Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 97

1808 г. июня 17. Указ имп. Александра I Оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому по поводу перехода казахов на так называемую внутреннюю сторону

р. Урала.

Рассмотрев представление Ваше о делах, до киргиз относящихся, я нашел в оном следующие главные обстоятельства.

1) Необходимость дозволения степным киргизцам переходить со скотом на зиму из-за Урала на внутренюю сторону.

2) Неопределительность настоящих для перепуска их сюда правил — повод к хищениям им подающую.

3) Неудобство независимости кочующих на внутренней стороне киргиз от учрежденной для дел ординских Оренбургской пограничной комиссии.

К предупреждению на будущее время беспорядков, от киргиз доселе происходивших, я признал нужным постановить следующие общие правила.

I. O переходе степных киргиз на внутреннюю сторону Урала.

1) Сроком для перехода впредь киргиз со скотом из-за Урала на так называемые Рын-пески в Астраханской губ. назначается отныне время покрытии льдом р. Урала. До покрытия льдом сей реки степные киргизцы не должны быть за Урал перепускаемы.

2) Сроком, когда все они с Рын-песков должны возвратиться на зауральские степи, полагается март месяц каждого года; в течении марта степные киргизцы все сии Рын-пески должны очистить.

3) Места для перехода их на Рын-пески по р. Уралу определяется: 1) между Антоновского и Котельного форпостов; 2) между крепости и Нуерских гор и форпоста Гребенщикова; 3) между крепости: Баксайской и Сорочиковской; нигде в других местах они не должны быть пропускаемы из-за Урала.

II. O образе перепуска киргиз на внутреннюю сторону.

4) Степные киргизцы со скотом в положенное время и в назначенных местах должны быть отныне перепускаемы не по частным видам или свидетельствам, но по одним только билетам Оренбургской пограничной комиссии. Без сих билетов никого из киргиз отнюдь нигде не пропускать через Урал.

5) Билеты сии от Оренбургской пограничной комиссии должны быть [за] благовременно требуемы одними только султанами или родоначальниками. Вы не оставите распорядить, что именно должно в них быть означаемо для надлежащей известности.

6) Билеты сии при переходе киргиз в Рын-пески должны быть от них предъявляемы начальникам тех мест, где им, как выше изъяснено, переходить дозволяется; а при возвращении их оттоле в степи в течении марта они начальниками сих же мест должны быть от них отбираемы и доставляемы комиссии с уведомлением оной о всех при переходе киргиз сюда обратно могущих случиться происшествия, дабы она тотчас была известна о всяких тут от них беспорядках.

7) Киргизцы, на внутреннюю сторону Урала со скотом переходящие, должны быть не иначе перепускаемы, как обезоруженные. Вы не оставьте распорядить, чтобы начальники форпостов и крепостной имели за сим строгое наблюдение.

8) Прежде нежели от Оренбургской пограничной комиссии по требованиям султанов или родоначальников выданы будут билеты на переходе киргиз из-за Урала, в залог спокойного их со скотом на [176] внутренней стороне пребывания должны быть взимаемы от них аманаты по четыре человека от каждого рода из почтеннейших между ними людей и преимущественно сами родоначальники. Они не прежде должны быть отпускаемы, как по возвращении уже киргиз со скотом во степи, когда комиссия получит обратно выданные ею билеты, а купно с тем и сведения о спокойном или беспорядочном их сюда и обратно переходе. Вы не оставьте устроить надледащим образом содержание сих аманатов.

9) Султаны или родоначальники, на перепуск киргиз со скотом из-за Урала билетов испрашивать имеющиеся, должны по сему самому ответствовать и за спокойное их Нарын-пески 47 пребывание; вследствие сего за всякое своевольство, грабеж, баранту и самоуправство не только виновные киргизцы должны быть наказуемы по строгости установленных на таковые случаи узаконений, но и самые султаны и родоначальники подвергаемы неослабному взысканию, и аманаты в сих случаях уже не должны им быть отпускаемы.

III. O средствах к предупреждению беспорядков от киргизцев при переходе их из-за Урала и прикочевании на внутренней стороне.

10) Чтоб пресечь всякое от киргиз покушение к своевольству и хищничествам при переходе их через Урал в определенные сроки сюда и обратно, вместо сего их перехода каждый раз отражать достаточную из Уральского войска команду с надежными чиновниками, коих обязанностью будет удержать при сем должный порядок.

