|
БУРХАН-УД-ДИН-ХАН-И-КУШКЕКИПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАТТАГАНУ И БАДАХШАНУ Во имя Бога милостивого и милосердого! Восхвалим его и помолимся за его славного Пророка! Изъявление глубокой благодарности и признательности его величеству, нашему государю и борцу за веру. С того момента, как трон афханского государства стал украшен счастливым бытием его величества, нашего великого борца за веру, эмира Амануллы-хана, благодаря его неусыпным трудам, население Афганистана наконец заключило в свои объятия лучших надежд и безопасности столь желанную, любимую и очаровательную красавицу, которая именуется “полной свободой и окончательной независимостью”. Всюду раскрылись двери счастия и прогресса и пролились отовсюду источники подлинной власти и величия в этой, отныне благословенной, стране Ислама, и из конца в конец вселенной уже проносится добрая весть о ее славе, высоком положении и величии. Поистине восшествие на престол этой миродержавной личности для афганского народа и, вообще, для нашего дорогого отечества были радостной вестью спасения и счастья и знаменем грядущих побед и торжества. Дело в том, что в течение уже значительного периода времени Афганистан сильно нуждался в важных реформах и необходимых преобразованиях как внутри страны, так и в своих международных сношениях. Для разрешения всего этого и для связи необходимейших и важнейших военных и гражданских дел, для собрания всех разрозненных сил страны требовалась недюжинная, даровитая и энергичная личность, которая бы неустанным, мужественным трутом, не только проявила бы руководительство в нахождении безопасного пути утлому судну бытия страны, очутившемуся в глубоком море невежества и рабства и влекомому в пучину беспредельного небытия, но требовалось, чтобы эта личность своими самоотверженными усилиями привела этот корабль к спасительному берегу и искомую красавицу заключила бы в свои объятия! Нам ясны все эти возбуждающие удивление умов детали прогресса, все эти переустройства и реформы, как результаты усилий, которых [2] добился в такой короткий срок наш славный венценосец в областях: материальной и умственной, нравственной и духовной жизни Афганистана. Ничего подобного и похожего на это не могло быть сделано несколько лет тому назад, потому что во всем афганском народе, благодаря лечению и уходу за ним этого мудрого врача и достойного государя, по сравнению с прежними нравами, возникли: любовь к просвещению, патриотизм, сочувствие общемусульманским интересам, самоохранение свободы, любовь к взаимному единению и союзу, развитие воинского духа в целях укрепления независимости Афганского государства, законопослушность и соблюдение принципов равенства. Наш великий эмир и борец за веру с того самого дня, как по всенародному желанию и просьбе он стал украшением царственного трона, поставил себе целью полнейшую независимость страны и осуществление принципов свободы и равенства в отношении всех классов общества. С того времени и до настоящего момента в конечном результате безмерных трудов венценосного хозяина Афганистана, последний пошел быстрыми шагами по широкой дороге прогресса и величия. И ныне к независимости Афганистана все великие державы и все великие нации мира относятся с похвалой и почтением. Доказательством этого служит полный почета прием назначенных во все столицы цивилизованных государств афганских послов и посланников, а равно прием в нашей столице иностранных послов, посланников и полномочных министров мировых держав. Будучи глубоким сторонником просвещения, широкообразованный, наш государь так сильно двинул вперед образование и просвещение афганского народа, которые являются основою прогресса, что во всей стране, из конца в конец, во всякой деревушке, во всяком местечке и в каждом более или менее значительном городе всюду удовлетворена жажда к просвещению всякого малого и взрослого. Но этого мало. Скоро были посланы в цивилизованные государства целые вереницы афганской учащейся молодежи, для чего не останавливались ни перед какими расходами и тратами денег, лишь бы получить молодым людям образование за-границей. Слабым отблеском всех этих усилий монарха, ничтожной частью результатов его высокого труда, драгоценной энергии и пролитого пота в стремлении к цивилизации за такой короткий промежуток времени явились следующие реальные достижения: реформа всех государственных учреждений, образование института губернаторов и правительственных чиновников, создание совета народных представителей, разделение министерств и управлений, расширение и развитие отечественной текстильной промышленности и земледелия, уничтожение рабства, примирение н объединение суннитов и шиитов, важнейшие реформы в области военного дела, весьма полезные коррективы в сфере гражданских взаимоотношений, высший порядок в воинских частях, снижение налогового бремени с населения, образование советов при всех центральных управлениях, продолжение телеграфной и телефонной линий, упорядочение почтового дела, издание многочисленных законов, распоряжений и проч., осуждение подарков и подношений путем объявлений об этом, [3] уничтожение “игар-у-бигар'а” 1, устройство шоссейных дорог, привлечение рек в целях применения электрической силы, упорядочение водопользования, особое покровительство отечественному языку 2; расширение, закладка и устройство новых правительственных зданий; расширение и охранение народных прав, установление государственного бюджета, прекращение непроизводительных расходов страны, учреждение национального музея и государственной библиотеки, устройство г. Дар-ул-Амана, 3 расширение и украшение Пемкана. 4 создание увеселительных мест и общественных зрелищ, личное его величества участие в имамстве и проповедничестве, высочайшее хождение инкогнито в народ в целях исследования его действительной жизни и его положения, важные реформы в делах супружеских и брачных, воспрещение некоторых разорительных народных обычаев, в роде устройства поминок по умершим, запрещение взыскания долгов, когда вопрос о них и долговые расписки представляются спорными, урегулирование сложных и спорных вопросов многоженства путем установления надлежащих правил и условий. Сверх всего этого его величеством принят ряд важнейших мероприятий по улучшению народного благосостояния и по приведению в цветущий вид этого благодатного уголка Ислама. Все эти неустанные заботы монарха, направленные к возвеличению и процветанию страны, достаточно известны не только его подданным, но о них знают и говорят во всем мире и нам нет надобности прибавить здесь к этому еще что-либо. Если бы мы пожелали взять хотя бы один цветок из этого делового цветника миродержавной личности, если бы мы пожелали сорвать один бутон в этом благоуханным убежище счастливой Амановской эпохи, если бы мы пожелали из длинного перечня величайших заслуг этого просвещенного государя взять хотя бы одну часть, если бы мы, наконец, коснулись в ряду многих высоких государственных мыслей монарха хотя бы одной, — то мы должны были бы слишком много и подробно излагать нам нужно было бы исписать слишком