|
ПРЕДПИСАНИЯ ФИСКАМАДЖМА' АЛ-АРКАМ Приложение о должностях и лицах, имеющих к ним касательство Эти достойные чины не лишены... (?) Государи Мавераннахра, учитывая соображения избранных и благородных людей, установили разделение /должностей/ по четыре, основываясь на том, что существует четыре установленных вида землевладений; почитаемых халифов-предводителей мира /тоже было/ четыре; имеется четыре элемента: земля, вода, ветер и огонь; природа человеческих темпераментов создается четырьмя соками; слизь, желчь, черная желчь и кровь; времен года также четыре: весна, лето, осень и зима; ароматы веют также с четырех сторон: запада, севера, востока и юга, и каждый из них имеет особое свойство; осадков тоже четыре вида: снег, дождь, роса и град. /87a/ И много подобных примеров. Итак, государи Мавераннахра согласно блестящему шариату установили четыре высокие должности почитаемых ученых помимо должностей правительственных лиц. Первая из них — судьи, высший среди которых шайх ал-ислам. К нему апеллирует верховный судья (кази ал-куэзат) и согласуется с ним. Следовательно, по должности /шашус ал-ислам/ стоит выше, чем верховный судья. Следующий — верховный судья; к нему апеллируют такие большие люди, как войсковой судья (кази-йи 'аскар), которого он выше, а также он главенствует над всеми военными и простым народом. Последний — войсковой судья, к которому апеллируют прочие военные, и он главенствует над ними. Вторая должность — муфтиев, высшего среди которых величают а'лам; они составляют фетву для народа. Следующий — войсковой муфтий, составляющий фетву для военных, особенно во время войсковых сборов или поездок правителя страны в другие области. Во время же [93] поездок в области войскового судьи и войскового муфтия судья упомянутой области смещается с должности, как это обычно принято, и на это не требуется /специального/ разрешения правителя страны. /87б/ Третья — должность мухтасиба (важаса). Если нет мухтасиба, из числа сейидов, то в упомянутой местности допускают кого-либо из числа несейидов побуждать /людей/ к совершению благодеяний и воздержанию от поступков, запрещенных шариатом. Четвертая — должность преподавателя, каковым мог бы быть и тот, кто хотя в настоящее время и не имеет известности, но большую часть своего времени тратит на обучение студентов. Есть четыре другие должности, кои Его Величество государь сделал принадлежностью лиц сейидского достоинства, начиная с первого из них /до/ настоящего времени. Первая - высокая должность, так как занимающему ее поручается управление Джуйбаром 62 с внутренней и внешней сторон /городской стены/. Иногда на эту должность назначали сейидов и без поручения управлять Джуйбаром, Второй - имиб, который следит за исправностью, снаряжением и распределением войска во время похода, передвижения и войны. Зная авангард войска, тыл, правое и левое крыло, центр и место засады, он не допускает человека, подходящего для определенной должности, к несоответствующим должностям. Третий — главный ураг, который исполняет обязанности мухтасиба согласно священному шариату среди сейидов войска. Четвертая должность — /ведание орденом/ /88а/ накшбанди, в которое входит управление орошением /территории/ лучезарного мазара 63. Четыре другие должности не являются специальной принадлежностью особых лиц; государь поручает их любому из ученых, сейидов, узбеков и других, кого найдет подходящим, — это мир-и асад, файзи, садр и судур, Если файзи ученый или сейид, ему поручаются обязанности мухтасиба вне священного города Бухары и вне войска. Мир-и асаду также, если он ученый или сейид, поручается исполнение обязанностей мухтасиба среди сейидов внутри рабада священной Бухары на расстоянии до одного фарсанга. Садр ведает учетом вакфов, находящихся внутри рабада Священной Бухары на расстоянии до одного фарсанга. Судур' же ведает учетом вакфов, находящихся вне упомянутого /рабада/. /88б/ Что касается "людей пера" (ахл-и калам), от которых зависит все, то занимающих из них высокие должности тоже четверо. Первый — великий диван, который является заведующим высочайшими дафтарами по танха, билгу и прочему. Второй — мушриф, ведущий запись пожалованных государем вещей, таких, как щиты, кольчуги, одежда и [94] прочие милостивые