
Перечень кишлаков, расположенных в западном направлении от Хазрет-и-Имам-Сахиба.
Общее количество населения Хазрет и-Имам-Сахиба составляет 15.000 душ. Расстояние Хазрет-и-Имам-Сахиба от Ханабада составляет 24 куруха. [48] Сельское хозяйство. Багарных земель в пределах Хазрет и Имам-Сахиба не имеется, все земли его только поливные; засевается пшеница, ячмень, рис, джугара, мат, “баджре” 41, лен, люцерна, горох, кунджут, хлопок и другие растения, требующие поливки. На бахчах растут арбузы и дыни. Климат Хазрет и-Имам-Сахиба по сравнению с Ханабадом, более жаркий. Плодоводство. Из плодов и фруктов необходимо отметить тут, абрикосы и персики их изобилие, но винограда мало. Ремесла. Так как население Хазрет-и-Имам-Сахиба является по преимуществу скотоводческим, то мы видим развитыми здесь валянье кошм, тканье алачи и маты, выделку попон, чувалов и местных ковров и паласов. На базарах специалисты-ремесленники тоже выделывают все то, на что имеется спрос. Нравы и обычаи. В прежние времена на свадьбы требовались большие расходы. Отцу невесты, например, вручались: лошади, овцы, белье, шелковое и ситцевое платье, зерновой хлеб, масло и наличные деньги от одной до двух тысяч рупий. Во время свадьбы драли козла и выполняли другие обычаи. После этого уже следовал самый брачный акт. Теперь же, с изданием специального указа, регламентировавшего все свадебные обрядности, эти обычаи оставлены и население стремится придерживаться предписаний закона. В соответствии со свадебными расходами существовали в прошлом столь же непроизводительные расходы по поминовению умерших. Наследники покойного вынуждены были тратить на это, приблизительно, около одной тысячи рупий или немного больше или меньше, в зависимости от состояния; подобные расходы сильно подрывали благосостояние наследников, они должали и разорялись. В настоящее время в подобных случаях поступают в соответствии с правительственным распоряжением по этому предмету. Оружие и боевое снаряжение. Афганцы, проживающие в районе Хазрет-и-Имам Сахиба, имеют всякого рода ружья, шашки и кинжалы. В большом распространении охотничий промысел. Ружей в районе имеется максимально 200 штук. Лесные заросли. В районе Хазрет-и-Имам Сахиба, вдоль реки Аму-Дарьи, тянутся на значительном расстоянии большие кустарниковые и древесные заросли. Приблизительная длина их 20 курухов, ширина от одного до двух курухов. Здесь охотятся на диких коз, оленей, тигров, фазанов, зайцев, всяких кошек и прочих животных. [49] Имена известных и уважаемых лиц в Хазрет-и-Имам-Сахибе.
Список прежних Афганских правителей в Хазрет-и-Имам-Сахибе.
Места охоты. Начиная от Тахт-и-Кубадской переправы в и-Имам-Сахибе, вплоть до сторожевого поста Сетар, в приречных зарослях имеется обильная охота на тигров, зайцев, волков, лисиц, шакалов, фазанов, гусей, аиста, других животных и птиц. Белые газели водятся больше в Дешт и-Ачи и в Абдан, которые расположены между Хазрет-и Имам-Сахибом и зом так что Изд уд-Довле со своими приближенными, во время управления Хазрет-и-Имам-Сахибским районом, однажды убил 41 дикую козу, а в зарослях Имам Сахиба — 21 оленя. Двое из охотников названного Изд-уд-Довле, жители Кандагара, там же во время охоты убили двух тигров. Пути сообщения. От Хазрет-и-Имам-Сахиба идет один путь к Та пролегая через следующие местности Китр-и-Яляк ван, Феклятун, Дешт-и-Тургай тепе, Пол-и-Шемийе, Гар, Хош-Киляй, Бехарек, Урта Пуз. На этом пути, в месте слияния р. Кокчи с р. Аму-Дарьей, имеется одна старая разрушенная крепость и местность, именуемая “Ай-Ханум”. Статистические сведения о состоянии скота в Хазрет-и Имам-Сахибе.
