№ 80
Из рапорта российского генерального
консула в Иране в Коллегию иностранных дел о
значении Мангышлака в торговле России со Средней
Азией
19 июля 1800 г.
Переправившись на туркменский берег,
рассмотрел жалобы туркменских старшин на
судового приказчика Калуста Аветикова, и
оказались весьма неосновательны. Ибо вся
претензия их в том состояла, что сей приказчик не
дал подарка — двухсот пятидесяти рублей, а мукою
пшеничною пятидесяти четвертей за якорь, или,
яснее сказать, за то, что судовщик остановился с
судном на водах их, брал пресную воду с берега и
солью нагрузил судно. Туркменские старшины
основывали право свое требовать с судовщиков
якорных подарков на одном обычае, и ежели, как они
говорили, не желает судовщик последовать сему
обычаю, то и на берег их не пускал бы [с] гребного
судна ни за какою надобностью, а паче за солью,
которую для соления тюленя или рыбы у них
покупают. Хотя представлял я им, что за соль и за
пресную воду всегда дает судовщик особо
договоренную плату, следовательно, обоюдная
польза бывает от пристанища судов у берегов их,
однако ж иначе не мог я решить сей претензии их,
как предложить им в замену подарка возвышение
продажной цены за соль на ту сумму денег, которую
берут в подарок, или больше. На предложение сие
согласились туркменские старшины и дали мне
обязательство впредь поступать таким образом, а
подарков не требовать. Ежели они по сему
обязательству точно поступать будут, то
судовщикам несходно будет покупать у них соль, в
таком случае выгоднее будет для них запасаться
солью для соления тюленя и рыбы из астраханских
его императорского величества магазинов. Чем
больше цену на соль возвысят туркменцы, тем
больше поводу подадут астраханским судовщикам
брать соль из Астрахани нужное количество, а
теперь для одного виду берут некоторое
количество соли из астраханских магазинов.
Обычай же оный мало-помалу вышел бы из
употребления. Да и нужно сие вывести из
употребления, ибо и в прочих пристанях, особливо
в Караганской, судовщики выменивают соль для
соления тюленя и рыбы за муку. А чтоб судовщикам
воспрещено было вывозить муку на мену соли, то
представлено от меня астраханскому гражданскому
губернатору. Решив претензию туркменских
старшин на вышепомянутого приказчика,
отправился я в Караганскую пристань, где наипаче
суда пристают для грузки товаров. Коль скоро
прибыли хивинские и бухарские купцы с товарами и
должно было приступить к грузке, так и открылись
те же беспорядки, какие были прежде всего в Баку и
в Энзелиях. Оные беспорядки отвращены уравнением
груза на все суда, а купцы облегчены
установлением умеренной платы за провоз товаров.
Между тем туркменские старшины, наипаче те,
которые участвуют в хивинской торговле с
Астраханью, равно и хивинские купцы, просили меня
куда следует представить о построении на берегу
Караганской пристани крепости, а в оной —
кладовых амбаров для безопасности товаров от
хищных киргизцев и туркменцев. Выгодное
положение Караганской пристани Коллегия изволит
увидеть из представляемой при сем карты. Цена же
товаров, через сей порт привозимых в Астрахань и
обратно в Хиву и Бухарию, простирается за полтора
миллиона. Ибо одной бумаги пряденой и бязей на
девятьсот тысяч рублей вывозится.
[129]
Через сию же пристань и
хлопчатую бумагу вывозят. Но ежели построением
крепости, а в оной кладовых амбаров, доставится
полная безопасность купеческим товарам от
киргис-кайсаков и от туркменцев, завидующих
землякам своим в выгодах, из торговли
почерпаемых, то сей торг больше бы
распространился, ибо хивинцам дорого стоит
покупать у своевольных и праздных туркменцев
безопасность своих товаров, особливо в таковом
случае, когда приедут с товарами и судна нет в
оной пристани для перевоза товаров до Астрахани;
а потому принуждены бывают отвозить товары в
кибитки кочующих туркменцев, которые, переменяя
место, принуждают и их с места на место возиться с
товарами до весны, когда суда прийдут. Правда, что
и прежде построена была крепость на
Тюб-Караганском кряже, но то место обозревал я и
положение того берега, на возвышениях коего сия
пристань заложена была, совсем не имеет той
выгоды для пристанища судов, каковую описал я на
вышеписанном месте. При том не имели тогда
туркменцы никакого участия в хивинской торговле
с Астраханью. Следовательно, не было им тогда
нужды желать такового ограждения для
безопасности товаров своих. Кладовой амбар в
крепости можно построить из камня, которым весь
Караганский кряж покрыт. Камень сей к ломке
удобен. Можно из него сделать известку, но
поелику леса там нет, то сходнее вывозить оный из
Астрахани на судах, а для варения пищи и печения
хлебов достаточно будет камыша, растущего на
косе, которая в ширину около немецкой мили.
Издержки на построение крепости и кладовых
амбаров можно возвратить сбором денег за складку
в оных товаров и за пребывание купцов. Ежели
представление сие по каким-либо государственным
обстоятельствам неблаговременное, то по крайней
мере в другое время подаст повод к дальнейшим по
сему предмету подвигам. А я старался, чтобы вояж
мой на восточный берег Каспийского моря не был
вовсе бесполезен. О чем и в Государственную
коммерц-коллегию от меня представлено.