|
№ 240 1851 г. декабря 5. — Донесение Временного совета по управлению Внутренней ордой в Оренбургскую пограничную комиссию о порядке найма казахов бедняков в работники. В то самое время, когда Временный совет готовился ответствовать пограничной комиссии на вопросы, содержащиеся в предписании от 2 минувшего ноября под № 15677, а именно: 1) сколько, хотя примерно, нанимается киргиз Внутренней орды в работники к линейным жителям, на каких пунктах линий и в какое время наем этот сильнее, и 2) не будут ли обременены родоправители выдачей свидетельств для отправляющихся на линию работников и пр.; получено советом другое предписание комиссии от 17 того же ноября за № 16649 с дополнительными запросами по сему же предмету: а) по каким правилам и на каких основаниях киргизы нанимаются в работники и в) на каких именно пунктах производится им выдача билетов и через кого? На таковые предписания Временный совет честь имеет донести Пограничной комиссии, что в работники и пастухи у прилинейных жителей нанимаются на более или менее продолжительное время обыкновенно киргизы низшего класса, что количество их приблизительным образом простирается до 3 000 в год и что стечение таких рабочих, в особенности во время сенокоса и жатвы, когда каждый хозяин нанимает от 30 до 40 человек в день, замечательно более всего на землях уральских казаков, где большая часть этих рабочих, по окончании полевой уборки, и остаются на условленное время в качестве постоянных работников или пастухов. Правил и оснований для таковых наймов не существует никаких, ведется же это так, по одному простому обычаю, вошедшему у киргиз с давнего времени, едва ли не с самого перехода орды из-за Урала, а потому и билетов подобных рабочим людям ни от кого, никогда и ни на одном пункте выдаваемо доселе не было. По этой-то причине Временный совет, излагая пограничной комиссии в представлении своем от 29 минувшего сентября за № 4164, предполагаемый им порядок выдачи на разных точках установленных уже билетов для киргиз, отлучающихся в соседние губернии или на земли казаков по своим надобностям, вообще порядок, одобренный комиссией и о котором ожидается только утверждение г-на оренбургского и самарского генерал-губернатора, представлял вместе с тем о необходимости подчинить подобному порядку и рабочий класс киргиз, на правилах, в том донесении изъясненных, так как необходимость эта не ускользнула от прозорливости и самой комиссии, сообщившей совету мысль свою в предписании, последовавшем при другом случае, от 31 августа сего года под № 12262. Ныне встречается вопрос о неудобствах, справедливо комиссией предвидимых, при исполнении подобной меры, и о том Временный совет долгом поставляет изложить здесь свое мнение. Затруднение родоправителей выдачей одобрительных свидетельств, объявляющим желание искать службы на землях уральского войска или у жителей соседних губерний и неудобств для самих киргиз, обязанных отправляться на дальнее расстояние за таковыми свидетельствами, действительно возможны, но они могут быть значительно отвращены предоставлением на волю желающему отлучиться на заработки, получить свидетельство от родоправителя или от старшины отделения, смотря по тому, кто из них ближе к аулу просителя. А что рабочие обязаны будут напредь иметь при себе одобрительные свидетельства, о том они могут быть заблаговременно предварены через тех же родоправителей и [384] старшин при введении этих правил в действие. Важнейшее гораздо возражение против этой меры заключаются в том, что при подобном порядке возникнут злоупотребления и вымогательства, обременительные для бедных, и невозможность уследить за таким злом, а еще менее предупредить и уничтожить оное. В самом деле, неосновательно было бы утверждать невозможность предвидевшегося в этом случае стеснения для бедного класса киргиз, ибо, вероятно, найдутся люди неблагомыслящие, которые поползнутся на вынуждение чего-либо за написание свидетельств, и в таком разе казалось бы даже полезным приостанавливать предполагаемую меру в пользу бедняков, по крайней мере на время сенокосов и жатвы. Но могут ли злодеи пользоваться и этим облегчением? А если зло не может быть отвращено на первых порах между народом, грубые нравы которого сами тому способствуют, то впоследствии, когда, конечно, оно обнаружится, жалобами ли обиженных, или сведениями, какие дойдут до комиссии и совета другими путями, нельзя ли будет судить, заслуживает ли эта мера, чтоб сила и действия ее продолжались, или должно будет прекратить ее? Наконец, если сказанное зло даже и неотвратимо, то сообразив все обстоятельства, не окажется ли из них, что над злом берет перевес польза, могущая произойти из порядка, советом представляемого, порядка, клонящегося к предупреждению бесчинства гораздо большого, как-то: праздношатательства, воровства, побегов, укрывательства от взысканий, поисков для следствий или простых спросов и т.п., рождающих вред более важный и нескончаемую переписку с ордынскими и соседними властями? Таковы суть побуждения, заставившие совет войти с представлением об обязании рабочего класса киргиз иметь одобрительные свидетельства от непосредственного своего начальства при найме на чужих землях в работники или пастухи. Предавая меру сию на благоусмотрение пограничной комиссии, признает ли она полезным ввести таковую в действие постоянно, или временно, в виде опыта, или же вовсе отвергнуть ее, совет покорнейше просит снабдить его в разрешение о том предписанием. Управляющий ордой [печать]. Советник от Министерства государственных имуществ [подпись]. Советник от орды [печать]. Делопроизводитель, хорунжий [подпись]. ЦГА КазССР, ф. 4, on. 1, д. 5545, лл. 43-44 и об. |
|