Кундуз. Кундуз это волость первого класса. Жара здесь летом достигает градусов. Вопреки распространенной народной пословице: “Если хочешь умирать, отправляйся в Кундуз”, мы должны отметить, что сам Кундуз является прекрасной местностью, с восхитительным местоположением, с удивительно ровной поверхностью и мягким климатом. В населении преобладает национальная пестрота: здесь живут афганцы, таджики, лерхаби седжани, арабы, хезарейцы, туркмены, кунграты, балусы, узбеки, казаки, чураки, мердады. Пути сообщения. 1. В южном направлении идет путь на Баглан. 2. В северном направлении идет дорога по направлению к Кал'а-и-Зал; дойдя до этого места, путь раздваивается: первое разветвление, пройдя от Тахт-и-Кубада и Сур-и-Е направляется дальше, в сторону Ташкургана. Второе разветвление пересекши Хульм, также идет к Ташкургану. [51] 3. Третий путь ведет к Чеберме 4. Четвертый путь ведет к Куби и к Хазрет-и-Имам-Сахибу. 5. В западном направлении расположена проезжая дорога, ведущая в Ташкурган. 6. В восточном направлении расположен путь, идущий к Ханабаду. Старый Кундуз представляет старинное укрепление; оно расположено на возвышенном месте и с трех сторон окружено рвом. Сохранились еще следы башен, крепостных стен, крепостные ворота и цитадель , в которой проживали прежние миры. Водный канал Гур-Тепе, известный под именем “Сиях-Аб,” проходит среди цитадели и самой крепости и ниже, около одной стороны старой крепости, сливается с р. Ханабадом. Новый Кундуз, обитаемый теперь, насчитывает в настоящее время 500, приблизительно, дворов и двести лавок на базаре; там же, среди базара, находится дом правителя, выстроенный во время управления Кундузом Азизулла-хана, сына сердаря Хабибулла-хана кандагарского. В соседстве с базаром расположено пять караван-сараев, принадлежащих частным лицам. В Кундузе имеется два училища (медресе). Перечень селений, расположенных в восточном направлении от Кундуза.
Перечень селений, расположенных в северном направлении от Кундуза
Перечень селений, расположенных на запад от Нундуза и известных под именем “Чехар-Дере
Перечень селений, расположенных на юг от Кундуза.
Всего Кундузская волость насчитывает 2.055 хозяйств с населением, приблизительно, в 15.000 человек. В ней все земли поливные, багарных совершенно не имеется; три больших канала орошают кундузскиеземли, один проведен из р. Ханабада и два из р. Гори. Имеющийся здесь казенный сад Баг-и-Чехель-Духтеран — очень древний, среди него имеется большая площадка (суфа) в 30 кв. гязов и высотою в 15 гязов. [55] Плодоводство. Кундузекая волость изобилует прекрасным виноградом, яблоками, грушами, винными ягодами, арбузами, дынями, алучей 42, зеленой сливой, тутом и проч. плодами. Земледелие. Кундузские земли чрезвычайно плодородны, все, что засевается, растет хорошо; произрастает, главным образом, пшеница, ячмень, джугара, рис, горох кунжут, хлопок, репа и проч. Продовольствие и одежда. Преооладающим населением Кундузской волости являются афганцы, главным образом, кандагарцы и кабульцы и “ну'мани”; они занимаются в обширных размерах скотоводством и потому пищей их служит масло, сухой овечий сыр (крут) и мясо. Вообще нужно сказать, что афганцы хорошо питаются и одеваются. Узбеки и хезарейцы употребляют в пищу льняное масло и баранье сало, да и в Ханабадском районе эти народности то же употребляют в пищу эти самые продукты. Что же касается афганцев, то они употребляют и коровье масло, и баранье сало. Промыслы. Среди таджиков развито производство маты и алачи. Что же касается коврового производства, выделки маленьких ковриков, паласов, “кагма”, 43 хурджинов, высших сортов кошм, как белых, так и окрашенных, то все это развито среди туркменских и киргизских племен. Киргизы в то же время хорошие охотники. Шкуры хорьков, лисиц, кара-куль и “баганд” 44 — вот основные статьи их охоты; мясо же всякой дичи они употребляют в пищу. Из шкур убитых зверей киргизы делают шубы по двум образцам: бухарскому и андхойскому. Племена: кунград, туркмены и киргизы разводят стада каракулевых овец и торгуют каракулем. Верблюды в Кундузской волости по преимуществу двугорбые. Оружие. Оружие, главным образом, имеется у афганцев, именно: английские карабины, русские винтовки, кремневые