Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 9.

Рапорт воеводе Шапочникову казаков Шорохова и Пойлова 1745 года

«По силе Ее Императорского Величества указу, зенгорского владельца в канскую Каракальскую волость ходили мы и из той волости возвратились в Кузнецк сего июля 5 дня; все благополучно, а что там слышали, о том доносим нижеследующее: 1. Из города Кузнецка поехали мы чрез кондомские ясашные волости 1 и прибыли в Кумандинскую волость 2, где, при самой переправе за Бию-реку, встретились мы канских волостей с калмыками с 24 человек, которые шли из тех канских зенгорских волостей в ясашные Ее Императорского Величества кондомские волости для смены тулупов и войлоков на котлы и железные абылы, чем землю копают, при которых было при каждом лошадей по 3, 4 и по 5; и переправились они на сю сторону Бии и, переправясь, спросили нас: «Куда мы едем, и есть ли у нас указ?» на что мы им сказали, что посланы по указу Ее Императорского Величества из Кузнецка в канские зенгорские волости для сыску беглых из кондомских волостей ясашных татар и взятья с таутелеутских ясашных татар 3 на сей 1745 год доимочного ясаку. И они нам сказали: «Когда, де, есть указ, поезжайте!» 2. Прибыв в Таутелеутскую волость, сыскали мы беглых кондомских Ее Императорского Величества ясашных татар 4 человека, которые от Таутелеутской волости живут в бегах у двоеданцев 4, таутелеутских [34] лучших татар, которых до возвращения нашего отдали тем татарам на руки. И как мы, из Каракальской волости возвратясь, прибыли в ту Таутелеутскую волость и тех ясашных 4 человек спросили, и нам сказали, что, де, их увез в кондомские волости для отдачи зенгорский сборщик Дюрен, однако, не утверждая на те их слова, паки мы у тех татар тех людей просили налицо или за них ясаку, на что они об людях объявили то же, что и прежде, токмо за одного человека татарин Куруска отдал ясак. И ехавши обратно, о тех 4 человеках сборщика Дюреня спрашивали, который нам сказал, что он тех людей не бирал и в кондомские волости не важивал; и так оные 4 человека беглых остались знатно у тех татар. 3. Из той Таутелеутской волости поехали мы в канскую Каракальскую волость и, будучи в пути, не доезжая до Каракальской волости, близ речки Ненги, на солонцах, наехали на нас зенгорские каракальские калмыки 4 человека, и, наехавши на нас, взявши наших лошадей, один калмык взял за поводья и повел в сторону, в горы, а другой сзади тех лошадей погонял и нас, сидящих на них сзади, плетью бил, а другие два калмыка ехали перед нами наперед, из которых один говорил нам: «Дайте, де, нам китайку 5 (которую мы возили тюк для мены), и, как, де, китайку дадите, и мы вас отпустим». И видя мы себе тот страх и от них побои, из имеющейся при нас китайки дали им 7 концов да 50 иголок, и оттудова они нас отпустили. 4. По прибытии в Каракальскую волость, явились мы начальному человеку, Кутагулину, который у нас спросил: «Для чего мы в ту волость приехали?». И на то мы сказали, что посланы для сыску беглых ясашных татар, живущих в канских волостях, и для взятья с таутелеутских двоеданов доимочного ясаку; и он нам на то сказал: «В Кану, де, и Каракале главных зайсанов нет, а имеются в Урге, и оттуда еще не бывали, и мне без них тех беглых отыскать негде». В Каракальской волости жили мы 4 дня и ходили по всем юртам, которые стоят не в одном месте, и оных юрт будет с 40. 5. Будучи в той волости, на показанных в 3 пункте калмык 4 человек, в стегании нас плетьми и во взятьи китайки 7 концов, мы просили, и ноен, по нашей просьбе, собравши калмык и взявши нашего проводника, татарина Коочака, для указания тех калмык 4 человек, ездил к тем калмыкам сам, и съездил в одну ночь и, приехав оттуда возвратно, взятую от нас китайку 6, а не 7 концов и 10 игол, привез с собою, и сказал нам, что тех 4 калмык бил он плетьми. А той китайки ноен до отъезду нашего не давал нам, а при отъезде просили мы его отдать, и он дал нам только [35] 2 конца, а 4 удержал у себя. 6. Будучи мы возвратно на пути, видели в Кумандинской ясашной Ее Императорского Величества волости зенгорского ясашного сборщика Дюреня, который ездит по тем волостям, по прежнему обычаю, для сбора на зенгорского владельца алману 6, и с ним 30 человек калмык. 7. Будучи возвратно по Биереке в кумандинских волостях, виделись мы с бийским крестьянином Быковым с товарищи двумя человеками, которые ходили в рудоищиках с рудоискателем Петром Шелигиным по реке Чулышману, в зенгорское владение, для прииску, от порученной Ее Императорского Величества бригадиру Бееру комиссии 7, руд. И Быков сказывал нам: «Ходило, де, нас рудоищиков 120 человек, для прииску руд по Чулышману, и доходили близ бугров 8, и в том, де, месте навстречу им вышло зенгорских калмык с 400 человек и сказали им: «Ежели вы станете бугры копать, то мы станем воеваться 9 и по вас стрелять». И, видя, де, то к себе запрещение, поехали они оттудова по-прежнему в домы, и бугров не копали».


