Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 396

Из письма бывшего начальника Астрабадской морской станции капитана 2-го ранга Л. А. Ухтомского вице-адмиралу К. Н. Посьет о необходимости занять Красноводский залив

18 августа 1869 г.

Милостивый государь Константин Николаевич! Три месяца тому назад я имел честь изложить вашему превосходительству необходимость перенести Астрабадскую морскую станцию в Красноводский залив с учреждением там сильного военного порта. При этом я весьма мало касался политических вопросов, так как тогда мне еще трудно было обнять и оценить надлежащим образом наше положение в Средней Азии. Находясь в настоящее время за границей, я продолжал изучать среднеазиатский вопрос. Помощью данных, рассеянных в английских и русских газетах и журналах, данных, которые я привел в систему, необходимость занятия Красноводского залива стала для меня очевидна и с точки зрения наших политических интересов.

Для того, чтобы вы могли вернее оценить все достоинства и все недостатки нижеизложенного, я прошу вас развернуть карту той части Азии, где были бы обозначены: устья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Каспийское море, верховья реки Инда и Кашгария.

Для уяснения моей мысли я позволю себе самым кратким образом изложить в исторической последовательности развитие так называемого среднеазиатского вопроса и его сущность... (Снят обзор наступательным действиям русских войск в Средней Азии и проискам англичан в среднеазиатских ханствах в середине 60-х годов XIX в.)

Обходя другие стороны среднеазиатского вопроса, я позволю себе обратить внимание вашего превосходительства на то, что к числу средств, которые наиболее содействовали бы исполнению этой программы (Речь идет об окончательном присоединении среднеазиатских ханств к России), нужно отнести занятие Красноводского залива и заложения при нем сильного укрепления.

Выгоды такого занятия очевидны. От Красноводского залива до Хивы пролегает единственный уже испытанный путь для движения к Хиве больших сил. В царствование Петра I по сухому ложу Аму-Дарьи прошел Бекович-Черкасский с восьмью тысячами войск, в том числе было много драгун, и благополучно дошел до Хивы.

От Красноводского залива лежит удобнейший путь из русских пределов к Афганистану как бы ни идти, то есть либо вверх по реке Аму-Дарье до Балха, либо по туркменским степям на Герат. Если бы понадобилось действовать большими силами, то кавказские войска, высаженные в Красноводске, могут идти населенными берегами Аму-Дарьи, [537] перевозя свой багаж на лодках, которых в хивинском ханстве можно собрать тысячи; если бы экспедиция наша состояла из малых отрядов, то она могла бы идти на Мерв к реке Гери-Руд и к Герату.

Красноводское укрепление будет постоянной угрозой Афганистану, если бы последний захотел — что весьма вероятно — распространить свои владения на счёт нашей естественной союзницы — Персии.

Красноводское укрепление может служить местопребыванием гражданских властей, управляющих киргизами адаевского и чумыш-табинского родов. Оба эти рода (из которых в первом считается до 20 тысяч кибиток) ныне поставлены в весьма фальшивое положение. Номинально они подданные России и даже платят подать; фактически же они зависят от Хивы и действуют в ее интересах. Не видя русских, которых требования никогда еще не подкреплялись среди их кочевьев материальной силой, они не боятся и не уважают нас, а подчиняются Хиве, которая ближе к ним и для них гораздо страшнее. Здесь необходимо присовокупить, что все беспорядки в Оренбургской степи постоянно подкреплялись содействием и помощью адаевцев.

В экономическом отношении адаевцы и другие далекие киргизские роды находятся тоже в зависимости от Хивы, откуда они получают даже русские товары.

Красноводское укрепление должно иметь достаточное число подвижных войск, чем изменится вышесказанный порядок дел и в то же время наши гражданские власти приобретут надлежащий авторитет. Независимо от того, это укрепление, помещенное на середине этнографической границы между киргизами и туркменами, будет содействовать прекращению вековой баранты и грабежей между этими кочевниками, что также поднимет нравственное значение нашей власти.

Наконец, занятие Красноводского залива и обращение этой прекрасной гавани в порт находится в тесной связи с обеспечением торгового пути в Хиву и откроет нашим мануфактурам всю долину реки Аму-Дарьи. При этом нельзя, однако, не заметить, что открытие прямого пути от Каспийского моря к Хиве вызовет и некоторые экономические усложнения. С окончанием Потийско-Бакинской железной дороги товары английских, французских, немецких и особенно австрийских торговых домов, отправляемые в Персию, направятся именно этой транзитной дорогой. Уже и теперь Персия не составляет русский рынок, и английская контрабанда, наполнив Кавказ, проникает даже до Астрахани; когда же железный путь из Поти в Баку будет окончен, а дорога из Красноводска в Хиву будет обеспечена, то западноевропейские товары легко могут проникнуть в Среднюю Азию.

Не касаясь экономических условий этого вопроса, я полагал бы необходимым установить правильное крейсерство военных судов от Баку по западному берегу Каспийского моря и от Красноводска — по восточному берегу моря для предупреждения контрабанды. Кроме того, необходимо обязать командира Красноводского порта посылать по временам одного крейсера с хорошо вооруженным десантом к устью реки Эмбы для охранения там нашего рыболовства. До сих пор наши рыбаки подвергались многократным обидам от киргизов, кочующих близ устьев Эмбы, и нередко люди наши с лодок захватывались киргизами в плен безнаказанно и уводились в рабство. Точно так же необходимо, чтобы крейсеры наши возможно чаще осматривали кочевья на Мангышлаке, Усть-Урте и по всему восточному прибрежью, смотря по соображениям гражданских властей, для поддержания в аулах кочевников порядка и законности.

Если можно надеяться, что перенесение в Красноводский залив Астрабадской станции, столь необходимое в настоящее время, [538] состоится, то совершенно необходимо — говорю это по опыту, — чтобы командир новой станции был подчинен только по употреблению флотилии для военных и других целей двум лицам — наместнику Кавказа и туркестанскому генерал-губернатору. Во всех же прочих отношениях командир Красноводского порта должен быть свободен от подчинения сухопутному ведомству и находиться в полной зависимости от Морского министерства. Очень вероятно, что окажется возможным соединить в одном лице обязанности командира порта и губернатора Красноводского округа. (Само собой разумеется, что в Астрабадском заливе необходимо будет держать одного крейсера для охранения там наших торговых интересов, а на острове Ашур-Аде иметь незначительный караул при портовом складе (примечание в документе))

Покорнейше прошу ваше превосходительство не осудить мое письмо за резкость моих суждений. Эта резкость вызвана желанием быть точным в небольшом очерке и сознанием, что я пишу человеку, который не примет дурно полную и честную откровенность мою.

Князь Леонид Ухтомский

ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 3224, лл. 37—46.

Заверенная копия.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.