и фитильные ружья. Узбеки же никакого оружия и военного снаряжения не имеют. Нравы и обычаи. Так как население Кундузской волости смешанное, то отсюда и нравы, и обычаи здесь также различны. Местные узбеки, сообразно своего состояния, при заключении брачного контракта уплачивают отцу невесты 400-500 рупий наличными. Отец невесты дает, приблизительно, на такую же сумму, так называемый, “джехиз” (приданое), 45 (может быть немного меньше, а может [56] быть немного больше) коврами, посудой и разного рода вещами. Афганцы-кандагарцы имеют обычай при заключении браков брать за невесту не меньше 2000-3000 рупий вещами и деньгами и столько же, давать отцу невесты, и пока все это не будет выплачено, девушки не выдадут и в этих случаях с правительственным регламентом не считаются: вообще различные племена афганцев поступают разно: некоторые, придерживаясь старых обычаев, берут меньше, нскоторые же больше, но свадьба не совершается иначе. Мазары. В окрестностях Кундуза имеется несколько известных мазаров: 1. Мазар Хазрет-и-Баба-и-Паредуз, 2. Мазар Хазрет-и-Султан, 3.Мазар Ходжа-Куфталь Места для охоты. Кундуз, как известно, славится своими многочисленными лесными зарослями. Тянущиеся в восточном направлении занимают площадь в три квадратных куруха; в северном направлении тянется две таких заросли, одна площадью в пять квадратных курухов, а другая в семь с половиной кв. курухов. В них в изобилии водятся тигры, гуси, цапля, лисицы и кабаны. В больших таких зарослях, которые тянутся до самых берегов Аму-Дарьи встречаются сверх поименованных диких животных и птиц, также олени. По берегам реки Ханабада, в окрестностях Кундуза, жители охотятся за бобрами. Процветает в некоторых местах и рыбная ловля; вылавливается рыба весом нормально от четырех до пяти сиров, а в некоторых случаях вес рыбы достигает даже до 12 сиров. 46 Изд уд-Довле в большинстве подобных зарослей, как-то в Нахр-и-Гур-Тепе и Тушкан-Тепе до К'ал'а-и-Зал, охотился на тигров, оленей, диких уток, зайцев и проч. Горы, известные под названием “Кара-Матур”, тянущиеся между Кундузом и Багланом, изобилуют фисташковыми лесами. Местные жители из племени “хезаре” собирают фисташки и экспортируют их в торговых целях в разные места. Имена наиболее почетных и уважаемых жителей Кундузской волости.
Статистические сведения о состоянии скота в Кундузской волости
[58] Статистические сведения о состоянии скота у афганского племени “кадагариха”, осевшего в районе Кундуза.
Талекан Талекан есть участок второго 47 класса, входящий в состав Ханабадского округа. Летний зной здесь достигает 103 градусов. Талекан представляет обширную территорию с умеренным, ровны климатом, по зимам холод достигает 1 — 2 градусов, выпадает снег, но он не лежит больше трех-четырех дней. На расстоянии двух или трех курухов от Талекана расположен ряд деревень и поселков. Все они в достаточной мере снабжены водой, имеются сады и в изобилии фрукты. Самый город Талекан насчитывает, приблизительно, 300 лавок. Местный начальник проживает в здании, расположенном посредине большого сада, изобилующего всевозможными фруктами. В саду имеется несколько отличных возвышенных площадок и водоемов с чистой проточной водой, там же возвышаются пять огромных чинар. В Талекане есть одна соборная мечеть, четыре караван сарая и одно низшее училище (мектеб). Возле г. Талекана протекает река. На городском базаре горожан мало и контингент базарных торговцев и ремесленников составляют окрестные жители, которые ежедневно с утра приезжают в город, а вечером уезжают домой. Некоторые одинокие люди беспрепятственно проводят на базаре ночи. Население г. Талекана и его района говорит по персидски, по турецки и по афгански. В Чешме-и-Шир и в Кулбырсе имеется много фазанов, а в самом Талекане — много диких уток. В его окрестностях и районах существует охота на куропаток, в особенности в Пархаре. Имена деревень и населенных пунктов вТалеканском участке.
Селения, расположенные в северном направлении от Талекана.
Селения, расположенные от Талекана в западном направлении, на расстоянии полкуруха.
Селения, расположенные к востоку от Талекана на расстоянии пяти курухов.
Селения, расположенные к югу от Талекана на расстоянии одного куруха.
