№ 215.
Копия с указа Ее Императорского
Величества, самодержицы Всероссийской, из
Тобольской архиерейской духовного правления
комиссии закащику Алексеевского монастыря
архимандриту Лаврентию, от 17 марта 1739 года
За подписом на подлинном управителя
Кокоринова. Здесь пишется: «Преосвященному
Антонию, [митрополиту] Тобольскому и Сибирскому,
известно учинилось, что из новокрещенных народов
многие, оставя воспринятую ими нашу православную
веру, обращаются в прежнее свое суеверие, они,
шайтаны или идолы мерзкие сделав, поклоняются им
и от себя прикладывают им всякими пожитки и
жертвы приносят зверями и всяким скотом, а особо
еще малых телят, у кого случатся, а буде нет, то
где можно на свое время сыскав, не щадят своего
имения, хотя и дорогою ценою покупая, закалывают
и употребляют в жертву, кровь же скотинную
вливают в воду и прочие тому подобные
злочестивья творят; инии же, по невоздержанию
своему на христианской закон во определенные
посты, а наипаче в Великой [пост] едят мяса без
всякой крайней нужды, хотя бы и довольность
весьма рыбы и прочего, не противного посту, корму
имели; еще ж новокрещенным детям своим имя дают и [218] называют по прежнему
суеверию; умерших же погребают в лесах без
отпевания христианского и установления; что ж
еще из них новокрещенных многие не токмо в
дальности, но и в близости живущих, в церковь
святую к слушанию славословия Божия не приходят
и по христианскому долгу не исповедуются и
святых тайн христовых не причащаются; и тако в
прежнем своем нечестии пребывая, от православной
нашей веры заблуждают. И того ради Его
преосвященство приказал: из тое архиерейской
комиссии ко всем закащикам послать указы с таким
повелением, дабы каждый закащик в ведомстве
своем священникам и причетникам, дав им с сего
указа точные, для частого ко известию читания,
копии, учинил заказ накрепко, чтоб они имеющихся
в приходе своем новокрещенных народов, какие б
они ни были, ко всему христианскому исполнению,
как церковь святая поучает, всеми мерами
увещательно наставляли, погодно б исповедовали и
святых христовых тайн приобщали, близко церквей
живущих сподоблять с прочими христиане вкупе, а
отдаленных весьма, которых за неудобством пути
отнюдь до церкви святой достать не можно, к тем
им, священником, велеть ходить с запасными
святыми тайнами самим и сподоблять, поелико
возможном посте со исповедию; а прежнее их
суеверие все чинить отнюдь им запретить, а
именно: шайтанов бы не делали, а сделанные, где
есть в потаях, объявляли б нескрытно, и кто с сей
публики добровольно объявит собою и раскаяние
тому скажет, то оного [от] телесного наказания
можно свободить, токмо порукою соседнею
укрепить, чтоб от того впредь такого дерзновения
не было; а о потаенных шайтанах всякими способы
выискивать или наведываться, и где найдутся, тех
отбирать с запискою. А за вину тех, кто в чем
явится подозрителен, по исследованию, снесшись с
тамошними светскими командиры письменно, при их
же братье новокрещенных публично с сожжением тех
шайтанов (кроме куриозных (?), о которых должно
прежде отписаться), по мере вины, на теле
наказать; также которые хотя сами собою такого
суеверия и не употребляют, но про то суеверия
действо, каково бы оное ни было, ведая, не донесут
или паче еще в том и способ чинили, а особливо
продажею в жертву их скота какого или иных каких
вещей, по тому равномерно наказывать. Идеже
прежних шайтанов, выисканных и истребленных в
попрание, имеются шайтанщики, о тех по тому ж
каким образом возможно изведывать в том, не
творят ли какой блазни новокрещенным к
суеверству, и ежели [219] творят,
то о том и что о всем выше показанном учинено
будет, к Его архиерейству им, закащиком, тогда же,
когда где что противное учинится, а по нужде о
состоянии по обычаю о десятоначальничестве, не
меньше дважды в год без всякого отрицания
обыкновенно рапортовать; тако ж блюстися всем
священнослужителям с причетники того, чтоб
новокрещенным напрасных никаких обид и
озлоблений отнюдь не чинить, опасаясь по указам
жестокого наказания, но еще придавать им всякий
благочестия образ любви, дабы тем к Церкви святой
они, новокрещенные, прилежное имели прибегание и
в вере нашей утверждение. И закащику
архимандриту Лаврентию о всем выше писанном
чинить по сему Ее Императорского Величества
указу».
|