много книг, поэтому мы ограничиваемся одним, — принесением его величеству нашей искренней и чистосердечной благодарности, сопровождая ее молитвами о даровании ему долгой жизни для счастья и процветания родины. [4] Причины составления настоящего “Путеводителя по Каттагану и Бадахшану”, Так как прогресс каждой страны всегда бывает связан с целесообразностью мероприятий в области ее внутренней и внешней политики и так как его величество, борец за веру и оживитель афганского народа, в числе предпринимаемых реформ для блага страны поставил себе целью установление дружеских связей с иностранными государствами, как с соседними, так и с прочими монархами и правительствами, как это подобает ему, свободному и независимому, то он стал преуспевать в совершенствовании добра и справедливости. Таким образом он повелел образовать для проведения некоторых важных реформ, направленных к улучшению положения и быта его подданных, особые комиссии по проведению реформ на местах. Эти комиссии составились из известного числа особо почетных лиц страны с одной стороны и с другой — из группы известных министров центрального управления. Во главе каждой комиссии стало особое лицо, называемое “председателем комиссии по реформам”; в задачи комиссий входило проведение наиболее важных и необходимых мероприятий в различных местностях Афганистана при согласовании современного положения и спокойствия народа с пользою и выгодами государства, чтобы искренние и чистые семена монарших забот, брошенные на пашню народных сердец, дали бы свои плоды. В этом смысле и было содержание тех инструкций, которые получили делегаты этих комиссий и которые они должны были выполнить. Касаясь персонального состава этих комиссий, заметим, что г. Абдул-Азиз-хан, министр внутренних дел, был назначен председателем комиссии по проведению реформы в Кандагарской провинции, г. Мухаммед-Ибрагим-хан, министр юстиции, был назначен председателем такой же комиссии в Афганском Туркестане, г. Шуджа-уд-Довле-хан, бывший министр общественной безопасности, был назначен председателем комиссии в Гератской провинции, в том же числе и тем же порядком был назначен его высокопревосходительство, г. Мухаммед-Надир-хан, военный министр и главнокомандующий, председателем комиссии по проведению реформ в Каттаганско-Бадахшанской провинции. Во время своего пребывания в последней Мухаммед Надир-хан составил весьма подробное и отчетливое описание своего путешествия по ней, основанное на личных наблюдениях всех ее районов. Впоследствии в Кабуле, по специальному повелению его величества эмира, пишущий это, Бурхан-уд-Дин-Кушкеки, бывший редактор журнала “Восточного Объединения” (Иттихад и-Мешреки), а ныне секретарь его величества, обработал для печати эти путевые записи г. Мухаммед-Надир-хана. Эта обработка выразилась в исключении описаний собственно путевого характера и выполнений специальных правительственных поручений и распоряжений, которые производились автором в течение его одиннадцатимесячного пребывания в Каттаганско-Бадахшанской провинции, в устранении, в силу этого, длиннот и подробностей из содержания авторского труда и сведений, основанных на субъектпвных взглядах, но все, касающееся [5] положення и описания местностей, все происходящее в них, равно собственные имена лиц и сведения о городах, имевшие место в 1301/1923 г. в описываемом крае, полностью сохранены в настоящей обработке, ныне выходящей в свет под названием “Путеводитель по Каттагану и Бадахшану”. В заключение мы не можем не выразить нашей глубокой признательности его превосходительству, г. Шах-Махмуд-хану, “ливамишру” 5 Каттагана и Бадахшана, не только за те ценные сведения и указания, которыми он поделился с нами при составления этого труда, но и по включении после того необходимых исправлений и дополнений в нашу рукопись, за внимательный и неоднократный просмотр ее и внесение при этом в текст еще некоторых улучшений и достоинств. Помимо всего этого им также любезно была принята на себя редакция картографической части издания. Согласно руководящего высочайшего указания, имевшего в виду исключительно благо сынов нашего отечества, — распространение между ними разных полезных сведений, было приказано отпечатать настоящий труд в достойном виде, предложив его благосклонному вниманию афганских граждан и всех ревнителей просвещения. [6] Географический очерк Каттаган и Бадахшан расположены в северной части Афганистана. Границами их служат: на севере — линия от пределов Дарваза до караульного поста Бугри-Кул в Кундузе и Аму-Дарья; на северо-востоке — пограничная линия, разделяющая Памиры: на востоке-линия по перевалу (Дораи) Дураи ; на юге — линия от перевала Периан до перевала Хавак: на юго-востоке — округ Гори (Гури); на западе — степь (дешт) Абдан-и-Мир-Алам, расположенная между Кундузом и Ташкурганом. В длину она имеет, приблизительно, 239 курухов и в ширину — 95 курухов. 6 Будучи в большей части именно степью, Абдан-и-Мир-Алам тем не менее в холмистой своей части вполне пригодна для багарных 7 посевов с хорошей всхожестью. Территория Бадахшана сплошь занята горными массивами и только места, близлежащие к Каттагану, представляют земляные холмы, покрытые растительностью и пригодные для земледелия. Глядя с них в высь, видишь одни только каменные громады. Даже предгорья Фойзабада каменисты. Тем не менее здесь, на отдельных холмах, имеется почвенный грунт и жители производят багарные посевы. Земледелие в окрестностях Каттагана сплошь производится на равнинных землях, орошаемых водами соседних речек и каналов всегда в достаточном количестве, на возвышенных же местах и на холмах производятся только багарные посевы. В Бадахшане поливных земель значительно меньше, здесь преобладают багарные посевы, потому что воду для орошения не берут из рек за исключением двух — трех мест. Однако, в некоторых местах жители использовывают для своих посевов источники и снеговые воды. [7] Реки Каттагана. Первая река Талекан, вытекающая из Ферхар-и-Верседжа. Вторая река Бенги (Банги), вытекающая из Ференга и болотистых мест Уби-Хоста (Уби-Хуст); не доходя четырех курухов до Ханабада, она пересекает местность Чеге и сливается с Талеканом. Пройдя севернее Ханабада, последняя в Кундузском районе сливается с рекою Гори-Багланом. Третья река — Гори (Гури), в верхней части известная под именем Баглан. Часть ее пополняется водами Сейкана и Кехмерда, а часть, что в Андерабе, сливается с одной речкой, вытекающей из Нахрейна. Затем у крепости Зал обе соединившиеся реки, Талекан и Гори, впадают в Аму-Дарью. Большинство посевов по Талекану орошается водами этой реки, а также водами реки Бенги, после слияния ее с рекой Талеканом в Ханабаде, и водами каналов, выведенных из названных рек. Земледельческие районы Гори-Баглана орошаются водами этой реки, а также многочисленными каналами, вытекающими из нее и несущими довольно обильное количество потребной воды. Реки Бадахшана. 