Сельское хозяйство. На поливных землях Талекана больше сеется рис, меньше — ячмень, джугара, пшеница, маш. На багарных землях сеется ячмень, пшеница, лен, просо, арбузы, дыни, хлопок и кунджут, но все же ханабадокие дыни считаются выше сортом и лучше талеканских. [62] Ремесла и промыслы. Турецкие племена, расположенные в районе Ходжа Гару, по преимуществу — скотоводы; они выделывают чувалы, паласы и мату; валяют и кошмы. Городское население Талекана, а также сельское население окрестных деревень, в большинстве, кроме земледелия, никаким другим ремеслом не занимается. Немногие жители Талекана ткут “люнги”, алачу и “кашмире”, 48 занимаются сапожным мастерством, шорничеством и кузначным делом; есть мастера золотых дел и другие. Продовольствие и одежда. Так как и в самом Талекане, и в окрестных деревнях большинство населения кабульцы и афганцы, то питаются они более или менее прилично. Узбеки, жители Ходжа-Гару, и другие, сидящие на багарных землях, употребляют в пищу похлебку из пшеничной муки, пшеничный хлеб и джугару. Платье городских жителей и ближайших к городу деревень отличаются чистотою. Племена “могул”, “тугул” и узбеки выделывают алачу, мату и другие ткани для своих национальных костюмов. Оружие. Местные жители не питают большой склонности к оружию и все они обычно употребляют большие деревянные палки. Как редкость, в некоторых домах показывают фитильные ружья, которые достались от отцов и дедов. Нравы и обычаи. С самого начала настоящего труда мы неоднократно писали о нравах и обычаях каждой местности, проявляемых при похоронах и семейных радостях. И в данном случае к ним ничего не остается добавить нового, потому что все обычаи населения разных частей Каттагана и Бадахшана, за небольшою разницей, очень сходны между собою. Необходимо отметить, что до приведения в исполнение нового положения о браке и свадьбах и до изменения поминальных обычаев и сопряженных с ними расходов, вся Каттаганско-Бадахшанская провинция представляла собою особый мир расточительности и ненужного мотовства. В настоящее время вся эта грубая ложь жизни и все эти проявления народного невежества уходят в область минувшего и ныне местное население меньше следует своим старым обычаям. Если же кто и рискнет соблюсти их, то это делается, во всяком случае, тайно, открыто же никто не решается нарушить упомянутые постановления из опасения правительственных преследований. Примечание. В подлинном описании путешествия главнокомандующего нравы и обычаи каждого района описаны подробно (Автор). [63] Имена почетных и уважаемых людей Талеканского района
Статистические данные о состоянии скота в Талеканском районе.
Немек-Аб. Входящий в состав Талеканского участка Немек-Аб имеет население состоящее из таджиков и хезарейцев, говорящих по персидски. Земли принадлежащие этому населению, засеваются под атмосферную влагу. В этом районе имеются соляные копи. Вблизи горы, носящей название “Немек-Аб”, есть большие заросли арчи, “бешала” горького миндаля, “тусового дерева” 49, барбариса прочих древесных пород. Большинство Немек-Абского населения — земледельцы, они сеют ячмень, пшеницу, лен, содержат бахчи. Часть населения занимается скотоводством, некоторые выделывают ковры паласы, алачу и мату, торгуют солью. Перечень Немек-Абских селений.
Из более уважаемых лиц данной местности необходимо отметить 1. Юсуфа “карие-дара”, 2. Ашура, “карие-дара”, 3. Мухаммед-Рахима и Данияра, “карие-даров”, 4. Шир Мухаммеда и Туй-Мухаммеда. [65] Гульфеган. Гульфеган входит в состав Талекана, составляя отдельную волость. Он расположен на север от Талекана в 12 курухах. Местность эта с здоровым и холодным климатом, воды в ней большей частью ключевые. Посевы здесь исключительно багарные и население получает со своих полей ячмень, пшеницу, лен, арбузы и дыни. Большинство жителей говорит на турецком диалекте. К сожалению, этот район не изобилует древесной растительностью в достаточной мере. Сельское хозяйство находится в хорошем состоянии, в особенности это нужно сказать относительно бахчей, продукция которых превосходна. Население — турецкого племени, его главнейшее занятие — скотоводство. Имеется здесь одна соляная копь. На пути из Талекана в Гульфеган имеются два рабята: первый называется “Рабат-и-Дешт” и второй “Ак — Яйляк.” Жители этого района живут в шалашах (кефе — ***, каковым словом обозначаются хижины, построенные из камыша и т. п. материала). Пути сообщения. В западном направлении расположены Талеканский и Ферхарский пути. В восточном направлении идет путь на Бадахшан. В северном направлении тянется Рустакский путь. В южном направлении идут горные цепи, где нет ни одного известного пути. В горах Гульфегана, в местностях “Кара-Ту” и “Дере и-Зердалю” имеются заросли арчи и бешала, а ближе к реке Кокча, в местностях Херекан и Шудан , к югу от Гульфегана, расположены фисташковые рощи. Занятие жителей, продовольствие, одежда и оружие. Население Гульфегана выделывает кошмы, паласы “джули” 50 и чувалы, обнаруживая способность и к другим ремеслам. Обычная пища населения хлеб, толченый ячмень и пшеница. Наиболее зажиточные иногда употребляют в пишу мясо с рисом. Распространенные костюмы шьются из маты и алачи, больше всего употребляют алачевые халаты. Женщины шьют себе платья из ситца и маты. Во всем Гульфегане не найдется ни одного ружья. При случае ружье заменяет ручная деревянная палка, называемая “йетак”. [66] Перечень селений, раеположенных в Гульфеганской волости.
