Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

36. 1790 г. не позднее февраля 4.— Письмо муллы Абдул-Керима Уразбаева правителю Кавказского наместничества С. А. Брянчанинову о начавшемся движении казахов против царского правительства.

Перевод с письма татарскаго, в нижеследующей силе писаннаго.

Его пр-ву г. ген.-майору правителю Кавказскаго наместничества и ковалеру Сергею Афонасьевичу Брянчанинову от правящаго в киргиском народе должность моллы каргалинского татарина Абдулкерима Оразбаева.

Асан мулла с товарищами, учинившей пред сим побег из Уральскаго городка, и еще Чиклинскаго роду Караджигат молла прибыл з 200-ми [129] человеками вооруженных киргизов Чиклинскаго ж роду. Приехали к р. Кок Уриок, где кочевал старшина Каратауби[й], куда прибыл и старшина Сырым батырь, и пробыв там все вместе 35 дней означенныя моллы уговаривали их, чтоб оставили мир с россиянами и шли против их. И притом объявляли: естли сего они не зделают, то потеряют свой закон и не могут быть мусульманами, потому что они имеют в получении ис Хивы и Бухарии письма, которые подтверждают то же самое, что и от них, муллов, им сказано. Сырым батырь и Каратау батырь, услыша таковые известии объявили, когда вредно нашему закону быть спокойными с Россиею, то мы согласуемся итти против России и, взяв Алкоран, об оном присягнули. И от Каратау биева улуса Сырым батырь обще с ним, Каратау бием, и муллами, бежавшими из Уральска, откочевали к устью реки, именуемой по киргиски Елек, и кто с ним не приезжал, всякому объявляли, что они с россиянами мир нарушили, соглашая их, естли можите, то идите против России. И потом весь Каратаубиева улус остановился на той стороне р. Урала против крепости, называемой по киргиски Князь, а по-руски Колмыковской, где Чиклинскаго роду Караджигат мулла и Черкескаго роду Яркун батырь, приехав к ним, сказали, что они от Урала откочевали прочь и притом объявили, что они присланы от миру киргисцов; но Каратау биева сын, Кешнябай, сего не послушал, и откочевали. А затем еще приехал Адаева роду Досмамет мулла с 3-мя товарищами, также объявлял, чтоб они со всем улусом от р. Урала откочевали, но и его не послушали; и еще прибыл к ним же Байбактиева роду Рысалей с Скойсарою батырем с объявлением Каратаубиеву сыну от его отца и Сырыма батыря таковым, как уже де мы с россиянами мир нарушили, то позволяем тебе, ежели будет где возможность, их грабить.

Еще уведомился я, что Алимов сын Чеклинскаго роду и Чакаемов 75 народ изготовились итти против России; Бабаева роду Айчувак султанов сын с 500-ми человеками также изготовился, Байбактиева рода Ешкара Карагай в 500-х или 600-х человеках изготовился же, и что их Орды находятся уже на той стороне р. Эмбы. Обо всем оном я известился Черкескаго рода от Баигитова сына, прибывшаго из Большой Киргиской Орды, кочующей на той стороне Ембы, и от знатных старшин, посланнаго к кочующей Орде по ту ж сторону Урала, но что они ему отвечали, знать я об оном не мог.

По случившейся в Андреевской крепости пропаже российского скота, послан был во оную из Уральскаго войска старшина Дмитрей Мезинов с командою для истребования от Каратау бия того пропавшаго скота, где взят оной им, Каратау бием, под караул, и у нас ево, Каратаубиева, брат Елдыбай взят также под караул, за что Каратаубий весьма досадовал. По чему Сырым батырь, Бюдене бий, Дюпен батырь, все чрезвычайно были недовольны и писали к его высокопр-ву г. ген.-порутчику, правящему должность симбирскаго и уфимскаго ген.-губ-ра и ковалеру бар. Осипу Андреевичу Игельстрому с тем, что естли он выпустит Каратаубиева брата и зделает удовольствие, то хорошо, а буде не выпустит, то не будут они довольными и склонится к злоупотреблению. Еще слышал я, что от султана в Бухарию послан посол, и к нему от Сырым батыря, Каратау бия послан посланник для узнания, за чем он приехал. Мне же, для чего он прибыл, неизвестно, и когда Сырым батырь с Каратаубием еще не видался, писал к российской стороне, естли не отдадутца их претензии, то они поедут. Которое письмо прилагаю при сем моем уведомлении.

См. легенду к № 30, лл. 105-106. Датировано на основании письма командира Астраханского казачьего полка Г. В. Персидского президенту Комм.-колл. гр. А. Р. Воронцову от 4 февраля 1790 г. (док. № 38 настоящего сборника). Перевод с татарского.


Комментарии

75. Чакаемов народ — отделение Жакаим рода Шекты, поколения Алим-улы.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.