1. Главной рекой Бадахшанского района является река Кокча (Кукча). Она течет в юго-западном направлении, несет значительное количество воды и образуется из трех рек: р. Джерм (Джирм), вытекающей из Карана и Мунджана, р. Вердудж, одна часть которой выходит из долины того же названия, другая часть — из долины Зейбак, а третья — из долины Дураи (Дераи) — Санглич, все эти три речки сливаются вместе у селения Гау-Хане-и-Зейбак и идут дальше (на с -з.) долиной Вердудж, третья река - Зердив, большая часть которой получает начало в Сергиляне и небольшая — в Шиве. В местности, называемой “Шеш-Поль”, все эти три реки сливаются вместе и образуют р. Кокча. Последняя, как река в полном своем виде, и река Джерм в отдельности, являются весьма недостаточными для орошения полей, потому что река Вердудж обильно орошает все земли Бехарека, а река Зердив г. Хейрабадском районе почти вся разбирается на орошение земель и садов, особенно в той части, которая расположена ниже Бехарека: воды же р.р. Кокча и Джерма нигде не использываются для целей орошения. (Культурные земли в районе р. Джерм для орошения пользуются отчасти снеговой, отчасти ключевой водой, посевы же Фейзабада орошаются водами р. Джузун). Река Кокча течет в северо-западном направлении вплоть до того места, которое расположено в расстоянии тринадцати курухов от Фейзабада, отсюда река течет в юго-западном направлении и, обогнув Рустак, возле Кала-и-Ханум сливается с Аму-Дарьею. В этих пределах, в целях орошения своих незначительных посевов, водой р. Кокча пользуется племя “карлук” (в сущности водой из реки Кокча пользуются три деревни: Хисар, Лаябе и Дешт-и-Кал'а). 2. Река Дераим несмотря на то, что маловодна, все же является причиной сосредоточения по ней весьма культурных земель. Ниже Алтын-Джиляу эта река сливается с р. Кокча. 3. Река Тешкан маловодна и не так уж пригодна для целей орошения. Полкуруха ниже от слияния вод Дераим'а река Тешкан сливается с Кокча. [8] 4. Река Кишм также маловодна. Культурных земель по ней больше. У Пол-и-Бегум (в старину здесь был мост и теперь еще видны его остатки) река Кишм сливается с Кокча. 5. Аму-Дарья берет свое начало на Памире; место слияния вод 8 Большого и Малого Памира — Газхан (Газ-и-Хан.) Часть местности между этими водами Большого и Малого Памира, не больше четырех курухов, обилует породами ивы, пирамидального тополя и других дерев. Воды реки Малого Памира местами прорезывают эти лесные заросли. Жители Вахана, Ишкашима, Горона и Шугнана, несмотря на то, что проживают по берегам Аму-Дарьи, не пользуются ее водами для орошения своих земель. Для этой цели они применяют воду снеговых ручьев, стекающих с гор в направлении к Аму-Дарье. Несмотря на то обстоятельство, что и в своих истоках Аму-Дарья достаточно многоводна, в нее еще впадают воды разных горячих и холодных источников, увеличивая и расширяя ее. Но свое значение широкой и глубокой реки Аму-Дарья получает благодаря водам русского Хорога и Шугнана. Долиною Вахана до Ишкашима Аму-Дарья течет в западном направлении, потом она круто поворачивает в северном направлении к Горону. Кажется, это ишкашимское искривление идет тремя отдельными рукавами. От Горона Аму-Дарья направляется в сторону Шугнана, откуда она идет в направлении Рошана, оттуда через Дарваз она подходит к району Шахр-и-Бузурга, расположенного вблизи Фейзабада, и затем, взяв направление севернее Рустака, подходит к Хазрет-и-Имам-Сахибу и отсюда идет дальше, пересекая пути, ведущие с севера к Ташкургану, лежащему в направлении Мазар-и-Шерифа. Начиная от Большого Памира и до поста Бугри-Кул в Кундузе, река Аму-Дарья является пограничной линией между Афганистаном и Русской Республикой. На русской стороне в Аму-Дарью впадают следующие реки, а) Сурхаб, выходящая из Куляба и сливающаяся с Аму-Дарьей к районе Чубека и Шеми; б) р. Вахш, вытекающая из Хисара и впадающая в Аму Дарью возле укрепления Харгуш-хане и в) р. Кафирнаган, выходящая из Кубадиана и впадающия в Аму-Дарью ниже Кундуз-Дарьи. 9[9] Краткий исторический очерк. Прежде Каттаган входил в состав Кундуза. Со времени Субхан-Кули-хана, эмира Бухары, 10 племя, носившее наименование “каттагани”, неизвестно по какой причине оставшись недовольным названным эмиром, выселилось из местности, называемой Самаркандским Дахбид'ом, 11 в Хисар. Здесь местом своего пребывания они избрали Дешт-и-Небат; в этой местности это племя объединилось, заявив: “мы должны избрать начальника из своей среды и подчиняться его указаниям”. Наиболее подходящим для этого оказался некто Бек-Мурад-хан, который и был избран и признан главою племени. Некоторое время спустя, племя “каттагани” снялось с упомянутого места и обосновалось в Кундузе. Здесь Бек-Мурад-хан, действуя заодно с ханами, аксакалами и влиятельными людьми и, ведя умную и честную политику, усилился. В конце концов правитель Кундуза был низвергнут и его место занял Бек-Мурад-хан. Постепенно ему подчинились Талекан, Имам-Сахиб, Гульфеган, Хост и Ференг. Год спустя, Бек Мурад-хан послал свои войска в сторону Куляба, овладел им и назначил туда правителем своего сына. В 1110/1698-99 г. Бек Мурад-хан умер; его место занял сын его Махмуд-Аталык. В его время были заняты: Хисар, Гори, Баглан, Ферхар, Верседж и Мешхед. Собрав из подчиненных ему владений 50.000 конницы, Махмуд-Аталык отправился в Бадахшан и достиг берегов р. Дарья-и-Мешхед. Со стороны Бадахшана против него выступил Мир-Яр-Бек хан. Три дня продолжался бой. Бадахшанцы были разбиты. Махмуд следовал за ними по пятам и вступил в Сенг и Михр. В это время Яр-Бек-хан находился в Хисарском Фейзабаде. В описываемый момент внезапно получилось от Суб-хан-Кули хана 12 донесение, в котором он сообщал Махмуд-Аталыку, что [10] ургенчский хан вступил со своими войсками в пределы Бухары, намереваясь овладеть ею и низвергнуть власть Субхан-Кули-хана. “Мы”, писал Субхан-Кули-хан, “бросили между собой жребий и задача сломить ургенчского хана пала на тебя, Мехмуд-хан. Считая тебя за своего сына, я надеюсь, что ты срочно прибудешь сюда”. Получив такое известие, Махмуд-хан с 12.000 конницы двинулся к Бухаре. Благодаря войскам Махмуд-хана, ургенчские войска были разбиты а сам хан попал в плен. Эмир Бухары присоединил к имени Махмуд-хана звание “аталыка” и отдал в его распоряжение Ургенч. От своего имени Махмуд-Аталык назначил туда правителем некоего Абдуллу, своего слугу. Потомки этого Абдуллы и по настоящее время состоят в Ургенче ханами. 