11) Сверх того, для ближайшего за сим надзора отправлять каждый раз туда на сие время одного члена Оренбургской пограничной комиссии; Вы не оставьте снабдить сего чиновника нужным наставлением.

12) Для вящей безопасности калмык, татар, киргиз, на внутренней стороне всегда кочующих, и других жителей, в окрестности Рын-песков обитающих, на время кочевания зимою в сих местах степных киргизцев, должны быть каждый раз учреждаемы согласно с представлением Вашим, передовая кордонная стража; вы снесетесь о сем с| астраханским гражданским губернатором, который получит по сему случаю особенное повеление.

IV. О Букее-султане.

13) Султана Букея с подвластным его и со скотом, оставляя его для кочевания на внутренней стороне сообразно здешнему прежде о сем распоряжению, подчинить наравне со всем киргизским народом Оренбургской пограничной комиссии на основания ниже сего изображенных.

14) Кочевание в Нарын-песках в то время, когда по настоящему положению там не будет степных киргиз, ему дозволить; в то же время, когда в сих местах сим последним кочевать предоставлено, воспретить ему вместе с ними там кочевать, или подвластных его или скот под каким бы то ни было предлогом пускать в сие время в Нарын-пески. За нарушение с его стороны сего постановления, все обиды, кои ему или подвластным его могут быть здесь причинены степными киргизцами, останутся без всякого удовлетворения, независимо от взыскания, коим виновные вообще за беспорядки подвергнутся по содержанию 2-го пункта указа.

15) Даваемые доселе султаном Букеем свидетельства, и виды на перепуск степных киргиз из-за Урала отныне впредь отменить, и никакого уже из киргиз не пропускать по таковым от него видам или свидетельствам, но единственно, как выше сказано, по билетам Оренбургской пограничной комиссии. [177]

V. O сношениях астраханского губернского начальства по ордынским делам с оренбургским военным губернатором.

16) Как султан Букей с подвластным его хотя и подчиняется наравне со всем киргизским народом Оренбургской пограничной комиссии, но для всегдашнего кочевания оставляется по-прежнему в Астраханской губ., то в избежание впредь замешательств и недоумений, он должен во всяких случаях относиться прямо к астраханскому губернскому начальству, а сего уже последнего обязанностью будет сообщить Вам о всех делах и случаях с оного, касающихся их в разрешениях, по оным основываться на сих предварительных с Вами сношениях.

17) Вообще, для соблюдения в ордынских делах надлежащего единообразия астраханскому губернскому начальству предписано благовременно по оным с вами сноситься, дабы из-за местных распределений и все, по ним представления впредь чинимы были по общим соображениям главного над киргизским народом начальства.

18) На него равным образом возложено извещать Вас немедленно о всех происшествиях во время кочевания степных киргиз зимою [в] Нарын-песках, чтобы Вы, посредством сего имея от кордонных начальников сведения о переходе киргиз из-за Урала, а от астраханского губернского начальства — о пребывании их на внутренней стороне, могли, в случае каких-либо все время от них своевольств, подвергать тотчас виновных предписанным взысканиям.

19) Наконец, ему же поручено всех киргиз, кои могли бы войти в границы Астраханской губ. не в определенное время, или не чрез назначенные места, без билетов комиссии или вооружены, задерживать и препровождать на уральские кордоны, где в сих случаях они должны быть строго наказываемы, равно как и виновные в таковом недозволенном их перепуске.

К точному исполнению сих постановлений, я поручаю Вам учинить все зависящиеся от Вас распоряжения.

В. С.-Петербурге, 17 дня 1808 г.

На подлинном подписано собственно е.и.в. рукою тако: Александр.

Контрассигнировал князь Алексей Куракин.

Под копией написано: «С подлинным верно: генерал князь Григорий Волконский».

С подлинным поверял дивизионный обер-аудитор Карсунский.

С копией верно: асессор Кукураков.

Секретарь [Подпись неразборчива].

ЦГА КазССР, ф. 4, on. 1, д. 214, лл. 2-5, об. Копия.


Комментарии

47. Так в тексте. Правильно — Рын-пески.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.