Имена наиболее уважаемых и известных лиц в Гульфегане.
Ферхар. Ферхар и Верседж (Ферхар-у-Версежд) составляют волость Талеканского участка. Населяют Ферхар исключительно таджики. Летом жара в этой местности 92 градуса. Местность хорошая, климатом и во всех других отношениях напоминает Кабул. Основными занятиями жителей служит земледелие и производство разных тканей. Все вообще жители белолицы и говорят по персидски. Имеется духовенство и интеллигенция. Часть населения занимается скотоводством. Высота местности над уровнем моря 4450 футов. От Талекана Ферхар расположен на расстоянии 12 курухов. От Ферхара до Гульфегана имеется путь, пересекающий Сегрек и Абдере ; он имеет две горных долины, протяжением свыше 10 курухов. [68] Ферхарскне горы покрыты огромными рощами фисташек, горного миндаля, арчи, иудина дерева, 51 ивы, тамариска, “бешала”, дуляны и барбариса. В зимнее время в нижеследующих местах устраивают облавы на диких коз: 1. Баху, 2. Камбук , 3. Дере-и Як Мирек-и-Турушт 4. Дере и-Вунд-и-Хурд и 5. Миан-Шехр Верседжский. В кишлаке Пераганде имеется базар в сорок лавок, где можно купить все необходимое. Общее количество дворов Ферхарского района свыше 1200 (Подробные сведения приводятся ниже). Приблизительное количество населения этого района составляет 5000 человек. Из мазаров наиболее известны следующие: 1. Пир и Ферхар, 2. Шах-Ни'матулла-Вели 52 и 3. Ходжа-Абдал-Вели. Плодоводство, занятие жителей, продовольствие, одежда и оружие. В Ферхаре в изобилии имеются: яблоки, абрикосы, черешни, персики, груши, виноград, орехи, “синджид” 53, алуча и айва. Сельско-хозяйственные земли населения частью багарные; получают с них пшеницу, ячмень, просо, лен, горох, “шахуль” и рис. Развито сапожное ремесло, выработка хорошей алачи и маты, распространены и другие ремесла. В пищу идет ячмень, пшеница, суп, иногда мясо и рис, общеупотребительны: молоко пресное, кислое и сухой овечий сыр (крут). На мужское платье идут: мата, бязь, “берек”, кисея, пешаверские “люнги”, грубое сукно для халатов, обувь разного рода. Женщины одеваются в ситец, мату, кисею и т. и.; ходят под покрывалами. [69] Так как население Ферхара имеет сильную склонность к охоте, то фитильных ружей у него будет до пятисот штук, ружей же военного образца и кинжалов, шашек и проч. оружия население не имеет. Перечень селений в Ферхаре.