Комментарии

1. Ясашные волости — сибирские и казахские территории, населенные кочевыми народами, которые платили ясак, то есть натуральный налог в пользу Российского государства в виде пушного зверя или крупного рогатого скота, лошадей, баранов. Пушнина, по тогдашнему «мягкая рухлядь», собиравшаяся в виде ясака в XVIIXVIII вв., обеспечивала до половины всей суммы российских государственных доходов. В 1760-х гг. был ликвидирован институт ясачных сборщиков, сбор и доставка пушнины в казну были переданы в руки князьцов и старшин этнических групп.

2. ...прибыли в Кумандинскую волость... место обитания кумандинцев, алтайской этнической группы, кочевавшей в северных предгорьях Алтая, в нижнем течении Бии и Катуни.

3. ...таутелеутских ясашных татар... Тюркоязычная этническая группа, именовавшаяся русскими как белые калмыки. Самоназвание теленгет, телеут. Занимались охотой и звероловством на территории вдоль р. Наймы на Алтае, кочевали по направлению к территории Джунгарского ханства, в состав которого были инкорпорированы; одновременно платили ясак в пользу Российского государства.

4. ...живут в бегах у двоеданцев... Двоеданцами назывались тюркоязычные народы Южной Сибири, находившиеся в российском подданстве и вносившие ясак в пользу государства, а в то же время вынужденные платить дань джунгарским или другим азиатским владетелям.

5. …Дайте, де, нам китайку... Так назывались плотные, чаще синие хлопчатобумажные ткани из Китая. По сведениям Г. Н. Потанина, который опирался на данные Г.Ф. Миллера, китайские ткани были широко распространены в Сибири и ценились гораздо выше более грубых бухарских хлопчатобумажных тканей и тем более русских холстов.

6. Алман, дань, с барабинских татар взималась, по сведениям Г. Н. Потанина, в пользу джунгарских ханов вплоть до 1752 г.

7. Беер, правильно Беэр Андреас Венедиктович, служил в чине бригадира начальником Тульских оружейных заводов. В 1744 г. повелением императрицы Елизаветы Петровны был назначен во главе комиссии для обследования алтайских рудников Демидовых, подтверждения наличия в них сереброи золотосодержащих руд. По результатам обследования высказал предложение о передаче демидовских предприятий в казну, о переводе их на добычу и выплавку серебра. В 1747 г. стал первым начальником Колывано-Воскресенских заводов, переданных от заводчиков Демидовых во владение российских императоров; находился на этой должности до 1751 г. и дослужился до чина генерал-майора.

8. ...и доходили близ бугров... Имелись в виду курганы, или «могильные холмы», насыпанные над древними захоронениями на обширной территории между Обью и Иртышом. В XVII-XVIII вв. были распространены грабительские раскопки курганов, которые производились самовольными раскопщиками, бугровщиками, в поисках золотых и серебряных предметов и монет. О некоторых из сохранившихся курганных находок впервые написал Г.Ф. Миллер, изучавший старинные могилы во время путешествия по северо-казахским и южно-сибирским территориям в составе 2-й Камчатской экспедиции в 1734 г.

9. Так в тексте.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.