Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 214.

Доношение господину преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому [1739 года]

В присланном Ее Императорского Величества Вашего преосвященства указе, писанном мая 12, а в Томску, в Алексеевском монастыре у заказных дел, полученном июля 20 числа сего 1739 года, под №108, написано: «Велено томской Богоявленской церкви попу [216] Григорьеву в требовании духовных росписей и в прочем, по силе указов от правления во всем во Алексеевском монастыре у заказных духовного правления дел, быть послушну, но [поскольку] доныне своих росписей он, поп Григорьев, в оной монастырь к заказным делам не подает, удержать его от священнодействия, и после оного Ее Императорского Величества указу от помянутого попа Григорьева сегодние духовные приходу его росписи в томской Алексеевской монастырь принять, о чем минувшего октября 3 дня, в Тобольском к Вашему преосвященству доношением и рапортовано. А сего декабря 8 дня при сочинении экстракта оные приходу его, попа Григорьева, росписи у заказных дел свидетельствованы, и по свидетельству к приему весьма явились быть негодны, понеже оказалось у него, попа Григорьева, в тех росписях, как в дворовом числе, так и в людях, немалая утайка, к тому не исповедавшимся, также и исповедавшимся и не причастившимся людям усмотрено в отметах против имен их немалое прикрытие, так что многие приходу его люди, по подлинному известию, не токмо чтоб исповедь и приобщение святой евхаристии повсегодно исполняли, но и в церковь к слушанию славословья Божия никогда не приходят, а в духовных его росписях таковы показаны у исповеди и святого причастия бывшими. Да в тех же его росписях немалое число томских разных чинов обывателей по отметам означено исповедавшимися токмо, а по совету духовника и будто за немощию непричастившимися, и то неправедно же, ибо болящему человеку еще наипаче, ради врачества, не токмо телесного, но и душевного, приобщение святой евхаристии в болезни есть нужно; в чесом опущении 1 и по указам неисполнение видно, что происходит по некоей страсти от томских пастырей, которые, угождая миру, о паствах своих творят небрежение. А понеже означенный поп и дети его, поп Андрей и пономарь Андрей же, в служении пребывают при одной церкви, и как отцу по детям, так и детям по отцу, о не исповедавшихся и не причащающихся людях всякие чинить укрывательства весьма есть сродно, зане, по сродству крови, один другому спорить в том и доносить не могут, а дьячок Бубнов исконный крест на себе изображает и с домашними своими сложением двоеперстным» 2. Далее говорится о том, что поп Григорьев, избегая подачи к заказным делам метрик и особенно исполнения указа от 14 мая 1739 года, и чтобы всех, отмеченных не причастившимися, по совету духовников или по болезни, в следующие посты приобщить [217] в соборной или монастырской церкви и наблюдать при этом, как они будут креститься: двоеперстно или троеперстно, и опасаясь выдать при этом своих укрываемых прихожан, просил себе пашпорта до Тобольска для представления туда порученных ему в собирание и заведывание денег с венечных памятей; но ему, требуя метрик, не выдали пашпорта, и он уехал из Томска в Тобольск тайно, под таким видом, якобы для отвозу венечных пошлинных денег, а самою вещию для домогательства к прикрытию приходских своих людей удобный способ приискать и без следствия оставить отмеченных не причастившимися за немощию и по совету духовников; ибо венечные деньги и книги возможно ему было послать и с прилучившимися в Тобольск ездоками; так как оные деньги из других заказов к Вашему преосвященству посылаемы бывают». Между прочим, в этом доношении, писанном от 5 декабря 1739 года, есть еще такое место: «В городе Томске не токмо что средовечные и престарелые люди, но и малые дети, по научению родителей своих, крест на себе изображают сложением двоеперстным». На подлинном доношении подписался архимандрит Лаврентий.


Комментарии

1. Так в тексте.

2. …дьячок Бубнов исконный крест на себе изображает и с домашними своими сложением двоеперстным... — то есть молится как старообрядец.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.