13 Третьей фазой описываемой истории было взятие обратно от Махмуд-Аталыка Ургенча и назначение его правителем Балха. Сюда Махмуд-Аталык отправил своего племянника, а сам остался в Кундузе. Вскоре после своего назначения в Балх, племянник Махмуда запросил его о помощи. Он писал Махмуд-Аталыку, что к Балху подошли бухарские войска и что не далек тот момент, когда он будет взят в плен и лишен власти. Аталык отправился на выручку племянника. Бухарцы были разбиты на голову. Аталык написал Субхан-Кули-хану извинительное письмо: “Я — ваш покорный слуга, видевший вашу хлеб-соль, но войска Бухары возымели желание отнять у меня подаренное мне вами балхское владение. Такие войска мне необходимо было поставить в свои рамки и проучить. Теперь Балх — ваш. Пошлите сюда кого-нибудь, чтобы я смог передать его ему”. Субхан-Кули хан, отвечая на это письмо извинениями, послал ему почетный халат, возвратив в то же время Аталыку власть над Балхом. После описанного случая Аталык отправился в Бадахшан. Овладев им, он передал его Яр бек-хану, Яр-бек-хан овладел Мешхедом. Так как Аталык имел обыкновение лето проводить в Ишкашиме, то он там и умер во время землетрясения, в 1120/1708 09 г., будучи погребен под обломками обрушившегося здания, в котором он проживал, Аталыку [11] наследовал его сын Сохраб, который после смерти отца правил 10 лет. Сохраб умер в 1130/1717-18 г., ему наследовал его сын Музраб-бий; он счастливо управлял в течение десяти лет и умер в 1140/1727 — 28 г. После смерти Музраб-бия управление страною принял сын последнего Мухаммед-Юсуф-бий, счастливо управлявший в течение двадцати лет; умер он в 1160/1747 г. После его смерти управление перешло к его сыну Хезару-бию. Хезаре-бий также спокойно и счастливо управлял страною 15 лет; умер в 1175/1761-62 г. Ему наследовал его сын Дараб-бий. 14 После смерти своего отца Дараб-бий некоторое время управлял в Кундузе с званием хана; в конце концов народ, доведенный до отчаяния его притеснениями, восстал и низложил его. После своего низложения Дараб-бий отправился в Балх, где и умер. После него осталось пять сыновей. В Балхе они не могли ужиться и от постоянных волнений ушли в Куляб, но и здесь счастье им не улыбнулось. Они направились в Бадахшан, где им также не повезло. Из Бадахшана они направились в Ферхар, где нашли к себе благожелательное отношение со стороны тамошнего правителя, Сахиб-Назар-бека, и там остались. На этот раз звезда счастья засияла над ними: они сумели объединить вокруг себя народную массу и при помощи ее овладели Ишкашимом. Мурад-бий, как старший среди них, принял звание правителя, по занятии Ишкашима он двинулся в Талекан. Кули-хан, правитель последнего, не выдержал борьбы и бежал. Мурад-бий назначил правителем Талекана своего второго брата, Музраб-хана. Овладев также Имам-Сахибом, Мурад-бий там поставил правителем Хазрет-и-Джана. Потом Мурад-бий овладел Рустаком, здесь он назначил правителем своего четвертого брата, Ахад-бека. Подчинив себе Хатлан, Мурад-Бий оттуда направился в Кундуз. Получив сведения о желании брата своего Ахмед-бека отложиться от него и, имея ясные доказательства готовящегося мятежа Мурад-бий двинулся со своими войсками против брата и достиг Рустака. Ахмед-бек был взят в плен, но прощен и отправлен в Балх. Некоторое время спустя, Мурад-бий отправился походом на Бадахшан. Возле Чинар-и-Гунджешкан, что в Гульфегане, Бехадур-шах и Мир-Яр-бек оказали ему сопротивление, но потерпели поражение. На основании последовавшего затем мирного соглашения Мурад-бий взял себе Мешхед и Кишм; остальная же часть Бадахшана была передана Бехадур-шаху и Мир-Яр-беку. Конец своей жизни Мурад-бий провел в Кундузе, где и умер в 1258/1842 г. 15. Шах-Мурад-хан, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев и что после него в порядке старшинства следовало еще восемь [12] человек, оказался и смелее всех их, и решительнее. Он заявил свои права на управление, силой своей сломил силу братьев и всю полноту власти взял в свои руки. Шах Мурад-хан имел трех сыновей: Султан-Мурада, Абдуррахима и Абдул-Керима. Первому он отдал Талекан, второму — Нахрейн, третьему — Гори чтобы они владели ими. Некоторое время спустя, после того, как Шах-Мурад спокойно правил ханством он получил приказ от сердарей: Мухаммед-Азам-хана и Мухаммед-Афзал-хана, следующего содержания: “или, придя к нам на поклон, согласись уплачивать нам “херадж”, 16 или ожидай прибытия победоносных наших войск”. Шах-Мураду ничего не осталось сделать, как отправиться к сердарям и признать себя их данником, согласившись уплачивать херадж. От сердарей Шах-Мурад возвратился к себе 17. Через некоторое время упомянутые выше сердари отправились походом на Ханабад, усилив тем его значение. Шах-Мурад, получив о том известие, от страха бежал в Куляб к тамошнему правителю Сыры-Бек-хану. По прошествии семи лет сердари обратились к нему с просьбой вернуться обратно. Уговорив его это сделать, они поручили ему управление Каттаганской [13] провинцией, а сами возвратились в Кабул. Шах-Мурад-хан умер в 1281/1864 г. После его смерти управление Каттаганской провинцией перешло в руки Султан-Мурада, заявившего себя сторонником Афганистана. Однажды Джехандар-шах, правитель Бадахшана, уговорил его брата, Абдуррахим-хана, в то время правителя Талекана, отказаться от признания афганского суверенитета и объявить себя самостоятельным. Как только весть об этом достигла до Султан-Мурада, он немедленно послал донесение в Балх сердарю Фейз-Мухаммед-хану, которого он просил о присылке ему помощи. Согласно желания Султан-Мурада, Фейз-Мухаммед-хан отправил ему 4.000 отборного войска под предводительством некоего Мухаммед-Хусейна-хана. В Зердалю, что находится в Гульфеганском ущельи, куда к этому времени подошел и Джехандар-шах, произошел бой. Джехандар-шах был разбит и бежал в Читрал; масса бадахшанцев попала в плен. Султан-Мурад-хан, однако, отпустил их. С поля битвы Султан-Мурад-хан вместе с Мухаммед-Хусенном отправился в Фейзабад, где назначили правителем последнего Музраб-шаха, дядю Султан-Мурада. Несколько времени спустя, под влиянием некоторых обстоятельств, опять часть каттаганских правителей отложилась от Афганистана и стала считать себя независимою, но у них начались серьезные беспорядки и волнения, пока покойный сердарь Мухаммед-Афзаль-хан не отдал приказа своему брату, сердарю Мухаммед-Азам-хану, и своему сыну Абдуррахман-хану, в то время занимавшим ответственные должности командующих афганской армией, отправиться в Каттаган и Бадахшан с целью водворения там порядка. После продолжительных стычек и боев упорство населения было сломлено и эти провинции были окончательно присоединены к Афганистану. (Подробности этой военной экспедиции изложены в первом томе “Тадж-ут Теварих”, труде, написанном покойным эмиром, Абдуррахман-ханом, стр. 11-56). 18[14] Ниже мы прилагаем точный список всех афганских губернаторов (“наиб-уль-хукуме”), назначавшихся с указанного выше времени и по данный момент в центр Каттаганской провинции, г. Ханабад постоянное местопребывание афганских областных властей. СПИСОК афганских правителей — “наибуль-хукуме” в Ханабаде, центральном городе Каттаганско-Бадахшанской провинции.
Во все предшествующие эпохи хотя афганским правительством и назначались правители в разные места этой провинции и хотя они получали инструкции творить суд и расправу над населением, тем не менее вся та старая административная машина не была достаточно организована и не имела правильного распределения своих функций. Она не была достаточно ясна и проста в такой степени, чтобы все, кому нужно могли бы без особого труда и церемоний обращаться к власти. Только в наше время, в эпоху эмира Аманулла-хана, когда пошло переустройство на новых началах всей страны, Каттаганско-Бадахшанская провинция получила надлежащее административное деление. Мы приводим таковое: (См. схему на стр. 17). Общая сумма административных единиц.
