№ 396
Из письма бывшего начальника
Астрабадской морской станции капитана 2-го ранга
Л. А. Ухтомского вице-адмиралу К. Н. Посьет о
необходимости занять Красноводский залив
18 августа 1869 г.
Милостивый государь Константин
Николаевич! Три месяца тому назад я имел честь
изложить вашему превосходительству
необходимость перенести Астрабадскую морскую
станцию в Красноводский залив с учреждением там
сильного военного порта. При этом я весьма мало
касался политических вопросов, так как тогда мне
еще трудно было обнять и оценить надлежащим
образом наше положение в Средней Азии. Находясь в
настоящее время за границей, я продолжал изучать
среднеазиатский вопрос. Помощью данных,
рассеянных в английских и русских газетах и
журналах, данных, которые я привел в систему,
необходимость занятия Красноводского залива
стала для меня очевидна и с точки зрения наших
политических интересов.
Для того, чтобы вы могли вернее оценить
все достоинства и все недостатки
нижеизложенного, я прошу вас развернуть карту
той части Азии, где были бы обозначены: устья рек
Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Каспийское море, верховья
реки Инда и Кашгария.
Для уяснения моей мысли я позволю себе
самым кратким образом изложить в исторической
последовательности развитие так называемого
среднеазиатского вопроса и его сущность... (Снят обзор наступательным действиям
русских войск в Средней Азии и проискам англичан
в среднеазиатских ханствах в середине 60-х годов
XIX в.)
Обходя другие стороны
среднеазиатского вопроса, я позволю себе
обратить внимание вашего превосходительства на
то, что к числу средств, которые наиболее
содействовали бы исполнению этой программы (Речь идет об окончательном
присоединении среднеазиатских ханств к России),
нужно отнести занятие Красноводского залива и
заложения при нем сильного укрепления.
Выгоды такого занятия очевидны. От
Красноводского залива до Хивы пролегает
единственный уже испытанный путь для движения к
Хиве больших сил. В царствование Петра I по сухому
ложу Аму-Дарьи прошел Бекович-Черкасский с
восьмью тысячами войск, в том числе было много
драгун, и благополучно дошел до Хивы.
От Красноводского залива лежит
удобнейший путь из русских пределов к
Афганистану как бы ни идти, то есть либо вверх по
реке Аму-Дарье до Балха, либо по туркменским
степям на Герат. Если бы понадобилось
действовать большими силами, то кавказские
войска, высаженные в Красноводске, могут идти
населенными берегами Аму-Дарьи, [537]
перевозя
свой багаж на лодках, которых в хивинском ханстве
можно собрать тысячи; если бы экспедиция наша
состояла из малых отрядов, то она могла бы идти на
Мерв к реке Гери-Руд и к Герату.
Красноводское укрепление будет
постоянной угрозой Афганистану, если бы
последний захотел — что весьма вероятно —
распространить свои владения на счёт нашей
естественной союзницы — Персии.
Красноводское укрепление может
служить местопребыванием гражданских властей,
управляющих киргизами адаевского и
чумыш-табинского родов. Оба эти рода (из которых в
первом считается до 20 тысяч кибиток) ныне
поставлены в весьма фальшивое положение.
Номинально они подданные России и даже платят
подать; фактически же они зависят от Хивы и
действуют в ее интересах. Не видя русских,
которых требования никогда еще не подкреплялись
среди их кочевьев материальной силой, они не
боятся и не уважают нас, а подчиняются Хиве,
которая ближе к ним и для них гораздо страшнее.
Здесь необходимо присовокупить, что все
беспорядки в Оренбургской степи постоянно
подкреплялись содействием и помощью адаевцев.
В экономическом отношении адаевцы и
другие далекие киргизские роды находятся тоже в
зависимости от Хивы, откуда они получают даже
русские товары.
Красноводское укрепление должно иметь
достаточное число подвижных войск, чем изменится
вышесказанный порядок дел и в то же время наши
гражданские власти приобретут надлежащий
авторитет. Независимо от того, это укрепление,
помещенное на середине этнографической границы
между киргизами и туркменами, будет
содействовать прекращению вековой баранты и
грабежей между этими кочевниками, что также
поднимет нравственное значение нашей власти.
Наконец, занятие Красноводского
залива и обращение этой прекрасной гавани в порт
находится в тесной связи с обеспечением
торгового пути в Хиву и откроет нашим
мануфактурам всю долину реки Аму-Дарьи. При этом
нельзя, однако, не заметить, что открытие прямого
пути от Каспийского моря к Хиве вызовет и
некоторые экономические усложнения. С
окончанием Потийско-Бакинской железной дороги
товары английских, французских, немецких и
особенно австрийских торговых домов,
отправляемые в Персию, направятся именно этой
транзитной дорогой. Уже и теперь Персия не
составляет русский рынок, и английская
контрабанда, наполнив Кавказ, проникает даже до
Астрахани; когда же железный путь из Поти в Баку
будет окончен, а дорога из Красноводска в Хиву
будет обеспечена, то западноевропейские товары
легко могут проникнуть в Среднюю Азию.
Не касаясь экономических условий
этого вопроса, я полагал бы необходимым
установить правильное крейсерство военных судов
от Баку по западному берегу Каспийского моря и от
Красноводска — по восточному берегу моря для
предупреждения контрабанды. Кроме того,
необходимо обязать командира Красноводского
порта посылать по временам одного крейсера с
хорошо вооруженным десантом к устью реки Эмбы
для охранения там нашего рыболовства. До сих пор
наши рыбаки подвергались многократным обидам от
киргизов, кочующих близ устьев Эмбы, и нередко
люди наши с лодок захватывались киргизами в плен
безнаказанно и уводились в рабство. Точно так же
необходимо, чтобы крейсеры наши возможно чаще
осматривали кочевья на Мангышлаке, Усть-Урте и по
всему восточному прибрежью, смотря по
соображениям гражданских властей, для
поддержания в аулах кочевников порядка и
законности.
Если можно надеяться, что перенесение
в Красноводский залив Астрабадской станции,
столь необходимое в настоящее время, [538]
состоится, то совершенно необходимо —
говорю это по опыту, — чтобы командир новой
станции был подчинен только по употреблению
флотилии для военных и других целей двум лицам —
наместнику Кавказа и туркестанскому
генерал-губернатору. Во всех же прочих
отношениях командир Красноводского порта должен
быть свободен от подчинения сухопутному
ведомству и находиться в полной зависимости от
Морского министерства. Очень вероятно, что
окажется возможным соединить в одном лице
обязанности командира порта и губернатора
Красноводского округа. (Само собой
разумеется, что в Астрабадском заливе необходимо
будет держать одного крейсера для охранения там
наших торговых интересов, а на острове Ашур-Аде
иметь незначительный караул при портовом складе
(примечание в документе))
Покорнейше прошу ваше
превосходительство не осудить мое письмо за
резкость моих суждений. Эта резкость вызвана
желанием быть точным в небольшом очерке и
сознанием, что я пишу человеку, который не примет
дурно полную и честную откровенность мою.
Князь Леонид Ухтомский
ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 3224, лл.
37—46.
Заверенная копия.