дары. Третий — дафтардар, который вершит дела великого дафтара по отмене или утверждению лиц, пользующихся танха или союргалами (На полях). Четвертый — танабный диван, который ведает весенними и осенними поступлениями с земель хараджа му'аззаф, доходами и расходами с них согласно распоряжениям высокого правительства. Есть еще четыре должности. Первая из-них — мунши, который пишет жалованные грамоты ('индиат-наме), записки с уведомлением о здоровье, пожелания, ярлыки о назначении на должность и другое. Второй — городской арбаб, который следит за очисткой оросительного канала, /89а/ проведением арыков, а в случае если на то последует повеление, то и за поступлением налогов и другим. Третий — диван по делам арабов, который ведет учет дел, возникающих среди арабов, вроде зачисления в нукеры, принятия в число подданных, уплаты чрезвычайного налога и прочего. Четвертый — диван тавджиха. После того как дафтардар и танабный диван составили авариджа, диван тавджиха должен составить его (тавджих) способом, который относительно авариджа и тавджиха выше излагался. Есть четыре небольшие должности. Первый /среди занимающих их/ — библиотекарь. Он хранит трактаты, представляемые государю богословами, учеными и поэтами, после того как они будут доведены до высочайшего государева слуха (На полях), а также содержит в порядке книги высочайшей библиотеки. Второй — бахши; он ведает приходом и расходом /средств/ кутвала, предназначенных на постройки, сооружаемые высоким правительством. Третий — диван по конюшей части (сайис-хане) личного государева назначения. Он составляет подробную опись лошадей — верховых и вьючных, лошаков, /89б/ а также седел, уздечек, нагрудных узлов, тумарча, барабанов, барабанных палочек, муглай (?), плюмажей, чепраков, ауранг, наседельников, шашек под стременем и других предметов. Четвертый — диван гардеробной (тушак-хане). Он производит опись вещей, поступающих в государевы сокровищницы, таких, как одежда, оружие и прочее, и ведет учет их потребления. Есть четыре должности мельче упомянутых. Например, малый мушриф, писец пайгиров, диван махрамов и диван ясаулов, /обязанности которых/ ясно не выяснены. Письмоводителей (мyxappиp) тоже четыре: письмоводитель дивана [95] государевой казны, письмоводитель земель амлак, писец, записывающий текущие события, и письмоводитель кладовой. Существуют четыре должности - опоры эмиров, носители которых в присутствии государя ислама имеют определенные места для сидения. Один из них - аталык, а по-тюркски говорят "аталик", что значит '"отцовство"; так называют его за его попечения. Следовательно, аталык должен так ласково относиться к государю, как отец к сыну, даже больше, и так же относиться к остальным подданным. /90а/ Ему вверена власть над рекой священной Бухары и распределение воды от Самарканда до Каракуля /на территории, в которую входят/: Самарканд с его туманами, по четыре хазаре Сагарджа 64 и Миянкаля, туманы священной Бухары и каналы Каракуля. На нем лежат также обязанности мираба Руд-и Шахра 65 и даруги, то есть вечерняя охрана внутри рабада священной Бухары, исключая /функции/ шихне и уйдачи. Распределение воды согласно древнему правилу между знатными и простыми людьми таково, что опора государства, коим является великий аталык, во время полноводья или в очередное время пропускает от Кермине двадцать один равак воды. Излишек должен быть доведен от Самарканда до Кермине согласно /установленной/ доле воды во время полноводья или по мере очереди во время маловодья. А эти двадцать один равак воды, каждый из которых пропускает приблизительно долю воды ста тысяч танабов земли, распределяют так. Пять восьмых равака воды отпускается для хазаре, расположенного ниже Кермине, Ташрабату, и /землям/ восточное его до Тахт-и Кир, а также /90б/ Узлушкенту, Чаргау и другим. Один равак с четвертью воды отпускают туманам Шафуркам и Мйрабад; из них три пятых всего количества выделяют населению Шафуркама, а две пятых - населению Мйрабада. Один равак воды отпускают туману Султанабад и хазаре Пирмаст и распределяют вышеупомянутым способом. Один равак воды выделяют туману Харкан-руд. Два равака воды дают на долю туманов Камат и Хутфар таким же способом, причем две пятых забирают жители Камата, а три пятых - жители Хутфара. Один целый и одну восьмую равака воды отпускают как долю тумана Кам-и Абу Муслим; в упомянутый туман входит и Кам-и Зар. Каждый землепашец /обоих/ камов получает отдельную долю /воды/ в соответствии с /количеством/ возделанных земель. Три равака воды забирает Руд-и Шахр. Туман фаравиз и земли, орошаемые каналом Саб'ан, входят в Руд-и Шахр, причем /91а/ пять восьмых равака. получает туман фаравиз из доли Руд-и Шахра. После этого оставшиеся одиннадцать раваков. воды пропускают через мост-/вододелитель/ Михтар-и Касим. Каждый мост находится при плотине для правильного деления /воды/. Один с четвертью равака воды из упомянутых одиннадцати раваков воды (на полях) отпускают туману Самджан. [96] Пять восьмых равака воды дают нимхазаре Калти и два — Газиабаду, чтобы вода дошла дo Диxмyнa и Ушава. Два равака и одну восьмую равака воды отпускают туманам Хайрабад и Тараб. Оставшиеся семь раваков воды пропускают через мост-/вододелитель/ Чахар Минар. Три четверти равака воды отпускают xaзape Шахр-и Ислам и Пайканду. Один с четвертью равака воды отпускают Махан и Кул-и Калан, которые, берут по одной трети. Тогда остается пять раваков воды, которые проходят через мост Джандар, и этот остаток делится между каналами /91б/ Каракуля. Таков был установленный порядок /распределения воды/ у прежних /налоговых/ чиновников, правителей и знатоков этого дела, записанный в государевых дафтарах. Иногда вследствие какого-либо события посевы гибли и ра'ийаты бывали вынужденными переселяться. При этом большинство прежних порядков менялось. Ведающие этими делами по невежеству для удержания /ра'ийатов/ совершали многочисленные оплошности. Следовательно, для того чтобы эти важные дела /правильно/ разрешались, нужен человек знающий и верный. Ведь как хорошо сказано: "У шахов верными признаются три качества: мастерство, богатство и /чтобы/ человек был осведомленный". Некоторые правители и государи советовались с областными мирабами и повелевали при распределений воды не делать предпочтений авторитетным лицам, владельцам танха, мутаваллиям и амлакдарам перед другими. Справедливость — залог спасения и счастья на этом и на том свете. Притеснение обращается в путы /для притеснителя/ в обоих мирах. Особенно /92а/ важно помнить о Дне воздаяния. Если предполагается жалованье военным, а хараджа на это недостает, то прибегают к чрезвычайным налогам, установленным законом, чтобы предотвратить задержку платы войску. Размеры чрезвычайных сборов зависят от достатка крестьян и прочего люда. Хакимы и сборщики должны наилучшим образом, как только смогут, распоряжаться оросительной водой земледельцев, выпасами скота и пресечением действий непокорных, должны проявлять заботу об ученых, сейидах и военных, чтобы порядок в государстве соответствовал закону и обычаю. Вторая должность — великий диванбеги (очевидно, после аталыка). Он ведает учетом поступления с вилайетов хараджа му'аззаф, а также данными, хранящимися в дафтарах. Наличные с областей он вручает Заведующему вещевым складом (михтар-и тушак-хане), а зерновые поступления — амлакдару, согласно подсчетам великого дивана, дафтардара и танабного [97] дивана. Надзор за распределением воды в Каракуле тоже поручен диванбеги. Третий — парваначи, который по высочайшему повелению вручает ярлыки государя удостоившимся их эмирам и великим людям. Парваначи поручено также управление арабами. Четвертый — дадха — /92б/ передает государю жалобы притесняемых лиц, а также вручает последним полученный от государя ответ. С разрешения государя, да спасет его Аллах, иногда он /сам/ удовлетворяет незначительные просьбы несчастных. Имеются четыре большие должности, принадлежащие самым близким /к государю/ лицам. Одна из них — /должность/ кукалташа, который обязан осведомляться о друзьях и врагах страны, их помыслах и действиях, а также заботиться о благополучии преданных /государству/ людей. Следовательно, кукалташ и другие, пользующиеся благами /от государя/, да почитают долгом связать свою жизнь с жизнью правящего государя. Второй — великий кушбеги; он распоряжается охотниками и охотничьим снаряжением вроде разных охотничьих птиц, гончих собак и прочим. Третий — великий инак, который уведомляет лиц не эмирского сословия и шагирд-пише