Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 198.

Дело, начатое по донесению в Томскую воеводскую канцелярию томского боярского сына Панова, от 2 октября [1735 года]

Панов писал в донесении: «Сего 1735 года, по указу Ее Императорского Величества из Томской воеводской канцелярии, ездил я, нижеподписавшийся, из Томска в Томский уезд, в Ачинский острог, для следствия по челобитью Басагарской волости новокрещенного ясашного татарина Аглыбаева, Кийской волости, на попа Никифора Иванова в грабеже, в бою и увечье. И будучи я на Чулыме-реке в остяцких юртах, на оного ж попа, Никифора Иванова, показали ясашные татары в обидах: 1. Что он, поп Никифор, с пономарем Ерлыковым брал с них, татар, грабежом, а именно Чигинской волости с Мукашева зверьми: соболя да лосину, которых зверей он, Мукашев, хотел отдать в казну Ее Императорского Величества в платеж ясака; Басагарской волости у женки Анны Торгормовой коня светлокаурого да шубу козлиную; у Балакашева восемь горностаев; той же Басагарской волости у женок Таканака да Уюмача Катушевых взяли двух лошадей; да с них же, иноземцев, брали деньгами по 2 коп., а на какую, де, потребу оные кони, звери и деньги оные поп и пономарь с них брали, не ведают», и посему обиженные просили судоудовлетворения. 2. На оного же попа Никифора показал Кийской волости житель, ясашной татарин Сагандаев, что «в нынешнем 1735 году, в неделю святой Пасхи и в день вешнего Николина дня, оного попа сватья Арина, Иванова дочь, Капустина, ходя по деревне, при церкви сказывала на него, попа, духовное дело 1; а сноха его, попова, Палагея, Петрова дочь, сказывала, что, де, он, поп, взяв ее, Палагею, в замужество за сына своего малолетнего и растлив, он, поп, девство ее, прижил с нею младенца; и о том, де, их извете он, [203] Сагандаев, с товарищи в Спасском селе прикащику Сеченову подали заручное известие и просили, чтоб, де, оное известие он, Сеченов, при доношении объявил в Томской воеводской канцелярии; но о том они не известны». За сим, с прописаньем настоящего донесения, следовала из канцелярии в Алексеевский монастырь промемория о допросе попа Никифора. Далее находится копия с следственного дела и самое дело. Вот сущность ответов, деланных 22 октября: «1. Сватья попова Арина Иванова сказала, что она в Пасху и Николин день на попа Никифора никаких слов не говорила. 2. Сноха говорила то же и прибавила, что младенца прижил ей муж ее. 3. Курчиковой волости ясашный новокрещенный есаул Сагандаев при допросах, по присяжной должности, сказал, что, де, я в неделю святой Пасхи, при церкви был, а у Авдотьи поповой на него, попа, духовного дела не слыхал и от снохи поповой на него, попа, слов никаких не слыхал и в Спасском селе Сеченову известия заручного не подавал и Якову Панову никаких речей не говаривал и письменного донесения не подавал, а в вешной Николин день при церкви не был, а был я в отъезде, ночевал три ночи за своею нуждою». (К сему допросу Сагандаев по своей вере знамя приложил 2, а знамя отписал вместо него, есаула, трапезник Иван Тимофеев. Дальше точно так же 12 человек спрошенных свидетелей совершенно отказались, что ничего не слыхали. Чем все кончилось, документов нет.)


Комментарии

1. ...сказывала на него, попа, духовное дело... — обвиняла в государственной измене: произнесение «Слово и дело государево» или сокращенной части этой формулы означало донесение властям о злых противоцарских умыслах (система такого обвинения существовала со времен царствования Михаила Федоровича Романова, с первой половины XVII в., до 1760-х гг.).

2. ...по своей вере знамя приложил... — поставил знак (подпись), выражавший его волю.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.