|
№ 92. Письмо зенгорского владельца, привезенное из Урги прапорщиком Подзоровым в 1749 году «Тобольскому генералу подать. Напредь сего отец мой ноен (князь или владелец) посылал Ламу Дашу с товарищи и Ее Императорскому Величеству доносил о построении вашими людьми на нашей земле крепостей, о наших исках и происходимом нам препятствии в собирании ясака с тех улусов, с которых мы оный издавна собираем, и когда о всем том было обстоятельно донесено, и на то от Ее Императорского Величества воспоследовал указ, что Ее Величество ничего иного в мысли своей не соизволит иметь, кроме того, чтоб находящиеся в пограничных местах подданные Ее Императорского Величества с нашими улусными людьми и с прочими им соседственными народы жили в добром согласии, дружбе и покое и что о земле надлежит разобраться добрым порядком, безсорно, а о возвращении всех наших людей, ежели сыщутся, крепкий указ дан губернатору сибирскому, а о прочих наших претензиях, яко же и о препятствии в собирании ясака, обстоятельная резолюция дана будет отправляющемуся оттуда к нам посланнику; да при том же объявлено, чтоб купцам нашим, за показанными от них в проездах внутрь Сибири обидами, торговать в пограничных Семипалатинской и Ямышевской крепостях, а для покупки б необходимо потребных вещей, посылать по небольшому числу купцов с письмом, и сколько будет их числом, тако ж сколько при них лошадей и верблюдов и всяких товаров, о том бы, с прописанием всего того, давать им письма за печатью, и что таким образом купечество с пользою обеих сторон и с приращением без всякого препятствия отправляемо быть может и что Ее Императорское Величество для всего того и для выслушания обстоятельного доказательства на наши претензии и для разобрания оных обще с нами заблагорассудить и повелеть соизволила, отправить нам немедленно своего посланника. [113] Но по тому и доныне ответа не получено, а Семипалаты и Ямышев — наша земля; а почему оная к нам принадлежит, о том напредь сего было донесено, но в том и поныне еще несоглашеность; а между тем слышно, что ваши люди повсегодно на границу прибавляются и вверх по Иртышу, и по Оби рекам уже за границею построили многие крепости. А понеже напредь сего, когда ваши люди на реке Оби, пониже устья Черной Оми, построили крепость, и как тогда посыланным нашим войском оная крепость взята, то от того произошла и умножилась ссора, почему отец мой князь четырехкратно посылал людей своих с таким представлением, что ссору иметь неприлично, но и для того б вы людей своих оттуда свели, объявляя, что ему свою землю уступить трудно, а ныне и затем на границах ваших люди умножаются и вновь строят крепости, и потому и мне оную землю уступить трудно. Того ради, по мнению моему, весьма б было хорошо, ежели б о сем Ее Императорскому Величеству было донесено, и ваши люди с земли нашей сведены были добропорядочно и безсорно; ибо когда два государства в добром согласии находятся, то весьма надлежит и пограничным обеих сторон людям ссор и задоров не чинить, а в происшедшем разбираться по справедливости и быть в добром согласии. Но противно тому, когда я в прошлом году, учредя посланцами двух человек, Абдураама и Харьянду, с несколькими людьми посылал на Ирбитскую ярмарку, для покупки тамо вещей, и им тогда объявлено было, что они приехали в многолюдстве и сколько с ними на продажу товаров было, тому они реестра не имели, а затем их и с данным от меня к тебе письмом из Ямышевской крепости возвратили. Когда же два государства в добром согласии состоят, то есть ли такое определение, чтоб в какое время и до которого места, по многому или по малому числу купцов посылать? А я ведаю, что в великих государствах такого обыкновения нет, чтоб купцов счислять и время им определять и места им назначивать; что же с вашей стороны остановлено, яко бы за тем, что наши купцы ездят многолюдством и чинят обиды, и для того бы посылать по 10 человек, означа именно в письме, сколько при них лошадей, верблюдов и товаров будет, и чтоб оное письмо было за печатью. И ежели бы я на оное согласился, то бы оное за учрежденный устав служить могло, и потому я уповаю, что Ее Императорское Величество, не выслушав о том моего мнения, такого установления учинить не соизволит, и не чаю я, чтоб наши купцы в проездах своих [114] внутри вашего государства