о том, как распорядился государь по их делу, удостоены ли они беседы с ним или нет. Четвертый — великий евнух, /93а/ главный над дворцовыми евнухами; он охраняет гарем государя и доставляет для гарема пищу, одежду и все необходимое, что положено по шариату. Что касается мест нахождения этих четырех подле повелителя страны, то они имеют определенные места для сидения. Упомянутые чиновники стоят особо от "людей пера", из коих только великий диван выезжает из высочайшего дворца верхом. Есть другие четыре должности, /носители/ которых также близки к государю и иногда по повелению властителя страны из высочайшего дворца выезжают верхом. Они стоят ниже и занимают места после кукалташа, кушбеги, инака и главного дворцового евнуха. Один из них — малый инак, второй — великий михтар, третий — диван государевой казны и четвертый — стольник (дастарханчи). Обязанность малого инака — охранять шкатулку с царскими печатями, Затем, если откуда-нибудь поступит письмо с молитвой о здравии или его доставит посол или кто-либо другой, то сначала это письмо поступает в руки малого инака. Инак вскрывает письмо и по приказу государя передает мунши, который читает громким голосом (на полях). Обязанность великого михтара в том, чтобы ведать зекатом, /93б/ /взимаемым/ по четверти десятины с мусульман, половине десятины с [98] подданных-иноверцев (эмийан) по десятине с неподданных-иноверцев (харбийан), а также ведать находками и выморочными имуществами (мукта) в виде вещей, денег, скота, зерна и /все это/ употреблять на положенные издержки согласно с законным распоряжением Его Величества повелителя страны. Диван сарнар ведет учет государственных земель и принадлежащих ему мельниц, лавок и /поступлений/ с них; согласно положению делает расходы на нужды государева гарема, а также на гардеробную, на угощения в дни приемов (на полях) и прочее. Стольник обязан накрывать царский стол, нарезать вареное мясо для вкушения пищи государем, а также надлежащим образом управлять махрамами. Есть четыре должности, /носители/ которых иногда получают разрешение у государей сидеть во время беседы с ним, иногда нет. Это такие, как великий тупчи-баши, ведающий арсеналом (туп-хане); кутвал, ведающий постройками; старший кухмистер (букавул), отвечающий за исправное состояние /государевой/ кухни, /94а/ посуды и ее содержимого, дабы не допустить небрежности к приготовляемой пище; он не оставляет без внимания людей, прислуживающих после окончания варки. В его, /кухмистера/, ведении находится также водораспределение в тумане Самджан. Обязанность малого урага — следить за честностью и благочинием постоянно находящихся при эмирах и великих людях слуг: заведующих обувью, носителей посоха, начальников /придворных/ юношей, а также следить за стремянными, находящимися в джилау-хане. Есть четыре должности, /носители/ которых получили разрешение выезжать верхом из высочайшего двора, но не получили разрешения сидеть в присутствии Его Величества повелителя страны. Это главный хранитель /высокого/ порога (кшик-ака-баши), который охраняет высочайший двор, когда там пребывает Его Величество повелитель государства; он же управляет туманом Шафуркам и ведает его водораспределением. Чагатай-биги - глава племени чагатаев; к нему относится также управление туманом Мирабад и его орошение. Туксаба раскладывает блюда с едой, наполняет чаши напитками, кислым молоком и прочим, наливает в чаши ледяную воду и передает дворцовым слугам, чтобы те доставили в царское собрание; /94б/ он [99] же правит туманом Харкан-руд и ведает его водораспределением. Главный конюший (мирахур), стоя у стремени государя, следит за воем, что справа и слева, уподобляясь /порхающему/ мотыльку. Ему поручено также управление и орошение тумана Кам-и Абу Муслим. Есть четыре другие должности, /носители/ которых выходят из дворца пешком; они стоят близко к тем четырем: малый инак и так далее. /Это/ такие, как курчи-баши, который следит за исправным состоянием свинца и пороха, как сырого, так и готового; ему вверены /также/ управление и функции мираба на некоторых оросительных каналах. Упдачи по совету накиба следит за разделением во время войны нукеров и войска по категориям, а также за исправностью службы при дворе и прочим. Каравул-биги