КЫРГЫЗСТАН-РОССИЯ. ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (XVIII-XIX ВВ.). DrevLit.Ru - библиотека древних рукописей
Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 83

1854 г., октября 13

ОТНОШЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Г. Х. ГАСФОРДА УПРАВЛЯЮЩЕМУ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Л. Г. СЕНЯВИНУ ОБ УСЛОВИЯХ, НА КОТОРЫХ КЫРГЫЗЫ ПЛЕМЕНИ БУГУ МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ В РОССИЙСКОЕ ПОДДАНСТВО

Во исполнение Высочайшего повеления, объявленного мне в отношении Вашего Превосходительства от 12 января я [174] приглашал манапов дикокаменных киргизов прислать в Омск своих депутатов, снабженных надлежащею доверенностью, для принятия присяги на верноподданство России.

После продолжительных совещаний манапы рода богу избрали депутатом своим манапа Каджибека Ширалина, который прибыл в Омск 26-го минувшего сентября. От других двух родов: султы и сарыбагыш — депутаты не прибыли.

Каджибек есть близкий родственник манапа Буромбая, управляющего родом богу. Еще в 1812 году, имея 14 лет от роду, Каджибек был в Омске с депутациею, в которой участвовал отец его, и по представлению бывшего корпусного командира генерала Глазенапа всемилостивейше награжден чином капитана и золотою медалью на Анненской лейте.

Перевод с данной Каджибеку доверенности при сем препроводить честь имею.

Затем, обращаясь к существу самого дела, принятия рода богу в подданство России, я по соображении помянутого отзыва Вашего Превосходительства от 12 января входил в подробные объяснения с манапом Каджибеком об основаниях, на которых родовичи его могли бы поступить в подданство Его Императорского Величества, если на сие последует окончательно Высочайшее соизволение.

Основания сии, по моему мнению, могли бы заключаться в следующем:

1) Род богу черных или дико каменных киргизов вступает безусловно в подданство Российской державы и признает Его Императорское Величество Императора Всероссийского и его наследников законными своими государями и пользуется высоким их покровительством.

2) Киргизы рода богу имеют оказывать покровительство и защиту торговцам нашим, проходящим с караванами через их земли и кочевья, ограждать сих торговцев от всяких насилий и грабежей и удовлетворять справедливые их жалобы.

3) Ведать одно Русское правительство, и потому не прибегать к покровительству ташкентцев и хоканцев, а равно и всякой другой державы. Напротив того, обязаны врагов России считать своими врагами.

4) Род богу обязывается жить в добром согласии с подданными России киргизами Большой орды. [175]

5) Управляться, как и доселе управлялись, чрез своих манапов, которым правительство предоставляет разбор и решение дел, возникающих между подведомственными им киргизами по существующему у них порядку.

6) Управляющий родом манап по нуждам подведомственного ему народа, требующим пособия правительства, например: к ограждению их от вторжения иноземцев, к прекращению внутренних смут, своеволия и т.п., обращается к приставу киргизов Большой орды, который, смотря по важности обстоятельств, сам удовлетворяет их просьбы или представляет оные на разрешение генерал-губернатора и через него высшему начальству.

7) Старший манап воздерживает управляемых им киргизов от грабежа и баранты в Большой орде, а в случаях угона скота или грабежа, произведенного киргизами сей орды у дикокаменных рода богу, старший манап, не допуская последних до самоуправства, может просить пристава о примирении или преследовании виновных и удовлетворении обиженных.

8) Старший манап по получении известия о баранте или грабеже, произведенным киргизами рода богу в Большой орде, открывает виновных и распоряжается удовлетворением обиженных в мере, определенной решением биев, избранных с обеих сторон.

9) Захваченные в Большой орде на баранте и грабеже киргизы рода богу будут отправляемы к приставу как нарушители спокойствия.

10) Старший манап наблюдает, чтобы в волостях его рода не было даваемо укрывательства хищникам других родов киргизов, которые собираются учинить баранту у киргизов Большой орды или других русских подданных, или же пропускать таковых с добычею по совершению баранты.

11) Старшему манапу предоставляется право просить о назначении к нему особого российского чиновника или письмоводителя, знающего язык, для сношений его с приставом, и манап лично ответствует за его безопасность и свободу.

12) При обязательстве старшего манапа воздерживать подведомственных ему киргизов от своеволия и беспорядков киргизскою своею властью не представляется надобности содержать русский военный отряд в кочевьях рода богу. [176]

13) В звании старшего манапа правительство утверждает управляющего ныне родом богу манапа Буромбая Бекмуратова, с которым и будет сноситься по всем делам через пристава киргизов Большой орды. Преемники же назначаются по существующему в роде богу порядку и утверждаются генерал-губернатором Западной Сибири подобно старшим султанам Большой орды.

14) Старшему манапу определяется жалованье наравне с старшими султанами Большой орды, т.е. по 343 рубли в год серебром, и манап сей приобретает право заслугами своими получать чины и другие отличия Российского правительства.

Сими немногими условиями я полагал бы ограничиться до времени, пока мы не сблизимся более с дикокаменными киргизами рода богу и прочими родами сей орды.

Относительно управления вообще можно было бы принять к руководству высочайше утвержденную в 10-й день января 1848 года инструкцию приставу киргизов Большой орды, составив особое дополнение к сей инструкции, а для облегчения его в сношениях и занятиях придать ему помощника по делам дикокаменных ордынцев и назначить к нему еще одного толмача, так как вообще в последнее время с переходом за реку Или отношения его к киргизам Большой и дикокаменной или черной орд и наблюдение за соседственными пограничными властями хокандскими, — значительно увеличились.

Что же касается до принятия манапом Каджибеком присяги от лица своего народа по данной ему главными родоначальниками доверенности, то я признаю более удобным совершить сей обряд в Омске, если на поступление рода богу в подданство последует окончательно соизволение Его Величества, ибо Каджибек прибыл сюда только с двумя своими прислужниками и следственно депутация его не имеет, полагаю, достаточной значительности, чтобы иметь счастие представиться Его Императорскому Величеству.

В заключение честь имею присовокупить, что в случае решения на принятие рода богу в подданство России я полагал бы полезным исходатайствовать у Государя Императора о Всемилостивейшем пожаловании управляющему родом богу манапу Буромбаю Бекмуратору чина подполковника и в отпуске в мое распоряжение для награждения подарками прочих влиятельнейших манапов до тысячи рублей серебром. [177]

Предавая все вышеизложенное обсуждению Министерства иностранных дел, покорнейше прошу Ваше Превосходительство о последующем почтить меня уведомлением.

Генерал от инфантерии Гасфорд

АВПРИ. Ф. СПб. Главный архив. 1-7. Оп. 6. 1844 г. Д. 1. Л. 52-56 об. Подлинник.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.