Таким образом согласно этого перечня, мы в действительности в этой провинции в настоящее время располагаем: одним губернатором имеющим постоянное местопребывание в Ханабаде, как областном центре, одним правителем, назначаемым в Бадахшанский округ, несколькими начальниками участков первого и второго класса несколькими волостными начальниками первого и второго класса. Анализируя дальше состояние этих должностей в зависимости от мест их пребывания и того или иного количества, мы имеем следующие данные: Начальников участков первого класса три: 1) один в Гори; 2) один в Рустаке; 3) один в Андерабе. [18] Начальников участка II-го класса семь: 1. Нахрейн (Берке-у-Теймуз); 2. Хазрет-и-Имам; 3. Вахан и Памир; 4. Джерм (Джирм) и Хаш; 5. Кишм и Дераим; 6. Дарваз; 7. Талекан. Волостных начальников первого класса шесть: 1. Хост и Ференг; 2. Чал и Ишкамыш; 3. Кундуз; 4. Зейбак и Ишкашим; 5. Хахан; 6. Тале и Барфак. Волостных начальников второго класса одиннадцать: 1. Хенджан; 2. Шугнан; 3. Анджумен и Мунджан; 4. Раг; 5. Чах-и-Аб; 6. Джилга и Янги-Кал'а; 7. Шахр-и-Бузург; 8. Гульфеган; 9. Ферхар и Верседж; 10. Души (Доши) и Килеги; 11. Баглан. Границы Каттагана. Границами Каттагана служат: на востоке — Бадахшанский округ, на севере — Аму-Дарья, на юге — Гиндукушский хребет, отделяющий Кабульский район от Каттаганского, на западе — Афганский Туркестан. Xанабад Центром Каттаганско-Бадахшанской провинции является город Ханабад; его окружают: на востоке Талекан на севере — Хазрет-и-Имам-Сахиб, на западе — Кундуз и Ташкурган, на юге — Нахрейн и Андераб. Ханабад расположен на высоте 2500 футов над уровнем моря. Климат Ханабада нездоровый: летом и зимой, по ночам, дуют сильные ветры, в августе, сентябре и даже до конца октября свирепствуют: малярия, инфлуенца, насморк и простудные заболевания в такой степени, что не будет преувеличением сказать, что в эти месяцы болеет пятьдесят процентов всего населения. Единственная причина этого, по нашему мнению, — рисовые поля и культура риса в окрестностях. Население гор. Ханабада и его района, в большинстве, состоит из узбекских и афганских племен. По отношению к другим национальностям в районе Ханабада они составляют большинство. Значительно меньшую часть населения составляют хезарейцы, таджики и другие мелкие, разбросанные то там, то сям племена. В отношении количества и плотности населения того или иного района Ханабада, наиболее густо заселенным считается Нов-Абад. Если взять все коренное население Ханабадского района в сто процентов, то в Нов-Абаде такового имеется семьдесят пять процентов. В северной части города, на берегах реки, расположен прекрасный сад и крепость, носящие наименование “Хейят-Абад”. Ханабад и его окрестности имеют поливные земли, самый город расположен на берегу реки, в низине, и со всех сторон, кроме западной, окружен горами и земляными холмами. Эти обстоятельсга: низина, защищенная со всех сторон горами, и возвышающиеся кругом окрестности, можно думать, служат причиной большой жары и тяжелого, разрушающего здоровье, климата. Ханабад является одним из больших и видных городов Каттаганской провинции, в нем бойкий базар, где имеются все потребные в обиходе предметы. Сам город состоит из четырех кварталов и одного базара; в нем насчитывается 744 жилых помещения, 394 лавки, 19 караван-сараев и 2 соборных мечети. [19] Статистические данные о количестве жилых помещений и лавок по кварталам в городе Ханабаде.
В Ханабаде, как мы сказали, имеется две соборных мечети: одна имени Мухиббулла-хана, купца из квартала “Чехарикар”, и другая — имени Самандар-хана, бывшего начальника городской полиции. Имеются две бани: одна казенная, другая — частная, принадлежащая упомянутому Мухиббулла-хану, Из девятнадцати караван-сараев один — правительственный, остальные 18 — частные, купеческие. Ниже мы приводим подробные статистические данные о количестве селений, расположенных в окрестностях гор. Ханабада, о географическом их положении, о числе хозяйств и пр. Селения, расположенные к востоку от Ханабада.
Селения расположенные к северу от Ханабада и известные под названием “Ахташ”.
Селения, расположенные к западу от Ханабада и известные под названием “Дженгель-Баши”.
Селения, расположенные к югу от Ханабада и известные под названием “Чехар-Тут”.
Таким образом общее количество хозяйств в Ханабадском районе, со включением города, составляет 4.192 дома, или, если это перевести на количество населения, то, приблизительно, 12.000 душ. При этом мы должны отметть, что таджики, хезарейцы, узбеки и афганцы перемешаны дпуг с другом в каждой деревне. Сельское хозяйство. Все “амляковые” земли 19 Ханабадского района состоят в меньшей части из поливных, а в большинстве — из багарных земель. На поливных участках засевается пшеница, ячмень, рис, маш, 20 джугара, 21 сахарный тростник, хлопок, лен, 22 хена 23 и проч. На багарных землях засевается: пшеница, ячмень, горох, кунджут, лен и продукты бахчей — дыни и арбузы. Дыни, которые культивируются на землях деревушки Дех-и-Вейран, считаются лучшими по вкусу и сладости перед всеми другими. Судя по некоторым признакам и литературным данным, старая широкая полоса поливных культурных земель Ханабадского района за период его “миров” заросла и превратилась в дикую поросль, которая, в большинстве случаев, была непригодна для земледелия. Что это было так, доказывают сохранившиеся в зарослях следы разрушенных арыков и старых запашек. Но во времена покойных эмиров, Абдуррахман-хана и Хабибулла-хана, и особенно в наше время, в эпоху его величества Аманулла хана, эти дикие заросли вновь возделываются и ежегодно от них отходит очень много земель под культурную посевную площадь. Плодоводство. Ханабадскпй район изобилует фруктами. Здесь имеются: тут, черешни,абрикосы, зеленая слива, айва, персики, вишни, яблоки, груши (в небольшом количестве), немного грудной ягоды, арбузы и дыни в большем количестве. Промышленность и торговля. Выше мы привели статистические данные о роде и количестве промышленных единиц в самом городе, теперь следует сказать несколько слов относительно промышленности в окрестностях гор. Ханабада. Проживающие там хезарейцы занимаются выработкою ковров, чувалов и попон; таджики [24] вырабатывают мату 24 и алачу, 25 а афганцы больше занимаются выделкою золотых и серебряных изделий и земледелием. Главнейшей торговой статьей Ханабадского района является рис, по преимуществу тонкие его сорта. Он экспортируется в Бадахшан, во все пограничные проходы, а также в Мазар-и-Шериф и Кабул. Раньше, в довоенное рремя, когда с Россией шла нормальная широкая торговля, оборотными статьями ханабадской торговли служили следующие товары: тик, разные сорта ситца, шерстяные материи, шелковые ткани, фарфоровая посуда и проч. Все это привозилась из Бухары. В настоящее время русская торговля в этом направлении закрыта. Со стороны Кабула, Читрала и Пешавера в Ханабад идут: посуда, ситец, обувь, чай, сахар и другие товары. Продовольствие. Население города и его окрестностей питается в зависимости от своих средств хорошо: едят рис разных сортов, морковь и хлеб всегда с какою-нибудь приправою. Дальше от города, вглубь деревень и кишлаков, население питается обычно пшеницей, джугарой, и всем тем, что получается от земли. Одежда. Одежда городских жителей отличается красотой, и вообще всюду у городского населения употребительны хорошие кушанья и хорошие платья. Негородские же жители, обитатели деревень, в отношении одежды значительно отличаются от горожан и обычно их верхнее платье состоит их халата на плечах, чалмы на голове и сапог на ногах. Нравы и обычаи. В прежние времена, при совершении свадеб, у узбеков и хезарейцев существовал обычай получать со стороны жениха лошадей, баранов, платье, разные вещи и большие суммы наличных денег. Со стороны невесты родители ее давали жениху лошадь, а дочери приданое, состоящее из полного комплекта платья, обуви и разных украшений. В соответствии с получением выкупа от жениха совершалась и самая свадьба, во время которой обычно драли козла. В наше время все эти непроизводительные расходы запрещены новым положением о брачном праве. Раньше и у афганцев существовали подобные обычаи, но они ставились сторонами в зависимость от средств, в настоящее время и у афганцев все введено в норму упомянутого закона. Погребальные обычаи. В прежние времена среди узбеков и хезарейцев по случаю смерти отца или хозяина дома, главы семьи или начальника рода существовал такой обычай: на поминки по умершему из имущества, оставшегося сиротам, производились такие непомерные расходы, противоречившие, нужно сказать, шариатному [25] праву, что в конце концов от наследства не оставалось ничего. В настоящее время, согласно новому закону, такие непроизводительные поминки воспрещены в интересах самих же жителей и расходы по поминкам умершего нормируются этим законом. Оружие. Узбеки и хезарейцы вместо оружия и всякого военного снаряжения носят деревянные палки, которые они на своем языке называют “йетак” и которые бывают несколько выше человеческого роста. Афганцы имеют ружья английские, русские и свои фитильные и кремневые, с подпорками для прицела, носят ножи, шашки. В окрестностях Ханабада и в самом Ханабаде имеется до 1000 ружей и от 300 до 400 шашек. Имена купцов, мулл и наиболее уважаемых жителей Ханабада.
