|
№ 353 Не позднее 1867 г. — Записка члена-корреспондента Вольного экономического общества В. Кузнецова о развитии в Казахстане земледелия и животноводства. Заилийским краем называется местность, находящаяся в районе Семипалатинской области на северном склоне Алатавского хребта. Название Заилийского носит от р. Или, впадающей в Балхаш. В административном значении к Заилийскому краю причисляется вся местность от р. Или до границ с Туркестаном и Туркестанской областью. Местное население Заилийского края составляют киргизы Большой орды дулатовского рода. Пришлое население, прочно водворившееся, составляют казаки сибирского войска. Киргизы народ преимущественно кочевой, главное занятие которых есть скотоводство. Но, будучи народом кочевым, они в то же время и отчасти земледельцы там, где обстоятельство дает возможность быть хлебопашцем; так киргиз — пастух и земледелец в одно и тоже время. Земледелие, как и скотоводство, у киргиз находятся в самом младенческом состоянии. Денег киргиз не имеет, стада составляют его богатство. Численность голов стада определяет богатство кочевника; будучи пастухом кочевник все необходимое ему покупает меною на скот у торговцев. Земледелием он занимается, собственно, чтобы достать себе необходимый запас проса или пшеницы, из которой варит себе нечто вроде жидкой каши. Появление русских в Заилийском крае, и вслед затем казачьи поселения выгодно подействовали на киргиз. Высокие цены, [537] существующие на хлеб, доставляемый для войск ... 152 переселенцев, заставили доставщикам хлеба обратиться к киргизам. И в первый же год киргизы, дотоле сеявшие одно просо, засеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень и даже кукурузу. Следствием этого было, что при начале занятия края казна заготовляла хлеб — 12 руб. четверть, а ныне, на 1867 г., подрядчики взяли 13 руб. 25 коп., вольная же продажа из первых рук не дороже 2 руб. 50 коп. четверть. Характер кочевника, как земледельца и пастуха вместе, сложился в Заилийском, Семиреченском и Зачуйском крае Туркестанской области от особых обстоятельств. В прочих местах киргизской степи Сибирского и Оренбургского ведомства и Внутренней орде киргиз был и остался преимущественно пастухом. Обстоятельства, образовавшие из киргиза земледельца, были следующие. В прошлом столетии, занимая Семиреченский и Заилийский край, киргизы нашли население, занимавшееся земледелием. Население это было Джун-Горы 153. Заняв их места и получив готовые канавы для орошения (без орошения посев хлебов немыслим), киргизы из всех родов хлеба избрали для себя самым удобным просо и сеяли его. В Зачуйском крае киргизы научились сеять просо от соседей своих сартов, получив готовые прочищенные канавы, сделанные древними обжителями сих мест. В прочих частях степи этих обстоятельств не существовало и поэтому там киргиз и остался пастухом исключительно и останется им, потому что условия не благоприятствуют ему быть земледельцем. Способ запашки земли киргизами прост до наивности. Плугом служит жердь в 3 1/2 аршина, которая укреплена в кривой кусок дерева, конец которого имеет чугунный башмак. На другом конце приложена ручка; для лучшей наглядности прилагаю чертеж этого замысловатого орудия. В этот плуг запрягают двух быков, один киргиз ведет быков за арканы, продетых им в ноздри, два других идут по бокам подгоняя быков; один держит за ручку плуга, покачивая слегка в стороны. Прежде пахонья поле орошается водой, чтобы земля немного смокла. Вспахав поле или, лучше сказать, взрыв его в беспорядочном виде, разбрасывают семена, затем начинают боронить. Борон нет, а производится боронение посредством замысловатого орудия: срубают несколько березок или какое-нибудь дерево, несколько штук связывают арканами, оставляя на деревьях сучки. На эту массу сучков накладывают камней и, привязав за хвост быку, водят его по полю вдоль и поперек. Кончив все это, киргизы оставляют на полях людей для специального дела поливать поля, а сами все уходят на летние кочевки. В начале августа, когда хлеб начинает поспевать, киргизы являются с летних кочевок — начинается уборка хлеба. Жнут чем-то вроде серпа — изделия своих кузнецов, вяжут в снопы и начинают молотить, молотят быками, заставляя их ходить по разостланной соломе. Для того чтобы бык не мог испражняться к портить молотимое, каждому из них под хвост привязывается мешочек. Гоняют быков мальчишки. Веют обыкновенно вечерами, когда всегда из гор тянет ветер. Как только началась молотьба, появляется в степи рой торговцев. Вымолоченный хлеб по большей части сейчас же и продается на необходимые товары, другие возят сами на продажу, редкие оставляют в зиму; для этого выкапывают яму и всыпают туда зерно, покрывают сверху соломой и таким образом сохраняют хотя бы и несколько лет, просушивая только во время лета. Кончив уборку хлеба, киргизы уходят на зимние свои кочевки. [538] Как недурно обрабатывают киргизы землю, но она дает хорошие урожаи. Обыкновенно сбор сам-десять, бывает и более. Нужно заметить, насколько киргизы дурно пашут и боронят, настолько же они мастерски поливают поля. Арыки киргизы делают кетменями. Кетмень это род мотыги следующего вида. Мотыги эти привозятся из Ташкента. Вся Средняя Азия работает в полях этими кетменями. Работать ими очень удобно, особенно для окучивания растений. Замечательно, что кетмени делаются в Ташкенте из русского железа и везутся в нашу степь; не одни только европейцы наше железо нам же продают, даже и азиатский кузнец со своим грошевым