Список наиболее уважаемых и влиятельных жителей Ферхара
Верседж. Все население Верседжа белолицее и говорит на персидском языке. Деревни расположены в нескольких горных проходах, узких долинах, хорошо снабженных водой, климат холодный. Имеются хорошие фрукты. Здешние горы и равнины заслуживают описания. Остановимся хотя бы на “Дере-и-Турушт.”. Сюда с запада устремляется масса воды, дающая в результате огромной силы водопад, спадающий с не менее огромной горной высоты; в случае нужды сила его могла бы быть использована для получения электрической энергии; или возьмем горное ущелье Миан-Шехр, где текущие с севера воды образуют другой водопад подле Кур-Пейтава , где селение Дех-и-Периан. В этой местности больше всего чтецов священного Корана, но не мало здесь также богословов, шейхов и Сейидов. Все здешнее население-таджики, есть часть хезарейцев. Долина Турушт [71] изобилует мазарами; вот имена наиболее известных из них: мазар шейха Низам-уд-Дина, мазар шейха Наджм-уд-Дина, мазар Сейид-Гадир-уд-Дина, мазар Сейид-Ваккаса, мазар Мовляна-Рахимуллы, мазар шейха Халиллулы, останки которого в свое время были доставлены сюда из Бухары. Здешние горы покрыты зарослями красной арчи и жасмина. В местности, называемой “Дере-и-Коту”, и в Пива ростут огромные тополи, по размерам и по силе роста превосходящие чинары. С наступлением холодных дней на здешних водных бассейнах собирается много диких уток. Перед обычным отлетом птиц на юг жители в большом количестве охотятся на них, не мало также бьют и других пернатых, особенно голубей и воробьев. Необходимо отметить еше присутствие в этой местности особого сорта белого тюльпана (лале-и-сефид), население выкапывает его луковицу, похожую на лук, варит в горячей воде, после обдает ее холодной водой, сдирает кожицу и толчет, пока не исчезнет ее неприятный цвет, потом ее снова варят в молоке и получается чрезвычайно сладкое и приятное на вкус кушанье, похожее на смесь молока, риса и меда. Помимо отмеченного, в Верседжском района в большом количестве растет “керефес” 54 и грибы. Пути сообщения, промышленность, продовольствие и одежда. Из Верседжа идут три пути: один путь идет на Кур-Пейтав и селение Дех-и-Периян; другой, идя на Пусиде, достигает до Кераха, на этой дороге находится мазар Сейид-Ваккаса; третий путь, выйдя из Лючдеха, местности на берегу одной реки, сплошь покрытой зеленой травой, и перерезая самую реку, Ференгред и Хуфдере, выходит к Ферхару. Занятие населения — тканье разных материй, в частности хорошей алачи. Большинство населения все же занимается земледелием и разными ремеслами. Земли здешние — поливные, есть немного и багарных. С земель получают ячмень, пшеницу, бобы и “мушенг”. Часть населения занимается скотоводством. Фруктов здесь меньше, чем в Ферхаре, одежда и питание населения тоже куда беднее и хуже. Большинство питается только бобами и мушенгом. Хлеб пекут смешанный из пшеничный муки, ячменя и мушенга. Такой хлеб население кушает маленькими шариками, размером с головку хлопчатника. Фитильных ружей имеется около пятисот, другого военного снаряжения население не имеет. [72] Имена наиболее уважаемых и почтенных людей Верседжа
Среди горцев Каттагана жители Андераба и Верседжа являются самыми самоотверженными. В наиболее ответственные минуты жизни страны, в периоды прежних войн, они всегда выходили победителями. Перечень селений, расположенных в Верседже.
Общее количество всего населения доходит до 6.000 человек. Пути сообщения Талеканского района. В западном направлении от Талекана в сторону Ханабада протянулась большая государственная дорога. Отсюда отходит один путь в сторону Рустака, другой — в сторону Дераима, Кишма и Гульфегана, третий — в сторопу Чала, Ишкамыша и Ферхар-у-Верседжа. Помимо означенных путей из Талекана идут в разных направлениях многочисленные [74] другие пути то прямые, то разветвленные. Летом река настолько бывает полноводна, что не позволяет переходить ее иначе, как верхом на лошади. Имена правивших в Талекане правителей.
Имена наиболее уважаемых и почтенных жителей Талекана.
Нахрейн Нахрейн является местопребыванием участкового начальника второго класса: в состав его входит Чальско-Ишкамышская волость. Так как Нахрейн, Ишкамыш и Чал, главным образом, населяют узбекские племена берке и таймуз , то часто Нахрейн просто называется по имени этих двух племен Берке-у-Таймуз. Зной летом достигает здесь 98 градусов. Нахрейн представляет чрезвычайно красивую и живописную местность с большою ровною долиною, почти безмерных пределов. [77] Вся эта местность покрыта фисташковыми рощами, имеется немного и миндаля. Кругом Нахрейна расположены деревни (ниже мы приводим подробный их перечень). Население этого района состоит, главным образом, из узбеков, хезарейцев и таджиков, есть незначительнее количество афганцев. Земли в этом районе, главным образом, багарные, имеется небольшая часть и поливных. В самом Нахрейне насчитывается 100 дворов и 100 лавок. Пути сообщения. 1. В восточном направлении имеется путь на Ходжа-Хеджран. 2. В западном направлении тянется путь в сторону Тикана, Хусн-и-Таля и Баглана. 3. В южном направлении идет путь из Шейх-Джелаля в Баглан. 4. Йеремский путь. 5. Буз-Дерейский путь который на расстоянии нескольких миль от своего начала делится на две ветки — одна идет у подножия перевала Котал-и-Мург к Масану, а вторая, через Аркан и Хош-Дере, достигает до Шейх-Джелаля. 6. Шестой путь, миновав Гезе , доходит до Гори. 7. Седьмой путь, перерезав Кугедай , направляется на Хенджан, Килеги и Души. 8. Восьмой путь, пройдя несколько миль в восточном направлении, в сторону Дере-и-Гузари, делится там на две части: одна часть восточного направления заканчивается в Хосте, другая часть северного направления идет в сторону Шершера, Джебеля и Ака. Ходжа-Хеджранский горный проход является одним из узких проходов. Он расположен на расстоянии трех курухов ниже Нахрейна; в нем есть каменноугольные копи. Перечень кишлаков и деревень, окружающих Нахрейн со всех четырех сторон, и число дворов в них.