Пути сообщения. 1 Один путь соединяет г. Ханабад с Шехрваном, он проходит через Кизыл-Сай и степь Ачи. (Дешт-и-Ачи). 2. Другой путь идет в северном направления и соединяет Ханабад с Хазрет-и-Имам-Сахибом и Дильгер Саем. 3. Третий путь, через Булек-и-Паста, соединяет Ханабад с Шехрваном и Анбаркухом. 4. Четвертый путь, пересекши дорогу на Сариязы, также соединяет Ханабад с Хазрет-и-Имам-Сахибом. Сверх перечисленных путей в северном направлении, в сторону Хазрет-и-Имам-Сахиба, пролегает и ряд других дорог. Пути западного направления соединяют Ханабад с Кундузом и дальше с Ташкурганом. 5. Буинский путь (Рах-и Буйин). 6. Седди-Рамазанскнй путь (Рах-и-Седд-и-Рамазан), 7. Чехар-Сирийский путь (Рах-и-Чехар-Сири). 8. Джер-Гузарский путь (Рах-и-Джер-Гузар). В южном направлении существующие пути соединяют Ханабад с Шурабом, Андерабом, Нахрейном, Ишекчи, Дех-и-Вейран, Гори, Чалом, Ишкамышем, Кундузом, Таш-Курганом и Базарджаем. [27] 9. Чегейский путь (Чеге), на востоке, и большая дорога в сторону Аб-и-Бенги, Талекана и Бадахшана. Примечание. Бенги (Банги, ***) — это небольшое ущелье, горный проход. Население Бенги — узбеки, протекающая здесь река тоге же имени идет с границ Хоста и Ференга. Река Талекан, беря свое начало в Пархарв-и-Верседж, сливается с рекою Бенги в местности Чеге. Несколько выше мы говорили о том, что население Ханабадского района смешанное. Здесь мы отметим, что население Дех-и-Вейрана и Шураба в большинстве состоит из хезарейцев. Здесь культивируется маш, хлопок, джугара и другие злаки, в зависимости от спроса и потребности, но особенно в этом районе процветают бахчи и из тамошних дынь славятся следующие сорта: “кендек”, “эмири”, “яхши-беги”, “таш-мухаммед кусе” и другие. Примечание. Росписание по станциям расстояний ханабадских путей и остальных мест помещено в конце книги. Перечисление пятнадцати мостов Каттагана. 1. Через реку Андераб. 2. Деревянный мост в “Бону”, в резиденции Андерабского правителя. 3. Через реку Арзу. 4. Через реку Кешен Абад. 5. Таможенный мост (“Пол-и-Баджгах”). 6 Хенджанский мост (“Пол-и-Хенджан”). 7. Дер-и-Хенджанский мост (“Пол-и-Дер-и-Хенджан”). 8. Руд-и-Валиан-и-Хенджанский мост. 9. Душийский мост (“Пол-и-Души”). 10. Кирпичный мост в Гори, известный под именем “Пол-и-Хемри”. Он построен в эпоху Абдуллы-хана, балхского государя, 11. Аб-и-Хостский мост на реке Аб-и-Хост, где местопребывание правителя. 12. Там же второй мост. 13. Мост через реку Бенги, так называемый, “Пол-и-Дере-и-Хиляб”. 14. Там зке второй мост. 15. Там же третий мост. Возможность увеличения культурных земельных участков Каттагана. Из личных наблюдений над всеми районами Каттагана выясняется полная возможность расширения культурной площади и увеличения посевных земель, потому что большинство пунктов имеет проточную воду, и много имеется земель, которые после небольшого труда щедро вознаградят труд земледельца. Только в некоторых местах потребуется расширить существующую оросительную систему, а в некоторых — провести новые арыки. При выполнении означенных условий можно определенно сказать, что каттаганское сельское хозяйство увеличит свои размеры и усилит доходность на две трети против существующего. [28] У населяющих Каттаганский район арабских и афганских племен, “седжани” и “кади”, туркмен, хезарейцев и кандагарцев, в Андерабе, Баглане, Гори, Кундузе, Имам-Сахибе в окрестностях самого Ханабада и в Талекане имеются большие стада овец и лошадей. Названные племена разводя скот, преследуют, главным образом, промышленные цели. Ниже мы имеем возможность привести статистические данные, касающиеся скотоводства в этом районе. Статистические данные о состоянии скотоводства в Ханабадском районе.
Андераб В административном отношении Андераб — район первого класса, входящий в состав Каттагана и подчиненный губернатору Каттаганско-Бадахшанской провинции, имеющему пребывание в г. Ханабаде. Волостные власти Андерабского района подчинены Андерабской администрации, ведающей Хост'ом, Ференгом и Хенджаном. Высота Андераба над уровнем моря 5620 футов. Жара летом достигает 95 градусов. Андераб расположен на расстоянии тридцати шести курухов к югу от Ханабада. С точки зрения обороны страны Андераб является лучшим опорным пунктом. Если бы для правительства, скажем, нужно было иметь вторую столицу, если бы для него необходим был оборонительный пункт, то лучшего места, чем Андераб, не найдется. С точки зрения военной возможность обороны на этом участке представляется в следующем виде: раз будет здесь размещен небольшой афганский отряд, он не позволит сделать и шага значительно превосходящим его неприятельским силам. Недалеко от Андераба находится Хост, тоже одно из надежных мест для обороны страны. Он не имеет к себе никаких других подходов, кроме одного, и десять человек солдат на этом участке могут отразить тысячу человек противника. Климат Андераба весьма здоровый и приятный. Андераб расположен на стыке путей, ведущих в Каттаган, Мазар-и-Шериф и Пенджшир так что он обеспечен во всякое время продовольствием, фуражем и всякого вида помощью. [29] Статистические данные о числе домов в Андерабе. Андераб насчитывает 4.137 хозяйств или, приблизительно, 15.000 душ населения. Число базарных лавок г. Бену — 50. В Дех-и-Салах насчитывается 60 лавок и два караван сарая. Медресе имеются: одно в Бену, называющееся “Фесахет”: одно в Сенг и-Буран, называющееся “Риязет”; одно в Дех-и-Салах; одно в Шашане и одно в Кешен-Абаде. Местопребыванием андерабекого правителя является селение Бену, расположенное среди деревень, окружающих его со всех сторон. Расстояние каждой такой деревни от Бену от одного до 15 курухов. Ниже мы приводим таблицу этих деревень с указанием расстояния их от Андераба. Название селений, с указанием их расстояния от Андераба.