инструментом везет к нам свое произведение. Поля киргизы не удабривают, а сняв с поля несколько хлебов, предоставляют ему самому удабриваться в течение нескольких десятков лет. Обилие земли дает возможность вести так дело. Как ни просто в настоящее время земледелие киргиз, но оно представляет явление отрадное. Киргизы не остановятся на той степени, на какой стоят ныне, они пойдут вперед. В последнее время уже замечен прогресс, а именно, киргизы покупают железо на бороны. Войско Заилийского края и один винокуренный завод не в состоянии потреблять массу производимого хлеба как киргизами, так и казаками, поэтому для сбыта излишка хлеба нужно открыть путь. Путь позаботилась проложить сама природа, направив воды р. Или в Балхаш. Предприимчивым людям остается только воспользоваться работой природы. На всем пространстве от Илийского укр. до Балхаша Или судоходна. Это доказало судно Кузнецова, привезшее с Каркаралинского берега Балхаша на Илийский пикет до 10 000 пудов. Киргизы Каркаралинского, Баян-Аульского, Акмолинского и Аягузского округа сами хлеб не производят. Закупать оный они ездят на линию, преимущественно в Коряков, Петропавловск и Семипалатинск. Линия сама хлеба почти не производит, хлеб подвозится из Ишимского, Тарского, Каинского и Бийского округов. Таким образом, если сплавить от Илийского пикета на Каркаралинский берег Балхаша хлеба, киргизы охотно обратятся за покупкой оного к тому месту, где он будет сложен. Вместо того, чтобы ехать на линию в годы неурожаев, заилийский хлеб мог бы идти даже и на линию. Открытие пути по Или и Балхашу для Заилийского края предмет необходимый. Без этого край этот не разовьется и киргизы попрежнему будут ковырять землю и боронить сучками, а недостаток спроса может даже заставить их бросить хлебопашество в таком размере, как существует ныне. Кроме хлеба киргизы, когда дают им семена, охотно сеят табак, рис, кукурузу, арбузы и дыни, с некоторого времени начали приготовлять из дикой конопли веревки, охотно покупаемые казаками и всеми, кому нужно, чтобы укупоривать, в особенности торговцы. Есть еще одна промышленность, которая сподруки киргизам при их летних кочевках в горах, в местах, богатых растительностью. Это пчеловодство. Промышленность эта обогатит киргиз, как обогащает казаков, занимающихся ею. С небольшим 10 лет, как пчелы вывезены из Бийского округа в Семиречинско-Заилийский край. Теперь число колодок считается тысячами. В Верх-Лепсинской станице в Семиреченском крае кроме меда, добываемого из своих пасечных колодок, в последние два года до 200 пудов меду добывают от диких пчел, разводившихся в горах от улетевших роев. Чрез несколько лет все леса, покрывающие горы Алатавского хребта, наполняются роями пчел. Киргизы очень охотно занимаются розыском пчел в горах. Заилийский мед отличается особой ароматностью, вроде российского липового. [539] Табак составляет значительную часть расхода между киргизами. Поэтому они охотно сеют его. Табак в степи ходовитой товар и очень прибыльной. В Заилийском крае выходцы из Ташкента, явившиеся с очень убогим достоянием, от засева табаку нажили хорошие деньги. Киргизы почти не курят, но нюхают все, многие кладут еще за губу. В видах таких обстоятельств, кроме устройства водяного сообщения, было бы очень полезно устроить в Заилийском крае учебную ферму, где как киргизы, так и русские могли бы учиться как земледелию, так и другим отраслям хозяйства. При этом было бы очень полезно при ферме иметь улучшенной породы овец, коров, лошадей, польза, которую принесет ферма вообще во всей степи будет громадная. Если улучшить породу овец, дающих доселе шерсть вроде щетины, то какое громадное количество шерсти даст степь. Киргиз, как только увидит выгоду иметь тонкошерстных баранов, сейчас займется разведением их. В степи есть такие места, которые как будто и созданы для овцеводства; это пески зимой, а горы летом. Для русских ферма была бы полезна, научив их табаководству, садоводству и другим отраслям хозяйства. Табак, производимый при казенном саде в Алма-Атах, несмотря на то, что еще не совсем хорошо приготовлен, дает сорт отличного курительного табака. Многие охотнее берут здешний табак, находя его лучше турецкого бостанжогло, продаваемого [по] 1 руб. 20 коп. фунт. В Россию ввозится более 100 000 пудов табаку из-за границы на сумму более 2 000 руб. сер. Поэтому табак Заилийский всегда найдет себе сбыт. Без всякого сомнения табак, выращенный в Туркестанской области, будет еще лучше Заилийского. Опыт нескольких лет доказал, что виноград в Заилийском крае может быть разводим с успехом. Если же те займутся отчасти этим делом, то какую массу винограда произведет край. Если переделают его в простое вино, и то, я полагаю, оно будет и лучше и дешевле, потребляемого теперь Сибирью, делаемого в Ирбите из сухого изюма. В тех частях, где скотоводство составляет главнейшее занятие киргиз, улучшение пород скота, овец и лошадей принесли бы огромную пользу. Год от году порода скота мельчает. Типа киргизской лошади уже нет в степи, попадаются изредка лошади из табунов знаменитого в найманах Бек-султана, сохранившие родовой свой тип. Теперь и в степи ценится дорого хороший скакун. Хозяин, имеющий такую лошадь, не отдаст ее в наймы дешевле 10 руб. в месяц. Из продуктов скотоводства степь не выпускает ничего. Между тем по числу скота какое громадное число масла могла бы дать степь. ЦГИАЛ, ф. 967, on. 1, д. 48, лл. 1-6 u об. Комментарии 152. Одно слово не разобрано. 153. Очевидно джунгары. |
|