Кишлаки, расположенные в северном направлении от Нахрейна (1384),
Кишлаки, расположенные в западном направлении от Нахрейна (569).
Кишлаки, расположенные в южном направлении от Нахрейна (679)
Статистические сведения о состоянии скота в Нахрейне, именуемом также “Берке-у-Таймуз”.
Чал и Ишкамыш. Чал и Ишкамыш составляют волость первого класса, 56 входящую в состав Нахрейнского участка. [82] В самом Чале, где расположен также казенный рабат “Серай жийе”, имеется 100 дворов. Ишкамыш обладает землями ровными и большим количеством лугов и пастбищ, обилует зарослями арчи, дуляны, горного миндаля и фисташки. Все население волости состоит из узбеков “таймуз”. Племя “таймуз” состоит из пяти кланов: 1. “тугрук”, 2.“кашкар-бача” , 3.“шир” и 4. “берк ”. Пути сообщения. Через Чал и Ишкамыш тянется в южном направлении большой горный проход, через который во всю его длину, по средине, идет дорога, доходящая до Хоста. Второй путь идет в сторону Фулюля и Генда-Чешме (Фулюль — небольшой горный проход, изобилующий фруктами, в частностл тутом). Третий путь ведет в Джебель, Ак и Нахрейн. Четвертый путь ведет в Фури-Сенг и Ходжа-Хеджран. Пятый путь идет на Хост. Шестой путь ведет в Шершер и Ходжа-Хеджран, Седьмой путь ведет из Бад-Гузара и Сульсай в Талекан Восьмой путь ведет в Чал (Чал — небольшое местечко, большинство населения которого состоит из таймузов и таджиков; среди них вкраплены небольшие группы племен “шире” и “мандере”. В северном секторе Чала расположены Чальские соляные копи, на недалеком расстоянии от реки). Девятый путь идет отсюда одною дорогою на Хост, другой — на Немек-Аб и третьей — на Якка-Бадам и Талекан. Десятый путь лежит на север от Нахрейна, направляясь на Талекан, и имеет две остановки. Одиннадцатый путь, пролегает на восток от Нахрейна, через одну станцию (в Йереме) достигает Андераба. Двенадцатый путь, начинаясь на юге от Нахрейна, направляется в сторону Хенджана и Саленга. Тринадцатый путь, в западном направлении от Нахрейна, идет на Баглан. Четырнадиатый путь идет на Хост и Ференг. Промышленность. Основным занятием жителей данного района является земледелие. Некоторая часть населения — скорняки и собиратели древесного топлива (хизумкеш'и), сбывающие свою продукцию в Ханабад и Талекан. Часть населения торгует также солью и занимается ткачеством. Сельскохозяйственную продукцию, в большинстве получаемую с багарных земель и в меньшей части с орошаемых, составляют: пшеница, ячмень, лен, горох, рис, хлопок и джугара. Плоды составляют: тут, абрикосы, виноград, яблоки, персики, арбузы и дыни. [83] Перечень селений, расположенных в Чал-Ишкамышской волости.
Ишкамыш имеет два базара и десять лавок. Примечание: подробное расположение селений показано на карте. Общее количества дворов в Чал-Ишкамыше насчитывается 5772. Лавок имеется 100. Приблизительная численность населения 21.000 душ. Вышеперечисленные кишлаки и деревни расположены в секторе, насчитывающем до десяти курухов, вокруг Нахрейна, Чала и Ишкамыша. Самые Чал и Ишкамыш отстоят от Нахрейна на 7 курухов. [84] Имена наиболее уважаемых и почтенных жителей в Нахрейне и Чал-Ишкамышской волости
Имена бывших правителей Нахрейна.