Народности, проживающие в Андерабском районе. 1. Касан. 2. Мафруз. 3. Бенух , 4. Пеше. 5. Хезарейцы. 6. Афганцы. Большую часть жителей составляют таджики и хезарейцы, — население же Дех-и-Мурде составляют плеена “киргали” и “кузи”. В Андерабском районе имеются три казенных рабата: Нов-Бехар, Дешт-и-Шир и Тел-и-Миргази, последний отличается большой прохладою и является вместе с тем одною из известных Андерабских возвышенностей. Там имеется несколько домов, бассейн с чистой водой и обильная растительность. Высота его над уровнем моря 6.350 футов. Население этого рабата “шехшани” и таджики. К северу от этой возвышенности расположена долина Шашан, среди которой пролегает путь на Хост. Из природных достопримечательностей в Андерабском районе необходимо отметить находящийся в кишлаке Сераб один горячий источник с приятной на вкус горячей водой, напоминающей самоварный кипяток. Куриное яйцо, положенное в эту воду, в течение четырех минут делается вареным. Земледелие. На амляковых поливных землях засевается пшеница, рис, джугара, просо, бобы, “мушенг”, “шахуль” и “шершеф” 26. На землях же багарных засевают пшеницу, ячмень, горох. Поливных земель в Андерабе больше, чем багарных и последние не дают таких хороших урожаев, как в других местах Каттагана. [31] Плодоводство. Андерабский район изобилует очень хорошими яблоками, грушами, виноградом, грецкими орехами, персиками, абрикосами, тутом, дынями и арбузами. Вишни, зеленая слива и черешни также есть, но их меньше. Ремесла и торговля. Афганцы, проживающие в пределах Андерабского района, ничем другим не занимаются, кроме земледелия и огородничества. Хезарейцы, являющиеся скотоводами и потому, как получающие значительное количество шерсти, занимаются выделкой войлоков, чувалов, ковров, берек'ов 27 и чекмен'ей 28. Андерабские таджики являются по преимуществу ремесленниками и занимаются плотничным и кузнечным ремеслом; они также сапожники, башмачники, ткут алачу, мату и свои национальные шерстяные ткани. Главная торговля Андерабского района идет скотом (лошадьми и овцами), но вместе с этим население торгует всем, что получает от земли и от ремесл. Значительная часть скота и сельско-хозяйственных продуктов экспортируется в Кабул, оттуда же привозятся для продажи в Андерабе ткани и платье, употребляемые в стране. Нравы и обычаи андерабского населения нисколько не отличаются от таковых же Ханабада, Гори и Баглана. Жители Андераба только несколько мужественнее и храбрее каттаганцев. Оружие. Число русских и английских ружей у населения определяется приблизительной цифрой 100 штук. Число фитильных и с подпорками для прицела ружей — до 3000 штук. Столько же, приблизительно, имеется кинжалов, шашек и другого холодного оружия. Афганские правители (“хаким'ы”), правившие в Андерабе.
Наиболее почетные и уважаемые жители Андераба.
Климат Андераба вполне здоровый и до некоторой степени схож с кабульским. Вода Андераба прекрасна на вкус и удобоварима. В осебенности это нужно сказать относительно воды из реки Арзу, которая доходит до Бену, местопребывания афганского правителя Андерабского района. Тоже самое мы имеем право сказать и относительно воды из реки Кешен-Абада, считающейся наилучшей во всем этом районе. Растительный и животный мир. В Андерабском районе в изобилии произрастают: лук, горный чеснок, щавель, дикая морковь, тмин, фисташка, горький миндаль, грибы, “куза-карани”, 29 род тыквы, корни которой варят и, посыпав солью, едят, и [34] Assafoetida, местное название которой “ангузе”.Отличные луга, и пастбища чрезвычайно красивы и многочисленны. Почти на всем протяжении Андерабского округа водятся в изобилии куропатки, “сиси” 30, перепелки, дикие утки, козы, зайцы, голуби, почему жители занимаются и охотой. Данная местность изобилует прекрасными фиалками; имеется много барбариса. В горах Андераба и в соседстве с ними в большом количестве растут: портулак, майоран, римская ромашка, горная мята, турецкая “дермине” 31. Помимо всего вышеизложенного Андераб славится своей торговлей красивыми и породистыми лошадьми; в его районах водятся бобры, охота на них обычна и в большом ходу. Пути сообщения. В западном направлении от Андераба идут пути на Бену, Хенджан и Ханабад, в восточном от него направлении проходит путь к Хаваку, в южном направлении лежит путь на Бан-Дере и Арзу. В этом же направлении лежит также путь, именуемый “Хезар-Чешме”, ведущий к Кабульскому Кухистану, в северном направлении идет путь на Касан, который перерезывает Хаш. Существует также дорога и на Шашан. Отсюда же направляется весьма трудный и тяжелый путь на Хост и Ференг. Статистические данные о состоянии скота в Андерабском районе.
Хост и Ференг. Оба, и Хост, и Ференг, составляют одну волость первого класса. Общее количество домов данного района равняется 3.455. Высота над уровнем моря составляет 3.830 футов. Летняя жара достигает 95 градусов. Центральным пунктом волости считается селение Керген. В самом Хосте имеется две речных переправы и несколько горных проходов. Ференг и Тару отсюда расположены отдельно. Летом жара в них доходит до 94 градусов. Среди боковых проходов спускающихся слева к главной долине Хоста, расположено восемьсот дворов. [35] От устья долины р. Хост до кишлака Сечи расположено шесть деревень. Все это видно из следующего перечня. Перечень селений Хост-о-Ференгской волости. I. У выхода из Хостской речной долины. 1. Миян-Шехр, заселен племенем “хезаре-и-гави”. 2 Кишлак Базар, заселен таджиками. 3 Дереги, заселен хезарейцами. 4. Дерчи “ таджиками. 5. Кишлак Дехене, заселен таджиками. 6. Кишлак Сечи “ “ 7. Кишлак Фарзу “ “ 8. Кишлак Пуште-Базар “ “ 9. Кишлак Дамене-и-Хезаре. II. (Боковая) долина Хахуш. 1. Кишлак Хум-и-Хефи, заселен таджиками. 2. Кишлак Чехар — Сефхе. 3. Кишлак Хезаре. 4. Кишлак Хенджани. 5. Хамуш (две деревни) 32. б Кишлак Уч, заселен таджиками. III. (Боковые) долины Ду-Аби и Черх. 1. Самый Ду-Аби, населен племенем “иля-тюрк”, иначе “карган”, насчитывает 30 дворов 2. Хош-Дере, заселен таджиками... 100 “ 3. Чехар-Баг, “ хезарейцами” … 50 “ 4. Кала-и-Мир-Ашианха... 4 “ 5. Гузар-и-Дере-и-Дех, заселен таджиками... 50 “ 6. Дере-и-Нрджари... 10 “ 7. Кедж-Нов... 15 “ 8. Мердан... 40 “ 9. Дере-и-Пеше... 30 “ IV. (Боковая) долина Ичати-и-Шерки. 1. Фергамбель , таджики и хезарейцы, насчитывает 70 дворов, 2. Чехар-Кишлак, заселен таджиками, насчитывает 100 “ 3. Мелмем... 130 “ 4. Ляб-и-Гузар... 30 “ [36] 5. Медресе... 20 “ 6. Самый Ичати... 30 “ 7. Менган... 2 “ 8. Шелехи... 30 “ 9. Йехрем... 80 “ 10. Вехран... 30 “ 11. Бадхане... 40 “ 12. Дех-и-Келян... 25 “ 18. Дерьями... 25 “ V. (Боковая) долина Ференг. 1. Ференг (он состоит из двух деревень: Яр-Недад и Чехар-Карие), населен таджиками и хесарейцами, насчитывает 100 дворов 2. Дех-и-Ходжа... 