чрез обыкновение какие обиды чинить стали, а ежели бы паче чаяния какую и обиду учинили, то каждый из нас не может ли в том учинить несправедливость? Ибо и напредь с обеих сторон учиненные обиды по сущей справедливости разбираемы были, и весьма б было хорошо, ежели бы и ныне от каждого из нас такия обиды чинить накрепко запрещено было. Но что принадлежит до купечества, то хотя оно за нужное и необходимое и не почитаю, однако же, по мнению моему, за полезное признаваю, таким образом, и добропорядочно в том поступать, как от времен Великого Белого царя доныне, купцы наши в пожелаемый ими город, не имея термину, свободно ездили 1, и с обеих сторон обид не происходило, но добропорядочно купечество отправлялось. А какие напредь сего нашим улусам от ваших людей причинены были обиды, о том отец мой князь доносил Ее Императорскому Величеству. А потом нашим улусам причинены обиды следующия: В драконовом году (1736 2) бывшие в Семипалатинской крепости ваши люди нашего урунхайца Сурсуна с двумя товарищи убили до смерти и взяли у них 10 лошадей и багаж их. В лошадином году (1738) Чунгу с пятью кибитками, состоящими в 24 душах, 170 лошадей, взяли в крепость, находящуюся на заводах. В песьем году (1742) Менку и Мергеня с 2 кибитками, состоящими в 6 человеках, и 15 лошадей, взяли в город Кузнецк. В новом году (1739) Доуладу с 3 лошадьми взяли в крепость, находящуюся на заводах. В бобровом году (1746) пять человек с 10 лошадьми взяли в крепость, которая при медных заводах. В зайцовом году (1747) одну кибитку в 4 человеках да еще 2 человек с 5 лошадьми взяли в город Кузнецк. В вепревом году (1743) Ергиля с двумя товарищи и 5 лошадьми взяли в крепость, находящуюся на заводах. В драконовом году (1736) Тюлбара с 3 кибитками, состоящими в 7 человеках, и с 55 лошадьми, взяли в тое ж крепость и еще взяли Цуцулака с 2 товарищи и с 3 лошадьми; одному ясачному сборщику, едущему для сбора ясака, руку прочь отстрелили. Еще слышу, что людей наших в те места, где они напредь сего зверей ловили, не пускают и взяли от них 23 лошади. Сверх того наших уранхайцев двух аймаков 3 людей побили до смерти, а женам их отрезали сосцы; а малых детей, взоткнув на колья, в огне сожгли, и все пожитки их взяли себе в добычу. [115] С Ламою Дашею бывшего нашего купца Халиндаря в Тобольску заарестовали и, на дерево повеся, умертвили. В прошлом драконовом году (1748) купцов наших Айд-Баку и Мар-Хамку, бывших для купечества с 1000 рублями в Томске, арестовали и отвезли в город Тобольск. В нынешнем году нашего посланца, ехавшего в барабу для собрания ясака, ваши люди, находящиеся близ барабы, заарестовали и чрез 24 дня содержали его в темной избе и потом отпустили. Да и, кроме того, ваши пограничные люди непристойностей много учинили. И оное все каким образом по справедливости окончать, состоит в твоей воле. Что же принадлежит до присланных от тебя, Алексея и верхотурского Фомы, для взыскания долгов, и я их должников прикажу призвать и надлежащий суд произвесть. А что касается до желания твоего, чтоб ваших купцов, не пропуская в другие места, отпускать к вам по-прежнему, и у нас издревле такое обыкновение есть, что мы никаких купцов, чьи б они ни были, не принуждаем, чтоб они ехали возвратно или б у нас жили, но они, купцы, каждый по своей воле и желанию у нас живут и возвратно отъезжают. А чтоб мы принудили их силою возвратиться или здесь жить, такого обыкновения у нас нет. И понеже посланец мой с письмом моим не допущен, и для того сие послано чрез твоего посланца. И ежели на сие вскоре ответа не будет, то я буду мыслить, что о сем Ее Императорскому Величеству не представлено. Года землего 4 змия 8 месяца 20 дня». Перевод сделан в Петербурге, в Коллегии иностранных дел. Комментарии1. ...от времен Великого Белого царя доныне, купцы наши в пожелаемый ими город, не имея термину, свободно ездили... По всей видимости, имелось в виду разрешение свободной торговли джунгарских купцов на русской территории, данное грамотами Петра I, подписанными им 26 ноября 1721 г. и 21 сентября 1724 г. в ответ на просьбы джунгарского хана Цэван-Рабдана поддержать его в противоборстве с китайцами. 2. Исчислено в Иностранной коллегии (прим. Г. Н. Потанина). 3. ...наших уранхайцев двух аймаков... то есть родового союза у ойратов и подчиненных им кочевников. |
|