Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 240.

Промемория из консистории преосвященного Сильвестра, митрополита Тобольского и Сибирского, 20 марта 1750 года

Ширванского пехотного полка сержант Василий Тулубьев, квартируя в городе Тюмени у разночинки Катерины Тверитиновой, лишил девства дочь ее, Ирину, и жил с нею блудно. После того, поссорясь с матерью, перешел на другую квартиру и стал присылать сватов сватать за себя дочь у матери, но мать отказала. Уговорясь с Ириной, он пришел с двумя солдатами, когда матери не было дома, и увел ее к попу, оттуда в церковь, где уже были другой поп, подьячий, три солдата да дворовый человек Тулубьева, Родион Дунаев. Когда приступили к венчанию, Тулубьев, вместо себя поставил своего дворового человека, и хотя девушка бежала, но ее не отпустили, и один поп стал читать молитвы, а другой скорее венчать, а подьячий Лапин тут же читал и пел. За венчанье Тулубьев заплатил попу 5 руб., а подьячему 2 руб., и, не выходя из церкви, сам и окрутил, заплетая косы своими руками 1. В третий день после венца Тулубьев, обрезав, взял хлеба печеного ломоть и увел ее с собою одное в баню, и совокупя к тому хлебу воск, печину, соль, волосов по части и обтирая с себя тем хлебом в бане пот, таким образом, наперво с правой руки, а потом с левой ноги, и скоблил с ног своих ножом [238] кожу, и взял с пареного веника три листа, и минал тот хлеб в одно место с печиною, воском, солью, волосами, со скобленною с ног кожею и с пареного веника листьем, и сделал колобок; а после того в той же бане и с нее, женки Ирины, таким же образом пот особливым хлебом отирал и сминал по вышеписанному с печиною, воском, солью, волосами, веничным листьем и соскобленною с ног ее кожею, и сделав те колобки порознь и вышед из бани, на оные колобки, смотря в имевшуюся у него книгу, которую носил при себе сокровенно, неведомо чего шептал; а куды оные с волшебством хлебные колобки употребил, того она, Ирина, не знает. С Дунаевым жить ей Тулубьев не позволял, бил ее, выспрашивая, не живет ли с Дунаевым, уводил ее в лес, привязывал к березе и читал свою волшебную книжку. Потом, наскоблив с хоромных углов стружек и положа оные с тележною с колеса грязью в теплую банную воду, поил тем ее, Ирину, насильно, также и вином с порохом и росным ладаном принужденно паивал и, нашептав на воск и серу, на крест он лепил и носить ей, женке, велел. Он не выпускал ее из дому, нарочно отлучал от нее Дунаева и всегда носил с собою ее волосы, нашептав на них. От которого его волшебства такое сделалось приключение, что она чрез 10 недель и более без него, Тулубьева, когда его не видит, жить не могла и по нем тосковала и для того за ним, когда он с квартиры куда пойдет или поедет, неоднократно, быв в безпамятстве, бегивала и драла на себе платье и на голове волосы; от которого, де, ей нечаянного приключения и тоски пользовал ее, Ирину, его ж, Тулубьева, человек, Никифор Васильев, давал ей, наговоря, с ее волосов, кои она тайно по совету его у оного сержанта из кармана выняла, с которого, де, времени стало быть ей легче и тосковать по нем, Тулубьеве, она перестала. Она украла у него книжку и передала ее священнику полковому, который доставил ее в Тобольск». Определено: «Тулубьева лишить унтер-офицерского звания и сослать на покаяние в енисейский Спасский монастырь. Брак Ирины с Дунаевым расторгнуть, а Ирине велеть содержать 3 года покаяние; она как блудница заслуживала также монастырского заключения за то, что дерзнула, под уговором с оным Тулубьевым, яко бы за него самого в замужество итить к венчанию, и в девках жила с ним блудно, но понеже она навращена к тому по злодеянию того Тулубьева чародейством его и при сушкою, а не по свободной своей воле, для таких резонов и за [239] претерпенные ее чрез злые оного Тулубьева действа обиды, от посылки в монастырь свободить», но все-таки за ее согласие без объявления матери на замужество оставить ее без «духовного пастыря» невозможно.


Комментарии

1. …сам и окрутил, заплетая косы своими руками... — Традиционно обряд окручивания проводили женщины, близкие к новобрачной: после венчания они заплетали ее волосы в две косы (вместо одной девичьей), укладывали косы вокруг головы, покрывая их платком.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.