вместе с каравулами и сторожами охраняет и оберегает дороги так, чтобы какой-нибудь грабитель или лазутчик не проник в страну или в войско. Заведующий вещевым складом /95а/ на деньги, получаемые от казенных угодий, приготавливает обмундирование и жалованье для военных. Есть еще четыре должности, /носители/ которых выполняют такого рода обязанности. Например, шагавул ведает приемом послов и других; тупчи-баши высокого двора охраняет высокий двор; мирахур-баши заведует кормом, сеном и люцерной для государевых лошадей; шихне, которого называют миршабом, ведает охраной предместий вилайета в позднее время. Есть еще четыре должности, которые ниже упомянутых, как чапукчи, хазаначи, рисалачи и т.п.к.нчи (возможно, искаженное тупангчи ("стрелок")). Четыре должности, необходимые при войсковых /сборах/, таковы: чандавул, каравул, иулчи, джасус. Есть еще четыре должности, например: джибачи, садак-курчи, клич-курчи и муза-бардар. Обязанности каждого из упомянутых ясны и известны. Существуют четыре должности, которые доверяются /95б/ достойным лицам: таковы юзбаши высокого двора, амлакдар, гулаби и муфаррих. Названы еще четыре должности, как пятидесятник высокого двора, арбаб, амин-и аб и мираб некоторых каналов (на полях). Есть еще четыре должности, стоящие ниже упомянутых, как афтабачи, руйпак-бардар, курути-бардар и таркаш-бардар. [100] Существуют четыре должности: дасиар-банд, джига-банд, тамаку-саэ и аташг-бардар, которые исполняются при волеизъявлении государя (а). Есть четыре должности, которые стоят выше упомянутых. Например: туг-биги, шукурчи, найза-бардар и кушбиги-йи джилау 66. Другие четыре должности таковы: кир/ак/-йарак, бухча-бардар, анбардар и мивадар. Что касается кир/ак/-йаракчи, то он занимается закупкой необходимого для двора имущества. Есть еще такие четыре должности, как зин-бардар, ауранг-бардар, джилаудар и раиз. Существуют еще четыре должности: ва'из, малый кукалташ, ясаул-махрам и тун-катар; обязанности каждого из них известны, поэтому их описание не приводится. А еще имеются такие четыре должности, как чухра-акаси, ясаул, джарчи и буйун-аталик (?). Что касается должностей ясаула-баши, джарчи-баши, даха-баши и насакчи-баши, то они обычно бывают у шиитов; а потому сунниты этих названий не употребляют (на полях). Есть еще четыре должности, как букавул, /96а/ чухра-башу , михтар-и ринаб-хане и табан-чура. Однако в наше время михтар-и рикаб-хане стал называться шарбатдаром. Имеются еще четыре должности, как заргар-баши, дарзи-баши, ми'мар-баши и наджар-баши. Есть еще такие четыре должности: фарраш-бажи, маш'алчи, даруга-баши и шатир-баши. Имеются еще четыре должности, стоящие ниже упомянутых, например: фарраш, билдар, равийа-каш и таббах. Есть еще четыре служителя: зинданбан, джилбан, охраняющий людей от воров, разбойников на дорогах, мятежников и прочих, джаллад и бандибан. У низших нукеров есть четыре степени, причем название чина с ними не связано, например: махрам, ясаул, кара-аламан и каравул. Конец приложения. Комментарии 61. Дальше в рукописи следовала запись: "Конец трактата, называющегося Маджма 'ал-аркам , 27 дня месяца зу-л-ка'да года 1212 (13 мая 1798 г.)", но эта запись зачеркнута и после нее начинается непосредственное изложение текста о чинах как приложения к сочинению Маджма' ал-аркам . 62. Джуйбар — район в западной части Бухары. 63. Мазар шейха Баха' аддниа Накшбанди. 64. Сагардж и другие географические названия определены в работе: А. А. Семенов, Бухарский трактат о чинах и званиях ... 65. Руд-и шахр (совр. Шахруд) — главный оросительный канал Бухары, отведенный из Зеравшана. 66. Кушбиги-йи джилау — букв. "кушбеги при поводьях". Кушбеги и некоторые чиновники постоянно находились в арке, не имея права покидать его в течение всей своей жизни. Эмиры же редко жили в арке из-за малоприятных там бытовых условий и постоянно находились в "походе". "Походом" считалось нахождение эмира вне арка. За эмиром следовала постоянная свита, называвшаяся "походной", — рикаб или джилау, в которой состояли на службе чиновники, аналогичные тем, которые находились в арке (см.: М. С. Андреев, О. Д. Чехович, Арк (Кремль) Бухары ..., стр. 19, 91). Кужбиги-йи джилау -очевидно, "походный кушбеги". (пер. А. Б. Вильдановой) |
|