Статистические сведения о состоянии скота в Чальской волости
Комментарии 36. Значение этой цифры и последующих таких же для меня неясно. А. С. 37. Кембаль или камбиль , смотря по произношению, представляет тонкую и длинную шерстяную ткань (примерно, 3 х 1 1/2 арш.) с поперечными узорчатыми цветными полосами на общем белом фоне. Это своего рода палас, но который не может стелиться под ноги вследствие своей тонкости. В “кембель” закутываются, как в плащ. Лучшие по выделке “кембели” вывозятся в Индию, Персию и Русский Туркестан, в котором они у русского населения известны под именем “афганских одеял” и употреблялись не так давно, до революции, как драпри и для покрышки тахт. А. С. 38. Люнги представляет хлопчатобумажную ткань величиною с простыню белого цвета, с цветными каймами и иногда и с бахромою, иногда вместо каймы вышивают по краям ее какой-нибудь стих или изречение. В “люнги” завертываются, как в плащ. А. С. 39. Чамус довольно короткие сапоги, сшитые из сыромятной кожи или шкуры, без подошв, соответствующие нашим бахилам. А. С. 40. Не есть ли это ошибка, потому что развалины Кал' а и-Зал лежат от Хаз-рет-и-Имам Сахиба в юго-западном направлении? Если это так, то следующие селения должны лежать к северу от Хазрет-и-Имама. А. С. 41. Баджре род люцерны, кормовая трава (Holcus spicatus) о которой упоминает Григорьев в “Кабулистане” (стр 385 А. С. 42. Алуча род дикой сливы с мелкими красноватыми ягодами. Prunus insititia. (Киреевский, стр. 18-19) А. С. 43. Кагма — тонкая шерстяная ткань белого, серого и коричневого цветов. Делаемые из нее халаты носятся в не особенно холодное время. А. С. 44. Баганд'ом называется всякая кожа, кроме ослиной и лошадиной, из которой шьют обувь. А. С. 45. В старом персидском языке слово джахиз обозначало платья и домашнюю обстановку, приносимые невестой в дом своего новобрачного. А. С. 46. Сир или сер — мера веса различная в разных местах: сир хорасанский равен 15 мискалям (каждый мискаль равен 1 1/2 драхме аптекарского веса), сир афганский - около 5 английских фунтов, сир индийский — два фунта и т. и. А. С. 47. В оригинале, повидимому, ошибочно сказано — первого класса А. С. 48. Кашмире — очень тонкая шерстяная ткань из шерсти овец и коз. А. С. 49. Тусовым деревом или дарахт-и тус в Средней Азии называют березу, которая употребляется для выделки седел (остова). А. С. 50. Джул'ем называется тонкая паласная ткань, которая идет на попоны, на подстилки и т. п. А. С. 51. В тексте аргаван , Cercis sihguaastrum, Иудино дерево (Киреевский, стр, 25, Федченко, стр. 504). А. С. 52. М. б. разумеется известный а Афганистане и Индии суфийский шейх Ни'матулла-Вели, происходивший из рода знаменитого Абдул-Кадыра Гилянского, а по другим сведениям — от шиитского имама Мусы Казыма. Он был современником Шах Роха и автором многих мистических сочинений. Перед мировой войной и в первый ее период по Средней Азии усердно распространялось приписываемое ему стихотворение — предсказание о судьбах Ислама и роли в этом некоторых лиц из числа государственных и политических деятелей Афганистана и Турции. Шейх-Ни'матулла умер по одним сведениям, в 827/1423 — 24 г., а по другим — в 834/1430 — 31 г. и похоронен в селении Махан, а по некоторым данным у горы *** (***, стр. 114 — 115 и ***, стр. 114). А. С. 53. Синджид (*** и ***) — род джиды (пшат), косточковые плоды которого употребляются в восточной медицине при чрезмерной холодности крови, так-как имеют горячительное свойство, а также, — в виде компота, — при длительных поносах. Его латинское название Eleagnus hortensis. В литературном просторечии это — дерево грудной придорожной ягоды. (*** стр. 621, Федченко, стр. 584 — 585, Киреевский, стр. 56 — 58). 54. Карефес , из которого добывают кислую эссенцию, прибавляемую в уксус. В восточной медицине употребляется как средство, возбуждающее любовную страсть (***, стр. 248) А. С. 55. Произношение трудно установить т. к. написанное вышло в литографии крайне неразборчивым. А. С. 56. В тексте видимо ошибочно второго класса. А. С. Текст воспроизведен по изданию: Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. Ташкент. Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. 1926 |
|