30 “ 3. Дешт-и-Рабат... 60 “ 4. Кишлак Ямек-и-Хезаре... 50 “ 5. Азизан... 4 “ 6. Сейяд... 25 “ 7. Мулюр... 30 “ 8. Дук-Терашан... 80 “ 9. Кишлак Соук, заселен таджиками 50 “ 10. Мурад-и-Шехр... 30 “ 11. Яхне... 50 “ 12. Телек... 50 “ 13. Зивели... 40 “ 14. Садык... 80 “ 15. Мулла Абдуррахим... 20 “ 16. Дешт-и-Шахан... 40 “ 17. Дере-и-Аб... 10 “ 18. Мирангах... 30 “ 19. Дех-и-Нов... 15 “ 20. Асфиян... 30 “ 21. Дах-Як... 20 “ 22. Овляд... 35 “ 23. Дех-и-Тарари... 50 “ 24. Дех-и-Мазари... 30 “ 25. Ходжа-Мунаввар... 20 “ 26. Дехен-и-Вахчи, летовка возле Дере-и-Сагу... 15 “ VI. (Боковая) долина Гару (общее количество дворов 260) 1. Дере-и-Гару, заселена таджиками и хезарейцами 2. Кишлак Джарв, 3. Мир-Хейл-и-Ях'я, 4. Дешт-и-Хассе, [37] 5. Дех-и-Мияне. 6. Петияв 7. Яхия-и-Бин. 8.Зивели. 9. Дех-и-Миран. 10. Кишлак Джериян. Общее количество населения Хоста и Ференга около 14 000 человек. В местности, называемой “Хош-Дере” имеется свинцовый рудник. На реке Хост окрестные жители занимаются промывкою золота, жители же самой долины Хоста не сознают полезности этого промысла, так как их главное занятие скотоводство, и способов промывки золота они совершенно не знают. Хост. Самый Хост со всех сторон охвачен высокими горами, вдали же и вблизи его окружают болота. По конфигурации местоположение его представляет определенную низину. Климат Хоста настолько неприятен что если холод, так холод, если жара, так настоящая жара! Высота Хоста над уровнем моря определяется в 5.450 футов. Кругом Хоста леса арчи, дуляны 33 и пешаля 34. В Ференге же таких лесов мало. Пути сообщения Хоста на юг идет дорога в Йерем и вторая в Шехшан. Ференг. Ференг — хорошая местность с прекрасным климатом, расположена на возвышенности, лежащей над уровнем моря на 5.835 футов. Здесь имеется одно место, именуемое “Сиях-Чах”, которое находится на высоте 10.735 футов над уровнем моря. Несколько дальше Сиях-Чаха, на расстоянии 17 курухов, расположены селения Шейхан и Хавуш. Земледелие. Большинство амляковых земель Хоста и Ференга — поливные, багарных земель меньше. На поливных засевается: ячмень, пшеница, “шахуль”, просо, в соседних долинах сеется рис, “патек” 35 и люцерна. Плодоводство. Имеется в большом обилии тут, черешни, абрикосы, персики, виноград, яблоки и орехи, лишь айвы значительно меньше. [38] Ремесла. Хезарейцы, у которых имеются большие стада лошадей, овец и вообще всякого скота, выделывают попоны, чувалы, ковры, шерстяные обмотки для палаток, войлоки и халаты. Таджики вырабатывают мату (кербаг), алачу, делают веретена и занимаются сапожным ремеслом. Вооружение. Богатые и вообще влиятельные люди имеют от тридцати до сорока английских карабинов и русских винтовок. Что же касается простого народа, то таковой имеет ружья с подпорками для прицела, кремневые и фитильные, в общей сложности до 1.000 штук. Нравы и обычаи. До издания специального указа относительно порядка, которого должны придерживаться жители при совершении свадеб, население Хоста и Ференга тратило на каждую свадьбу от 1.000 до 3.000 рупий скотом, товарами и наличными деньгами. Обычно приданое состояло из лошадей, овец, шелкового платья и золотых украшении. В настоящее время то же население, опасаясь последствий невыполнения правительственного распоряжения, повидимому, больших расходов на свадьбы не производит, хотя тайным образом, в силу соглашения сторон, выкуп невесты все же совершается. До последнего времени, если кто умирал, то наследникам его полагалось доставлять на край могилы от 10 до 15 кусков ситца и разной мануфактуры, лошадей и овец. Все это раздавалось присутствовавшим на похоронах в прощение грехов умершего, но в настоящее время население придерживается правительственных распоряжений. Продовольствие и одежда. Зажиточный класс и их окружающие едят и одеваются каждый сообразно своему положению и состоянию. Обычную пищу простонародия составляют: сухой хлеб, молоко, кислое молоко, сухой овечий сыр (крут) и иногда похлебка (шурба). На платье и белье употребляют — мату и грубую шерстяную ткань (чекмень). Список прежних афганских правителей в Хосте и Ференге. 1. Серендаз-хан, из Черхи. 2. Суфи-Дин-Мухаммед-хан, “мухаммедзай”. 3. Джелял-ед-Дин-хан, племянник упомянутою Суфи. 4. Мухаммед-Юсуф, кизыл-баш, сын Хан-Ширин-хана. 5. Джелял-ед-Дин-хан. 6. Мирза-Гуль-Мухаммед-хан. 7. Ака-Мир-хан, из Гуль-Бехара. 8. Се'адетменд-хан, из Гульдере, брат Сердар-хана. 9. Сейид-Ашреф-хан, пишхидмет (слуга) Наиб ус-Сальтане. 10. Азизулла-хан, “мухаммедзай”. 11. Сейид-Мухаммед-хан “мухаммедзяй”. [39] 12. То же, Азизулла-хан, “мухаммедзай”. 13. Сейид-Мурад-Ходжа, векиль племени “сыгати”, 14. Мухаммед-Тахир-хан, “мухаммедзай”. 15. Гулям-Мохи-уд-Дин-хан, “мухаммедзай”. 16. Джума-хан, из Пемкана. 17. Хенджер-хан, читралец, казачок (гулям-бече) Мухаммед-Садык-хана, “мухаммедзая”, нынешнего правителя. Статистические данные о состоянии скота в Хосте и Ференге.
Xенджан Хенджан — волость второго разряда, входящая в состав Андерабского участка. Она расположена на юго-запад от Ханабада, центра Каттаганско-Бадахшанской провинции, и на запад от самого Андераба. Население Хенджана оседлое и состоит из хезарейцев, таджиков, афганцев и саленги'ев. В Хенджане насчитывается шесть кишлаков, общее число хозяйств которых достигает 700. Эти кишлаки расположены от Хенджана на расстоянии от одного до шести курухов. Имена наиболее известных кишлаков следующие: 1. Сиях-Чуб-Хезар. 2 Дешт-и-Амервед 3. Дере-и-Баджгах. 4. Чехар-Мегзза. На север от реки Андераб и в расстоянии от нее на один курух расположена гора Каун-и-Гау. Южнее ее идет Гиндукуш. Последний находится на расстоянии 12 курухов от местопребывания Андерабского правителя. Население Хенджана занимается по преимуществу земледелием и скотоводством. Скотоводы занимаются выделкою войлоков, ковров и чувалов. Таджики ткут мату и алачу. Часть задатков занимается также земледелием. В кишлаке Кезан , Хенджанской волости, выращивается особо высший сорт риса, который весьма славится и в продаже повсеместно известен под именем “кезани”. Из Хенджана безгранично экспортируются для продажи: масло, ковры и паласы почти во всех направлениях. Превосходный сушеный тут тоже получается отсюда. Здесь есть, между прочим, долина, известная под именем “Дере-и-Велиян”, в ней находятся мазары и усыпальницы многочисленных святых и великих мужей. Нравы и обычаи Хенджана совершенно напоминают нравы и обычаи Хоста и Ференга, даже в платьи нет никакой разницы. [40] Кратчайшие пути на Кабул и Каттаган идут через Хенджанскую долину и Саленг. Статистические данные о состоянии скота в Хенджане.
Текст воспроизведен по изданию: Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. Ташкент. Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. 1926 |
|